Темы статей
Выбрать темы

Налоговые новости — 2015 для бюджетных учреждений

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
В конце прошлого года Верховная Рада приняла Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII (далее — Закон № 71). По сути, в этом документе законодатели претворили в жизнь налоговую реформу, большинство положений которой вступили в силу с 01.01.2015 г. Как эти новации затрагивают бюджетные учреждения? В этой статье расскажем о наиболее интересных изменениях в порядке налогообложения бюджетных учреждений.

Администрирование налогов

Начиная с 2015 года сокращено количество налогов и сборов. В ст. 9 и 10 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) закреплены 9 налогов (7 государственных налогов и 2 местных) и 2 вида местных сборов.

Отметим, что к государственным налогам относятся: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизный налог, экологический налог, рентная плата и таможенная пошлина. К местным налогам отнесены: налог на имущество, единый налог. А вот в местные сборы попали сбор за место для парковки транспортных средств и туристический сбор.

С одной стороны, если сравнить действующую в настоящее время и предыдущую редакции ст. 9 и 10 НКУ, то действительно некоторые виды налогов исключены из данного Кодекса.

Вместе с тем следует отметить, что некоторые прежние налоги укрупнены и сгруппированы, а до 2015 года они были определены как самостоятельные налоги или сборы.

 

Налоговые декларации

Законом № 71 внесены определенные изменения в порядок подачи налоговых деклараций:

1) плательщик обязан подавать налоговые декларации за каждый отчетный период:

в котором возникают объекты налогообложения;

при наличии показателей, подлежащих декларированию (п. 49.2 НКУ).

Имейте в виду: если у контролеров появится информация о том, что плательщик, не подавший отчет, осуществлял деятельность, которая привела к возникновению объектов налогообложения и показателей к декларированию, это станет поводом для документальной внеплановой проверки (п.п. 78.1.2 НКУ);

2) установлено, что абсолютно все плательщики НДС должны подавать НДС-отчетность в электронной форме с соблюдением регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, установленном законодательством (п. 49.4 НКУ).

 

Налог на прибыль

Интересные изменения произошли относительно уплаты налога на прибыль. Бюджетные учреждения исключены из круга плательщиков налога на прибыль, которые теперь указаны в п. 133.1 НКУ.

Определено, что с целью налогообложения центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, ведет реестр всех учреждений и организаций, которые указаны в пп. 1 и 2 упомянутого пункта НКУ.

Также сказано о том, что такие учреждения и организации не являются плательщиками налога на прибыль только после внесения их в Реестр неприбыльных организаций и учреждений (далее — Реестр) контролирующими органами в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

Фактически это означает, что с 2015 года бюджетные учреждения не являются плательщиками налога на прибыль при условии, если они зарегистрированы в Реестре. Напомним, что порядок получения неприбыльного статуса определен в Положении о Реестре неприбыльных учреждений и организаций, утвержденном приказом Минфина от 24.01.2013 г. № 37.

То есть бюджетные учреждения, которые включены в Реестр и имеют признаки неприбыльности 0001 — 0004, с 2015 года стали неплательщиками налога на прибыль. Надеемся, что Миндоходов не будет настаивать на повторном присвоении признака неприбыльности для бюджетных учреждений.

Таким образом, с 2015 года все средства, полученные бюджетными учреждениями (независимо от вида полученных доходов), освобождены от налогообложения.

В связи с такими изменениями возникают вопросы: а как быть теперь с Налоговым отчетом об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций, порядок составления которого и форма утверждены приказом Миндоходов от 27.01.2014 г. № 85? Необходимо ли его подавать бюджетным учреждениям? Пока еще по этому поводу нет никаких официальных разъяснений. По нашему мнению, за 2014 год бюджетным учреждениям его все же необходимо подать не позже 02.03.2015 г.

 

НДС

Вообще, можно сказать, что наиболее существенными являются изменения, внесенные Законом № 71 в НКУ, касающиеся НДС. Далее кратко расскажем о наиболее интересных новостях для бюджетных учреждений — плательщиков НДС.

Порог НДС-регистрации — 1 млн грн.

С 01.01.2015 г. порог для обязательной регистрации составляет 1 млн грн. Так, обязательная регистрация плательщиками НДС касается лиц, у которых общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, в течение последних 12 календарных месяцев совокупно превышает 1 млн грн. (без учета НДС).

До 01.01.2015 г. этот порог составлял 300 тыс. грн. Таким образом, те бюджетные учреждения — плательщики НДС, у которых по состоянию на 01.01.2015 г. объем облагаемых НДС операций за последние 12 календарных месяцев не превышает 1 млн грн., имеют право аннулировать регистрацию плательщика НДС.

Кстати, о такой возможности мы предупреждали наших читателей еще в прошлом году (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 31, с. 17).

Электронное администрирование

В 2015 году поэтапно внедряется система электронного администрирования:

— с 1 января до 1 июля 2015 года (или до даты, определенной в отдельном решении Верховной Рады о сокращении срока переходного периода) — в тестовом режиме;

— с 1 июля 2015 года — на постоянной основе.

Для каждого плательщика НДС Казначейство открывает один электронный счет в системе электронного администрирования НДС. Казначейство открывает и обслуживает электронные счета на бесплатной основе.

Датой начала использования электронного счета является 01.02.2015 г. — для субъектов хозяйствования, зарегистрированных плательщиками НДС до 01.02.2015 г., а для субъектов хозяйствования, которые будут зарегистрированы в качестве плательщиков НДС в любой период после 01.02.2015 г., — дата их регистрации плательщиками НДС.

В течение действия системы электронного администрирования НДС в тестовом режиме плательщики налога самостоятельно зачисляют на такие электронные счета средства с собственных текущих счетов, открытых в банковских учреждениях, в суммах, необходимых для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств по НДС, задекларированных ими в налоговой отчетности по НДС.

С 1 июля 2015 года (или с даты, определенной в отдельном решении Верховной Рады Украины о сокращении переходного периода) на счета в системе электронного администрирования НДС плательщики налога зачисляют также средства с целью выполнения требований п. 2001.3 НКУ.

Подробные разъяснения специалистов ГФС по внедрению системы электронного администрирования НДС предоставлены в письме от 19.01.2015 г. № 1403/7/99-99-19-03-01-17.

Электронные налоговые накладные

Начиная с 1 января 2015 года все налоговые накладные (далее — НН) и расчеты корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (далее — РК) необходимо составлять в электронной форме (п. 201.1 НКУ). Напомним, что с 01.01.2015 г. действует новая форма НН, утвержденная приказом Минфина от 14.11.2014 г. № 1129.

До 1 февраля 2015 года плательщикам НДС предоставлено право регистрировать НН/РК в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН) независимо от суммы НДС. А вот с 1 февраля 2015 года регистрации в ЕРНН будут подлежать все НН и РК (в том числе не предоставляемые покупателю, которые выписаны по операциям по поставке товаров/услуг, освобожденных от налогообложения) независимо от суммы НДС в одной НН/РК (п. 11 подразд. 2 разд. XX НКУ). РК к таким НН также обязательно регистрируют в ЕРНН.

Если НН/РК подлежит регистрации в ЕРНН, то получить такую НН покупатель сможет непосредственно из ЕРНН. Для этого покупатель должен направить соответствующий запрос. В ответ он получит сообщение о регистрации в ЕРНН НН/РК в электронном виде. Это означает, что получать такие НН/ РК от поставщика не нужно.

Реестр выданных и полученных НН

Из НКУ исключена норма, которая обязывала плательщиков НДС вести Реестр выданных и полученных НН (п. 201.6 НКУ).

То есть с 01.01.2015 г. плательщикам НДС не нужно вести такой Реестр. В то же время НН все равно необходимо нумеровать, чтобы не задвоились номера НН, составленных в один день. Поэтому аналог Реестра вести придется, но в произвольной форме (п. 5 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 22.09.2014 г. № 957). При этом электронные копии Реестра уже начиная с отчетности за январь 2015 года не нужно направлять налоговикам.

Также обратите внимание: плательщикам НДС обязательно нужно вести отдельный реестр «заменителей» НН. В частности, имеются в виду следующие документы: транспортные билеты, гостиничные счета, счета за услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета, кассовые чеки и бухгалтерские справки (п. 201.111 НКУ). Однако форма такого реестра пока еще не утверждена. Скорее всего, для этого можно будет воспользоваться старой формой Реестра выданных и полученных НН.

Штрафы за несвоевременную регистрацию НН

За несвоевременную регистрацию НН в ЕРНН установлены специальные штрафные санкции. Напомним, что срок регистрации НН, как и раньше, составляет 15 календарных дней, следующих за датой ее составления. Такие штрафы предусмотрены ст. 1201 НКУ, которая заработала уже с 1 января 2015 года.

Обратите внимание: размер штрафа дифференцирован и рассчитывается от суммы НДС, указанной в НН или РК. Он зависит от количества дней нарушения срока регистрации:

10 % от суммы НДС — в случае задержки до 15 календарных дней;

20 % от суммы НДС — в случае задержки от 16 до 30 календарных дней;

30 % от суммы НДС — в случае задержки от 31 до 60 календарных дней;

40 % от суммы НДС — в случае задержки на 61 календарный день и более.

Если по вине плательщика НДС НН или РК, которые нужно выдавать покупателю, не будут зарегистрированы в ЕРНН в течение 180 календарных дней с даты их составления, то штраф составит 50 % от суммы НДС (п. 1201.2 НКУ).

Но есть и приятная новость: штрафы за незначительную задержку (до 15 календарных дней) не будут применять в течение переходного периода: с 1 февраля до 1 июля 2015 года. Об этом четко указано в письме ГФС от 19.01.2015 г. № 1403/7/99-99-19-03-01-17.

Право на налоговый кредит

Существенные изменения претерпел п. 198.6 НКУ, который запрещает включать в налоговый кредит (далее — НК) суммы НДС, не подтвержденные НН. Учитывая это, обратите внимание на такие моменты:

1. Право на НК дает только НН, зарегистрированная в ЕРНН.

Как и раньше, в общем случае право на НК возникает по первому из событий:

— списание средств с банковского счета плательщика налога в счет оплаты товаров/услуг;

— получение товаров/услуг.

Однако чтобы воспользоваться этим правом, нужно получить НН. При этом дата ее получения не влияет на дату возникновения права на НК.

2. В НКУ сохранено право покупателя товаров/услуг подать жалобу на поставщика в случае отказа предоставить НН или в случае нарушения им порядка ее заполнения и/или порядка регистрации в ЕРНН (п. 201.10 НКУ). Конечно, пожаловаться на поставщика учреждение имеет право, но в 2015 году такая жалоба не дает покупателю права на НК.

Как и раньше, такое заявление с жалобой являются основанием для проведения документальной внеплановой выездной проверки указанного продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по НДС по такой операции.

3. Исчез запрет на включение в НК НН, составленных с нарушением требований ст. 201 НКУ. Таким образом, если огрехи, допущенные продавцом в НН, не являются препятствием для регистрации такой НН в ЕРНН, то они не должны быть препятствием для формирования НК у покупателя.

4. Установлены предельные сроки отражения НК на основании НН, несвоевременно зарегистрированных в ЕРНН. Суммы НДС по таким НН относятся к НК в отчетном периоде, в котором НН зарегистрирована в ЕРНН, но не позже чем через:

180 календарных дней с даты составления НН;

60 календарных дней с даты списания средств с банковского счета (для плательщиков, применяющих кассовый метод).

5. С 1 июля 2015 года плательщик НДС формирует НК без каких-либо условий о намерениях по дальнейшему использованию приобретенных товаров/услуг в налогооблагаемых операциях. Такие изменения предусмотрены в новой редакции п. 198.3 НКУ, которая вступит в силу с 01.07.2015 г.

Напомним: в настоящее время этим пунктом НКУ предусмотрено, что плательщик НДС имеет право включить в НК сумму «входного» НДС при условии, что товары/услуги приобретены с целью их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности.

Кроме того, с 01.07.2015 г. будет исключен п. 198.4 НКУ. Именно этим пунктом запрещено включать в НК суммы «входного» НДС, если товары/услуги приобретены с целью использования в операциях, не являющихся объектом налогообложения или освобожденных от налогообложения.

Конечно, это не означает, что плательщик НДС «безнаказанно» увеличит НК по таким операциям. Дело в том, что изменения, которые будут внесены в п. 198.5 НКУ (также с 01.07.2015 г.), запустят специальный механизм компенсации.

6. В связи с введением с 01.07.2015 г. правил о включении в НК всех сумм «входного» НДС (независимо от того, в каких операциях будут задействованы приобретенные активы) изменится порядок распределения «входного» НДС (п. 199.1 НКУ). Эти изменения также заработают с 1 июля 2015 года.

Льготные и освобожденные операции

1. Перечень операций, освобожденных от налогообложения (ст. 197 НКУ), и операций, не являющихся объектом налогообложения (ст. 196 НКУ), оставлен без изменений. Это означает, что те платные услуги, которые бюджетные учреждения предоставляли в прошлом году и которые были освобождены от обложения НДС, в 2015 году также не облагаются НДС.

2. Также неизмененным остался п. 188.1 НКУ, которым пользовались бюджетные учреждения — арендодатели при получении возмещения расходов на содержание предоставленного в аренду недвижимого имущества, на коммунальные услуги и на энергоносители. Такие суммы не включаются в базу обложения НДС.

3. Продлено до 1 января 2017 года действие «металлоломной» льготы по НДС, а именно освобождение от налогообложения операции по поставке, в том числе операции по импорту отходов и лома черных и цветных металлов, а также бумаги и картона для утилизации (макулатуры и отходов) товарной позиции 4707 согласно УКТ ВЭД (п. 23 подразд. 2 разд. XX НКУ).

Важно! Перечни отходов и лома черных и цветных металлов, освобождаемых от НДС, должен утвердить Кабмин. Постановление КМУ от 12.01.2011 г. № 15 определяет перечни металлических отходов, освобожденных от НДС только до 01.01.2015 г.

Поэтому пока Кабмин не утвердит новые перечни или не продлит действие этого постановления, пользоваться такой льготой очень опасно.

 

Плата за землю

Как мы уже указывали, с 2015 года плата за землю исключена из перечня общегосударственных налогов и сборов. С этого года такая плата является обязательным платежом в составе налога на имущество и включена в перечень местных налогов.

С 2015 года существенно сокращен перечень льготников по плате за землю. Для наглядности такие изменения приведем в таблице.

 

До 2015 года

С 2015 года

1

2

Статья 282. Льготы по уплате налога для юридических лиц

282.1. От уплаты налога освобождаются:

Статья 282. Льготы по уплате налога для юридических лиц

282.1. От уплаты налога освобождаются:

282.1.1. заповедники, в том числе историко-культурные, национальные природные парки, заказники (кроме охотничьих), парки государственной и коммунальной собственности, региональные ландшафтные парки, ботанические сады, дендрологические и зоологические парки, памятники природы, заповедные урочища и парки-памятники садово-паркового искусства

282.1.1. санаторно-курортные и оздоровительные заведения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов

282.1.1. заповедники, в том числе историко-культурные, национальные природные парки, заказники (кроме охотничьих), парки государственной и коммунальной собственности, региональные ландшафтные парки, ботанические сады, дендрологические и зоологические парки, памятники природы, заповедные урочища и парки-памятники садово-паркового искусства

282.1.2. общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, которые основаны общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являются их полной собственностью, где в течение предыдущего календарного месяца количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 %

среднеучетной численности штатных работников учетного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25 % суммы общих расходов на оплату труда.

282.1.2. опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного профиля и профессионально-технических училищ

282.1.3. органы государственной власти и органы местного самоуправления, органы прокуратуры, заведения, учреждения и организации, специализированные санатории Украины для реабилитации, лечения и оздоровления больных, воинские формирования, созданные в соответствии с законами Украины, Вооруженные Силы Украины и Государственная пограничная служба Украины, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов

Указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии разрешения на право пользования такой льготой, которое предоставляется уполномоченным органом в соответствии с Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».

В случае нарушения требований этой нормы указанные общественные организации инвалидов, их предприятия и организации обязаны уплатить суммы налога за соответствующий период, проиндексированные с учетом инфляции, а также штрафные санкции согласно законодательству

282.1.4. детские санаторно-курортные и оздоровительные заведения Украины независимо от их подчиненности, в том числе детские санаторно-курортные и оздоровительные заведения Украины, находящиеся на балансе предприятий, учреждений и организаций

282.1.5. религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, за земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности, а также благотворительные организации, созданные в соответствии с законом, деятельность которых не предусматривает получение прибыли

282.1.3. базы олимпийской и паралимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины

 

282.1.6. санаторно-курортные и оздоровительные заведения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов

282.1.7. общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, которые основаны общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являются их полной собственностью, где в течение предыдущего календарного месяца количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25 % суммы общих расходов на оплату труда.

Указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии разрешения на право пользования такой льготой, которое предоставляется уполномоченным органом в соответствии с Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».

В случае нарушения требований этой нормы указанные общественные организации инвалидов, их предприятия и организации обязаны уплатить суммы налога за соответствующий период, проиндексированные с учетом инфляции, а также штрафные санкции согласно законодательству

282.1.8. дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от форм собственности и источников финансирования, заведения культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов

282.1.9. предприятия, учреждения, организации, общественные организации физкультурно-спортивной направленности, в том числе аэроклубы и авиационно-спортивные клубы Общества содействия обороне Украины, — за земельные участки, на которых расположены спортивные сооружения, используемые для проведения всеукраинских, международных соревнований и учебно-тренировочного процесса сборных команд Украины по видам спорта и подготовки спортивного резерва, базы олимпийской и паралимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины

 

Как видим, новой редакцией ст. 282 НКУ бюджетные учреждения лишены льгот по уплате налога на землю. Но паниковать не стоит!

Дело в том, что органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать ставки платы за землю и льготы по земельному налогу, уплачиваемому на соответствующей территории (п. 284.1 НКУ).

Кстати, некоторые органы местного самоуправления уже утвердили своими решениями перечни льгот по уплате земельного налога. При этом во многих из них сохранены для бюджетных учреждений льготы по уплате налога на землю.

Следовательно, чтобы убедиться, на самом ли деле ваше бюджетное учреждение освобождено от уплаты налога на землю, необходимо обратиться в ваш орган местного самоуправления с просьбой предоставить такую информацию или самостоятельно найти соответствующее решение своего органа в сети Интернет.

Внимание! Как и раньше, в случае если бюджетное учреждение — льготник предоставляет в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, налог за такие земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории. Такое требование предусмотрено п. 284.3 НКУ.

Льгота по уплате налога на землю сохраняется только в том случае, если бюджетные учреждения предоставляют здания, сооружения (их части) во временное пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям, дошкольным, общеобразовательным учебным заведениям независимо от формы собственности и источников финансирования.

Налог на имущество

С 2015 года введен новый налог — налог на имущество. Это местный налог, состоящий из 3 составляющих:

1) налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (ст. 266 НКУ);

2) транспортного налога (ст. 267 НКУ);

3) платы за землю (ст. 269 — 289 НКУ).

Расскажем кратко, как эти налоги касаются бюджетных учреждений.

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка

Плательщиками этого налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются собственниками объектов жилой и/или нежилой недвижимости.

Следует обратить внимание на п.п. 266.2.2 НКУ, в котором приведен перечень объектов жилой и нежилой недвижимости, которые не являются объектом обложения этим налогом.

В частности, к таким отнесены объекты жилой и нежилой недвижимости, находящиеся в собственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, созданных ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответствующего государственного бюджета или местного бюджета и являются неприбыльными (их общей собственности).

Таким образом, с объектов недвижимого имущества, находящихся на балансе бюджетных учреждений, уплачивать налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, не нужно.

Транспортный налог

Плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, имеющие зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные легковые автомобили, которые были в пользовании до 5 лет и имеют объем цилиндров двигателя свыше 3000 куб. см.

Ставка налога установлена единая для всех плательщиков. Она исчисляется в расчете на календарный год в размере 25 тыс. грн. за каждый легковой автомобиль (п. 267.4 НКУ).

При этом плательщики налога — юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года. А вот до 20 февраля этого же года должны подать в контролирующий орган по месту регистрации объекта налогообложения декларацию с разбивкой годовой суммы равными долями поквартально. Уплачивают налог авансовыми взносами ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, которые отражаются в годовой налоговой декларации.

Относительно объектов налогообложения, приобретенных в течение года, декларацию необходимо подать в течение месяца со дня возникновения права собственности на такой объект, а налог уплачивать начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект.

В случае перехода права собственности на объект налогообложения от одного владельца другому в течение отчетного года, налог исчисляется следующим образом:

предыдущий владелец — за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный объект налогообложения;

новый владелец — начиная с месяца, в котором он приобрел право собственности на этот объект.

За такие объекты налогообложения налог уплачивают пропорционально количеству месяцев, оставшихся до конца года, начиная с месяца, в котором проведена регистрация транспортного средства (п. 267.6 НКУ).

