Прежде всего стоит напомнить, что перечень и полномочия главных распорядителей бюджетных средств определены в ст. 22 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ). В частности, главный распорядитель бюджетных средств получает бюджетные назначения путем их утверждения в законе о Государственном бюджете Украины (решении о местном бюджете); принимает решение о делегировании полномочий на выполнение бюджетной программы распорядителями бюджетных средств низшего уровня и/или получателями бюджетных средств, распределяет и доводит до них в установленном порядке объемы бюджетных ассигнований.
Кроме того, распорядитель бюджетных средств может уполномочить получателя на выполнение мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и предоставить ему средства бюджета (на безвозвратной или поворотной основе) в пределах соответствующих бюджетных ассигнований. В свою очередь, получатель таких средств использует их на основании плана использования бюджетных средств, который содержит распределение бюджетных ассигнований, утвержденных в смете этого распорядителя бюджетных средств.
С этой целью главные распорядители бюджетных средств определяют сеть распорядителей бюджетных средств низшего уровня и получателей бюджетных средств с учетом требований к формированию единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств и данных такого реестра. Добавим, что общая процедура по формированию Единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств определена в Порядке формирования Единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, утвержденном приказом Минфина от 22.12.2011 г. № 1691.
Главный распорядитель при формировании своей сети планирует, на какие расходы будут использованы такие средства получателем с учетом требований Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (ср. ). В зависимости от направления использования средств планирование осуществляют по текущим или капитальным расходам и соответствующим КЭКР.
Так, расходы получателей бюджетных средств осуществляют по таким КЭКР:
текущие расходы:
— 2281 «Исследования и разработки, отдельные мероприятия развития по реализации государственных (региональных) программ»;
— 2282 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенных к мероприятиям развития»;
— 2610 «Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)»;
капитальные расходы:
— 3210 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)».
Именно по этим кодам распорядитель бюджетных средств планирует в своей смете бюджетные ассигнования для получателей. В свою очередь, получатель использует бюджетные средства на основании плана использования бюджетных средств, который содержит распределение бюджетных ассигнований, утвержденных в смете соответствующего распорядителя бюджетных средств.
Исходя из этого, планирование направлений использования средств для главного распорядителя должно полностью совпадать с целью использования таких средств получателями. Следовательно, основываясь на таком подходе, как главным распорядителям бюджетных средств, так и их получателям следует формировать свою учетную политику, ведь это в конце концов обеспечит единый подход к составлению бюджетной и финансовой отчетности.
Рассмотрим пример.
Пример. Главный распорядитель бюджетных средств местного бюджета (поселковый совет) в декабре 2017 года перечислил средства коммунальному предприятию на текущие расходы по КЭКР 2610 в сумме 250 тыс. грн. и на капитальные расходы по КЭКР 3210 в сумме 830 тыс. грн. Для главного распорядителя коммунальное предприятие является получателем бюджетных средств.
Такие средства поступили на лицевой счет главного распорядителя средств местного бюджета для их направления распорядителям низшего уровня и получателям по утвержденным бюджетным назначениям.
В бухгалтерском учете главного распорядителя бюджетных средств (поселкового совета) такие операции отражают так:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | |||
1 | Поступили средства на лицевой счет главного распорядителя средств местного бюджета (поселкового совета) для перечисления получателю: | |||
— на текущие расходы | 2314 | 7011 | 250000 | |
— на капитальные расходы | 2314 | 5411 | 830000 | |
2 | Перечислены средства получателю бюджетных средств: | |||
— на текущие расходы | 7011 | 2314 | 250000 | |
— на капитальные расходы | 5411 | 2314 | 830000 |