Ставки ВС
Подкорректированные тезисы. Напомним, что проект Закона № 11416 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно особенностей налогообложения в период действия военного положения» зарегистрирован Верховной Радой Украины 18.07.2024. О его первоначальной версии вы можете прочитать в статье «Минбаза НДФЛ и ВС 5 %: если проект станет Законом…» // «Оплата труда», 2024, № 16.
Доработанная его версия от 30.08.2024 № 11416-д (далее — законопроект), согласованная Минфином, рассмотрена Комитетом, вынесена на голосование в зале Верховной Рады, но не набрала нужного количества голосов, а потому отправлена на повторное первое чтение... То есть, дальше будет... А пока проанализируем какие изменения были внесены и за что хотели проголосовать.
Начнем с того, что исключили из законопроекта. Не осталось в нем внедрения минимальной базы НДФЛ. Также нет в нем взимания ВС с оборота юрлиц — плательщиков налога на прибыль (напомним, что его хотели установить в размере 1 %).
Однако ВС с ФЛП оставили, но подкорректировали. Также оставили повышение ставки военного сбора с 1,5 до 5 % для работников. Как теперь выглядят тезисы законопроекта по ВС по сравнению с существующими ставками сбора, смотрите в табл. 1.
Таблица 1. Ставки ВС доработанного законопроекта
Плательщик ВС | Ставка ВС (запланировано) | Ставка ВС сейчас |
Физлица | 5 % от объектов налогообложения (зарплаты, дивидендов, процентов с депозита и т. п.) | 1,5 % от объектов налогообложения |
ФЛП на общей системе | 5 % от чистого налогооблагаемого дохода | 1,5 % с чистого налогооблагаемого дохода |
ФЛП на едином налоге групп 1, 2 и 4 | 10 % от МЗП, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (в 2024 году — 710 грн) | не предусмотрена |
ФЛП и юрлица на едином налоге группы 3 | 1 % от дохода, полученного в течение налогового (отчетного) периода | не предусмотрена |
Когда может заработать? Запланировано, что указанные изменения в отношении повышения ставок ВС должны заработать уже с октября 2024 года.
Успеют ли законодатели доработать отклоненный Законопроект и в сжатые сроки снова подать на голосование в Верховную раду - увидим. Но к любым изменениям работодатель должен быть подготовлен. Поэтому должен принять на вооружение тезисы Законопроекта, который рассматривался и быть готовым ввести их в действие, если они заработают.
Ведь рано или поздно повышение налогов произойдет.
Готовимся к изменениям
Если описанные изменения заработают, то работодателю нужно будет выполнять новые нормы. Лучше подготовиться к увеличению ставки ВС заранее. Ведь повышение размера ВС прямо влияет на зарплату работников. Проанализируем варианты на этот счет, которые есть у работодателей.
Вариант 1 — не повышая зарплату работника, удерживать ВС по ставке 5 %. В результате работник будет получать «на руки» меньше.
Нужно ли предупреждать работника об уменьшении размера его зарплаты после налогообложения? Законодательство пока не предусматривает таких действий. Ведь условия трудового договора при этом не меняются. Однако мы советуем все же предупредить своих работников (любым способом), что размер удержаний из их зарплаты возрастет и получать «на руки» они будут меньше.
Итак, по варианту 1 увеличение ВС ляжет на плечи работников. Покажем на примере.
Пример 1. Работнику (НСЛ не пользуется) начислена зарплата за месяц в сумме 12500 грн.
Сравним суммы НДФЛ и ВС, которые удержит с дохода работника работодатель по действующим сейчас ставкам и после повышения ставки ВС (см. табл. 2).
Таблица 2. Зарплата работника (без повышения) до и после повышения ставки ВС
Действующее налогообложение | Налогообложение, которое предусмотрено законопроектом |
Зарплата работника 12500 грн | |
НДФЛ — 2250,00 грн (12500 х 18 %) ВС — 187,50 грн (12500 х 1,5 %) | НДФЛ — 2250,00 грн (12500 х 18 %) ВС — 625,00 грн (12500 х 5 %) |
На руки — 10062,50 грн (12500 - 2250,00 - 187,50) | На руки — 9625,00 грн (12500 - 2250,00 - 625,00) |
Однако работодатели могут пойти другим путем и «принять удар» на себя.
Вариант 2 — увеличить зарплату работника на коэффициент, который покроет повышение ставки ВС. То есть зарплату «на руки» работник будет получать такую же, как и до повышения ставки ВС.
Этот вариант более затратный для работодателя как финансово, так и документально.
Увеличить зарплату работникам можно двумя путями. Один из них — это повышение месячных окладов (почасовых ставок, расценок). Это сразу влечет за собой либо внесение изменений в штатное расписание, либо составление нового штатного расписания, а также оформление таких изменений соответствующим приказом.
Здесь также есть плюсы. Они касаются индексации. Месяц повышения окладов станет базовым. И если сумма повышения будет больше суммы индексации месяца, в котором оно проведено, то в ближайшие пару-тройку месяцев не нужно индексировать зарплату.
Второй способ увеличения зарплаты — предоставление работникам премий или установление доплат, которые позволят получать такую же сумму «чистой» зарплаты, как и до увеличения ставки ВС. На это тоже должно быть обоснование у работодателя и издание соответствующего приказа. Кстати, имейте в виду, что во втором способе увеличения зарплаты базовый месяц для индексации не изменится (размер оклада не изменился). И если работник имел право на индексацию, то такое право у него останется и после увеличения премии.
Наряду с этим у работодателя вырастут и расходы. И это прямо повлияет на себестоимость продукции.
Так или иначе работодателю придется провести дополнительные аналитические расчеты. Сделать перерасчет годового бюджета, просчитать возможную оптимизацию или привлечь дополнительные ресурсы.
Рассмотрим пример.
Пример 2. Зарплата работника (НСЛ не пользуется) за полностью отработанный месяц составляет 12500 грн (оклад). Права на индексацию не возникло в связи с недавним повышением оклада. «На руки» он получает 10062,50 грн (см. пример 1).
Рассчитаем, какой должна быть «грязная» зарплата работника, чтобы он получил «на руки» такую же зарплату, как и до увеличения ставки ВС.
Для этого исчислим коэффициент.
Удержания с зарплаты работника (НДФЛ и ВС) сейчас составляют 19,5 % (18 НДФЛ + 1,5 ВС). Если ВС повысится, то удержания составят 23 % (18 НДФЛ + 5 ВС).
Исчислим коэффициент повышения удержаний:
(100 - 19,5) : (100 - 23) = 1,045454545 ≈ 1,0455.
Рассчитаем размер оклада работника с применением коэффициента:
12500 х 1,0455 = 13068,75 ≈ 13070 (грн).
Для более ровной картины округляем размер оклада до 13070 грн.
Можете применить и большее повышение зарплаты (если позволяют финвозможности). Для примера мы использовали минимальный коэффициент, который полностью покрывает повышение ВС. И работник при получении зарплаты не почувствует этого повышения.
Сравнительные расчеты проведем в табл. 3.
Таблица 3. Зарплата работника с коэффициентом до и после повышения ставки ВС
Действующее налогообложение | Запланированное налогообложение |
Оклад 12500 грн | Оклад 13070 грн (12500 х 1,0455) |
НДФЛ — 2250,00 грн (12500 х 18 %) ВС — 187,50 грн (12500 х 1,5 %) | НДФЛ — 2352,60 грн (13070 х 18 %) ВС — 653,50 грн (13070 х 5 %) |
На руки — 10062,50 грн (12500 - 2250,00 - 187,50) | На руки — 10063,90 грн (13070 - 2352,60 - 653,50) |
Также не забываем о ЕСВ, который работодатель уплачивает на зарплату работников. И при увеличении суммы начисленной зарплаты соответственно увеличится сумма ЕСВ.
Так или иначе, если изменения заработают, то работодатель должен решить, за чей счет обойдется повышение ВС до 5 %: его или работника.
Далее поговорим о планах относительно Объединенного отчета.
Объединенный отчет станет ежемесячным
Запланированные изменения. Законопроектом предусмотрено введение ежемесячной зарплатной отчетности вместо квартальной. То есть Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налогов — физических лиц, и сумм удержанного с них налога, а также сумм начисленного единого взноса налоговые агенты и плательщики единого взноса будут подавать ежемесячно.
Когда может заработать? Планируется ввести ежемесячную отчетность с января 2025 года. То есть первым месяцем, за который работодателю нужно будет отчитаться по новым правилам, является январь 2025 года.
За 3 и 4 кварталы 2024 года подаем квартальный Объединенный отчет по «старым» правилам.
Выводы
- Запланировано повышение ставки военного сбора с зарплаты работников с 1,5 до 5 %.
- Объединенная отчетность станет ежемесячной.