Поскольку никакие льготы по уплате транспортного налога для бюджетных учреждений ст. 267 НКУ не предусмотрены, при приобретении транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, налог уплачивается на общих основаниях.

 

Рентная плата

Одной из новаций, внесенных в НКУ, является объединение ресурсных платежей в один — рентную плату. В этот налог включена рентная плата за:

— пользование недрами для добычи полезных ископаемых (ст. 252 НКУ);

— пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (ст. 253 НКУ);

— пользование радиочастотным ресурсом Украины (ст. 254 НКУ);

— специальное использование воды (ст. 255 НКУ);

— специальное использование лесных ресурсов (ст. 256 НКУ);

— транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам и нефтепродукто­проводам, транзитную транспортировку по трубопроводам природного газа и аммиака по территории Украины (ст. 2561 НКУ).

Некоторые из этих налогов уже хорошо знакомы бюджетным учреждениям, а именно: рентная плата за пользование недрами, за пользование радио­частотным ресурсом и за специальное использование воды.

Учитывая это, ниже рассмотрим, какие изменения произошли в исчислении и уплате таких платежей для бюджетных учреждений.

Рента за спецводопользование

В этот вид ренты перекочевал спецводосбор. Изменений по уплате за водопользование не произошло: прежними остались плательщики (в том числе освобождение для использования воды в целях удовлетворения личных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юрлиц), объект, ставки, разрешения на спецводопользование, лимиты использования воды и наказания за их превышение и отсутствие разрешения.

Поскольку общий отчетный период — квартал, то для плательщиков спецводосбора и здесь ничего не изменилось.

Рента за пользование недрами

Правила расчета ренты за пользование недрами (как для добычи полезных ископаемых, так и без такой цели) не изменились.

А следовательно, все по-старому и в части расчета ренты за добычу воды, которую уплачивают плательщики ренты за спецводопользование, добывающие воду (ставки остались прежними, они приведены в п.п. 255.5.2 НКУ).

Важно! Как и раньше, не являются объектом налогообложения пресные подземные воды, добытые из скважины глубиной до 20 метров.

Об особенностях расчета ренты за добычу воды мы рассказывали в статье «Скважина на балансе учреждения: сколько стоит такое удовольствие» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 34).

Радиочастотная рента

Этот вид рентной платы является ничем иным, как прежним радиочастотным сбором. Как и в других видах ренты, прежними остались плательщики, ставки, лицензии на использование радиочастотного ресурса Украины.

Внимание! Месячный отчетный период заменили общим квартальным. То есть отчитываться и уплачивать радиочастотную ренту теперь нужно не ежемесячно, а ежеквартально.

Сумму задекларированной ренты нужно будет уплатить в течение 10 календарных дней по окончании предельного срока подачи декларации.

 

Ставки

По правилам НКУ ставки налогов, выраженные в абсолютных величинах, нужно проиндексировать (повысить). К таким налогам относится и рентная плата. Однако пока оставлены прежние ставки всех ресурсных платежей, объединенных в ренту. Единственное, что выросло, — это ставки ренты за пользование недрами для добычи нефти и конденсата. Очевидно, законодатели в порыве налоговых страстей просто забыли о ежегодной индексации ставок. Как только будут внесены соответствующие изменения в НКУ, мы обязательно сообщим вам на страницах нашей газеты.

 

Эконалог

В 2015 году, как и раньше, среди плательщиков экологического налога имеются субъекты хозяйствования, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.

Напомним, что стационарный источник загрязнения — предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (п.п. 14.1.230 НКУср. ).

Следовательно, к стационарным источникам загрязнения можно также отнести генераторы, мини-электростанции, оборудование (установки) газосварки, работающие на горючем, при сжигании которого образуются и выбрасываются в атмосферный воздух загрязняющие вещества или смесь таких веществ.

Поэтому бюджетные учреждения, имеющие такие объекты, и в 2015 году являются плательщиками эконалога. При этом объектом и базой обложения этим налогом являются объемы и виды загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух стационарным источником.

Как видим, законодатели подготовили много изменений с 2015 года для бюджетных учреждений. Кстати, о новациях 2015 года в обложении НДФЛ, ЕСВ и военным сбором мы рассказывали в материале «Оплата труда и социальная сфера: что подготовил 2015 год» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 4).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше