Темы статей
Выбрать темы

Прививки от COVID-19: снова изменения

Кучерова Оксана, юрист
С самого начала введения обязательной вакцинации работников было понятно, что Перечень № 2153* будет претерпевать постоянные изменения. Ведь уже тогда шла речь о его предстоящем расширении. Поэтому, как говорится: «не словом, а делом...». Недавно профильное министерство сообщило о соответствующих изменениях. Итак, давайте разбираться, что нового появится в этой сфере и кто еще попал «под прицел» МОЗ.

* Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам, утвержденный приказом МОЗ от 04.10.2021 № 2153.

Расширение Перечня с обязательной вакцинацией

Чтобы предотвратить распространение коронавируса, МОЗ расширяет круг работников, подлежащих обязательной вакцинации.

Так, к педагогам и работникам центральных и местных органов власти с 09.12.2021 добавляются работники:

• предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления центральных органов исполнительной власти;

• учреждений и заведений, предоставляющих социальные услуги, заведений социальной защиты для детей, реабилитационных заведений;

• предприятий, учреждений и организаций, включенных в Перечень объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, утвержденный постановлением КМУ от 04.03.2015 № 83.

Соответствующие изменения были введены приказом МОЗ от 01.11.2021 № 2393**. Он вступит в силу 09.12.2021.

** Приказ МОЗ «Об утверждении Изменений к Перечню профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам» от 01.11.2021 № 2393.

На этом МОЗ решило не останавливаться, поэтому не успели вступить в законную силу эти изменения, они уже готовят следующие. Так, в соответствии с проектом приказа МОЗ*** в перечень с обязательной вакцинацией еще планируют включить работников:

*** buhgalter.com.ua/upload/news/2021/11/3115.pdf

• заведений здравоохранения государственной и коммунальной форм собственности;

• органов местного самоуправления;

• коммунальных предприятий, учреждений, организаций.

В тексте этого проекта указано, что приказ вступит в силу через месяц со дня его опубликования, поэтому у вышеуказанных работников и их работодателей есть время подготовиться к предстоящим изменениям. Как говорится: «Предупрежден, значит вооружен».

Основные нюансы отстранения

После «первой волны» обязательной вакцинации, начавшейся 08.11.2021, появилось немало разъяснений от официальных органов о порядке практической реализации Перечня № 2153. Поэтому далее приведем ответы от профильных органов относительно основных вопросов отстранения невакцинированных работников.

Увольнение невакцинированных работников

Можно ли уволить работника в связи с отказом или уклонением от вакцинации против COVID-19?

В таком случае увольнение работника по инициативе работодателя будет незаконным. Дело в том, что основания для увольнения четко указаны в ст. 40 и 41 КЗоТ. Такого основания, как отказ или уклонение от прививки, там, конечно, нет. Поэтому увольнять работников именно по этому основанию незаконно.

Более того, по правилам ст. 12 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 06.04.2000 № 1645-III (далее — Закон № 1645) работники из Перечня № 2153, которые отказываются или уклоняются от прививок, подлежат именно отстранению от работы, а не увольнению. Это подтверждает и Гоструда*.

* dsp.gov.ua/faq/chy-mozhut-pratsivnyka-zvilnyty-z-roboty-u-zv-iazku-iz-vidmovoiu-abo-ukhylennia-vid-vaktsynatsii-proty-covid-19

Однако законодательство не запрещает в этот период уволить работника по собственному желанию или же, например, по соглашению сторон. Это не будет нарушением. Но и принуждать к этому шагу работников нельзя.

Предупреждение об отстранении за 2 месяца

Нужно ли предупреждать работников о предстоящем отстранении в случае уклонения или отказа от вакцинации за 2 месяца?

Этот вопрос возник неспроста. Ведь с появлением письма Минэкономики** стала понятна позиция этого ведомства относительно предупреждения о предстоящем отстранении работников.

** Письмо Минэкономики от 18.10.2021 № 4706-01/50116-01.

Так, введение обязательной вакцинации для определенных категорий работников ими расценивается как изменение существенных условий труда. Поэтому, по их мнению, об этом нужно было бы предупреждать работников не позднее чем за 2 месяца (для госслужащих — за 30 календарных дней).

И хотя определенная логика в этом есть, остается непонятным, как работодатель может выполнить эти требования. Например, приказ о расширении Перечня № 2153 был принят 01.11.2021, опубликован 09.11.2021 и вступает в силу 09.12.2021. Поэтому законные основания для того, чтобы предупредить работников об отстранении, возникли именно 9 ноября.

А уже с 9 декабря (то есть через 1 месяц) работодатель должен не допустить к работе лиц, указанных в расширенной версии Перечня № 2153, которые отказываются или уклоняются от вакцинации.

Таким образом, нет возможности предупредить работников об изменении существенных условий труда за 2 месяца, потому что сами изменения в законодательстве вступают в силу через один месяц.

Кстати, именно из-за этого Профсоюз работников образования и науки Украины обращался к КМУ, МОЗ и МОН с просьбой перенести сроки реализации норм Перечня № 2153***.

*** pon.org.ua/novyny/9075-profspilka-zvernulasia-do-vlady-shchodo-vnesennia-zmin-do-nakazu-moz.html

Как же действовать работодателю в такой ситуации? Возможны три варианта.

img 1Введение простоя для работника на тот период, когда два месяца предупреждения еще не закончились, однако работодатель уже не может допустить работника к работе. Таким образом работодатель выполнит требования ст. 32 КЗоТ и «карантинного» законодательства.

Вместе с тем Закон № 1645 и Перечень № 2153 «молчат» о введении простоя для невакцинированных работников. В них речь идет именно об отстранении. Сразу же возникает вопрос и об оплате этого периода.

img 2Отстранение от работы до тех пор, пока работник не вакцинируется и не предоставит подтверждающие документы о наличии хотя бы 1 дозы вакцины или о противопоказаниях к проведению вакцинации (п.п. 2 п. 416 постановления № 1236*).

* Постановление КМУ «Об установлении карантина и введении ограничительных противоэпидемических мероприятий с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» от 09.12.2020 № 1236.

В таком случае работодатель де-факто выполняет требования Закона № 1645 и «карантинного» постановления № 1236 об отстранении лиц, которые уклоняются или же отказываются от вакцинации. Поэтому штрафов от контролеров быть не должно.

Однако де-юре возникает все же вопрос с изменением существенных условий труда и несоблюдением двухмесячного срока предупреждения. Поэтому в случае, если эта позиция будет и в дальнейшем поддерживаться профильными министерствами, есть риск обжалования этих действий со стороны работников.

img 3Допускать к работе невакцинированных работников, пока не истекут 2 месяца со дня их предупреждения об изменении существенных условий труда. В таком случае есть риск подвергнуться «карантинным» штрафам от контролеров. Более подробно о них мы писали в статье «Отказ от вакцинации: кого, как и когда отстранять» // «ОТ», 2021, № 21.

Допуск к работе после 1 дозы вакцины

Можно ли допустить отстраненного работника на работу уже после первой дозы вакцины или же нужно дождаться, пока он пройдет полный курс вакцинации?

В письме Минэкономики от 18.10.2021 № 4706-01/50116-01З указано, что фактом, предопределяющим окончание срока отстранения от работы в случае отказа или уклонения от проведения обязательных профилактических прививок против острой респираторной болезни СОVID-19, является:

• либо окончание действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни СОVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2;

• либо получение лицом прививки сертифицированной вакциной от острой респираторной болезни СОVID-19.

Как видим, ни Минэкономики, ни МОЗ в тексте Перечня № 2153 не требует прохождения именно полного курса вакцинации (то есть получения двух доз вакцины). Отсюда вывод, что если отстраненный работник получил хотя бы 1 дозу вакцины и подтвердил это документально, его можно допустить к работе.

Кстати, напоминаю, что если по состоянию на 09.12.2021 работники из расширенного Перечня № 2153 будут иметь хотя бы 1 документально подтвержденную дозу вакцины, они не будут подлежать отстранению. Подтверждение — в письме Минэкономики от 03.11.2021 № 4706-06/52950-03.

Справка о выздоровлении

Если работник переболел COVID-19 в октябре 2021 года и взял у врача справку о перенесенной болезни (не вакцинировался), нужно ли с 09.12.2021 его отстранять или он может некоторое время не вакцинироваться без трудовых последствий на основании этой справки?

В самом тексте Перечня № 2153 на это четкого ответа нет. Поэтому для того, чтобы решить вопрос об отстранении или не отстранении работника от работы, работодателю нужно четко знать, есть ли у такого лица противопоказания к вакцинации и на какой срок они установлены. Ведь, напоминаю, что по рекомендациям МОЗ, в случае, если лицо переболело коронавирусом, вакцинация может быть либо отсрочена на 3 месяца от времени течения COVID-19, либо осуществлена раньше, но не раньше чем через 28 дней от первого дня появления симптомов или лабораторного подтверждения диагноза COVID-19. При этом срок действия справки — до 3 месяцев.

На сегодня такую информацию содержит форма справки № 028-1/о «Заключение врача о наличии противопоказаний к вакцинации против острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2». Соответствующие изменения были введены приказом МОЗ от 02.11.2021 № 2394.

Поэтому если работник вам предоставил справку, которая не содержит указанной информации, советуем объяснить ему необходимость получения справки по форме № 028-1/о для того, чтобы установить четкие сроки, в течение которых он не может быть отстранен от работы при наличии соответствующих противопоказаний к вакцинации.

Дистанционная работа для невакцинированных

Можно ли невакцинированным лицам из Перечня № 2153 работать дистанционно?

Исходя из положений Перечня № 2153, никаких исключений по этому вопросу не установлено. Поэтому по логике как МОЗ, так и Гоструда, работники, которые не имеют противопоказаний к вакцинации и откажутся вакцинироваться, должны быть отстранены независимо от того, работают они дистанционно или нет. Хотя, по нашему мнению, это не логично.

Кстати, о возможности дистанционной работы невакцинированных работников упоминается в письме Минэкономики от 18.10.2021 № 4706-01/50116-01 (ср. ).

Там указано, что, по мнению НАГС, возможно «поручить таким работникам выполнение заданий по должности государственной службы за пределами административного здания государственного органа в соответствии с законодательством о государственной службе или введение дистанционной работы в соответствии с положениями законодательства о труде».

Считаем, что такое смягчение обусловлено ограниченным количеством госслужащих и, соответственно, сложным механизмом их приема на должность и замены.

Конечно, такой вариант более логичен и более выгоден как для работников, так и для работодателей.

Однако имейте в виду, что ни Закон № 1645, ни сам Перечень № 2153 не устанавливают никаких исключений для дистанционных работников.

Замена отстраненного работника

Может ли работодатель принять на работу работника на место временно отстраненного работника?

По мнению Гоструда, на период отстранения основного работника на его должность может быть принят по срочному трудовому договору другой работник, получивший обязательную профилактическую прививку против острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2 (см. оф. сайт Гоструда dsp.gov.ua/faq/chy-mozhe-robotodavets-vziaty-na-robotu-pratsivnyka-na-mistse-tymchasovo-vidstoronenoho-pratsivnyka/). При этом обратите внимание: такой трудовой договор следует заключать именно на период отстранения работника.

Проблема этого варианта только в определении сроков такого отстранения и, соответственно, срока трудового договора с таким работником. Ведь вполне возможна ситуация, когда отстраненный работник уже через несколько дней может принести работодателю либо документ о противопоказаниях, либо же документ о вакцинации, а значит, должен быть допущен к работе. Тогда придется сразу попрощаться с работником, заключившим срочный трудовой договор.

Более удобный вариант — выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. В таком случае работнику, который будет выполнять работу отстраненного, устанавливается доплата. Более подробно о вариантах замены отстраненного работника, нюансах оформления и оплате этого периода читайте в статье «Работник уходит в отпуск: ищем замену» // «ОТ», 2021, № 13.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше