Темы статей
Выбрать темы

«Противоковидная» вакцинация & простой для отстраненных работников

Кучерова Оксана, юрист
На первый взгляд, соблюдение работодателями требования об отстранении невакцинированных работников, попавших в Перечень № 2153*, не вызывает трудностей.

* Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам, утвержденный приказом МОЗ от 04.10.2021 № 2153.

Если работник не вакцинировался и не имеет противопоказаний — отстраняем его от работы. Вроде бы все четко и понятно.

Однако Минэкономики рекомендовало предупреждать работников о таких требованиях не позднее чем за 2 месяца (письмо от 18.10.2021 № 4706-01/50116-01). Об этом мы рассказывали в статье «Прививки от COVID-19: снова изменения» // «ОТ», 2021, № 22.

Поскольку изменения в Перечне № 2153 вступают в силу через месяц со дня опубликования, на практике выполнить такие требования не удается. Поэтому как вариант, чтобы заполнить пробел, который возникает, когда два месяца предупреждения еще не закончились, однако работодатель уже не может допустить работника к работе согласно п. 416 «карантинного» постановления КМУ от 09.12.2020 № 1236, Минэкономики намекало на возможность введения простоя.

По нашему мнению, здесь Минэкономики немного перемудрило, хотя мотивы были благородными, ведь введение простоя означало, что работнику такое время будет оплачено по правилам ст. 113 КЗоТ. Поэтому мы обратились к Минэкономики за более четкими разъяснениями. И вот что они ответили.

В комментируемом письме от 22.12.2021 № 4712-06/60382-07 (см. «Об отстранении от работы и изменении существенных условий труда») Минэкономики подчеркнуло, что изменение существенных условий труда допускается при условии, если это вызвано изменениями в организации производства и труда. Поэтому, по их мнению, отстранение от работы работников в связи с отказом или уклонением от вакцинации против COVID-19 обусловлено нормами санитарного законодательства и не вызвано изменениями в организации производства и труда.

Более того, отождествление обязательной вакцинации против COVID-19 с существенными условиями труда несет прямую угрозу увольнения (по п. 6 ч. 1 ст. 36 КЗоТ) для работников, отказывающихся от проведения обязательных прививок. То есть фактически получалось бы, что за отказ от вакцинации можно увольнять. Однако это не так, что подтверждает и Гоструда**.

** dsp.gov.ua/faq/chy-mozhut-pratsivnyka-zvilnyty-z-roboty-u-zv-iazku-iz-vidmovoiu-abo-ukhylennia-vid-vaktsynatsii-proty-covid-19

Итак, как видим, Минэкономики заняло четкую позицию: введение обязательной вакцинации против COVID-19 не является изменением существенных условий труда, а значит, об этом не обязательно уведомлять за два месяца. Отсюда вывод, что речь не идет и о введении простоя, ведь законодательство устанавливает требование именно об отстранении (ч. 2 ст. 12 Закона № 1645***).

*** Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 06.04.2000 № 1645-III.

Кстати, такой же позиции уже придерживаются некоторые суды. По их мнению, выполнение работодателем законодательства о защите населения от инфекционных болезней не может расцениваться как изменение существенных условий труда, а значит, нет оснований для отмены приказа об отстранении из-за отсутствия предупреждения работника о таких изменениях за два месяца (решение Маловисковского районного суда Кировоградской области от 30.11.2021 по делу № 392/1674/21).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше