Военное положение
В Украине действует военное положение. Его систематически продлевают на каждые 90 суток. На сегодня действует очередное продление до 09.11.2024 включительно. Это предусмотрено Указом № 469*. Ожидаем следующего продления.
Новое бронирование
В целом о возможности бронирования говорит нам раздел V Закона о мобилизации*. А конкретные правила бронирования утверждены Порядком № 76**.
* Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 № 3543-XII.
Законодательство не содержит норм, которые бы аннулировали действующее бронирование по причине продления действия военного положения. Поэтому перебронировать работников в таком случае нет необходимости.
А вот аннулируется ли отсрочка, предоставленная на основании бронирования? Далее разберемся.
Новая отсрочка
Согласно предписанию п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона о мобилизации не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации военнообязанные, забронированные на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, другими госорганами, ОМС, а также за предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, установленном КМУ, и находящиеся на специальном воинском учете.
На основании бронирования предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. Отсрочка с типом «Бронювання». Именно так все выглядит в приложении Резерв+ (см. рисунок ниже).
Отсрочка с типом «Бронювання» в приложении Резерв+
Правила оформления отсрочки прописаны в Порядке № 560*. Причем их можно условно разделить на две группы:
— правила для получения отсрочки по основаниям, приведенным в ст. 23 Закона о мобилизации (кроме бронирования);
— правила для забронированных и должностных (служебных) лиц органов государственной и местной власти.
Общая отсрочка. Получить отсрочку по другим предусмотренным основаниям (например, при наличии инвалидности, трех и более несовершеннолетних детей на иждивении и т. п.) можно, подав в ТЦК соответствующие документы. А именно заявление по форме, определенной в приложении 4 к Порядку № 560, и документы, подтверждающие право на отсрочку, или заверенные копии таких документов (п. 58 Порядка № 560).
Вопрос о предоставлении отсрочки рассматривает комиссия в ТЦК. Она же согласно п. 60 Порядка № 560 изучает полученные заявление и документы. И на их основании принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении отсрочки.
Кроме того, этим же п. 60 Порядка № 560 установлено, что отсрочка предоставляется на срок действия соответствующих законных оснований, но не более чем на срок проведения мобилизации, установленный Указом Президента Украины. В случае продления срока проведения мобилизации проверку оснований у военнообязанного на отсрочку проводят с помощью Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов.
И для продления срока действия отсрочки при издании Указа Президента Украины о продлении мобилизации военнообязанный подает (направляет) на рассмотрение комиссии ТЦК соответствующее заявление.
Упомянутый Указ о продлении мобилизации, как правило, издается одновременно с Указом о продлении действия военного положения. На сегодняшний день действует Указ № 470*. Им срок общей мобилизации продлен до 09.11.2024 (так же, как и военное положение).
* Указ Президента Украины «О продлении срока проведения общей мобилизации» от 23.07.2024 № 470/2024.
Поэтому в случае очередного продления мобилизации с 10.11.2024 военнообязанным, которые самостоятельно получили отсрочку, нужно будет ее продлить.
Бронирование. Для забронированных предусмотрены специальные правила предоставления отсрочки.
Во-первых, отсрочку для них обязаны оформить органы, учреждения или предприятия, которые их забронировали. Для этого руководитель работодателя предоставляет ходатайство об оформлении отсрочки забронированных и извлечение из приказа Минэкономики о бронировании военнообязанных.
Во-вторых, в п. 57 Порядка № 560 четко указано: вопросы предоставления отсрочек от призыва на военную службу забронированным комиссией не рассматриваются. Следовательно, на них не распространяются и нормы п. 60 Порядка № 560: о рассмотрении заявления и документов на отсрочку и ее переоформление в случае продления мобилизации.
В-третьих, для забронированных п. 2 Порядка № 76 предусмотрены отдельные сроки предоставления отсрочки. И они не привязаны к продлению военного положения и мобилизации.
Это подтверждает и практика. В примере, приведенном на рисунке выше, отсрочка на основании бронирования предоставлена до 01.12.2024. То есть дольше, чем окончание и вероятное продление военного положения и мобилизации.
Поэтому мы считаем, что по забронированным работникам в случае продления военного положения и общей мобилизации с 10.11.2024 не нужно обновлять отсрочку.
Выводы
- Бронирование является основанием для предоставления отсрочки.
- Военнообязанные, которые оформили отсрочку по другим основаниям (самостоятельно), должны обновить отсрочку после продления мобилизации Указом Президента.
- По забронированным работникам не нужно обновлять бронирование и отсрочку в случае продления военного положения и мобилизации с 10.11.2024.