Темы статей
Выбрать темы

Проверки Гоструда после 14.09.2021: быть или не быть?

Кучерова Оксана, юрист
Новость, которая всколыхнула весь Интернет! Снова суд отменил порядок, по которому ходили на проверки контролеры из Гоструда. Что это решение означает для работодателей и смогут ли они теперь спать спокойно? Что делать, если вас уже проверили или только собираются проверять? Давайте разбираться.

Что решил Суд?

14 сентября 2021 года постановлением Шестого апелляционного административного суда по делу № 640/17424/19 было признано недействительным постановление Кабмина № 823*.

* Постановление КМУ «Некоторые вопросы осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде» от 21.08.2019 № 823.

Это именно то постановление, которое устанавливает порядок проведения инспекционных посещений для выявления неоформленного труда, предоставляло сверхширокие полномочия инспекторам и по результатам которого к работодателю, как правило, применяются космические штрафы.

При этом сама процедура инспекционных посещений во многом противоречила законодательству, как и вообще порядок принятия этого документа.

В принципе, сложившаяся сейчас ситуация была ожидаемой. Ведь по сути постановление № 823 не сильно отличалось от своего предшественника — постановления Кабмина № 295**, которое раньше также было отменено судом.

** Постановление КМУ «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 26.04.2017 № 295.

Об этом событии мы упоминали в статье «Трудовые проверки по-новому: что изменилось»? // «ОТ», 2019, № 17.

Последствия для работодателя

Считаем, что сложившаяся ситуация может дать субъектам хозяйствования определенные «бонусы».

Во-первых, то, что постановление № 823 с 14 сентября утратило свою силу, означает, что оно больше не может применяться. Это значит, что с 14 сентября контролеры Гоструда не могут проводить инспекционные посещения.

Единственное, что может изменить эту ситуацию, это кассационное обжалование этого решения и предоставление заявления об остановке исполнения решения апелляционного суда (ст. 375 КАСУ). Если это произойдет, то до вынесения окончательного решения Верховным Судом постановление № 823 будет продолжать действовать.

Хотя, как показывает практика его предшественника, кассационное обжалование, скорее всего, будет, а вот остановка исполнения решения апелляционного суда вряд ли произойдет. Ведь в прошлый раз Суд не нашел оснований для удовлетворения этого ходатайства. Однако посмотрим, как «карты лягут» в этот раз.

Во-вторых, если инспектирование еще продолжается, можно требовать его прекращения. Ведь после 14 сентября 2021 года контролеры не имеют правовых оснований для проведения инспектирования. А значит, Гоструда может осуществлять только плановые и внеплановые проверки и только на основании Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V (далее — Закон № 877).

Поэтому, как показывает судебная практика, работодатели успешно признавали действия инспекторов противоправными, если те продолжали уже начатое инспектирование. По убеждению суда, Гоструда должна была бы прекратить инспекционное посещение в связи с отсутствием законодательно обоснованных оснований для продолжения действий по такому инспекционному посещению. Именно такая позиция изложена в решении Запорожского окружного административного суда от 12.10.2020 по делу № 280/4178/19 (ср. ).

Имейте в виду! Во время карантина Гоструда не сможет прийти с плановой проверкой к работодателям с незначительной и средней степенями риска. Однако, нужно помнить, что карантин не защищает работодателей от внеплановых проверок.

Более того, надеяться на отмену уже выписанных постановлений и предписаний, вынесенных по результатам инспектирования до 14 сентября 2021 года, также не стоит. Дело в том, что постановление № 823 было признано недействительным с момента вступления решения в силу, то есть с 14 сентября 2021 года.

А значит, инспекционные посещения, завершенные до 14 сентября, проводились на основании и в порядке, предусмотренном действующим на то время законодательством.

По крайней мере, именно таким путем пошла судебная практика после отмены предшественника — постановления № 295. Например, решение Львовского окружного административного суда от 28.11.2019 по делу № 1.380.2019.003171, постановление Шестого апелляционного административного суда от 05.12.2019 по делу № 620/2332/19.

Перспективы на будущее

Как видим, у Кабмина уже сложилась традиция: утверждать соответствующие Порядки для инспекционных посещений, которые впоследствии обжалуют в суде и отменяют. Поэтому не исключено, что сделав так два раза, Кабмин не решит сделать так и в третий раз. Вместе с тем есть перспектива появления все же отдельного Закона, который будет регламентировать трудовой контроль Гоструда. Так, недавно Минэкономики обнародовало Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно порядка государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде»*. Им предлагается определить правовой статус Государственной инспекции труда, права и обязанности инспекторов труда, а также изменить правила трудовых проверок и штрафы. Однако это только проект, поэтому посмотрим, дойдет ли до него дело.

* Размещен на сайте Минэкономики (me.gov.ua) по ссылке «Головна» «Обговорення проєктів документів».

Несмотря на это, не исключаем, что инспекторы труда не будут останавливать инспектирование и будут пытаться расширить свои полномочия за счет Конвенций МОТ. Так, по правилам ст. 2 Закона № 877 Гоструда осуществляет контроль в соответствии с этим Законом, но с особенностями, предусмотренными специальными законами и международными договорами. Вот здесь как раз и появляется возможность руководствоваться нормами Конвенции МОТ № 81** и Конвенции МОТ № 129***, которые как раз содержат термин «инспекционные посещения». В частности, речь идет о предусмотренной Конвенциями возможности инспекторов опрашивать работников, появляться на предприятиях беспрепятственно и без предварительного уведомления в любое время суток и с периодичностью на усмотрение инспектора.

** Конвенция № 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» 1947 года.

*** Конвенция № 129 Международной организации труда «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» 1969 года.

Однако в комментируемом решении представители Фемиды подчеркнули, что Конвенция № 81 должна обеспечивать систему инспекции труда на промышленных и торговых предприятиях, а Конвенция № 129 — сельскохозяйственных предприятий. Поэтому не стоит распространять нормы международных Конвенций на отношения, которые такими Конвенциями не регулируются.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше