Уведомление не отменено
Передача Пенсионному фонду функций и обязанностей ФСС с 1 января 2023 года вызвала много вопросов.
Во-первых, не все нормативные документы были подготовлены к таким изменениям.
Так, были заранее подкорректированы Закон о соцстраховании* и другие нетрудоспособные нормативные документы, которые утверждал Кабмин.
* Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-XIV.
Однако подготовить свою замену Порядка № 12* (требует подачи страхователями Уведомления о выплате страховых средств) ПФУ не успел.
Во-вторых, в начале года сложилась ситуация, когда часть страхователей получила финансирование от ФСС (до 01.01.2023), а часть — от ПФУ (после 01.01.2023).
Возникли логичные вопросы: кому нужно отчитываться о выплате страховых средств? Да и нужно ли вообще это делать?
Первой ласточкой в решении этой дилеммы стало постановление ПФУ от 21.12.2022 № 28-3 (вступило в силу 01.01.2023). В нем пенсионщики предусмотрели:
— Порядок № 12 продолжает действовать и после 01.01.2023, но только до того момента, пока правление ПФУ не определит новый механизм финансирования страхователей для предоставления страховых выплат (не утвердит соответствующий документ);
— уведомление о выплате застрахованным лицам средств, полученных от фондов (как ФСС, так и ПФУ), следует подавать и дальше;
— в случае отсутствия уведомления о выплате средств застрахованным лицам ПФУ будет осуществлять проверку использования страхователем страховых средств.
Впоследствии ФСС добавил еще немного деталей. Так, в своем разъяснении от 25.01.2023 он отметил, что:
— форма Уведомления и сроки его подачи не изменились;
— подавать Уведомление о выплате необходимо в тот фонд, от которого поступили средства.
То есть если пособие работодатель получил от ФСС до 01.01.2023, то Уведомление следует подавать в ФСС. Если страховые средства получены от ПФУ после 01.01.2023, то подавать Уведомление следует в ПФУ.
Получается, о подаче Уведомления забывать не стоит. А раз так, то давайте вспомним главные правила заполнения такого документа, как его можно подать и в какие сроки это нужно сделать.
Как заполнить?
Как мы выяснили, форма Уведомления о выплате страховых средств не изменилась. А значит, это та же форма, которая приведена в приложении 2 к Порядку № 12.
И, кстати, она очень проста в заполнении. Здесь точно не возникнет вопросов с заполнением информации о самом страхователе и сведений о каждом получателе пособия (застрахованном лице), которому были выплачены страховые средства (его Ф. И. О., номер страхового свидетельства (идентификационный номер)).
А вот о заполнении трех следующих граф поговорим далее подробнее. Для удобства сведем эту информацию в таблицу ниже.
Заполняем Уведомление о выплате средств застрахованным лицам
Название графы | Порядок заполнения |
Данные листка нетрудоспособности (серия, номер) | Если страховые средства были выплачены застрахованному лицу на основании: — е-больничного (его уникальный номер не содержит серии), то указывайте только номер листка нетрудоспособности (графу «Серія» оставляйте пустой); — бумажного больничного — указывайте и серию листка нетрудоспособности, и его номер в соответствующих графах. В случае выплаты помощи на погребение в строке «Номер» укажите номер свидетельства о смерти, а графу «Серія» оставьте пустой |
Дата выплаты средств застрахованному лицу | Указывайте дату платежного поручения на выплату страховых средств работнику (а не дату непосредственного зачисления средств на его счет) |
Помните о сроках для выплаты страховых средств работодателем. Выплачивайте: — больничные, декретные в ближайший день (после их получения от фонда) для выплаты зарплаты (это может быть как зарплата за вторую половину месяца, так и аванс); — помощь на погребение — на следующий рабочий день после получения страховых средств. | |
Сумма за счет средств Фонда (в гривнях с копейками) | Указывайте сумму пособия: — которая была фактически выплачена застрахованному лицу; — с учетом обязательных платежей, которые были уплачены с полученной суммы (то есть сумму средств, выплаченных застрахованному лицу + НДФЛ/ВС). Если по определенным причинам страховые средства были выплачены не в полном объеме, оставшиеся суммы следует депонировать на счете. А после их выплаты — подать дополнительное Уведомление |
Однако сейчас работодателей больше волнует не порядок заполнения, а то, как подать такое Уведомление.
Как подать?
Интересно, что на сегодняшний день проще всего отчитаться о выплате страховых средств в ФСС.
Поскольку еще в своем разъяснении от 25.01.2023 специалисты этого ведомства предупредили, что в связи с техническими причинами, связанными с прекращением действия ФСС, подать Уведомление в фонд теперь возможно исключительно в бумажном виде:
— либо лично обратившись непосредственно в отделение ФСС;
— либо направив документ заказным письмом по почте.
Что касается подачи Уведомления в ПФУ, то здесь немного сложнее. Ведь в постановлении № 28-3 пенсионщики сразу заявили, что Уведомление о выплате средств можно подать:
— либо через портал электронных услуг Пенсионного фонда;
— либо в бумажной форме вместе с электронной формой на электронном носителе информации главным управлениям ПФУ в областях и г. Киеве по основному месту учета страхователя.
Но как выяснилось, соответствующий сервис на портале ПФУ до сих пор не введен. Хотя еще в начале февраля 2023 года представители Пенсионного фонда обещали, что над ним работают и уже через неделю работодатели получат такую возможность. Однако он еще до сих пор в разработке.
Кроме того, как свидетельствует практика, не все отделения ПФУ готовы принимать Уведомление и в бумажной форме.
В таком случае (из-за невозможности воспользоваться одним из вышеперечисленных способов подачи Уведомления) работодатели прибегают к «хитростям»:
— кто-то делает скан-копию Уведомления и отправляет ее по электронному адресу Пенсионного фонда;
— кто-то направляет скан-копию этого документа через портал ПФУ, но с помощью сервиса «Звернення» (Головна / Комунікації з ПФУ / Звернення). При этом выбирают тип обращения по своему усмотрению (либо «Заява (клопотання)», либо «Пропозиція (зауваження)»).
Но удовлетворит ли такой способ подачи пенсионщиков? Не известно. Поэтому прежде чем придумывать свой способ подачи Уведомления в ПФУ, лучше позвонить в Пенсионный фонд и выяснить эти подробности.
В какой срок подать?
Срок подачи Уведомления — 1 месяц со дня выплаты больничных.
Например, если средства от ПФУ поступили на спецсчет 18.01.2023, а выплатили страховые средства работнику 20.01.2023 (в ближайший день для выплаты зарплаты), то крайний срок подачи Уведомления — 20 февраля 2023 года.
Обратите внимание, если крайний день подачи Уведомления приходится на выходной или праздничный/нерабочий, Уведомление следует подать раньше (в последний рабочий день, предшествующий такому выходному/праздничному/нерабочему дню).
Есть ли ответственность?
Даже если работодатель не успеет подать Уведомление в определенные сроки, ничего страшного не произойдет. Поскольку:
— штраф за неподачу Уведомления законодательством не предусмотрен;
— работодателю, который не сообщил об осуществленных выплатах в течение 3 месяцев со дня осуществления финансирования, грозит лишь проверка по вопросам использования страховых средств (п. 11 Порядка № 12).
И только если во время проверки будет обнаружено нарушение порядка использования страховых средств, то:
— работодателю грозят санкции, предусмотренные ч. 6 ст. 8 Закона о соцстраховании. То есть он должен будет вернуть всю сумму неправомерно израсходованных средств фонда и заплатить штраф в размере 50 % такой суммы;
— должностным лицам работодателя — админштраф в размере от 136 до 255 грн (ст. 1655 КоАП).