Темы статей
Выбрать темы

Списание оргтехники

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Компьютеры, принтеры и другая оргтехника сегодня есть на каждом предприятии. Рано или поздно ее придется списывать, в результате чего возникает множество учетных вопросов. В этой статье ответим на некоторые из них. В том числе и на самый волнующий: а что делать с драгметаллами, которые предположительно есть в большинстве электронных устройств?

Общие «ликвидационные» правила

В учете оргтехника может отражаться или как основные средства (ОС), или как малоценные необоротные материальные активы (МНМА). Поэтому рассмотрим учетные правила ликвидации в обоих случаях.

Если оргтехника учитывается как ОС. Списание оргтехники происходит в хорошо известном нам порядке ликвидации основных средств. Начинаем с определения причин, побудивших вас ликвидировать объект. Эти причины должна определить специальная комиссия, которая оформит результаты своей работы в Акте на списание основных средств (ф. № ОС-3). В данном акте обязательно нужно отметить, что дальнейшая эксплуатация списанной оргтехники невозможна или нецелесообразна. Также следует указать результаты списания (например, оприходование ТМЦ, полученных при разборке оргтехники, и т. п.).

К актам на списание следует приложить инвентарную карточку учета основных средств (форма № ОС-6), в которой делаются соответствующие записи о выбытии, а также внести определенные отметки в опись инвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОС-7), карточку учета движения основных средств (форма № ОС-8), инвентарный список основных средств (форма № ОС-9).

Учтите:

списание, разборка и демонтаж ликвидируемых объектов ОС до утверждения руководителем акта по форме № ОС-3 не допускаются

Это следует из п. 43 Методических рекомендаций по бухучету ОС, утвержденных приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561. Поэтому внимательно проверьте наличие всех необходимых документов, перед тем как списывать оргтехнику.

В бухучете при списании оргтехники руководствуются нормами П(С)БУ 7 «Основные средства». В частности, в соответствии с п. 33 этого П(С)БУ одной из причин исключения объекта ОС из состава активов (списания с баланса) является его несоответствие критериям признания активом, что влечет за собой ликвидацию такого объекта.

Амортизацию вы прекращаете начислять с месяца, следующего за месяцем вывода объекта ОС из эксплуатации ( п. 29 П(С)БУ 7). Сумму накопленного износа вы спишете проводкой Дт 131 — Кт 104, а недоамортизированную часть первоначальной стоимости (остаточную стоимость) — на расходы проводкой Дт 976 — Кт 104.

Если списание оргтехники «дает» нам какие-то ТМЦ, они приходуются на баланс (как правило, на субсчете 209) с признанием прочего дохода (субсчет 746). Этого требует п. 44 указанных выше Методрекомендаций.

В налоговоприбыльном учете плательщики ориентируются на бухучетный финрезультат ( п.п. 134.1.1 НКУ). Но если малодоходники просто берут его и облагают налогом на прибыль, то высокодоходникам придется осуществить «ликвидационные» корректировки. А именно: увеличить финрезультат на сумму остаточной стоимости ликвидированной оргтехники согласно данным бухучета и уменьшить финрезультат на сумму ее остаточной стоимости, рассчитанной согласно требованиям НКУ ( пп. 138.1, 138.2).

В НДС-учете ситуация тоже более-менее понятна. Ликвидация ОС приравнивается к поставке, а следовательно, в общем случае должна была бы приводить к начислению налоговых обязательств исходя из обычных цен. Однако этого можно избежать, если вместе с декларацией за НДС-период, в котором состоялась ликвидация, подать налоговикам Акт по ф. № ОС-3 и заключение комиссии о том, что последующая эксплуатация оргтехники является невозможной (далее — заключение комиссии). Именно такое правило устанавливает п. 189.9 НКУ, чтобы избежать НДС-обязательств в связи с ликвидацией ОС (см. письма Межрегионального ГУ ГФС от 12.03.2016 г. № 5320/10/28-10-06-11 и от 18.11.2015 г. № 25655/10/28-10-06-11, а также консультации из БЗ, подкаткегория 101.06).

А вот в отношении «входного» НДС ситуация менее понятна. Налоговики утверждают, что основное ликвидируемое средство плательщик не использовал полностью в хозяйственной деятельности. Таким образом, на остаточную стоимость такого ОС, по их мнению, необходимо начислить налоговые обязательства (см. консультацию из БЗ, подкатегория 101.02). Но мы считаем, что ликвидированное основное средство уже использовано в хозяйственной деятельности в рамках налогооблагаемых операций. Поэтому налоговый кредит по ликвидированному ОС компенсировать не нужно.

На операции по оприходованию ТМЦ, полученных от ликвидации ОС, налоговые обязательства по НДС не начисляются ( п. 189.10 НКУ). А вот когда будете реализовывать оприходованные ТМЦ (например, отходы с содержанием драгоценных металлов, см. следующий подраздел статьи) — здесь уже у вас будут налоговые обязательства «на полную катушку».

Если оргтехника учитывается как МНМА. В таком случае амортизация оргтехники осуществляется или методом «50 % на 50 %», или методом «100 % стоимости в первом месяце» ( п. 27 П(С)БУ 7). В обоих случаях стоимость оргтехники-МНМА будет списана с баланса проводкой Дт 132 — Кт 112.

ТМЦ, оприходованные при разборке «малоценной» оргтехники, оприходуются на баланс в таком же порядке, как и при разборке ОС, — проводкой Дт 209 — Кт 746.

В налоговоприбыльном учете МНМА не являются основными средствами ( п.п. 14.1.138 НКУ). Таким образом, по МНМА ни «амортизационные», ни «ликвидационные» разницы согласно пп. 138.1, 138.2 НКУ высокодоходники не осуществляют

Об этом идет речь в письмах ГФСУ от 18.07.2016 г. № 15394/6/99-99-15-02-02-15 и от 02.08.2016 г. № 16691/6/99-99-15-02-02-15).

Поэтому все плательщики налога на прибыль учтут стоимость самортизированной и списанной оргтехники в финрезультате, который и будет объектом налогообложения.

НДС-учет оргтехники, которая относится к МНМА, не содержит такое множество оговорок, как в случае с ОС. Нормы п. 189.9 НКУ на МНМА не распространяются, ведь они касаются только основных средств.

А что с компенсационными обязательствами по «входному» НДС? Если МНМА амортизируются методом «100 %», они не начисляются потому, что их собственно не на что начислять. Так как на момент списания МНМА его стоимость уже самортизирована.

А вот если вы амортизируете МНМА методом «50 % на 50 %» и списываете МНМА, «не дослужившие» свой возраст — фискалы могут настаивать на компенсационных налоговых обязательствах. Поскольку п. 189.1 НКУ как базу для компенсационных налоговых обязательств определяет балансовую стоимость необоротного актива на начало периода. Поэтому если на начало периода, когда ликвидируется МНМА, он имел балансовую стоимость (50 % первоначальной стоимости), налоговики могут требовать от вас компенсационных налоговых обязательств. Имейте это в виду.

Одной из особенностей списания оргтехники всегда является вопрос содержания в ее деталях и узлах драгоценных металлов. Поэтому далее поговорим именно об этом.

Драгметаллосодержащая оргтехника

Учетные правила списания драгметаллосодержащей оргтехники мало чем отличаются от общих. Принципиальные отличия здесь связаны с судьбой ТМЦ (отходов), оприходованных после ликвидации такой оргтехники.

Правила обращения с драгоценными металлами устанавливает специальный Закон № 637*. К операциям с драгоценными металлами он относит и операции с любыми изделиями, содержащими драгоценные металлы (п. 9 ст. 1 Закона № 637).

* Закон Украины «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними» от 18.11.97 г. № 637/97-ВР.

Подробнее о том, что делать с отходами, в которых содержатся драгоценные металлы, можно узнать из разд. V Методрекомендаций № 780**. Данный документ не содержит прямого запрета избавляться от драгметаллосодержащей оргтехники без предварительного изъятия драгоценных отходов. Однако в нем сохранены практически все основные принципы обращения с драгметаллосодержащими отходами, которые были прописаны в предыдущей нормативке в этой сфере***. Поэтому вряд ли указанный запрет можно считать отмененным. Иначе вообще бы не было необходимости в каких-либо особых правилах обращения с отходами.

** Методические рекомендации по учету драгоценных металлов…, утвержденные приказом Минфина от 15.09.2015 г. № 780.

*** До принятия Методрекомендаций № 780 правила учета драгметаллосодержащих отходов регулировались Инструкцией, утвержденной приказом Минфина от 06.04.98 г. № 84.

Основное отличие Методрекомендаций № 780 в том, что

учет отходов с содержанием драгоценных металлов сейчас проводится на основании внутренних инструкций субъектов хозяйствования

Эти инструкции предприятия разрабатывают самостоятельно с учетом Методрекомендаций № 780. Поэтому мы скажем только о тех требованиях, которые указанные Методрекомендации выдвигают.

Прежде всего, как определить, что в том или ином элементе оргтехники есть драгоценные металлы? Согласно п. 5.3 Методрекомендаций № 780 содержание драгоценных металлов в ломе и отходах может определяться сдатчиком по паспортам, формулярам, этикеткам или другим документам. Поэтому если такая техдокументация не содержит никакой информации о количестве золота, серебра и т. п. в вашем железе, можете их отдельным учетом даже не заморачиваться. И при списании такой оргтехники не обращать внимания на необходимость изъятия из нее драгоценных металлов.

А вот при списании драгметаллосодержащей оргтехники в Акте на списание (ф. № ОС-3) делается отметка об их содержании. Это предусмотрено формой указанного Акта, этого же требуют и Методрекомендации № 780.

Итак, оргтехнику мы списали. Что дальше? А вот что: лом и отходы с содержанием драгоценных металлов, образующиеся в процессе производства и использования драгоценных металлов, учитываются субъектами по названию драгоценных металлов, названию отходов, массе нетто, массе каждого драгоценного металла в чистоте, а также в стоимостном выражении (п. 5.2 Методрекомендаций № 780).

Понятное дело, что далеко не каждое предприятие сможет самостоятельно «выжать» из своего оргтехнического хлама драгоценные металлы. В таком случае лом и отходы с содержанием драгоценных металлов передаются на перерабатывающие предприятия на основании договоров купли-продажи (реализации) или на условиях давальческого сырья (п. 5.4 Методрекомендаций № 780). Проще говоря, вы должны сдать свой лом с «благородным» содержанием тем, кто сможет «извлечь» из отходов драгоценные миллиграммы или даже граммы благородных металлов.

Получив отходы с содержанием драгоценных металлов, переработчик осуществляет соответствующие пробы на «благородное» содержание, после чего составляет протокол согласования с предприятием-отправителем и начинает физическую переработку отходов (пп. 5.13, 5.14 Методрекомендаций № 780).

И, наконец, последнее. Что ожидает тех плательщиков, которые проигнорируют правила обращения с драгметаллосодержащими отходами и просто выбросят оргтехнику, которая может содержать драгоценные металлы? Таких плательщиков могут оштрафовать на основании ст. 1891 КоАП. Размеры этих штрафов — от 136 до 340 грн. А наложить эти штрафы может Государственная пробирная служба. Правда, указанный орган вряд ли будет часто беспокоить вас своими проверками. Поэтому решать вам, стоит ли дело хлопот.

«Непроизводственная» оргтехника

Отдельный вопрос — списание оргтехники, являющейся непроизводственными ОС. То есть основными средствами, которые не используются в хозяйственной деятельности плательщика. В отношении таких ОС есть немало вопросов у высокодоходных плательщиков — тех, которые обязаны определять разницы.

Такие основные средства вообще не амортизируются ( п.п. 138.3.2 НКУ). Следовательно, их остаточная стоимость согласно НКУ равна первоначальной

Что же делать с такими ОС? Формально непроизводственные ОС не вписываются в «налоговое» определение основных средств ( п.п. 14.1.138 НКУ). Поэтому по ним высокодоходники вообще не должны определять никаких корректировок.

Но налоговики не хотят так запросто «отпускать» непроизводственные ОС. В частности, они требуют исключать их амортизацию из расходов, формирующих финрезультат до налогообложения. И делать это через специальную налоговую разницу.

А вот в отношении разниц при продаже и ликвидации налоговики в некоторых своих разъяснениях всячески пытаются уйти от конкретного ответа на этот вопрос (см., например, письмо Межрегионального ГУ ГФС от 18.11.2015 г. № 25655/10/28-10-06-11). В устных разъяснениях они просто констатируют, что ситуация законодательно не урегулирована, и вообще отказываются предоставлять разъяснения.

Так что же делать? Если вы соглашаетесь определять разницы по непроизводственным ОС и идти путем стандартных «ликвидационных» корректировок, то выйдет, что нужно увеличить финрезультат на сумму «бухгалтерской» остаточной стоимости согласно П(С)БУ и уменьшить его на сумму первоначальной стоимости оргтехники (поскольку «налоговая» амортизация равна нулю).

В некоторых индивидуальных разъяснениях налоговики поддерживают такой подход и предлагают увеличить финрезультат на сумму остаточной стоимости согласно П(С)БУ и уменьшить его на сумму первоначальной стоимости (см. письмо Межрегионального ГУ ГФС от 04.12.2015 г. № 26522/10/28-10-06-11 и письмо ГУ ГФС в Запорожской обл. от 26.05.2016 г. № 1749/10/08-01-12-03-11). Основывается эта логика на определении остаточной стоимости из п.п. 14.1.9 НКУ.

Предположим, что высокодоходник решил пойти этим путем. В таком случае его финрезультат после ликвидации непроизводственного ОС в конечном счете уменьшится на всю сумму первоначальной стоимости такого основного средства. Давайте посмотрим, почему.

Пример 1. Предприятие ликвидирует непроизводственное основное средство (компьютер) первоначальной стоимостью 8000 грн., остаточная стоимость согласно данным бухучета — 3000 грн.

В этом случае предприятие-высокодоходник осуществит по непроизводственному объекту ОС:

— «амортизационные» корректировки, которые увеличат финансовый результат на сумму: +5000 грн. («бухгалтерская» амортизация) - 0 грн. («налоговая» амортизация) = +5000 грн. Этими корректировками плательщик «исключит» из бухучетного финрезультата амортизацию непроизводственного ОС;

— «ликвидационные» корректировки, которые уменьшат финансовый результат на сумму: +3000 грн. («бухгалтерская» остаточная стоимость) - 8000 грн. («налоговая» остаточная стоимость) = -5000 грн. Если осуществить эту корректировку, то увеличение финрезультата на 3000 грн. нивелирует «бухгалтерские» расходы, отраженные при списании основного средства (Дт 976). А вот уменьшение финрезультата на 8000 грн. фактически отправит в расходы всю стоимость непроизводственного ОС. Просто не через амортизацию, а сразу при ликвидации.

Но есть и другой вариант, более фискальный. Его нам предложили тернопольские налоговики. Он, вероятно, основывается на том, что непроизводственные ОС исключены из «налогового» определения основных средств ( п.п. 14.1.138 НКУ). А следовательно, таких объектов вообще не касаются правила корректировок, установленные пп. 138.1, 138.2 НКУдля ОС. Следовательно, тернопольские налоговики предлагают отражать операцию согласно правилам бухгалтерского учета (см. письмо ГУ ГФС в Тернопольской обл. от 22.04.2016 г. № 678/10/19-00-12-02-28/3971).

В то же время авторы этого письма отмечают, что по непроизводственным ОС остаточная стоимость согласно НКУ не определяется и при определении разниц не учитывается. При таком подходе амортизация непроизводственного ОС будет компенсирована налоговой разницей и таким образом исключен из финрезультата. А «бухучетная» остаточная стоимость непроизводственного ОС преспокойно «отправится» в расходы, которые уменьшат объект налогообложения. Поэтому при этом подходе финрезультат будет уменьшен только на сумму остаточной стоимости ликвидированной непроизводственной оргтехники. А не на всю сумму стоимости, как в предыдущем случае.

Что касается НДС-учета, то здесь ситуация с непроизводственными ОС немного проще. Ведь если вы уже при приобретении знали, что оргтехника не будет использоваться в хозяйственной деятельности, вы сразу же в периоде, когда признавали налоговый кредит, должны были начислить и «компенсационные» налоговые обязательства согласно п. 198.5 НКУ.

А чтобы не начислять «ликвидационные» налоговые обязательства согласно п. 189.9 НКУ — подайте налоговикам Акт по ф. № ОС-3 и заключение комиссии к декларации за период, в котором состоялось списание непроизводственной оргтехники

Здесь никаких принципиальных отличий от производственных ОС нет. Ведь правила абзацев первого и второго п. 189.9 НКУ распространяются на ликвидацию как производственных, так и непроизводственных основных средств.

И в заключение — несколько слов о МНМА непроизводственного назначения. С учетом этих МНМА нет таких сложностей, как с учетом непроизводственных ОС. Разницы по ним не определяются, поэтому и амортизация непроизводственных МНМА будет учтена в финрезультате. И высокодоходники не должны эту амортизацию из финрезультата исключать.

В НДС-учете при приобретении малоценной непроизводственной оргтехники отражается налоговый кредит, который в том же периоде компенсируется налоговыми обязательствами согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ. Нормы п. 189.9 НКУ на МНМА не распространяются, поэтому к НДС-декларации ничего не прилагаем и налоговых обязательств по этой норме не боимся.

Пример 2. Предприятие имеет на балансе компьютер, не используемый в хозяйственной деятельности. Первоначальная стоимость компьютера — 9000 грн., остаточная стоимость по данным бухгалтерского учета — 2000 грн. Компьютер списан с баланса в связи с непригодностью к дальнейшему использованию. Расходы на ликвидацию (зарплата и ЕСВ) — 300 грн. При этом оприходованы детали и узлы на общую сумму 770 грн. Сданы перерабатывающему предприятию отходы, содержащие драгоценные металлы, на сумму 570 грн. (в том числе НДС — 95 грн.).

Отразим указанные операции в учете.

Ликвидация «нехозяйственной» оргтехники, содержащей драгоценные металлы

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

дебет

кредит

сумма, грн.

1

Списана сумма накопленного износа компьютера

131

104

7000

2

Списана остаточная стоимость компьютера*

976

104

2000**

3

Отражены расходы на ликвидацию компьютера

976

66, 65

300

4

Оприходованы узлы и детали, полученные при разборке компьютера

209

746

770

5

Переданы на переработку отходы, содержащие драгоценные металлы

2092***

209

475

6

Право собственности на драгметаллосодержащие отходы перешло к перерабатывающему предприятию****

377

712

570

7

Начислены налоговые обязательства по НДС

712

641

95

8

Списана себестоимость сданных драгметаллосодержащих отходов

943

2092

475

9

Получены средства от перерабатывающего предприятия

311

377

570

* Налоговые обязательства согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ были начислены ранее — на конец месяца, в котором приобретен компьютер. Налоговые обязательства согласно п. 189.9 НКУ не начисляем, потому что предприятие подает налоговикам вместе с НДС-декларацией копию акта о ликвидации компьютера по ф. № ОС-3.

** Если следовать варианту, предложенному тернопольскими налоговиками, то собственно только эта сумма и уменьшит финрезультат предприятия-высокодоходника.

*** Обычно по факту такой передачи перерабатывающие предприятия предоставляют акт на ответственное хранение. Переданные отходы при этом целесообразно учитывать на отдельном аналитическом счете.

**** Право собственности на такие отходы переходит к перерабатывающему предприятию после того, как оно предоставляет собственнику отходов паспорт переработки.

Думаем, некоторые из насущных вопросов по учету оргтехники мы с вами разобрали. В следующих номерах, возможно, еще вернемся к этой теме.

выводы

  • Оргтехника может учитываться на балансе предприятия или как основное средство, или как МНМА. Списание оргтехники происходит в порядке ликвидации указанных активов.
  • Отходы, полученные при списании оргтехники, содержащей драгоценные металлы, учитываются на основании внутренних инструкций предприятия.
  • Непроизводственные ОС в налоговоприбыльном учете у высокодоходников не амортизируются. Поэтому при ликвидации таких основных средств налоговики предлагают высокодоходникам или осуществлять стандартные ликвидационные корректировки, или отражать операцию по правилам бухучета.
  • Сумма НДС, включенная в налоговый кредит при приобретении непроизводственной оргтехники, компенсируется налоговыми обязательствами согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ.
  • «Ликвидационные» налоговые обязательства согласно п. 189.9 НКУ не начисляются в том случае, если плательщик вместе с декларацией за НДС-период, в котором была ликвидация, подаст налоговикам Акт по ф. № ОС-3 и заключение комиссии.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше