Темы статей
Выбрать темы

Минбаза НДФЛ и ВС 5 %: если проект станет Законом…

Долгая Ирина, эксперт по оплате труда
О законопроекте № 11416* слышали? Чтобы стать законом, он должен преодолеть тернистый путь. В результате его доработки он может быть «перекроенным», существенно измененным, даже отклоненным. Но правительству надо наполнять бюджет, и видит оно это через увеличение налогов. Поэтому проанализируем тезисы этого документа о введении минимальной базы НДФЛ и повышении военного сбора.

* Проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно особенностей налогообложения в период действия военного положения» от 18.07.2024 № 11416.

Цель законопроекта

Законопроект № 11416 нацелен на наполнение госбюджета за счет поступления налоговых платежей. Им предусмотрено увеличение налогов, в частности НДФЛ и ВС.

Проанализируем некоторые общие тезисы, предусмотренные в законопроекте № 11416, которые непосредственно могут коснуться (если будут реализованы) всех работников и работодателей.

Здесь опять же напомним, что эти изменения только планируются, это только концепция, которая еще не введена и, возможно, не будет воплощена в таком виде, как предложена.

НДФЛ и его минимальная база

Общая картина. Если услышали о минбазе, то сразу хочется вспомнить ЕСВ. Можно ли провести параллели между минбазой ЕСВ и предложенной минбазой НДФЛ и сказать, что будет аналогично? В целом, механизмы похожи, но будет много нюансов. Давайте подробно разберем планы по увеличению НДФЛ.

Законопроектом № 11416 предлагается установить минбазу НДФЛ:

временно, только на период действия военного положения;

отдельно в каждой территориальной громаде (решениями сельских, поселковых, городских советов для соответствующей территории). То есть единой минбазы НДФЛ не будет. Критерии для установления ее размера еще не предложены. Можем допустить, что отталкиваться будут от уровня зарплат в соответствующем регионе. Так, например, в Киеве и в Чернигове размеры минбазы НДФЛ могут существенно отличаться;

только к зарплате. К прочим доходам, которые не являются зарплатой, требование о минбазе НДФЛ применять не планируется;

не менее размера МЗП за соответствующий месяц.

Каким будет механизм уплаты НДФЛ с учетом минимальной базы налога?

Если размер зарплаты за месяц окажется меньше установленной минбазы НДФЛ, то налоговый агент обязан самостоятельно начислить и уплатить (перечислить) за свой счет в бюджет разницу между начисленным налогом с установленной минбазы налогообложения и удержанным налогом с фактически выплаченной работнику зарплаты

Сроки для уплаты разницы по НДФЛ работодателем определены для месячного налогового (отчетного) периода.

Продемонстрируем алгоритм уплаты НДФЛ, если указанный тезис заработает в таком виде, как был подан в законопроекте, а ставка НДФЛ к зарплате останется на уровне 18 % для общего случая.

Пример 1. Органами местного самоуправления установлена минбаза НДФЛ — 14500 грн в месяц. Работнику начислена зарплата 9000 грн (НСЛ не пользуется).

НДФЛ за месяц:

— удержан с зарплаты работника — 1620 грн (9000 х 18 %);

— за счет работодателя — 990 грн (14500 х 18 % — 1620).

Итак, если зарплата будет меньше минбазы НДФЛ, то налоговый агент удерживает с зарплаты работника (с фактической базы) налог, а затем определяет разницу между НДФЛ с минбазы и удержанной с работника суммой. Эту разницу работодатель платит в бюджет за свой счет. Эта разница не будет включаться в доход работника и в дальнейшем ни на что не повлияет. То есть для работника внедрение минбазы НДФЛ ничего не изменит.

Сопутствующие нюансы. Может возникнуть вопрос о расчете НДФЛ работникам, которые наряду с зарплатой, меньшей минбазы НДФЛ, пользуются налоговой соцльготой (НСЛ). Какой в этом случае будет механизм расчета разницы НДФЛ для работодателя?

Если просто разница удержанного с работника НДФЛ и НДФЛ с минбазы, то работодателям вообще не будут выгодны работники с НСЛ. Но ведь НСЛ — это льгота от государства и на работодателя она ложиться не должна. В таком случае нужнопрописать механизм применения минбазы с учетом НСЛ.

Также работодателю будет невыгодно трудоустраивать физлиц с неполным рабочим временем. Ведь допускаем, что в большинстве случаев зарплата за месяц у таких работников будет ниже минбазы НДФЛ.

Также будут вопросы об обязательном перерасчете НДФЛ.

Но не будем поднимать эти темы заранее, потому что законопроект № 11416 недоработан и не факт, что будет принят именно в таком виде.

Заметьте, введение минбазы НДФЛ не будет касаться заведений, учреждений, организаций, финансируемых из бюджета, коммунальных предприятий, всеукраинских организаций лиц с инвалидностью (при определенных условиях).

Теперь рассмотрим изменения, которые планируется применить к военному сбору (ВС).

Повышение ставки ВС

Тезисы о размерах ВС в законопроекте № 11416 — вообще поражают. Приведем в табл. 1 предложенные изменения по сравнению с существующими сейчас ставками ВС.

Таблица 1. Ставки ВС, которые предлагает законопроект № 11416

Плательщик

Ставка ВС (предлагается)

Ставка ВС сейчас

Физлица

5 % от объектов налогообложения (зарплаты, дивидендов, процентов с депозита и т. п.)

1,5 % от объектов налогообложения

ФЛП на общей системе

5 % от чистого налогооблагаемого дохода

1,5 % с чистого налогооблагаемого дохода

ФЛП групп 1, 2 и 4

5 % от 2 х МЗП, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года

не предусмотрена

ФЛП группы 3

1 % от дохода, полученного в течение налогового (отчетного) периода

не предусмотрена

Юрлица группы 4

1 % дохода от осуществления хозяйственной деятельности

не предусмотрена

Юрлица — плательщики налога на прибыль

1 % дохода от любой деятельности (за вычетом непрямых налогов), то есть «с оборота»

не предусмотрена

Наиболее обсуждаемое повышение ставки ВС для обычных работников до 5 %. Но это еще не все. Работодатель будет платить 1 % ВЗ с собственного дохода.

Давайте на примере продемонстрируем предложенные нововведения на зарплате обычного работника.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Есть начисленная зарплата работника (основного, без инвалидности) 9000 грн, а минбаза НДФЛ — 14500 грн.

Какие налоги и взносы платим сейчас:

— с зарплаты работника удерживаем НДФЛ (18 %), ВС (1,5 %) и уплачиваем в бюджет;

— на зарплату работника начисляем ЕСВ (22 %) и уплачиваем в бюджет за счет работодателя.

Налоги с учетом тезисов законопроекта № 11416:

— с зарплаты работника удерживаем НДФЛ (18 %), ВС (5 %) и уплачиваем в бюджет;

— рассчитываем НДФЛ-разницу с учетом минбазы налога. Разницу уплачивает работодатель за свой счет;

— на зарплату работника начисляем ЕСВ (22 %) и уплачиваем в бюджет за счет работодателя.

Сравнение в расчетах приведем в табл. 2.

Таблица 2. Зарплата работника и расходы работодателя

Налогообложение сейчас

С учетом норм законопроекта № 11416

Работник

Работодатель

Работник

Работодатель

Начисленная зарплата 9000 грн

НДФЛ — 1620 грн

(9000 х 18 %).

ВС — 135 грн

(9000 х 1,5 %)

ЕСВ — 1980 грн

(9000 х 22 %)

НДФЛ — 1620 грн

(9000 х 18 %).

ВС — 450 грн

(9000 х 5 %)

ЕСВ — 1980 грн

(9000 х 22 %).

НДФЛ-разница — 990 грн

(14500 х 18 % - 1620)

На руки — 7245 грн

(9000 - 1620 - 135)

Расходы 10980 грн

(9000 + 1980)

На руки — 6930 грн

(9000 - 1620 - 450)

Расходы 11970 грн

(9000 + 1980 + 990)

Как видите, работник получит меньше чистой зарплаты, а работодатель, в свою очередь, также понесет больше расходов на одного работника.

Выводы

  • Законопроектом № 11416 планируется введение минимальной базы налогообложения НДФЛ, которая будет применяться для налогообложения зарплаты работников.
  • Размер минбазы НДФЛ будут устанавливать местные советы для соответствующей территории.
  • С зарплаты работника, которая меньше минбазы, НДФЛ будет удерживаться по существующему механизму. А вот работодателю следует будет за свой счет уплачивать НДФЛ-разницу между налогом, рассчитанным с минбазы, и налогом, удержанным с работника.
  • Законопроектом предусматривается увеличение ставки ВС на зарплату работников с 1,5 % до 5 %. Это уменьшит сумму зарплаты, которую получает работник «на руки».
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше