Темы статей
Выбрать темы

Отсутствие квитанции & регистрация НН

Амброзяк Наталья, юрист
Всем знакомое правило «квитанции в течение операционного дня нет — НН зарегистрирована» из п. 201.10 НКУ работает далеко не так гладко, как хотелось бы. Особенно ярко проявляются проблемы в «граничные» даты регистрации НН. В этой статье разберемся с тем, как же на самом деле функционирует такой механизм.

Ситуация, которая, как правило, возникает в последние дни регистрации НН, возмущает до глубины души. И хорошо, если, направляя на регистрацию накладную, опоздавшая квитанция № 1 извещает нас об успешной регистрации в ЕРНН. Но бывает и так, что в регистрации отказывают или же квитанция № 1 вовсе теряется «в дебрях» шлюза ГФС.

В одном из недавних материалов возможные ситуации обсуждались подробно, с алгоритмами действий (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 10, с. 16).

Однако мы решили все же коротко осветить механизм (не)реализации процедуры регистрации НН/РК по п. 201.10 НКУ.

Напомним: согласно положениям этого пункта, если в течение операционного дня не направлена квитанция о приеме или неприеме, или остановке регистрации НН/РК, такая налоговая накладная считается зарегистрированной в ЕРНН.

При этом датой и временем представления НН и/или РК в электронном виде в ГФСУ являются дата и время, зафиксированные в квитанции.

Все вроде бы прозрачно. Однако есть несколько «но»...

Хитро выписано

Вчитавшись внимательно в положения п. 201.10 НКУ, можно увидеть такие важные моменты.

Во-первых,

упор в п. 201.10 НКУ идет не на дату получения квитанции налогоплательщиком, а на дату ее направления фискалами

То есть то, что вы не видите этот документ у себя, еще не означает, что налоговики его не направили.

Во-вторых, момент представления НН/РК в ГФСУ — это дата и время, зафиксированные в квитанции.

Это означает, что формально отсутствие последней свидетельствует о том, что НН или РК не направлялись в ГФСУ. А раз налоговики НН не получают, то, значит, и квитанцию сформировать и направить не могут. Вот такой замкнутый круг получается ☹.

В-третьих, не совсем ясно, о какой именно квитанции идет речь в абзаце девятом п. 201.10 НКУ. В этой норме использовано лишь слово «квитанция», хотя далее по тексту НКУ рядом с ним всегда указывается уточнение: «о приеме, неприеме или остановке регистрации НН/РК». К тому же на практике плательщик получает «повідомлення про прийняття звітності», которое фиксирует дату и время получения НН или РК фискалами. А уж затем приходит квитанция № 1 (т. е. о приеме, неприеме или остановке регистрации НН/РК).

Из этого всего делаем вывод: НКУ выписан в пользу фискалов. Но не стоит отчаиваться!

Советы фискалов

По прошествии практически месяца* с момента возникновения «январских» проблем с ЕРНН** налоговики в категории 101.17 БЗ разместили свой алгоритм действий плательщика в случае, если НН или РК направлены на регистрацию, однако квитанция № 1 (о регистрации/отказе в регистарции/остановке регистрации НН/РК) не приходит.

* Разъяснение появилось в БЗ 12.02.2019 г.

** Здесь имеем в виду перебои в работе ЕРНН 15.01.2019 г.

Итак, с целью выяснения обстоятельств, по которым в течение операционного дня не направлена квитанция, фискалы предлагают плательщику:

1. Через Электронный кабинет путем просмотра в режиме реального времени просмотреть данные ЕРНН в отношении составленных им или его контрагентами НН и/или РК.

2. Обратиться в Центр обслуживания налогоплательщиков (ЦОП) по своему местонахождению или на «горячую линию» по телефону 0-800-501-007 (направление 0) с детальным описанием ситуации.

3. Если после направления НН или РК через 2 часа не получена квитанция, в Электронном кабинете отсутствуют данные о регистрации и инспектор по телефону подтвердил отсутствие поступления документа, то необходимо направить документ повторно на регистрацию.

Стоит сказать, что в контексте положений о регистрации НН/РК в соответствии с п. 201.10 НКУ этот алгоритм вряд ли поможет. Ведь телефонные разговоры с инспектором или в ЦОП к иску не приложишь, да и проверяющему потом не предъявишь. Тем более, при проведении камеральной проверки.

А если счет идет на часы и направили вы НН или РК в «граничную» дату? Так можно с повторной регистрацией не успеть! И где гарантия, что повторно направленную НН/РК не постигнет та же участь? Да и зачем ее/его вообще направлять повторно? Вопросы риторические.

Возникающая неопределенность в отношении НН/РК плоха как для продавца, так и для покупателя. Продавцу грозят штрафы за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию) по ст. 1201 НКУ, а покупателю — невозможность включить суммы в кредит.

Пользуясь положениями п. 201.10 НКУ, достаточно сложно отстаивать кредит, не менее сложно отбиться от штрафов.

В этом случае

остается уповать на «повідомлення про прийняття звітності», которое (судя по судебной практике) налоговиков не особо устраивает

И дел, дошедших до Верховного Суда, предостаточно. Причем как до функционирования СМКОР, так и после.

Если же не приходит даже «повідомлення про прийняття звітності», то доказать что-либо можно, похоже, только через суд.

Готовы к борьбе за НН/РК и против штрафных санкций за несвоевременную их регистрацию c помощью п. 201.10 НКУ?

Тогда предлагаем вам подготовиться заранее. Итак...

Как подготовить доказательства для суда?

Основная задача поставщика — подтвердить своевременное направление НН/РК для регистрации в ЕРНН. Исходя же из судебной практики, факт неполучения квитанции № 1 плательщики не доказывают (постановление ВС от 17.04.2018 г. по делу № 820/6330/16*).

* См. по ссылке: http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/73596516

С учетом позиции судов, предлагаем такой алгоритм действий.

1. Выгружаем «повідомлення про прийняття звітності».

2. Если нет уведомления из п. 1, то делаем скриншот или иным образом выгружаем информацию о манипуляциях с НН/РК (когда сформировали, когда направили и т. д.). Суды часто принимают этот документ как одно из доказательств направления НН/РК в установленный НКУ срок.

3. Направляем запрос о доступе к публичной информации в ГФСУ**. Спрашиваем о статусе НН (зарегистрирована/не зарегистрирована). Этот шаг может скорректировать вашу аргументацию в иске.

** О том, как направить такой запрос, см. по ссылке: http://sfs.gov.ua/priymalnya-gromadyan/dostup-do-publichnoi-inform/.

4. Подаем письменный информационный запрос администратору бухПО с такой просьбой: «просимо підтвердити надання податкової накладної № <...> від <...> до Державної фіскальної служби України (вказати дату та час)». Этот шаг пропускаем, если отправляли НН через Электронный кабинет. Ответ на такой запрос дополнительно подкрепляет аргумент о своевременном направлении НН/РК. Особенно в ситуации, когда «повідомлення про прийняття звітності» не пришло.

Исковые требования предлагаем формулировать так:

«1. Визнати протиправними дії відповідача щодо неприйняття податкової накладної <...> для реєстрації (указываем дату).

2. Визнати податкову накладну <...> прийнятою та зареєстрованою (указываем дату).

3. Визнати протиправним та скасувати податкове повідомлення-рішення <...> про застосування штрафних санкцій за несвоєчасну реєстрацію податкових накладних <...>.».

Надеемся, что проблема отсутствия квитанции вас обойдет стороной. А если нет, то наша статья поможет выйти из этой затруднительной ситуации ☺.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше