Трудовые гарантии участникам выборов

Долгая Ирина, эксперт по вопросам оплаты труда
Оплата труда Октябрь, 2020/№ 19
В избранном В избранное
Печать
На вашем предприятии, учреждении, организации есть кандидаты на должности председателей или депутатов местных советов? Ваши работники принимают участие в избирательном процессе в качестве членов избирательной комиссии или наблюдателей? Предлагаем вам порцию разъяснений: как оформить отсутствие таких работников на работе в связи с участием в выборах.

Трудовые гарантии «от работодателя»

Избирательный процесс предусматривает не только участие кандидатов и избирателей в однодневном голосовании. Не менее важны подготовка, агитация, работа с документацией и тому подобное. Для этого привлекают дополнительные кадры. Многие из них имеют основное место работы. Законодатель позаботился об этих моментах, установив для участников выборов определенные трудовые гарантии в зависимости от их статуса. В этом случае оперировать будем нормами Избирательного кодекса Украины от 19.12.2019 г. № 396-IX (далее — Избирательный кодекс). Разберем обязанности работодателей относительно своих работников, которые задействованы в избирательном процессе в разных статусах.

Кандидат. В Избирательном кодексе закреплены гарантии для кандидатов в депутаты местных советов. А вот относительно кандидатов на должности сельского, поселкового, городского головы такие нормы не предусмотрены. Поэтому свое отсутствие на работе они оформляют на свое усмотрение по согласованию с работодателем. Это может быть отпуск без сохранения зарплаты (ст. 25 или 26 Закона про отпуска), ежегодный отпуск и тому подобное.

Согласно ч. 1 ст. 237 Избирательного кодекса работодатель не имеет права отказать кандидату в депутаты в предоставлении неоплачиваемого отпуска. О чем идет речь?

1. Работодатель не должен вынуждать кандидата в депутаты оформлять отпуск без сохранения зарплаты, но и не имеет права отказать работнику (по его желанию) в оформлении такого отпуска.

2. Работнику, который зарегистрировался кандидатом, предоставлено право, а не обязанность оформлять неоплачиваемый отпуск. Поэтому, если у него есть неиспользованные другие виды отпусков (например, ежегодные), то он может воспользоваться ими (по согласованию с работодателем) в избирательный период. И это не будет нарушением законодательства. Но не для кандидата-госслужащего.

Трудовые отношения у госслужащих регулирует Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон № 889).

В соответствии с ч. 4 ст. 10 этого Закона, в случае регистрации государственного служащего кандидатом в депутаты, он:

а) обязан в однодневный срок в письменном виде сообщить об этом руководителю госслужбы;

б) предоставить заявление и оформить отпуск без сохранения заработной платы на время участия в избирательном процессе. Указанный отпуск предоставляется по решению руководителя госслужбы со дня его уведомления об участии в избирательном процессе и до дня его завершения в соответствии с избирательным законодательством.

Заметьте, ответственность относительно оформления отпуска без сохранения заработной платы на период участия в избирательном возложена на госслужащего. Поэтому воспользоваться другим видом отпуска в это время он не может, потому что это будет основанием для привлечения государственного служащего к ответственности за дисциплинарный проступок. Разъяснение касательно отпуска для участия в выборах госслужащего — кандидата в депутаты предоставило Управление Гоструда в Волынской области (lutsk.dsp.gov.ua).

На рис. 1 приведем гарантии, которые предусмотрены для кандидатов в депутаты.

Рис. 1. Гарантии для кандидата в депутаты

* Можно использовать эти коды, но лучше ввести «свое» обозначение.

Доверенное лицо, представитель, уполномоченное лицо от партии. Работники, участвующие в выборах в качестве доверенных лиц кандидатов в депутаты, кандидатов на должности городских, сельских, поселковых голов, представителей организаций партий в соответствующей избирательной комиссии (далее — ИК) и уполномоченных лиц организаций партий, имеют право на освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы на период избирательного процесса без сохранения заработной платы по согласованию с работодателем (п. 9 ст. 238, п. 8 ст. 236 Избирательного кодекса). Гарантии для работников с таким статусом в период выборов изображены на рис. 2.

Рис. 2. Гарантии для доверенного лица, представителя, уполномоченного лица

Наблюдатели. В соответствии со ст. 239 Избирательного кодекса в избирательном процессе на местных выборах могут участвовать официальные наблюдатели от организаций партий. Но, к сожалению, Избирательный кодекс не предусматривает для них гарантий в сфере труда. Вопрос отсутствия на работе наблюдатель должен решить с работодателем в рамках трудового законодательства. Варианты оформления работодателем отсутствия работника, который является наблюдателем на местных выборах, на избирательный период изображены на рис. 3.

Рис. 3. Варианты оформления освобождения от основной работы наблюдателя

Члены избирательной комиссии. Наиболее защищенные участники выборов — члены ИК.

На время непосредственного выполнения обязанностей члена ИК (участие в заседаниях комиссии, других мероприятиях) на каждого члена ИК распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством для работников на время выполнения ими государственных или общественных обязанностей в рабочее время (ч. 5 ст. 38 Избирательного кодекса).

Сразу отметим, что их работа как членов комиссии оплачивается в любом случае:

• работодателем, если они привлечены к избирательному процессу на безоплатной основе (ст. 119 КЗоТ);

• избирательной комиссией — если они привлечены к выборам на платной основе (ст. 212 Избирательного кодекса).

Но это уже другая история, о которой вы узнаете в статье «Оплатная сторона участия в выборах» этого номера. А теперь о трудовых гарантиях членов комиссии по их основному месту работы — у работодателя.

Члены ИК освобождаются от выполнения служебных обязанностей по месту постоянной работы на время, необходимое для осуществления обязанностей члена комиссии (созыва заседания или участия в других мероприятиях, предусмотренных Избирательным кодексом).

Заметьте, Избирательный кодекс не предусматривает выполнения обязанностей членом ИК непрерывный избирательный период или полный день. Член комиссии может быть привлечен к работе в ИК на несколько часов в день и не каждый день. Такие данные должны быть подкреплены письменным уведомлением или решением ИК.

Гарантии по основному месту работы для работников, которые являются членами избирательной комиссии, приведены на рис. 4.

Рис. 4. Гарантии по основному месту работы члена ИК

Заметьте, работодатель не может отказать в освобождении работнику — члену избирательной комиссии на период избирательного процесса.

Оформляем освобождение от трудовых обязанностей работника — члена ИК

На примере члена ИК, который принимает участие в выборах на безоплатной основе, рассмотрим оформления освобождения от основной работы:

Удостоверение ИК. Работник — член ИК предоставляет удостоверение члена ИК по местным выборам по соответствующей форме удостоверения (приложения к постановлению № 142*).

* Постановление ЦИК от 24.07.2020 г. № 142.

Уведомление/решение. Работник предоставляет работодателю уведомление председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии о созыве заседания комиссии или решение избирательной комиссии о привлечении члена комиссии к участию в других мероприятиях избирательного процесса. Такие сообщения или решения должны содержать указание даты, времени и запланированной продолжительности заседания избирательной комиссии или другого мероприятия.

Заявление работника. Работник предоставляет работодателю по месту работы заявление об освобождении от выполнения трудовых обязанностей с указанием периода участия в избирательном процессе.

Приказ. Работодатель издает приказ об освобождении работника от выполнения трудовых обязанностей. В приказе фиксирует срок освобождения, сохраняется средний заработок или нет, и указывает основания освобождения.

Справка об освобождении от работы. Работодатель предоставляет работнику справку об освобождении от работы, в которой указывает время освобождения, сохранения места работы, должности и среднего заработка (по требованию работника).

Выводы

• Кандидат в депутаты на период участия в избирательном процессе имеет право на неоплачиваемый отпуск. Работодатель не может ему отказать.

• Доверенное лицо, представитель, уполномоченное лицо от партии имеет право (по согласованию с работодателем) на освобождение от основной работы с сохранением места работы и должности, но без сохранения заработка.

• Для наблюдателей действующее законодательство не предусматривает трудовых гарантий во время участия в выборах.

• Члены ИК для участия в выборах могут привлекаться:

а) на платной основе (с сохранением места работы, должности, но без сохранения заработка по основному месту работы);

б) на безоплатной основе (с сохранением места работы, должности и среднего заработка по основному месту работы).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд