О чем речь
17.09.2024 Верховная Рада Украины со второй попытки, но все же поддержала в первом чтении законопроект № 11416. Это тот самый широко обсуждаемый и многоправленный закон о повышении налогов.
Среди «дани», которая вырастет, есть и военный сбор (ВС): например, для доходов в виде зарплаты — с 1,5 до 5 %. Достаточно подробно об этом мы говорили раньше в статьях «Минбаза НДФЛ и ВС 5 %: если проект станет Законом…» // «Оплата труда», 2024, № 16 и «Обновленная версия законопроекта № 11416: ВС 5 % и месячная Объединенная отчетность» // «Оплата труда», 2024, № 17.
И главная фишка этого документа в том, что рассматривать, принимать и подписывать его будут еще достаточно долго. До конца сентября 2024 не успеют выдать готовый действующий документ. Но ввести в действие закон планируют с 01.10.2024, то есть задним числом. Конечно, это повлечет определенные неудобства. Даже проблемы.
Проблемная ситуация
Смоделируем такую ситуацию. Работника увольняют 04.10.2024. Или в другой день октября-2024. Но ключевым является то, что до официального опубликования закона. Работнику выплачивают все причитающиеся ему суммы, удерживают с них ВС по действующей на тот момент ставке 1,5 %.
А потом, допустим 08.10.2024, официально публикуют новопринятый закон. И он вступает в силу задним числом — с 01.10.2024. То есть формально получается, что ВС с дохода, выплаченного работнику при увольнении 04.10.2024, должен быть удержан уже не по ставке 1,5 %, а по ставке 5 %.
Поэтому возникает вопрос: за чей счет банкет? Кто должен оплатить сумму ВС с разницы в ставках (3,5 %)? Удержать эти средства с работника вряд ли удастся. С ним уже попрощались. Поэтому налоговое бремя должно лечь на плечи работодателя? Но даже если так, то сумма уплаченного за работника ВС, с точки зрения НКУ, является дополнительным благом работника. А оно, в свою очередь, тоже облагается ВС. Получается замкнутый круг.
Решение
Самый простой путь — это не создавать такой проблемы. Законотворцы могут прислушаться к мнению бизнеса и предусмотреть специальную норму, которая бы освобождала от повышения ВС те доходы, для которых наступило время уплаты ВС на момент опубликования закона. То есть те доходы, которые уже были выплачены. Но на данном этапе чего-то похожего на это в тексте законопроекта № 11416 нет.
Если все же законопроект № 11416 будет принят в нынешнем виде, тоже есть выход из ситуации. Статья 58 Конституции Украины предусматривает, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Исходя из этого, действует правило: если налоги уменьшают или отменяют, то это является конституционным применением положения принципа обратного действия во времени. А если налоги повышают или вводят, то неконституционным.
Кроме того п.п. 4.1.9 НКУ также предусматривает принцип стабильности. То есть изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года.
Поэтому если контролеры будут требовать от работодателя доплатить ВС за уволенного работника, то, на наш взгляд, есть шансы обжаловать такие требования в суде.
Выводы
- Закон, поданный как законопроект № 11416, планируют ввести в действие задним числом с 01.10.2024.
- Ставка ВС вырастет с 1,5 до 5 % с 01.10.2024 задним числом.
- При увольнении работника до даты опубликования закона нет оснований удерживать ВС по повышенной ставке.