Темы статей
Выбрать темы

«Ой, мороз, мороз…»-2, или Обустройство помещения твердотопливным котлом

Децюра Сергей, налоговый эксперт, s.detsyura@id.factor.ua

Отопительный сезон не за горами, но до сих пор на государственном уровне нет четкого представления о том, хватит ли газа для его проведения. Поэтому субъекты хозяйствования, чтобы перестраховаться, в последнее время часто устанавливают автономную систему отопления на альтернативном (твердом) топливе.

Обычно использование твердотопливных котлов не настолько экологический способ обогрева помещения, как с помощью газовых котлов (как их установить, читайте в «БН», 2014, № 41, с. 29), но дает возможность перезимовать.

Как установить твердотопливный котел, читайте далее.

Установка котла

Установка твердотопливных котлов, как и газовых, требует от субъекта хозяйствования решения ряда организационных вопросов:

1. Выбор котла. При выборе твердотопливного котла следует учитывать немало требований, а именно:

• мощность котла, то есть способность обогреть выбранное помещение. Как мы отмечали ранее (см. «БН», 2014, № 41, с. 29), выбирая мощность котла, следует ориентироваться на то, что в среднем для отопления 10 м2 площади дома нужен котел мощностью 1 кВт. В то же время такой расчет не всегда правильный. Поэтому советуем привлечь специалистов для расчета теплового баланса помещения и определения необходимой мощности котла для такого помещения;

• вид топлива, которое можно использовать для его работы. На сегодняшний день твердотопливные котлы могут работать на каком-то одном виде топлива (дрова, торфяные брикеты, уголь, кокс и т. п.) или же быть «всеядными», т. е. работать на нескольких разных видах топлива, или же на всех сразу.

Заметим! Если вы выбираете «всеядный» котел, то его коэффициент полезного действия будет немного ниже в сравнении с котлами, работающими на одном виде топлива. Хотя, если выбрать котел, который «заточен» под один вид топлива, то в большинстве случаев (из-за технологических особенностей таких котлов и физических свойств топлива) вам вряд ли удастся «накормить» его другим «блюдом». Поэтому будьте очень внимательны при выборе.

2. Требования к котельной. После приобретения твердотопливного котла переходят к его установлению. Получать разрешительные документы на установление такого объекта, в отличие от установления газового котла, вам не нужно. Дело в том, что для эксплуатации такого котла не нужно подключаться к газовой системе.

В то же время, поскольку этот объект относится к потенциально опасным, то при его установлении необходимо руководствоваться требованиями строительных норм и правил к помещениям котельных, а именно требованиями Правил пожарной безопасности, ДБН В.2.5-67:2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», утвержденных приказом Минрегионстроя от 25.01.13 г. № 24, и правилами пожарной безопасности ДБН В. 1.1.7-2002 «Пожарная безопасность объектов строительства», утвержденными приказом Минрегионстроя от 03.12.02 г. № 88,
и т. п.

В соответствии с этими правилами твердотопливный котел следует устанавливать в специально оборудованном для этого помещении. Оптимальнее всего разместить его в специально построенном сооружении — котельной. Если такой возможности нет, то котел можно разместить в отдельном специальном помещении, которое обязательно должно иметь приточную и вытяжную вентиляцию и дымоход и соответствовать всем нормативным требованиям и правилам, а именно: высота потолка в помещении должна быть не менее 2,5 м, стены и двери должны быть парогазонепроницаемые, пол помещения должен быть из огнестойких материалов с негладкой поверхностью. Пол из горючих материалов должен быть защищен под топочными дверцами (топочным отверстием) металлическим листом размером 0,7 х 0,5 м и толщиной  10 мм (п.п. 5.2.6 Правил пожарной безопасности). При этом расстояние от низа котла до пола должно быть не менее 100 мм.

Естественно, что помещение, где размещается котел, должно быть достаточно просторным. В нем после установления котла должно оставаться место вокруг котла для свободного доступа, осмотра и очистки камеры сгорания и дымовых каналов от золы и сажи. Ширина прохода между котлом и стеной котельни по общеустановленным нормативам должна быть не менее  1 м, а ширина прохода между выступающими частями котла и выступающими частями здания — более  0,7 м. Кроме того, расстояние от печей до товаров, стеллажей, шкафов и другого оборудования должно быть не менее 0,7 м, а от топочных отверстий — не менее 1,25 м (п.п. 5.2.7 Правил пожарной безопасности). В то же время производитель котла может устанавливать и особые требования к помещению, где находится котел. Поэтому перед приобретением котла обращайте внимание и на эти характеристики.

Кроме того, следует помнить, что в процессе сгорания твердого топлива обязательно образуются летучие продукты горения (дым). Они вредны и опасны для здоровья человека. Для их удаления из помещения и притока свежего воздуха для поддержания процесса горения в помещении устанавливается дымоход. Параметры дымохода (диаметр, длина) определяются исходя из требований производителя техники (котла), определенных в техническом паспорте на нее.

3. Правила учета. Установление твердотопливной системы отопления в учете отражается по тому же принципу, что и установление газового котла, т. е.:

1) если котел устанавливается в уже действующий дом, то расходы на установление:

• или учитывают как создание отдельного объекта основных средств. Все расходы, формирующие себестоимость твердотопливного котла, собираются на субсчете 152, а при вводе его в эксплуатацию формируют первоначальную стоимость нового объекта основных средств с отражением его стоимости на субсчете 104. В налоговом учете, как и в бухгалтерском, расходы на установление котла в этом случае формируют стоимость основного средства группы 4 (согласно п.п. 14.1.138  п. 145.1 НКУ);

• или считают расходами на модернизацию здания. В этом случае расходы на установку такого оборудования в рамках 10 % «ремонтного лимита» относим на текущие расходы, а сверх него — на увеличение стоимости основного средства группы 3*;

2) если котел устанавливается в только строящийся дом, то обычно его стоимость и расходы на установление включают в первоначальную стоимость новостройки.

* Важно! Некоторые специалисты настаивают на том, что п. 138.5 НКУ требует относить расходы на улучшение основных средств к расходам только в виде амортизации. Это, как вы понимаете, вообще отрицает применение в этом случае 10 % «ремонтного» лимита, в то же время требуя отнесения таких расходов к налоговым только через механизм амортизации. Налоговики на такой трактовке положений п. 138.5 НКУ не настаивают. Так что применять ли его, решать вам.

 

Обслуживание котла

После окончания установления твердотопливного котла вам придется:

1) нанять работника, который будет заниматься обслуживанием твердотопливного котла. Такой работник, прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей, проходит противопожарный инструктаж (ст. 18 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII и п.п. 5.2.3 Правил пожарной безопасности).

Этот работник должен заниматься непосредственным отоплением помещения, следить за температурой и наличием в котле топлива. Кроме того, он должен очищать дымоходы и котел от сажи и других остатков горения перед началом отопительного сезона, а также в течение всего отопительного сезона;

2) разработать и утвердить распоряжением руководителя предприятия режим работы котла. Разрабатывать режим использования котла следует с учетом местных условий, а также с учетом того, что топка должна прекращаться не менее чем за два часа до окончания работы, а в больницах и на других объектах с круглосуточным пребыванием людей — за два часа до сна (пп. 5.2.3 и 5.2.4 Правил пожарной безопасности);

3) соблюдать при эксплуатации твердотопливных котлов следующие правила пожарной безопасности (п.п. 5.2.12 Правил пожарной безопасности):

• не оставлять работающий котел без наблюдения или не поручать наблюдение за ним малолетним детям;

• пользоваться котлами, имеющими трещины;

• размещать топливо и прочие горючие вещества и материалы непосредственно перед топочным отверстием;

• хранить незатушенные угли и золу в металлической посуде, установленной на деревянном полу, или горючей подставке;

• сушить и складывать на котлы одежду, дрова, другие горючие предметы и материалы;

• применять для разжигания котлов легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также топить топливом котлы, не приспособленные для этой цели;

• использовать для топки дрова, длина которых превышает размеры топливника; осуществлять топку печи с открытыми дверцами топливника;

• использовать вентиляционные и газовые каналы как дымоходы;

• прокладывать дымоходы (боровы) отопительных котлов поверхностью горючих основ;

• осуществлять топку котла при проведении в помещениях массовых мероприятий;

• закреплять на дымовых трубах антенны телевизоров, радиоприемников и т. п.;

• хранить в помещении запас топлива, превышающий суточную потребность;

• использовать для дымовых труб асбестоцементные и металлические трубы, устраивать глинобитные и деревянные дымоходы;

4) надлежащим образом оборудовать место для хранения топлива с высоким уровнем пожарной опасности: уголь, торф и т. п. Дело в том, что в соответствии с нормами пожарной безопасности хранить такое топливо следует в специально приспособленных для этого помещениях или на специально выделенных площадках (в резервуарах) с учетом требований строительных норм, а именно СНиП ІІ-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий», ДБН 360-92 «Градостроительство. Планирование и застройка сельских поселений», других действующих нормативных актов (п.п. 5.2.17 Правил пожарной бе­зопасности). Поэтому если у вас на момент приобретения котла таких помещений не было, их следует оборудовать.

В целом места хранения угля, сланцев и торфа должны быть защищены от затопления поверхностными и грунтовыми водами. Лучше, чтобы такие склады размещались в отдельных зданиях. Если же отдельного помещения нет, то целесообразнее всего размещать такие склады в подвальном или первом этаже производственных зданий. Но в этом случае такие помещения следует отделить противопожарными препятствиями от общего здания.

Склады для твердого топлива должны быть обеспечены естественным проветриванием всего пространства над поверхностью сложенного угля или торфа.

Хранить топливо на складах следует в отдельных штабелях. Каждый штабель должен иметь табличку, на которой указываются марка и дата его поступления на склад.

Кроме того, во избежание пожаров на складах должен быть обеспечен систематический контроль за температурой в штабелях угля и торфа путем установления в укосах контрольных железных труб и термометров. Также во избежание пожара на складе должна быть предусмотрена специальная площадка для тушения самовоспламенившегося топлива и его остывания после удаления со штабеля. Поэтому будьте очень внимательны при хранении такого топлива!

В то же время если вы отапливаете помещение дровами или опилками, то к этим видам топлива такие жесткие требования к хранению не установлены. Хотя их также следует хранить на специально оборудованном складе;

5) подать в ГФСУ Сообщение об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность, по форме № 20-ОПП в течение 10 рабочих дней после запуска в его эксплуатацию.

Но знайте: налоговики придерживаются фискальной точки зрения — они предлагают отсчитывать 10 рабочих дней с даты оформления договора купли-продажи или другого документа на право владения объектом (категория 119.11 ЗІР ГФСУ). При таком подходе вам придется подать ф. № 20-ОПП* дважды:

• после покупки котла (оформления договора купли-продажи);

• после ввода котла в эксплуатацию (в результате изменения сведений об объекте налогообложения).

* Подробно о правилах заполнения этой формы читайте в «БН», 2014, № 25, с. 38, № 40, с. 47.

На наш взгляд, пока котел не начал работать, можно не подавать ф. № 20-ОПП, поскольку фактически объект налогообложения или объект, связанный с налогообложением, возникнет, только когда котел заработает. Сам же факт приобретения котла не значит, что мы его будем использовать для отопления, а не для продажи;

6) получить разрешение на эксплуатацию котла, а именно разрешение на выбросы таким котлом загрязняющих веществ. В каких случаях его следует получать, читайте далее.

 

Разрешение на выбросы

Все собственники стационарных источников загрязнения могут осуществлять выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух только после получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ (ст. 11 Закона об атмо­сферном воздухе).

Твердотопливные котлы считаются стационарными источниками загрязнения**, поскольку при сжигании твердого топлива осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Об этом свидетельствует также и дым, поднимающийся в воздух из выводной трубы любого твердотопливного котла. Следовательно, чтобы использовать твердотопливный котел, вам нужно получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ.

** Напомним, что под стационарными источниками загрязнения атмосферы понимают предприятие, цех, агрегат, установку или другой недвижимый объект, сохраняющий свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (п.п. 14.1.230 НКУ).

Обращаем внимание: твердотопливные бытовые котлы, как и газовые бытовые котлы, на наш взгляд, относятся к третьей группе стационарных источников загрязнения (объекты, не относящиеся к первой и второй группам стационарных источников***). Дело в том, что этот котел по своей мощности, даже работая целый год, неспособен выбросить в атмосферу столько загрязняющих веществ (их размер приведен в приложении 1 к Инструкции № 177), чтобы его нужно было взять на госучет. Котлы, не взятые на такой учет, относят к третьей группе стационарных источников загрязнения.

*** В соответствии со ст. 11 Закона об атмосферном воздухе к первой группе относятся объекты, взятые на государственный учет и имеющие производства или технологическое оборудование, на которых должны внедряться экологически безопасные технологии и методы управления, а ко второй группе — объекты, взятые на государственный учет и не имеющие производств или технологического оборудования, на которых должны внедряться экологически безопасные технологии и методы управления.

Для таких котлов получить разрешение можно на местном уровне, т. е. в местных представительствах Минприроды (ч. 5 ст. 11 Закона об атмосферном воздухе). Причем срок действия такого разрешения будет неограниченным (ч. 8 ст. 11 Закона об атмо­сферном воздухе).

Правила получения такого разрешения такие же, как и в случае получения разрешения на бытовой газовый котел. Механизм получения такого разрешения мы описывали в «БН», 2014, № 41, с. 29, потому еще раз об этом вспоминать не будем.

Скажем только то, что в случае, если ваш котел по мощности предназначен не только для отопления небольшого помещения, но и используется в промышленных целях, то в этом случае сразу сказать, к какой группе стационарных источников загрязнения он относится, можно только после проведения экспертизы выбросов загрязняющих веществ. И только определившись с его классификацией, можно утвердительно сказать, как получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ таким субъектом хозяйствования.

К сведению! Получение такого разрешения удовольствие не из дешевых. Поэтому иногда субъекты хозяйствования игнорируют такие требования и отказываются от получения такого разрешения. Если вы относитесь к таким смельчакам, то хотим вас предупредить, что за использование котла без разрешения вас могут наказать гривней (детали в «БН», 2014, № 41, с. 29) и не только. Поэтому лучше пойти законным путем.

 

Эконалог за выбросы и размещение

Что касается уплаты эконалога, то у субъектов хозяйствования, эксплуатирующих твердотопливный котел, возникает два вопроса по этому поводу: должны ли они уплачивать эконалог за выбросы котлом в атмосферный воздух загрязняющих веществ и за размещение отходов горения (пепла, золы, сажи и т. п.) до момента передачи таких отходов на утилизацию?

Если речь идет о выбросах загрязняющих веществ в атмо­сферный воздух, то в этой части уплачивать эконалог субъект хозяйствования однозначно обязан. При этом не имеет значения, есть ли у вас разрешение на выбросы загрязняющих веществ или нет. Дело в том, что обязанность уплачивать эконалог зависит от того, происходит ли загрязнение окружающей среды при эксплуатации агрегата, а не от того, разрешено ли осуществлять такое загрязнение.

В то же время если разрешения у вас нет, то как именно рассчитать размер сбора, непонятно. Дело в том, что исходные данные для расчета эконалога субъект хозяйствования будет брать из разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником загрязнения.

При отсутствии разрешения у вас нет одной из главных составляющих расчета налога, а именно перечня выбросов, которые осуществляет твердотопливный котел.

Если бы вы использовали газовый котел, то вам можно было бы рассчитать приблизительные усредненные показатели выбросов загрязняющих веществ (все газовые котлы используют один вид топлива, а потому погрешности с выбросами будут минимальны) и хоть как-то выйти из сложившейся ситуации (детали — в «БН», 2014, № 42, с. 43). А вот при сжигании разных видов твердого топлива это сделать практически не реально, поскольку без анализа выбросов самого котла сказать что-то даже приблизительно нельзя.

Так, вы можете рассчитать размер налога, приняв за основу какие-то мнимые размеры, и это, как вы понимаете, даст право избежать штрафов за неподачу декларации по эконалогу. Но будут ли отражены в такой отчетности хоть приблизительно правильные данные, гарантии нет.

Следовательно, чтобы не нарваться на штрафные санкции от налоговиков за неправильную уплату налога, вам таки придется получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ.

Тем же, кто такое разрешение должен рассчитать, налог сложностей не составит. Подробно о правилах расчета суммы налога и заполнения декларации по эконалогу читайте в «БН», 2013, № 31, с. 12; 2012, № 5, с. 43; 2011, № 42, с. 33.

Что же касается размещения отходов от сгорания твердого топлива, то уплачивать налог за их временное хранение до передачи специализированному учреждению не нужно. Дело в том, что временное хранение отходов на своей территории до момента передачи их спецорганизации не считается их размещением (п.п. 14.1.223 НКУ).

Уплачивать эконалог за такие отходы будут специализированные учреждения, поскольку именно они занимаются размещением отходов в понимании НКУ. Другими словами, обеспечивают постоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами (п.п. 14.1.223 НКУ).

Кроме того, хотим отметить, что образованные твердые отходы от отопления твердотопливного котла могут даже вам пригодиться. Так, в частности, образованный от сжигания шлак можно использовать при производстве шлакоблоков, а пепел от сжигания дров — при производстве удобрений и т. п. В этом случае образованные отходы следует признавать сырьем и использовать в собственном производстве (если вы занимаетесь производством из этих отходов продукции), или продавать либо передавать бесплатно другим субъектам хозяйствования, специализирующимся на производстве таких видов продукции.

Такой подход к использованию отходов совсем отстранит вас от плательщиков эконалога, поскольку в этом случае никакие твердые отходы у вас не образуются (возникает только сырье), и даже позволит немного заработать.

Поэтому, на наш взгляд, даже отсутствие у предприятия договора на вывоз отходов сгорания твердотопливного котла со спецорганизацией не заставит вас уплачивать эконалог за временное хранение таких отходов. Но если вы хотите перестраховаться, то можете заключить такой договор и спать спокойно.

 

Документы статьи

Закон об атмосферном воздухе Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 г. № 2707-XII.

Правила пожарной безопасности Правила пожарной безопасности в Украине, утвержденные приказом МЧС от 19.10.04 г. № 126.

Инструкция № 177 Инструкция о порядке и критериях взятия на государственный учет объектов, которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на здоровье людей и состояние атмосферного воздуха, видов и объемов загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, утвержденная приказом Минэкологии от 10.05.02 г. № 177.

s.detsyura@id.factor.ua

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше