Темы статей
Выбрать темы

Должностные оклады бюджетников: кому повысили с 1 января 2022 года

Долгая Ирина, эксперт по оплате труда
Каждый год работники бюджетной сферы ждут повышения окладов. Это уже традиция такая… Ждать. Сегодня рассмотрим, кому все же повезло, а кому — нет. Итак, разбираемся с должностными окладами бюджетников в 2022 году.

Минимальные гарантии

На 1 января 2022 года установлен прожиточный минимум на одно трудоспособное лицо (ПМТЛ) в расчете на месяц в размере 2481 грн (ст. 7 Закона о Госбюджете-2022*).

* Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2022 год» от 02.12.2021 № 1928-IX.

Минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере, не меньше ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года (ст. 96 КЗоТ).

То есть с 1 января 2022 года минимальный оклад не может быть ниже 2481 грн.

Схема должностных окладов (ставок) работников учреждений, заведений и организаций, финансируемых из бюджета, формируется на основе:

• минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного КМУ;

• междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.

Вместе с тем в ст. 7 Закона о Госбюджете-2022 указано, что размер ПМТЛ с 1 января:

• который применяется для определения базового размера должностного оклада судьи — 2102 грн;

• который применяется для определения должностных окладов работников других государственных органов, оплата труда которых регулируется специальными законами, а также работников налоговых и таможенных органов — 2102 грн;

• который применяется для определения должностного оклада прокурора окружной прокуратуры: с 1 января — 1600 грн.

Оклады по ЕТС

Механизм определения должностных окладов (тарифных ставок) по разрядам ЕТС прописан в постановлении № 1298**. По правилам этого постановления определяем должностные оклады (тарифные ставки) работников образования, культуры, спорта, соцзащиты и т. п.

** Постановление КМУ «Об оплате труда на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 № 1298.

ЕТС предусматривает 25 тарифных разрядов и соответствующие тарифные коэффициенты. Они приведены в приложении 1 к постановлению № 1298.

И принцип определения размера должностного оклада (тарифной ставки) соответствующего разряда на 2022 год не изменился.

Должностные оклады (тарифные ставки) по разрядам ЕТС определяются путем умножения должностного оклада работника 1-го тарифного разряда на соответствующий тарифный коэффициент.

В случае когда оклад (ставка) определены в гривнях с копейками, цифры до 0,5 отбрасываются, от 0,5 и выше — округляются до одной гривни.

Последнее повышение окладов работников с оплатой труда по ЕТС состоялось с 1 декабря 2021 года.

Так, должностной оклад работника 1-го тарифного разряда по ЕТС составляет 2893 грн. Для расчета должностных окладов работников 2 — 25-го тарифных разрядов он является базовым.

ВАЖНО!

С 1 января 2022 года размер должностных окладов работников с оплатой труда по ЕТС остается на уровне декабря 2021 года.

Размеры должностных окладов соответствующих разрядов (1 — 25-го) по ЕТС с декабря 2021 года мы приводили в статье «Должностные оклады по ЕТС с 1 января 2021 года» // «ОТ», 2021, № 2.

В 2022 году придерживаемся междолжностных соотношений размера должностных окладов.

Поскольку должностные оклады работников с 1-го по 12-й тарифный разряд остаются менее МЗП, то не забываем ее дотягивать до минимальной зарплаты (6500 грн) за отработанное время.

Для таких работников дифференциации в зарплате достигаем путем применения стимулирующих выплат (доплат, надбавок, премий) с учетом сложности, ответственности и условий выполняемой работы, квалификации работника (постановление КМУ от 28.12.2016 № 1037).

Должностные лица и служащие ОМС

Размер окладов должностных лиц и служащих органов местного самоуправления (ОМС) определен в приложениях 48 — 53 и 55 к постановлению № 268*.

* Постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 № 268.

Последнее повышение должностных окладов ОМСникам состоялось с 03.08.2021. Тогда оклады были повышены выборочно.

Должностные оклады «неповышенных» работников по состоянию на 1 января 2022 года так и остались на уровне июня 2020 года.

Кому, на сколько и при каких условиях произошло повышение окладов, мы рассказывали в статье «Оклады в ОМС повышены выборочно» // «ОТ», 2021, № 15.

ВАЖНО!

С 1 января 2022 года размеры должностных окладов работников ОМС не изменились.

Так, в 2021 году минимальный размер оклада должностного лица (4540 грн) и служащего (4200 грн) превышает минимальный гарантированный размер должностного оклада на 1 января 2022 года (2481 грн).

Следовательно, минимальные законодательные требования выполнены, а других условий установления минимального размера должностного оклада в ОМС постановление № 268 не содержит.

Но 2022 год только начался. И есть еще надежда, что в течение этого года Правительство пересмотрит размер окладов таких работников в сторону повышения.

Оклады госслужащих

Схемы должностных окладов (их размеры) и условия оплаты труда госслужащих определяет Кабинет Министров Украины (ч. 2 ст. 51 Закона о госслужбе**). Конкретные размеры окладов с учетом категорий, подкатегорий и уровней государственных органов установлены постановлением № 15***. И размеры окладов определены в нем в фиксированной сумме.

** Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 № 889-VIII.

*** Постановление КМУ «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» от 18.01.2017 № 15.

Минимальный размер должностного оклада госслужащего не может быть менее двух размеров ПМТЛ на 1 января календарного года (ч. 3 ст. 51 Закона о госслужбе).

Вместе с тем, как уже мы отмечали, для определения должностных окладов работникам государственных органов, оплата труда которых регулируется специальными законами (то есть для госслужащих), а также работников налоговых органов, с 01.01.2022 применяется показатель ПМТЛ в размере 2102 грн.

Исходя из этих норм, минимальный размер должностного оклада в госслужбе остается на уровне 2021 года и на 2022 год составляет 4204 грн (2102 x 2).

ВАЖНО!

С 1 января 2022 года должностные оклады госслужащих остаются без изменений, на уровне 2021 года.

Однако НАГС подготовило проект Схемы должностных окладов на должностях государственной службы на 2022 год*, который отправлен на рассмотрение уполномоченных Правительством органов. В нем предлагается пропорциональное увеличение окладов начиная с самой низкой должности.

* nads.gov.ua/news/nads-rozrobleno-proekt-shemi-posadovih-okladiv-na-2022-rik

Есть ли шансы у предложенного НАГС проекта вступить в силу и стать официальным документом, покажет время. Мы обязательно об этом проинформируем читателей на страницах нашего издания.

Обслуживающие работники госорганов и патронат

На работников, обслуживающих госорганы, а также на патронат не распространяется действие Закона о госслужбе. Ведь они не приравниваются к госслужащим. Организационные и оплатные моменты их труда регулирует постановление № 1112**.

** Постановление КМУ «Об условиях оплаты труда работников государственных органов, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной службе» от 24.12.2019 № 1112.

В примечаниях к Схемам окладов этого постановления установлено, что должностные оклады работников госорганов, на которых не распространяется действие Закона о госслужбе, определяются путем умножения двух размеров ПМТЛ, установленного законом на 1 января календарного года, на соответствующие коэффициенты.

ВАЖНО!

С 1 января 2022 года увеличились должностные оклады работников госорганов, выполняющих функции по обслуживанию, а также работников патронатных служб.

То есть размеры должностных окладов указанных работников в 2022 году привязаны к размеру ПМТЛ на 1 января 2022 года. И нормы ст. 7 Закона о Госбюджете-2022 здесь не срабатывают, поскольку направлены на госслужащих.

Тогда ориентир при определении окладов — 2481 грн (ПМТЛ на 01.01.2022).

Например, коэффициент определения должностного оклада заместителя руководителя патронатной службы (система правосудия) составляет 3,83. Определим размер его оклада с 1 января 2022 года:

2481 х 2 х 3,83 = 19004,46 ≈ 19004 (грн).

Если должностной оклад определен в гривнях с копейками, цифры до 0,50 отбрасываем, а 0,50 и выше округляем до одной гривни.

Рабочие, обслуживающие органы госвласти и ОМС

Нормативным документом, которым определяются размер окладов и условия оплаты труда рабочих, обслуживающих органы госвласти и ОМС, является приказ № 609***. Им определены фиксированные размеры окладов отдельно для:

*** Приказ Минэкономики «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 23.03.2021 № 609.

• «обслуживающих» рабочих органов госвласти в приложениях 1 — 3;

• рабочих, обслуживающих ОМС, в приложениях 4 — 6.

Изменяются размеры месячных окладов, указанные в приложениях 1 — 6 к приказу № 609, в установленном порядке пропорционально повышению должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, размер которого определен в примечании 1 приложения 1 к постановлению № 1298 (абз. 4 п. 1 приказа № 609, который применяется с 1 января 2022 года).

Рабочие ОМС. Оклады рабочих, обслуживающих ОМС, повысились в январе и декабре 2021 года.

С 1 января 2022 года оклады «обслуживающих» рабочих ОМС не повысились.

Они остались на уровне декабря 2021 года. Это объясняется тем, что не произошло и повышение должностного оклада работника 1-го тарифного разряда, как этого требует абз. 4 п. 1 приказа № 609 (ср. ).

Рабочие госорганов. С 21.10.2021 была исключена ст. 26 Закона о Госбюджете-2021*, нормы которой обязывали применять ограничения размера и условий оплаты труда для всех работников госорганов, действовавшие на 01.09.2020. При этом в приложения 1 — 3 к приказу № 609 соответствующие изменения внесены не были. И размеры окладов «обслуживающих» госорганы рабочих весь 2021 год оставались на уровне 01.09.2020.

* Закон Украины «О Государственном бюджете на 2021 год» от 15.12.2020 № 1082-IX.

Но 31.12.2021, в последний день прошлого года, вступил в силу долгожданный приказ Минэкономики «О внесении изменений в приложения 1 — 3 к приказу Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от 23 марта 2021 года № 609» от 17.12.2021 № 1096-21 (далее — приказ № 1096-21).

Этим приказом оклады «обслуживающих» рабочих госорганов (приложения 1 — 3 к приказу № 609) повышены «задним» числом, к тому же дважды.

ВНИМАНИЕ!

Оклады рабочих, обслуживающих госорганы, повышены дважды в 2021 году: с 21 октября и с 1 декабря.

Поскольку запоздалый приказ № 1096-21 требует повысить оклады «обслуживающих» госорганы рабочих с 21 октября 2021 года и с 1 декабря 2021 года, руководители госорганов должны внести соответствующие изменения в штатные расписания начиная с 21.10.2021 и с 01.12.2021, пересчитать зарплату «повышенным» рабочим.

Такой перерасчет фактически возможно провести в январе 2022 года и выплатить причитающиеся суммы.

Кроме должностных окладов, перерасчету будут подлежать другие обязательные выплаты, которые рассчитываются исходя из должностного оклада (доплаты и надбавки, установленные в процентном значении).

Также необходимо откорректировать и выплаты, на размере которых отразилось повышение окладов «задним» числом (отпускные, «отпускные» компенсации, индексацию, доплату до МЗП).

Но размер повышенных окладов все равно остался меньше минзарплаты у всех категорий «обслуживающих» рабочих. И у большинства этих рабочих фактический результат перерасчета зарплаты будет нулевым. Поскольку он будет поглощен доплатой до МЗП. Тогда корректировка заработной платы таких рабочих произойдет только по ее структуре.

А вот доначислить разницу, если она сформируется, нужно также и уволенным начиная с 21.10.2021 рабочим.

Об этих и других нюансах и последствиях повышения окладов «задним» числом мы расскажем вам подробно в следующем номере.

Наряду с этим при проведении доначислений руководители органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов должны «вписаться» в пределы фондов заработной платы, утвержденных в сметах.

Такое ограничение содержится в п. 2 приказа №1096-21. И в этом законодатели постоянны. Перерасчет заработной платы, как обычно, производим в рамках фонда оплаты труда.

По состоянию на 1 января 2022 года должностные оклады «обслуживающих» госорганы рабочих соответствуют уровню декабря 2021 года с учетом изменений, внесенных приказом № 1096-21.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше