Темы статей
Выбрать темы

Реформа соцстрахования, уплата ЕСВ и борьба за легальный труд: продолжаем изучать новации

Витковская Ольга, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Бюджетная бухгалтерия Февраль, 2015/№ 6
Печать
С наступлением нового 2015 года как из дырявого мешка посыпались нормативные нововведения. Только и успевай «ловить»: досталось бюджетному, налоговому, трудозарплатному законодательству. Напомним, что самые горячие новации мы обсудили в предыдущих выпусках нашей газеты.
Не обошли вниманием законодатели и систему социального страхования. Кроме того, в борьбе за легальный труд изменен порядок взимания единого соцвзноса и усилена ответственность за нарушение трудового законодательства. Все это нормотворцы «уместили» в одном Законе № 77, положения которого мы сейчас и обсудим.

1 + 1 = 1: встречаем новый Фонд соцстрахования

 

С 01.01.2015 г. на смену Фонду соцстрахования от несчастных случаев на производстве (ФНС) и Фонду соцстрахования по временной потере трудоспособности (ФСС ВПТ) пришел единый Фонд социального страхования Украины (далее — ФСС).

Основные принципы его работы содержит обновленный Закон о соцстраховании. Формально это старый Закон о страховании от несчастных случаев (с теми же реквизитами), но полностью изложенный в новой редакции. Теперь в нем есть нормы по общеобязательному государственному соцстрахованию:

1) в связи с временной нетрудоспособностью (разд. IV Закона о соцстраховании). Закон № 2240, с которым мы работали до 01.01.2015 г., утратил силу;

2) от несчастного случая на производстве (разд. V Закона о соцстраховании).

Кроме того, установлен новый вид соцстрахования — медицинское. Однако, что это за страхование и «с чем его едят», в Законе о соцстраховании — ни слова. В то же время Кабмину отведено 6 месяцев, дабы подготовить и представить на рассмотрение ВРУ проект Закона Украины о введении такого вида страхования (п. 2 ч. 12 разд. VII Закона о соцстраховании). Так что поживем — увидим.

Итак, предоставлением соцобеспечения, связанного с временной нетрудоспособностью и несчастным случаем на производстве, теперь будет заниматься ФСС. Но объединить два фонда в один — дело не быстрое. Поэтому пока (до завершения мероприятий, связанных с образованием ФСС и его рабочих органов) такие выплаты, как и прежде, будут осуществлять рабочие органы ФСС ВПТ и ФНС. Нормативно-правовые и распорядительные акты таких фондов действуют до утверждения соответствующих решений ФСС.

В частности, ФСС ВПТ в письме от 21.01.2015 г. № 2.4-17-119 указал: органы Фонда в настоящее время работают в рамках Закона о соцстраховании и на основании действующих нормативно-правовых актов ФСС ВПТ. Они имеют право применять административные штрафы за несвоевременное представление или непредставление отчетности, предс­тавление недостоверной отчетности относительно использования страховых средств, на основании действующих норм КоАП.

Объединив два фонда в один, законодатели сохранили ключевые соцстраховские выплаты. Но, все же, не обошлось и без отмены (сокращения) отдельных видов соцобеспечения.

Напомним, что в предыдущем номере газеты мы уже рассмотрели новации в выплате пособия по временной нетрудоспособности (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 5, с. 5). Добавим пару слов об оплате больничных чернобыльцам 4 категории. Так, ФСС ВПТ в письме от 17.01.2015 г. № 2.4-17-92 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 5, с. 4) указал: льготу по выплате больничных в размере 100 % средней зарплаты независимо от страхового стажа чернобыльцам 4 категории по страховым случаям, наступившим с 01.01.2015 г., не предоставляют. Однако о предоставлении женщинам, отнесенным к такой категории, продленного декретного отпуска почему-то умолчал. Но ведь ст. 25 Закона о соцстраховании до сих пор содержит норму о том, что женщинам, отнесенным к 4 категории, предоставляют отпуск в связи с беременностью и родами продолжительностью 180 календарных дней. В устных консультациях специалисты ФСС ВПТ говорят следующее. Поскольку отменены все льготы для чернобыльцев 4 категории, то выдавать листки нетрудоспособности продолжительностью 180 календарных дней для будущих мам — чернобыльцев 4 категории не должны. И даже если такие больничные листы будут выданы, декретный отпуск увеличенной продолжительности оплачивать не будут.

Это подтверждает совместное письмо Департамента здравоохранения Киевской областной государственной администрации и Исполнительной дирекции Киевского областного отделения фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 22.01.2015 г. № 1-36-187, № 138/07-21.

Итак, листки нетрудоспособности по беременности и родам женщинам — чернобыльцам 4 категории выдают на общих основаниях, т. е. продолжительностью 70 календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов.

Далее поговорим о других новшествах, привнесенных Законом № 77.

 

Каких выплат из «нетрудоспособного» соцстраха больше нет

 

С 01.01.2015 г. уже не фигурируют в списке видов соцстраховского материального обеспечения:

а) путевки на санаторно-курортное обеспечение застрахованным лицам и членам их семей в детские оздоровительные заведения. Теперь путевки в санатории смогут получить только лица, которые направляются на лечение в реабилитационные отделения санаториев после перенесенных заболеваний и травм;

б) детские новогодние подарки.

Исключив вышеуказанные виды матобеспечения из расходов соцстраха, законодатели решили поискать им альтернативу. Так, Законом № 77 внесены изменения в:

ч. 3 ст. 7 Закона о колдоговорах. Теперь в ней указано, что вопросы детского оздоровления и приобретения новогодних подарков для детей работников могут быть урегулированы коллективным договором (ч. 11 разд. VІІ «Заключительные и переходные положения» Закона о соцстраховании);

ст. 24 Закона об оздоровлении детей. Ее дополнили новой ч. 3 такого содержания: оздоровление детей работников осуществляется за счет средств предприятий, учреждений и организаций (в соответствии с коллективными договорами и соглашениями), профсоюзов и фондов, добровольных взносов, других источников (ч. 31 разд. VІІ «Заключительные и переходные положения» Закона о соцстраховании).

Однако бюджетные учреждения возможностью предусмотреть в колдоговоре такие расходы вряд ли воспользуются. Ведь в смету доходов и расходов они могут включить только расходы, предусмотренные законодательством, необходимость которых обус­ловлена характером деятельности учреждения (п. 20 Порядка № 228). А оздоровление детей сотрудников и предоставление им новогодних подарков с деятельностью учреждения связать трудно. Так что здесь остается надеяться только на помощь со стороны профсоюза либо на добровольные взносы (при условии, что они будут предоставлены исключительно на такие цели).

Также за счет «нетрудоспособного» соцстраха теперь не предусмотрено:

— частичное финансирование санаториев-­профилакториев предприятий, учреждений, учебных заведений и организаций;

— предоставление социальных услуг во внешкольной работе с детьми (содержание ДЮСШ, детских оздоровительных лагерей). Соответствующие нормы о финансировании ДЮСШ за счет соцстраха исключили из ч. 6 ст. 10 и абз. 2 ч. 2 ст. 47 Закона о физкультуре.

Между тем соцстраховскими выплатами остаются: пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие на погребение.

К слову, не забыли законодатели и о внутренне перемещенных лицах. Теперь они имеют право на получение материального обеспечения, страховых выплат и социальных услуг по общеобязательному государственному соцстрахованию. Механизм получения страховых выплат определен Порядком № 37.

 

Электронный реестр больничных

 

О внедрении электронного реестра листков нетрудоспособности законодатели говорят уже давно. Еще в 2011 году было утверждено Положение № 716 и проведены пилотные проекты в отдельных областях. Но дальше этого дело не пошло.

Не факт, что мы увидим такой реестр и в 2015 году. Так, Кабмину дано указание до июня 2015 года принять меры по внедрению электронного реестра листков нетрудоспособности. Но насколько Правительство справится с поставленной задачей, пока неизвестно.

 

Выплаты из «несчастного» соцстраха

 

Кардинальных изменений в выплате матобеспечения из ФНС не произошло. Но все же они есть. Какие — расскажем далее.

1. Не уплатил ЕСВ — верни выплаченное мат­обеспечение. Согласно п. 9 ч. 2 ст. 15 разд. III Закона о соцстраховании в случае невыполнения обязательств по уплате ЕСВ работодатель обязан вернуть ФСС сумму выплаченного материального обеспечения и стоимость предоставленных социальных услуг пострадавшему на производстве. Как будет реализовываться эта норма — еще предстоит выяснить у специалистов Фонда.

2. Ограничение размеров отдельных выплат. Законом о соцстраховании ограничили предельный размер следующих выплат:

а) единовременного пособия при устойчивой потере трудоспособности. Рассчитывают его, как и прежде, исходя из среднемесячного заработка пострадавшего работника. Но теперь согласно ч. 2 ст. 42 Закона о соцстраховании его предельный размер не должен превышать 17 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного на день наступления права на страховую выплату:

— если Фонд производит единовременную страховую выплату пострадавшему в соответствии со степенью потери профессиональной трудоспособности;

— если при дальнейших обследованиях МСЭК пострадавшему установлена иная (высшая) степень потери стойкой профессиональной трудоспособности с учетом другой профессиональной болезни или другого увечья, связанного с исполнением трудовых обязанностей, и единовременная выплата осуществляется в соответствии с процентом, на который увеличена степень потери трудоспособности, относительно предыдущего обследования МСЭК.

Раньше максимальная сумма пособия ограничивалась четырехкратным размером прожиточного минимума для трудоспособных лиц;

б) единовременной помощи семье в случае смерти пострадавшего. Согласно ч. 6 ст. 42 Закона о соцстраховании в случае смерти пострадавшего в результате несчастного случая на производстве выплачивается единовременное пособие его семье. Однако теперь его размер равен 100 прожиточным минимумам для трудоспособных лиц на день наступления права на страховую выплату. Ранее такое пособие назначали в размере не менее пятилетней зарплаты пострадавшего и не ниже годового заработка пострадавшего на каждое лицо, находящееся на его иждивении.

Однако теперь дополнительно будут выплачивать также единовременное пособие каждому лицу, которое находилось на иждивении пострадавшего, а также на его ребенка, родившегося в течение не более чем десятимесячного срока после смерти пострадавшего. Размер пособия равен 20 прожиточным минимумам для трудоспособных лиц на день наступления права на страховую выплату.

Если смерть пострадавшего, который получал ежемесячные страховые выплаты, наступила в результате повреждения здоровья от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, единовременное пособие семье и лицам, находившимся на иждивении, в этом случае не выплачивается.

Также в случае если степень потери трудоспособности небольшая, по желанию пострадавшего на производстве ежемесячная страховая выплата может быть заменена рабочим органом Фонда выплатой единовременного пособия, условия и порядок замены которого определяются правлением Фонда (ч. 16 ст. 42 Закона о соцстраховании).

3. Порядок рассмотрения дел по страховым выплатам. Согласно ч. 1 разд. VІІ Закона о соцстраховании ст. 44 этого Закона ступит в силу с 01.07.2015 г. Эта норма устанавливает порядок рассмотрения Фондом дел о страховых выплатах по несчастным случаям (профзаболеваниям). Таким образом, до указанной даты продолжают действовать положения Порядка № 24.

 

ЕСВ с минималки: с ног на голову…

 

Безусловно, самым нашумевшим нововведением Закона № 77 стало следующее правило: если база начисления ЕСВ (кроме вознаграждения по ГПД) не превышает минзарплату за соответствующий месяц, то начислять ЕСВ нужно на размер минзарплаты (новый абз. 10 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ).

В одном из предыдущих номеров (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 4, с. 33) мы уже осветили основные моменты, связанные с применением такого нововведения. Сегодня, по вашим просьбам, рассмотрим несколько «горячих» примеров.

 

ЕСВ с минималки уплачиваем только в части начислений

Если зарплата работника не превышает размера минзарплаты (1218,00 грн.), то уплачивать ЕСВ с минзарплаты нужно только в части начислений по ставкам (новый абз. 3 ч. 6 ст. 8 Закона о ЕСВ):

— 36,3 % (зарплата);

— 34,7 % (денежное обеспечение);

— 33,2 % (больничные).

Удерживать ЕСВ нужно, как и прежде, из фактически начисленного дохода.

 

Пример 1. Работник трудится на 0,5 ставки. В январе 2015 года ему начислили зарплату в размере 700,00 грн.

1. Сумма ЕСВ, начисленного на зарплату, составит: 1218,00 грн. х 36,3 % = 442,13 грн.

2. Сумма ЕСВ, удержанного с зарплаты, составит: 700,00 грн. х 3,6 % = 25,20 грн.

 

Внимание! Новое правило начисления ЕСВ не применяют при начислении зарплаты работникам-инвалидам.

 

Пример 2. Работник болел весь месяц. Его страховой стаж составляет менее 3 лет. Сумма выплат по больничному листу составила 800,00 грн.

1. Сумма ЕСВ, начисленного на больничные, составит: 1218,00 грн. х 33,2 % = 404,38 грн.

2. Удержать ЕСВ нужно с фактически начисленного размера больничных, что составит: 800,00 грн. х 2 % = 16,00 грн.

 

ЕСВ с минималки уплачиваем только с зарплаты основных работников

Новое правило начисления ЕСВ нужно применять только в отношении основных работников. Для совместителей ЕСВ начисляют на фактический размер зарплаты. Такой вывод можно сделать из абз. 11 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ.

Даже если работник трудится в другом учреждении и совокупно его зарплата больше минималки, то каждому работодателю придется начислить ЕСВ с 1218,00 грн.

Если же речь идет о внутренних совместителях, то в отношении таких работников для целей ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ с минзарплатой сравнивают общую зарплату (как по основному месту работы, так и по совместительству). Такой вывод следует из абз. 11 ч. 5 ст. 8 этого Закона.

 

Пример 3. В заведении работник занимает должность по основному месту работы на 0,5 ставки. Размер его зарплаты — 700,00 грн. Кроме того, в этом же заведении он работает по внутреннему совместительству на 0,5 ставки. Размер зарплаты по совместительству — 600,00 грн.

Поскольку суммарная зарплата по двум местам работы превышает 1218,00 грн. (700,00 грн. + 600,00 грн. = 1300,00 грн.), то положения абз. 10 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ не применяем.

 

Пример 4. В заведении работник занимает должность по основному месту работы на 0,5 ставки. Размер его зарплаты — 700,00 грн. Кроме того, в этом же заведении он работает по внутреннему совместительству на 0,25 ставки. Размер зарплаты по совместительству — 300,00 грн.

Поскольку суммарная зарплата по двум местам работы не превышает 1218,00 грн. (700,00 грн. + 300,00 грн. = 1000,00 грн.), то здесь положения абз. 10 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ применяем. Сумма ЕСВ, начисленного на зарплату работника, составит: 1218,00 грн. х 36,3 % = 442,13  грн.

 

Также поступаем и с работниками, которые выполняют работы, не являющиеся совместительством в соответствии с Перечнем № 43 (ср. ).

 

Увольнение/прием в середине месяца

На данный момент по этому вопросу есть только устные разъяснения представителей Госфискальной службы. Они сводятся к следующему. Если работник отработал часть месяца в связи с тем, что был принят/уволен в течение месяца и начисленная зарплата меньше минимальной, то начислять ЕСВ нужно на зарплату, фактически начисленную такому работнику. Обоснование такое: для применения норм абз. 10 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ важен факт пребывания работника весь месяц в трудовых отношениях.

 

Пример 5. Работник принят на работу 30 января 2015 года, зарплата за этот месяц составила 150,00 грн. Сумма ЕСВ, начисленного на зарплату работника, составит: 150,00 грн. х 36,3 % = 54,45 грн.

 

Выход из отпуска для ухода за ребенком до 3 (6) лет

Как мы уже сказали выше, представители Госфискальной службы считают, что для применения норм абз. 10 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ важен факт пребывания работника весь месяц в трудовых отношениях. Поэтому, если работница вышла из отпуска для ухода за ребенком до 3 (6) лет в середине месяца и ее зарплата за этот месяц не превысила 1218,00 грн., то ЕСВ нужно уплатить из расчета минзарплаты (1218,00 грн. х 36,3 %). Причина — работник как во время пребывания в отпуске для ухода за ребенком, так и после выхода из него на работу находится в трудовых отношениях с учреждением.

А что же с работницами, находящимися непосредственно в отпуске для ухода за ребенком до 3 лет? За них также нужно уплачивать ЕСВ в части начислений исходя из минималки? Ответим: нет, поскольку за них ЕСВ уплачивают органы соцзащиты.

 

Часть месяца — отпуск без сохранения зарплаты

Здесь, к сожалению, все та же песня. Поскольку для применения норм абз. 10 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ важен факт пребывания работника весь месяц в трудовых отношениях, то независимо от того, каков период пребывания в отпуске без сохранения зарплаты, начислить ЕСВ придется с минималки (если зарплата в этом месяце меньше 1218,00 грн.)

 

Пример 6. Работник в январе 2015 года часть месяца пребывал в отпуске без сохранения зарплаты. В этом месяце ему начислена зарплата в размере 700,00 грн., поэтому уплатить ЕСВ в части начислений нужно исходя из минималки (1218,00 грн. х 36,3 %).

 

Подчеркнем: если работник пребывал в отпуске без сохранения зарплаты весь месяц, то оснований для уплаты ЕСВ за этот месяц нет, поскольку отсутствует база начисления такого взноса.

 

Переходящие выплаты

Согласно разъяснениям представителей Госфискальной службы, если работникам начислены переходящие выплаты (отпускные, больничные, декретные), то для целей сравнения с минзарплатой такие выплаты нужно относить к месяцам, за которые они начислены.

Однако, если работник болел часть месяца, как применять новую норму, при условии, что еще не известен ни период временной нетрудоспособности, ни сама сумма больничных?

Если начало и окончание болезни работника приходятся на разные месяцы (например, листок нетрудоспособности открыт в январе, а закрыт в феврале 2015 года), то в этом случае порядок действий следующий:

1) в месяце открытия больничного ЕСВ начисляют на зарплату за фактически отработанные дни месяца без учета положений абз. 10 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ. Дело в том, что на дату начисления ЕСВ еще не известна общая сумма дохода за такой месяц;

2) после предоставления листка нетрудоспособности для целей сравнения с минзарплатой больничные относят к месяцам, за которые они начислены;

3) если после распределения больничных в месяце, за который они начислены, общий доход меньше 1218,00 грн., нужно применять нормы абз. 10 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ.

 

Пример 7. Работник болел с 28 января по 8 февраля 2015 года. В январе 2015 года ему была начислена зарплата за фактически отработанные дни в размере 800,00 грн. В феврале 2015 года работнику начислили:

— зарплату за отработанные дни февраля в размере 1000,00 грн.;

— больничные в общей сумме 600,00 грн. Из них на январь приходится 250,00 грн., а на февраль — 350,00 грн.

1. Сумма зарплаты за январь (800,00 грн.) не превышает 1218,00 грн. но поскольку общая сумма дохода за этот месяц на дату начисления ЕСВ не известна, положения абз. 10 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ не применяем.

ЕСВ в части начислений за январь 2015 года равен: 800,00 грн. х 36,3 % = 290,40 грн.

2. После предоставления больничного и начисления выплат в связи с временной нетрудоспособностью относим их к месяцам, за которые они начислены.

Январь 2015 года. Общий доход работника за этот месяц составил: 800,00 грн. + 250,00 грн. = 1050,00 грн., что не превышает минзарплату (1218,00 грн.). Следовательно, необходимо рассчитать разницу между минзарплатой и суммой начисленного дохода, и с нее уплатить ЕСВ по «зарплатной» ставке.

ЕСВ в части начислений составит: (1218,00 грн. - 1050,00 грн.) х 36,3 % = 60,98 грн.

Февраль 2015 года. Общий доход работника за этот месяц составил: 1000,00 грн. + 350,00 грн. = 1350,00 грн., что превышает минзарплату (1218,00 грн.). Поэтому ЕСВ начисляем на него в общем порядке.

Сумма ЕСВ в части начислений в феврале 2015 года составит: 1000,00 грн. х 36,3 % (на зарплату февраля) + 600,00 грн. х 33,2 % (на переходящие больничные, начисленные в феврале) + 60,98 грн. (часть ЕСВ, приходящаяся на январь) = 623,18 грн.

 

Также поступаем и при начислении переходящих отпускных.

 

Пример 8. Работник пребывал в ежегодном отпуске с 26 января по 18 февраля 2015 года. В январе 2015 года ему была начислена зарплата за фактически отработанные дни в размере 800,00 грн. Кроме того, в этом месяце ему начислили отпускные в сумме 1080,00 грн. Из них на январь приходится 225,00 грн., а на февраль — 855,00 грн.

В феврале 2015 года работнику начислили зарплату за отработанные дни в размере 336,00 грн.

Для целей сравнения с минзарплатой отпускные относят к месяцам, за которые они начислены.

Январь 2015 года. Общий доход работника за этот месяц составил: 800,00 грн. + 225,00 грн. = 1025,00 грн., что не превышает минзарплату (1218,00 грн.). Значит, за этот месяц ЕСВ следует начислить исходя из минзарплаты.

Сумма ЕСВ, начисленного за январь 2015 года, составит: 1218,00 грн. х 36,3 % = 442,13 грн.

Февраль 2015 года. Общий доход работника за этот месяц составил: 336,00 грн. + 855,00 грн. = 1191,00 грн., что не превышает минзарплату (1218,00 грн.). Значит, за этот месяц ЕСВ следует начислить, исходя из минзарплаты.

Сумма ЕСВ, начисленного за февраль 2015 года, составит: 1218,00 грн. х 36,3 % = 442,13 грн.

 

Доначислена/удержана зарплата: относить к месяцам не нужно

Если вы осуществляете доначисление или удержание дохода за прошлые месяцы, то для целей сравнения с минимальной зарплатой такие выплаты относить к соответствующим месяцам не нужно.

 

Пример 9. В феврале 2015 года работнику начислена зарплата в размере 1100,00 грн. Кроме того, в этом месяце ему доначислена зарплата в связи с исправлением ошибки, допущенной в январе, в размере 200,00 грн. В таком случае для целей ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ с минзарплатой сравнивают общую зарплату, начисленную работнику в феврале 2015 года (1100,00 грн. + 200,00 грн.). Поскольку она превышает 1218,00 грн., то ЕСВ не нужно платить с минималки, несмотря на то что зарплата за февраль меньше минзарплаты.

 

Что касается отражения такого новшества в Отчете по ЕСВ, то на сегодняшний день этот вопрос не урегулирован. Вполне возможно, что скоро увидит свет обновленная форма этого Отчета. Если же этого не произойдет, то придется ждать разъяснений со стороны фискалов.

Далее перейдем к другим изменениям.

 

Увольнение работников в связи с изменениями в организации производства и труда

 

Ранее на основании ст. 492 КЗоТ работодатель должен был информировать государственную службу занятости о предстоящем высвобождении каждого работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда. Теперь же указанную службу нужно уведомлять, только если запланированное высвобождение является массовым в соответствии со ст. 48 Закона о занятости.

 

Квота на трудоустройство

 

В новой редакции изложена cт. 196 КЗоТ, которая ранее была посвящена броне по приему на работу молодежи и профессиональному обучению на производстве. Теперь же данная статья фактически отсылает к квоте, устанавливаемой Законом о занятости для определенных категорий граждан.

Напомним, что для трудоустройства лиц, указанных в ч. 1 ст. 14 Закона о занятости (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста) учреждениям (организациям) с численностью штатных работников более 20 человек устанавливается квота в размере 5 % среднесписочной численности штатных работников за предшествующий календарный год.

 

Расходы на охрану труда: минимальной планки отчислений больше нет

 

Ранее ч. 4 ст. 19 Закона об охране труда указывала на то, что для бюджетных учреждений расходы на охрану труда предусматриваются в соответствующем бюджете и составляют не менее 0,2 % от фонда оплаты труда.

Частью 27 разд. VІІ «Заключительные и переходные положения» Закона о соцстраховании эта норма изложена в новой редакции, согласно которой размер расходов на охрану труда теперь нужно определить самим в колдоговоре с учетом финансовых возможностей заведения.

Таким образом, обязательного минимального размера расходов на охрану труда теперь нет, как нет, в принципе, и максимального. Однако, учитывая, что размер таких отчислений корректируется с учетом финансовых возможностей, об увеличении расходов на охрану труда речь не идет. Тем более что эта норма в 2015 году попала под ограничительный абз. 2 ч. 9 Закона о Госбюджете-2015 и будет применяться в порядке и размерах, установленных Кабмином, исходя из имеющихся финансовых ресурсов. Заметим: пока такой порядок Правительство не утвердило.

 

Принимаем нового работника — уведомляем фискалов?

 

Законом № 77 внесены изменения в ст. 24 КЗоТ, которыми изменена процедура принятия на работу. Теперь допустить работника к работе можно только после:

1) заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением работодателя;

2) информирования центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию ЕСВ о приеме работника на работу в порядке, установленном Кабмином.

Подчеркнем: на сегодняшний день такой порядок не утвержден. Только после того, как появится соответствующий документ, можно будет говорить о соблюдении вышеуказанной нормы. Аналогичные разъяснения приведены в разделе 301.11 информационно-справочного ресурса Госфискальной службы (http://zir.minrd.gov.ua). В то же время в письме от 29.01.2015 г. № 2627/7/99-99-17-03-01-17 специалисты этой службы указали: до утверждения порядка уведомлением будет считаться предоставление заполненной таблицы 5 Отчета по ЕСВ.

 

Трудовую книжку на стажера ведут в общем порядке: теперь об этом сказано и в КЗоТ

 

Напомним, что 01.01.2013 г. вступил в силу новый 3акон о занятости. Этим документом предусмотрено, в частности, что студенты вузов и учащиеся ПТУЗ имеют право проходить стажировку по профессии (специальности), по которой получают образование, на предприятиях, в учреждениях, на условиях, определенных договором. При этом прописано, что период стажировки вносят в трудовую книжку (ч. 1 ст. 29 3акона о занятости).

Для соблюдения этой нормы были внесены изменения в п. 2.2 Инструкции № 58, согласно которым первая запись в трудовой книжке стажера осуществляется работодателем не позднее недельного срока со дня его принятия на стажировку. В ней указывают должность, период и место прохождения (структурное подразделение) стажировки, специальность (квалификацию) или профессию (квалификационный уровень) стажера. Основанием для таких записей является приказ о прохождении стажировки (п. 2.17 Инструкции № 58).

Теперь Законом № 77 внесены изменения в ст. 48 КЗоТ, согласно которым на стажеров нужно вести трудовые книжки, а если таковой у лица еще нет — ее нужно оформить в течение 5 дней.

Заметим, что отношения со стажером могут быть (см. письмо Минсоцполитики от 04.03.2014 г. № 2107/0/14-14/021):

а) трудовые. Тогда стажера зачисляют на должность, которая имеется в штатном расписании. В кадровых документах к ней прибавляют производное слово «стажер». К примеру, в трудовую книжку может быть внесена запись: «3ачислена на должность бухгалтера-стажера»;

б) гражданско-правовые. Но несмотря на это, о таком периоде работодатель сделает запись в трудовую книжку стажера. В трудовой книжке при таком варианте оформления отношений делается запись: «Проходил стажировку по специальности «Экономика предприятия» с …, ст. 29 Закона Украины «О занятости населения». При этом в графе 2 трудовой книжки надо будет указать дату окончания стажировки.

 

Новые штрафы за нарушение трудового законодательства

 

Законом № 77 изложена в новой редакции ст. 265 КЗоТ. Теперь ею установлены новые штрафы за нарушение трудового законодательства, которые будут применять отдельно от админштрафов, установленных КоАП (см. таблицу). Они будут налагаться Госслужбой по вопросам труда, но процедуру их наложения еще должен утвердить Кабмин. Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушения. Покажем, за какие нарушения и в каком размере придется заплатить штраф:

 

Нарушение

Штраф

1) допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта)

2) оформление работника на неполное рабочее время при фактическом выполнении работы полное рабочее время;

3) выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов

30 минимальных зарплат на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение

4) нарушение установленных сроков выплаты зарплаты, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме

3 минимальные зарплаты на момент выявления нарушения

5) несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда

10 минимальных зарплат на момент выявления нарушения за каждого работника, относительно которого совершено нарушение

6) нарушение прочих требований трудового законодательства

1 минимальная зарплата

 

Новации коснулись и административных санкций за нарушение требований законодательства о труде, предусмотренных ст. 41 КоАП. В частности, вводятся штрафы на должностных лиц за фактический допуск работника к работе без оформления трудовых отношений. Также изменения коснулись и уголовной ответственности за грубое нарушение законодательства о труде (ст. 172 УКУ).

К слову, теперь контроль за соблюдением законодательства об оплате труда осуществляют (обновленная ст. 35 Закона об оплате труда):

— Госслужба по вопросам труда;

— органы доходов и сборов.

Минсоцполитики и профсоюзы из числа «контролеров» исключили. Вместе с тем установлено, что теперь профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства об оплате труда.

 

Страхование отдельных категорий работников

 

Еще одни изменения связаны со страхованием отдельных категорий работников. Речь идет о работниках государственных СЭС, прокуратуры, должностных лиц органов госфинконтроля, дипломатической службы, госинспекторов, госисполнителей, специалистов по защите растений, работников национальной гидрометеорологической службы и пр. Так, нормы о страховании таких работников за счет средств госбюджета заменены нормами о том, что указанные лица подлежат общеобязательному государственному соцстрахованию в соответствии с профильным законодательством. А нормы о выплатах в случае гибели или потери трудоспособности за счет бюджета заменяются нормами об указанных выплатах за счет ФСС.

 

Нормативные документы

 

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Закон № 77 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.2014 г. № 77-VIII.

Закон о Госбюджете-2015 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» от 28.12.2014 г. № 80-VIII.

Закон о соцстраховании — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон о занятости — Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.

Закон о колдоговорах — Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII.

Закон об охране труда — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон о физкультуре — Закон Украины «О физической культуре и спорте» от 24.12.93 г. № 3808-XII.

Закон об оздоровлении детей Закон Украины «Об оздоровлении и отдыхе детей» от 04.09.2008 г. № 375-VI.

Закон № 2240 Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III (утратил силу).

Положение № 716 — Положение о Едином электронном реестре листков нетрудоспособности, утвержденное приказом Минздрава от 28.10.2011 г. № 716.

Инструкция № 58 — Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная совместным приказом Минюста, Минтруда и Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58.

Порядок № 24 — Порядок назначения, перерасчета и проведения страховых выплат, утвержденный постановлением ФНС от 27.04.2007 г. № 24.

Порядок № 37 — Порядок предоставления материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности лицам, перемещающимся со временно оккупированной территории Украины и районов проведения антитеррористической операции, утвержденный постановлением ФСС ВПТ от 26.12.2014 г. № 37.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Перечень № 43 — Перечень работ, которые не являются совместительством, утвержденный совместным приказом Минюста, Минфина и Минтруда от 28.06.93 г. № 43.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше