Темы статей
Выбрать темы

Директор не обеспечил явку всех работников в ТЦКСП: можно ли избежать штрафа?

Кравченко Дарья, эксперт по оплате труда
Руководители предприятий обязаны оповещать своих работников об их вызове в ТЦКСП и обеспечивать их своевременное прибытие в военкоматы. Однако несет ли ответственность руководитель за то, что кто-то из работников так и не явился в ТЦКСП после оповещения? Уже есть информация о наложении админштрафов за такие нарушения, поэтому сегодня расскажем о свежей судебной практике по их обжалованию (решение Корюковского районного суда Черниговской области от 14.08.2024 по делу № 736/1762/24*).

* reyestr.court.gov.ua/Review/121027377.

Суть спора

19.06.2024 директор предприятия получил распоряжение от ТЦКСП, в котором была прописана его обязанность:

— осуществить оповещение 10 военнообязанных работников предприятия и обеспечить их прибытие на сборный пункт 20.06.2024;

— в письменном виде проинформировать ТЦКСП в течение 3 дней со дня получения распоряжения о результатах его выполнения;

— предоставить информацию о военнообязанных и резервистах, которые уклоняются от выполнения воинского долга.

С целью выполнения этого распоряжения:

— 19.06.2024 директор предприятия издал приказ об оповещении работников о вызове в ТЦКСП и приказ об освобождении от работы работников предприятия в связи с таким вызовом (кроме 1 работника, о котором на то время было известно, что он находится на больничном);

— 19.06.2024 мастера предприятия вручили работникам повестки об их вызове в ТЦКСП;

— 20.06.2024 и 21.06.2024 директор выделил имеющийся у предприятия автомобиль для доставки военнообязанных работников в ТЦКСП.

Однако в определенные дни в ТЦКСП прибыли только 7 из 10 работников предприятия. Поскольку трое из оповещенных по состоянию на 20.06.2024 находились на больничном. Об этом предприятие уведомило ТЦКСП письмом от 21.06.2024, к которому были приложены соответствующие приказы и корешки трех повесток с личными подписями работников, которые не явились.

27.06.2024 на директора предприятия был составлен протокол об административном правонарушении из-за того, что он не обеспечил явку всех, без исключения, вызванных в ТЦКСП работников. А 28.06.2024 начальником ТЦКСП вынесено постановление о привлечении такого руководителя к админответственности по ч. 3 ст. 2101 КоАП* и наложен штраф в размере 34000 грн.

* Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 № 8073-X.

Позиция сторон

Директор предприятия считает, что применение к нему админвзыскания по ч. 3 ст. 2101 КоАП является безосновательным. Ведь он, как руководитель предприятия, придерживался требований ст. 21 Закона о мобилизации*, а именно — осуществил все мероприятия информационного и организационного характера по доставке в ТЦКСП военнообязанных, работающих на предприятии.

* Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 № 3543-XII.

Представители ТЦКСП наоборот считают, что директор предприятия нарушил требования ст. 21 Закона о мобилизации, а именно: не обеспечил своевременное оповещение и прибытие работников, привлекаемых к выполнению обязанностей по мероприятиям мобилизации.

Решение дела судом

Рассмотрев материалы дела, районный суд стал на сторону директора предприятия. И вот почему.

Действительно, абз. 7 ч. 1 ст. 21 Закона о мобилизации предусмотрено, что предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечивать своевременное оповещение и прибытие работников, привлекаемых к выполнению обязанности по мобилизации, на сборные пункты путем принятия соответствующих информационных и организационно-технических мер.

Однако как именно предприятия, учреждения, организации должны выполнить такую обязанность, установлено п. 13 Порядка № 560*.

* Порядок проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации, на особый период, утвержденный постановлением КМУ от 16.05.2024 № 560.

А именно руководители предприятий, учреждений, организаций с получением распоряжения соответствующего председателя (начальника) ТЦКСП о проведении мероприятий мобилизации или вызове резервистов и военнообязанных в такой ТЦКСП должны:

1) издать приказ о проведении оповещения резервистов и военнообязанных;

2) организовать через ответственных лиц осуществление оповещения в рабочее время работников путем вручения повесток под их личную подпись;

3) осуществить на предприятии (в учреждении, организации) информационное обеспечение призыва резервистов и военнообязанных на военную службу во время мобилизации;

4) уведомить письменно в 3-дневный срок ТЦКСП о результатах оповещения и выполнения резервистами и военнообязанными требований законодательства;

5) обеспечить прибытие резервистов и военнообязанных:

— либо путем их перевозки от предприятия (учреждения, организации) до пунктов сбора ТЦКСП;

— либо путем освобождения их от выполнения обязанностей с учетом времени, необходимого для прибытия в ТЦКСП, и, в случае необходимости, времени на обратный путь;

6) безотлагательно проинформировать ТЦКСП о работниках, которые отказались от получения повесток, и работников, которые написали заявления об увольнении.

Исходя из этого и рассмотрев материалы дела, суд:

1) пришел к выводу, что директор предприятия выполнил все требования, предусмотренные Законом о мобилизации и Порядком № 560 относительно своевременного оповещения и обеспечения прибытия работников предприятия, привлекаемых к выполнению обязанностей по мероприятиям мобилизации;

2) постановил:

— постановление о наложении админвзыскания отменить;

— производство по делу о привлечении директора предприятия к админответственности по ч. 3 ст. 2101 КоАП закрыть.

Мнение редакции

Полностью согласны с решением суда. На наш взгляд, в рассматриваемом случае начальник ТЦКСП при вынесении постановления о привлечении директора предприятия к админответственности просто проигнорировал ряд требований мобилизационного законодательства.

Так, действительно абз. 7 ч. 1 ст. 21 Закона о мобилизации обязывает предприятия, учреждения, организации обеспечивать своевременное оповещение и прибытие работников, привлекаемых к выполнению обязанностей по мобилизации, на сборные пункты путем принятия соответствующих информационных и организационно-технических мер.

Однако что именно значит фраза «обеспечить своевременное прибытие», в этих документах не указано.

Поэтому до 18.05.2024 ее можно было трактовать и так, как это сделали ТЦКСП в рассматриваемой ситуации. По их мнению, руководитель предприятия должен был собрать всех без исключения работников, указанных в распоряжении об оповещении, и привезти их в военкомат (даже если те болеют), чтобы выполнить предписания мобилизационного законодательства и не попасть на штраф.

Впрочем напомним, что 18.05.2024 вступил в силу Порядок № 560, в котором Кабмин четко отметил, что в случае получения распоряжения ТЦКСП о проведении мероприятий мобилизации или вызове резервистов и военнообязанных в такой ТЦКСП руководители предприятий, учреждений, организаций обеспечивают прибытие работников:

— либо путем их перевозки от предприятия (учреждения, организации) до пунктов сбора ТЦКСП;

— либо путем освобождения их от выполнения обязанностей с учетом времени, необходимого для прибытия в ТЦКСП, и, в случае необходимости, времени на обратный путь.

То есть руководитель предприятия, учреждения, организации не должен силой доставлять всех работников, указанных в распоряжении, в военкомат, чтобы избежать штрафа за нарушение мобилизационного законодательства. Он должен обеспечить техническую возможность работникам прибыть в ТЦКСП в указанный в распоряжении срок (специально выделив для этого транспорт или освободив таких работников от работы).

А что делать руководителю предприятия, если в это время работники, указанные в распоряжении, временно нетрудоспособны? К сожалению, Порядок № 560 не содержит ответа на этот вопрос. Однако этот документ требует от такого руководителя письменно уведомить в 3-дневный срок ТЦКСП о результатах оповещения и выполнения резервистами и военнообязанными требований законодательства.

Напомним: в рассматриваемой ситуации распоряжение об оповещении военнообязанных на предприятие поступило 19.06.2024 (уже после 18.05.2024). Поэтому вполне правомерно, что директор предприятия во время его выполнения опирался на требования не только ст. 21 Закона о мобилизации, но еще и на предписания Порядка № 560.

С целью соблюдения норм этих документов, он издал все необходимые приказы (об оповещении работников, об освобождении их от работы), организовал раздачу повесток и даже выделил автомобиль для доставки военнообязанных работников в ТЦКСП. Более того, письменно уведомил ТЦКСП о работниках, которые не явились, указав уважительную причину их неявки.

Обратите внимание! Для того чтобы избежать админштрафа, нужно документально оформлять каждый шаг, а если дело все же дойдет до суда, то такие документы будут доказательствами того, что требования Закона о мобилизации были выполнены. Это позволит руководителю предприятия избежать штрафа за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации по ст. 2101 КоАП.

Выводы

  • Руководитель предприятия не обязан собирать всех работников, указанных в распоряжении об оповещении, и везти их в ТЦКСП.
  • Он должен лишь посодействовать посещению военнообязанными и резервистами ТЦКСП по их вызову (предоставить транспорт, освободить от работы).
  • Если работник во время, определенное для посещения ТЦКСП, болеет — уведомить о таких обстоятельствах военкомат.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше