«1С:Бухгалтерия 8»: принципы учета ОС, МНМА, МБП и МНА

Печать

 

 

В данной статье будут рассмотрены основные принципы учета необоротных активов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) в типовой конфигурации.

 

Ядвига Сорокина, ведущий консультант-аналитик по внедрению систем на базе «1С:Предприятие 8», внедренческий центр ABBYY Украина

 

В типовой конфигурации предусмотрены три подсистемы учета необоротных активов:

— основные средства;

— малоценные активы;

— нематериальные активы.

Основным принципом учета является использование специального документооборота подсистем. Информация о необоротных активах хранится в регистрах сведений. Учет цикла использования необоротных активов нужно описывать с помощью специальных документов.

Для корректного учета поступления необоротных активов документ «Поступление товаров и услуг» оформляется с видом операции «Оборудование». На закладке «Оборудование» указывается оборудование, МБП учитываются на закладке «Товары» (рис. 1).

 

 

Шаблоны проводок учета затрат по амортизации необоротных активов и списанию малоценных предметов описаны с помощью справочника «Способы отражения расходов по амортизации», в котором описана аналитика затрат по амортизации. Каждая строка табличной части данного справочника определяет совокупность параметров для отнесения расходов по амортизации на затраты. В том случае, если введено несколько строк, расходы по амортизации будут распределены по строкам (способам) согласно коэффициентам распределения. Коэффициенты распределения указываются в каждой строке. В случае если в табличной части указана только одна строка (то есть задан только один способ), следует устанавливать коэффициент, равный единице.

На рис. 2 указан способ для цеха № 1 с распределением на 91 и 231 счета равными частями, так как коэффициенты равны единице.

 

 

Для каждого объекта учета при вводе в эксплуатацию назначается один из способов отражения затрат по амортизации. При необходимости в процессе эксплуатации необоротного актива способ отражения расходов может быть изменен (назначен другой).

В системе отслеживается налоговое назначение необоротных активов. Если актив не будет использоваться в хозяйственной деятельности, то при оприходовании устанавливается налоговое назначение «Необл НДС, нехоз» (не облагаемый НДС, используемый в нехозяйственной деятельности). При вводе в эксплуатацию актив будет учитываться как непроизводственный (рис. 3), и в справочнике «Способы отражения затрат по амортизации» должно быть указано налоговое назначение «Нехоз. д-сть» (нехозяйственная деятельность). В налоговом учете амортизация начисляться не будет.

 

 

При начислении амортизации по бухгалтерскому и налоговому учетам документом «Закрытие месяца» (меню «Операции → Регламентные операции») программа автоматически распределит сумму амортизации по правилам, заданным в документе «Ввод в эксплуатацию основных средств (ОС)» (см. рис. 3).

Способ учета текущих ремонтов и расходов на улучшение необоротных активов (НА) в бухгалтерском и налоговом учетах может отличаться. Но в типовом решении предусмотрена возможность установить одинаковый порядок отражения расходов в налоговом и бухгалтерском учетах. Сделать это можно в настройках учетной политики организации (меню «Предприятие → Учетная политика организаций») с помощью опции «Увеличивать стоимость ОС в БУ на сумму улучшения в порядке, установленном НКУ».

Если флажок напротив данной опции установлен, то при текущем ремонте ОС в бухгалтерском учете:

— сумма расходов на улучшение ОС в пределах норм (10% балансовой стоимости ОС на начало года) относится на счета затрат;

— сумма расходов на улучшение ОС сверх норм увеличивает первоначальную стоимость ОС.

Таким образом, при модернизации и текущем ремонте стоимость ОС в бухгалтерском и налоговом учетах увеличивается на одну и ту же сумму. Обеспечивается возможность совпадения бухгалтерской и налоговой стоимости ОС.

Основным принципом учета малоценных активов является принцип переноса 100% их стоимости на затраты при передаче в эксплуатацию. Для описания правил и параметров учета малоценных активов после ввода в эксплуатацию используется справочник «Назначения использования». В элементе справочника указаны параметры учета малоценки (рис. 4).

 

 

В документе «Передача малоценных активов в эксплуатацию» обязательно указывается ссылка на элемент справочника.

Для учета малоценных необоротных материальных активов (МНМА) в конфигурации на выбор пользователя предоставляется возможность двух вариантов отражения в учете:

— пообъектный учет через подсистему основных средств;

— количественный учет через подсистему малоценки.

Сравнение принципов пообъектного и количественного учетов малоценных активов:

 

Показатель

Пообъектный учет

Количественный учет

Счета учета

1111, 1121

1112, 1122

Справочник карточки малоценного актива

«Основные средства»

«Номенклатура»

Документ принятия к учету

«Ввод в эксплуатацию ОС»

«Передача малоценных активов в эксплуатацию»

Метод амортизации

50% — 50%, 100%

100%

Присвоение инвентарного номера

да

нет

Документы учета

Документы подсистемы основных средств

Документы подсистемы малоценных активов

 

Учет нематериальных активов ведется только с помощью специализированного документооборота и только пообъектно.

Таковы основные принципы учета необоротных активов. В следующей статье речь пойдет о продаже основных средств.

 

Реклама
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше