Темы статей
Выбрать темы

Продолжаем сближаться с новым Законом о публичных закупках: ответы на актуальные вопросы

Дуброва Ярослава, начальник отдела Департамента безопасности ПАО «АК «Киевводоканал»
Недавно на страницах нашей газеты в материале «Идем на сближение с новым Законом о публичных закупках: ответы на актуальные вопросы» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 27) мы отвечали на вопросы, касающиеся применения бюджетными учреждениями Закона Украины «О публичных закупках». В данном материале мы продолжим отвечать на вопросы наших читателей. На этот раз они касаются особенностей осуществления допороговых закупок бюджетными учреждениями.

Лицо, ответственное за проведение допороговых закупок

Обязательно ли учреждение должно утверждать Положение об ответственном лице? Возможно, достаточно лишь выдать распоряжение о возложении на определенное лицо обязанностей относительно осуществления допороговых закупок?

Положение об ответственном лице по допороговым закупкам утверждать не обязательно. Можно ограничиться распоряжением о возложении на определенное лицо обязанностей по осуществлению таких закупок.

Наряду с этим все же рекомендуем прописать механизм осуществления таких закупок (права и обязанности лица) в Положении, Порядке и т. п. об осуществлении допороговых закупок.

Можно ли в учреждении назначить двух лиц, ответственных за проведение закупок? Например, одно — по допороговым закупкам, а второе — по сверхпороговым? Если так нельзя, то как правильно сделать?

Это вопрос правильно решить так:

— для организации и проведения допороговых торгов назначить ответственное лицо;

— для организации и проведения сверхпороговых торгов создать тендерный комитет или определить уполномоченное лицо согласно требованиям, предусмотренным Законом № 922.

Какая ответственность предусмотрена для лица, назначенного ответственным за проведение допороговых закупок?

Законодательством в сфере публичных закупок, а именно Законом № 922, не предусмотрена прямая ответственность для лиц, ответственных за допороговые закупки.

Заказчик по своему усмотрению может прописать в своем внутреннем документе соответствующие положения об ответственности такого лица. Например, это может быть дисциплинарная ответственность. Если в действиях такого лица будут иметься признаки административных правонарушений или уголовно наказуемых деяний, то тогда можно говорить о возможности административной/уголовной ответственности, например, за подделку документов, получение взятки и т. п.

Может ли отдел образования РГА привлекать ответственное лицо для проведения допороговых закупок по гражданско-правовому договору?

Да, заказчик может привлечь лицо для проведения допороговых закупок по гражданско-правовому договору.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 2 Закона № 922, при осуществлении закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 этой части, заказчики должны соблюдать принципы осуществления публичных закупок, установленные данным Законом, и могут использовать электронную систему закупок (далее — ЭСЗ) с целью отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора.

Однако обязанность соблюдения указанных выше принципов законодатель прописал в Законе № 922 для заказчика. Следовательно, привлеченное лицо будет нести ответственность в пределах, предусмотренных в условиях гражданско-правового договора.

Об организации допороговых закупок

В начале 2016 года органом местного самоуправления было утверждено Положение о порядке приобретения товаров в рамках пилотного проекта по внедрению ЭСЗ в соответствии с распоряжением КМУ «О реализации пилотного проекта по внедрению процедуры электронных закупок товаров» от 20.05.2015 г. № 501-р. Этим Положением установлен общий порядок приобретения товаров, ожидаемая стоимость закупки которых не превышает суммы, определенные в ч. 1 ст. 2 Закона № 1197, в рамках пилотного проекта по внедрению системы электронных закупок.

Необходимо ли в связи со вступлением в силу с 01.08.2016 г. Закона № 922 утверждать новое Положение, руководствуясь при этом Порядком № 35?

Действительно, абз. 5 п. 2 распоряжения КМУ «О реализации пилотного проекта по внедрению процедуры электронных закупок товаров» от 20.05.2015 г. № 501-р предусмотрено, что реализация пилотного проекта осуществляется до 31 декабря 2016 года. При этом в п. 2 этого распоряжения указано, что реализация пилотного проекта осуществляется:

— во-первых, только по внедрению процедуры электронных закупок товаров (без услуг и работ);

— во-вторых, содержит ссылку на Закон № 1197, который в соответствии с разд. IX «Заключительные и переходные положения» Закона № 922 утратит силу с 01.08.2016 г.

Следовательно, советуем заказчику утвердить новое положение о допороговых закупках. При этом такое положение не обязательно должно полностью согласовываться с Порядком № 35, поскольку этот документ не является нормативно-правовым актом, обязательным для применения заказчиками. Но поскольку алгоритм действий заказчиков и участников при проведении допороговых торгов прописан в ЭСЗ с учетом указанного Порядка, то определение процессуальных действий заказчика в этой системе лучше согласовать с данным документом.

В то же время заметим, что несоблюдение заказчиком Порядка № 35 не может считаться нарушением.

Может ли заказчик при разработке Положения о допороговых закупках сам определить перечень товаров, работ и услуг, на которые не распространяется процедура допороговой закупки? Например: продукты питания для дошкольных учебных заведений, услуги по водоснабжению и водоотведению, вывоз твердых бытовых отходов и т. п.?

Да, заказчик может определить перечень товаров, работ и услуг, на которые не распространяется процедура допороговой закупки.

Кто должен разработать и утвердить для органа местного самоуправления Примерное положение о порядке приобретения товаров через ЭСЗ для допороговых закупок?

Может ли районная или областная администрация установить предел для допороговых закупок ниже 50 тыс. грн.?

Если устанавливать предел для допороговых закупок от 3 тыс. грн., то на какую статью Закона № 922 делать ссылку при разработке Положения о допороговых закупках?

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона № 280 органы местного самоуправления являются юридическими лицами и наделяются этим и другими законами собственными полномочиями, в рамках которых действуют самостоятельно и несут ответственность за свою деятельность согласно закону.

При этом органам местного самоуправления исключительно законом могут предоставляться отдельные полномочия органов исполнительной власти, в осуществлении которых они являются подконтрольными соответствующим органам исполнительной власти.

Учитывая указанное, орган местного самоуправления сам для себя разрабатывает Положение о порядке приобретения товаров через ЭСЗ для допороговых закупок.

Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 72 Закона № 280 местные государственные администрации являются подотчетными соответствующим районным, областным советам в исполнении программ социально-экономического и культурного развития, районных, областных бюджетов, подотчетными и подконтрольными в части полномочий, делегированных им соответствующими районными, областными советами, а также в исполнении решений советов по этим вопросам.

Следовательно, районная или областная администрация может установить пределы для допороговых закупок, в частности и предел ниже 50 тыс. грн.

В то же время заметим, что нижний предел для проведения допороговых закупок в ЭСЗ Законом № 922 не предусмотрен. Вместе с тем п. 6.4 Порядка № 35 сказано: при определении условий закупки заказчик должен определить, в частности, такие параметры закупки, как ожидаемая стоимость закупки, которая не может быть меньше 3 тыс. грн.

И хотя Порядок № 35 не является обязательным для выполнения заказчиком, однако ЭСЗ построена таким образом, что в случае, если заказчик определит ожидаемую стоимость допороговой закупки меньше 3 тыс. грн., система не примет объявления для обнародования. Поэтому советуем заказчикам учитывать указанное при утверждении Положения о допороговых закупках.

Необходимо ли распорядителю бюджетных средств утверждать собственное Положение по допороговым закупкам? Можно ли в нем предусмотреть случаи, когда заказчики могут обойтись без электронных закупок? Например, определить, что действие такого Положения не распространяется на случаи, если предметом закупки, в частности, являются:

1) товары и услуги, определенные ч. 3 ст. 2 Закона № 922;

2) производство, передача и поставка электрической энергии к электрическим сетям;

3) производство, передача и поставка питьевой воды;

4) услуги связи Интернет через проводные сети;

5) услуги по подготовке телепрограмм и телевещанию.

Отметим, что обязанности утверждать Положение по допороговым закупкам ни в Законе № 922, ни в Порядке № 35 нет. Однако мы советуем утвердить такое положение с целью регламентирования порядка действий работников заказчика, занимающихся такими закупками.

При этом не советуем указывать в таком Положении, что его действие не распространяется на случаи, если предметом закупки являются товары и услуги, определенные ч. 3 ст. 2 Закона № 922 (ср. ). Причина — такие закупки заказчики не планируют ни в годовом плане, ни в приложении к нему, их не проводят в Prozorro, по ним не отчитываются, поскольку на них не распространяется Закон № 922.

Что касается других закупок товаров и услуг, указанных в вопросе, то можно записать в таком Положении, что его действие не распространяется на эти закупки.

В Законе № 922 определено, что заказчик может использовать ЭСЗ при допороговых закупках. Правомерно ли требование депутатов районного в городе совета об обязательности применения ЭСЗ главными распорядителями средств районного в городе бюджета? Ведь ни в Законе № 922, ни в Порядке № 35 такого требования нет.

Действительно, Закон № 922 не содержит требования об обязанности для заказчика проводить допороговые закупки через ЭСЗ, а положения Порядка № 35 не имеют обязательного характера для заказчиков.

Наряду с этим, если требование депутатов районного в городе совета, касающееся обязательности применения ЭСЗ главными распорядителями средств районного в городе бюджета, оформлено в форме соответствующего решения для предприятий, учреждений и организаций, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, являющихся подчиненными, подотчетными и подконтрольными органам местного самоуправления, то такое решение обязательно для исполнения, пока оно не отменено или не признано недействительным.

Особенности проведения допороговых закупок

Какие документы необходимы от участника при проведении допороговых закупок? Каковы требования к квалификации участника? Необходимо ли требовать уставы, справки ЕГРПОУ, плательщика НДС, банка, протоколы, приказы и т. п., которые нужны при сверхпороговых закупках?

Закон № 922 таких требований не устанавливает.

При этом, как предусмотрено п. 6.3 Порядка № 35, при объявлении закупки заказчик размещает в ЭСЗ информацию о предмете, ожидаемой стоимости закупки, условиях договора, порядке и условиях проведения закупки, сроке подачи предложений, а также требованиях к участнику и другой информации, которая, по его мнению, является необходимой для проведения закупки.

Следовательно, заказчик самостоятельно устанавливает квалификационные требования к участнику и определяет, какие документы должен предоставить участник для подтверждения своего соответствия таким квалификационным требованиям. То же касается и других документов — заказчик сам решает, какие документы требовать от участника (в частности, уставы, справки ЕГРПОУ, плательщика НДС, банка, протоколы, приказы и т. п.).

В начале 2016 года учреждением был заключен прямой договор на закупку горюче-смазочных материалов (ГСМ) на сумму 199 тыс. грн. Но после 01.08.2016 г. нам дополнительно выделят еще ассигнования на закупку ГСМ в размере 100 тыс. грн. Таким образом, общая годовая сумма на закупку ГСМ будет составлять 300 тыс. грн.

Как нам провести закупку на эти дополнительные 100 тыс. грн.: по одной из процедур, предусмотренных Законом № 922, или как допороговую?

Такая закупка с ожидаемой стоимостью 100 тыс. грн. рассматривается как новая. А следовательно, заказчику необходимо ориентироваться на стоимостные пределы, установленные ч. 1 ст. 2 Закона № 922. Поскольку данный Закон применяется начиная от 200 тыс. грн. для товаров и услуг, то для заказчика это будет допороговая закупка.

Заметим также, что у заказчика должны быть документальные подтверждения того, что потребность в такой закупке на сумму 100 тыс. грн. возникла позднее, а на момент заключения первого договора на 199 тыс. грн. ее не было. В противном случае контролирующий орган может поднять вопрос об избежании применения Закона № 922 (непроведение закупки на всю существующую потребность исходя из ожидаемой годовой стоимости такого предмета закупки).

В этой ситуации напомним заказчику: в соответствии с ч. 1 ст. 48 БКУ распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами. При этом согласно ч. 3 ст. 48 БКУ размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, по которым распорядителем бюджетных средств взято обязательство без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных этим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), являются недействительными.

Нужно ли использовать систему Prozorro, если по одному договору осуществляется закупка разного пожарно-технического оборудования (боевки, рукава, каски и т. д.) на общую сумму 200 тыс. грн.? Как правильно объявить закупку: разбить все на лоты или на разные предметы закупки?

Если это различное пожарно-техническое оборудование не является одним предметом закупки в понимании Закона № 922 и Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454, то заказчик по собственному желанию может либо провести такую закупку через ЭСЗ Prozorro, либо заключить прямой договор без применения системы.

Что касается разбивки на лоты или проведения торгов по разным предметам закупки — это право заказчика.

В сельском совете разработана и проведена экспертная оценка сметной части 4 проектов реконструкции уличного электроосвещения, стоимость которых составляет 250006 грн., 144347 грн., 209788 грн. и 99077 грн. соответственно. Договор с подрядной организацией заключен 01.06.2016 г.

Нужно ли проводить эти проекты через Prozorro?

Сразу заметим, что сначала проводят процедуру закупки через Prozorro, а потом заключают договор. Поскольку сельским советом уже заключен договор с подрядной организацией 01.06.2016 г., то торги в этом случае уже не проводят.

Вместе с тем примите к сведению: поскольку договор заключен без применения ЭСЗ, а стоимость предмета закупки превышает 50 тыс. грн., то заказчику следовало обнародовать на Prozorro отчет о заключенных договорах, форма которого утверждена приказом № 490.

Нужно ли регистрироваться в системе Prozorro, если учреждение зарегистрировано на e-tender и им заключен договор с ООО «Е-тендер»?

Все ли документы оформляются только в электронном формате при закупках? Какие документы следует хранить (распечатывать) заказчику в бумажном виде после проведения допороговой электронной закупки?

Нет, регистрироваться в системе Prozorro не нужно. Заказчик для проведения электронных закупок регистрируется на электронной площадке. Вся информация по закупке отражается как на этой площадке, так и на Prozorro.

Законодательством, которое было бы обязательным для исполнения заказчиком, не предусмотрено, какие документы в бумажном варианте надо хранить (распечатывать) заказчику после проведения допороговой электронной закупки. Считаем, заказчику правильно иметь бумажный вариант тех документов по допороговой электронной закупке, которые содержат решения или ответственного лица, или комиссии и т. п., проводящих такие закупки, в частности об утверждении документации для торгов, рассмотрении предложений участников, выборе победителя.

Вместе с тем в п. 15 Порядка № 35 предусмотрено, что все документы, сведения, информация, связанные с организацией и проведением закупок по этому Порядку, сохраняются Администратором (т. е. ГП «Внешторгиздат Украины») с учетом следующих требований:

— документы, сведения, информация должны храниться на электронных носителях информации в такой форме, которая дает возможность проверить их целостность на этих носителях;

— информация, содержащаяся в документах, должна быть доступной для ее дальнейшего использования;

— должна быть обеспечена возможность восстановления документа в том формате, в котором он был создан в ЭСЗ.

Какие документы нужно оформлять и обнародовать в Prozorro для того, чтобы правильно завершить допороговую закупку? Какую документацию оформлять при проведении допороговых закупок?

Закон № 922 не регламентирует процедуру проведения допороговых закупок.

Как предусмотрено в п. 5 Порядка № 35, допороговая закупка предусматривает следующие этапы:

1. Объявление закупки.

2. Период уточнений.

3. Подача предложений.

4. Аукцион.

5. Квалификация, определение победителя и завершение закупки.

В то же время алгоритм проведения допороговой закупки в Prozorro приведен в приложении 1 к указанному Порядку.

Вместе с тем, как предусмотрено Порядком № 35, в случае, если предложение участника соответствует условиям закупки, заказчик определяет такого участника победителем и публикует в системе скан-копию документа с соответствующим решением.

Следующим этапом является подписание договора. По результатам проведения закупки заказчик и победитель подписывают договор вне системы не ранее чем через 2 рабочих дня после обнародования указанного решения. При этом договор должен быть подписан на сумму, не превышающую цену последнего предложения, поданного победителем в аукционе.

Заказчик размещает договор в системе в течение 2 рабочих дней со дня его заключения, где он находится в свободном доступе для просмотра пользователями. Но имейте в виду: заказчик обязан завершить закупку путем подписания договора или отмены закупки в течение 30 дней после окончания срока подачи предложений. Такие требования определены в п. 9.5 Порядка № 35.

Установлена ли предельная сумма закупок без проведения тендера для закупки почтовых услуг у Укрпочты?

Как предусмотрено ч. 1 ст. 2 Закона № 922, данный Закон применяется:

— к заказчикам при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ — 1,5 млн грн.;

— к заказчикам, осуществляющим деятельность в отдельных сферах хозяйствования, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 млн грн., а работ — 5 млн грн.

Таким образом, стоимостные пределы проведения публичных закупок без проведения тендера установлены Законом № 922.

При этом ч. 5 ст. 2 этого Закона № 922 предусмотрено, что особенности осуществления процедур закупки, определенных данным Законом, устанавливаются отдельными законами, в частности для таких товаров, работ и услуг, как услуги почтовой связи, почтовые марки и маркированные конверты.

Особенности осуществления закупки почтовых услуг установлены Законом Украины «Об особенностях осуществления закупки за государственные средства услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов» от 21.06.2012 г. № 4997-VI. Но пока в него не внесены изменения в части согласования с Законом № 922.

Какой пакет документов нужен для объявления победителя при проведении допороговых закупок?

Если предложение участника торгов, предложившего самую низкую цену по результатам аукциона, в случае участия нескольких участников (или предложение одного участника в случае участия в тендере только этого одного участника) соответствует условиям (требованиям) закупки, объявленным заказчиком, то заказчик определяет такого участника победителем и обнародует в ЭСЗ через электронную площадку скан-копию документа с соответствующим решением об определении победителя допороговой закупки.

Участник стал победителем торгов, уменьшив сумму закупки менее чем на шаг аукциона. Но при анализе поданных им предложений мы выяснили, что они не соответствуют требованиям заказчика по двум пунктам. Имеем ли мы основания для отклонении этого участника?

Если предложение участника не соответствует требованиям заказчика, его отклоняют.

Обратите внимание: при сверхпороговых торгах согласно Закону № 922 участник может в течение одного этапа аукциона один раз снизить цену / приведенную цену своего предложения не менее чем на один шаг от своей предыдущей цены / приведенной цены. Размер минимального шага снижения цены во время электронного аукциона в процентах или денежных единицах указывают в объявлении о проведении процедуры открытых торгов.

Вместе с тем в допороговых торгах, как указано в Порядке № 35, при определении условий закупки заказчик должен определить такой параметр закупки, в частности, как шаг аукциона, который указывается в гривнях и ичисляется как процентное отношение к ожидаемой стоимости закупки, и должен находиться в диапазоне от 0,5 % до 3 % от ожидаемой стоимости закупки. В ходе аукциона участникам предоставляется возможность подавать свои ценовые предложения в соответствии с установленными правилами работы ЭСЗ. Участник может в течение одного раунда аукциона один раз снизить цену / приведенную цену своего предложения не менее чем на один шаг от своей предыдущей цены / приведенной цены.

Как видим, как в допороговых, так и в сверхпороговых электронных закупках участник в ходе аукциона может снизить цену своего предложения не менее чем на шаг аукциона, определенный заказчиком.

Учреждение подало объявление о проведении закупки. Но из трех лотов аукцион состоялся лишь по двум? Как быть с такой закупкой?

В таком случае заказчик признает победителей (или победителя), если предложение будет соответствовать всем условиям закупки, только по двум из трех объявленных лотов. При этом договор заключают по результатам закупки и указывают предмет закупки по двум из трех лотов.

Можно ли заключить дополнительное соглашение к договору, заключенному по результатам допороговой электронной закупки, на сумму экономии, возникшую в процессе проведения аукциона, увеличив объем закупленного товара?

Да, в таком случае можно заключить дополнительное соглашение.

Учреждение проводит допороговые закупки. Нужно ли для таких закупок обнародовать тендерную документацию?

При объявлении закупки заказчик размещает в ЭСЗ информацию о предмете, ожидаемой стоимости закупки, условиях договора, порядке и условиях проведения закупки, сроке подачи предложений, а также требованиях к участнику и прочую информацию, необходимую, по его мнению, для проведения закупки.

Следовательно, заказчик может оформить такую информацию в форме документа, назвав его тендерной либо закупочной документацией или требованиями к закупке и т. п.

Какие дальнейшие шаги заказчика, если допороговая закупка не состоялась в связи с отсутствием предложений?

Отменить допороговую электронную закупку может исключительно заказчик с указанием аргументированных оснований принятия такого решения. При этом, если в момент окончания приема предложений ни один участник не зарегистрировал предложение, система автоматически присваивает такой закупке статус «Закупка не состоялась».

Может ли заказчик отказаться от объявления допороговой закупки? Как это правильно сделать?

Да, может путем отмены закупки с указанием в ЭСЗ аргументированных оснований принятия такого решения.

Можно ли дисквалифицировать участника в допороговых закупках только за то, что он один откликнулся на предложение (нет конкуренции), а его цена больше предложенного шага уменьшения цены (например, цена закупки — 6000 грн., шаг снижения — 1 %, цена участника — 5985 грн.)?

Если в допороговых закупках в ЭСЗ зарегистрирован один участник, то система автоматически переходит к процессу «Оценка», а закупке присваивает статус «Квалификация». Заказчик рассматривает предложение участника и принимает решение о соответствии предложения требованиям, указанным заказчиком в объявлении и документации. В случае дисквалификации участника заказчик публикует в системе скан-копию документа с соответствующим аргументированным решением.

Как предусматривает Порядок № 35, исключительными основаниями дисквалификации являются следующие:

— предложение участника, предложившего наименьшую цену, не соответствует условиям закупки;

— участник, предложивший наименьшую цену, отказался от подписания договора.

Отметим, что Порядок № 35 является приказом ГП «Внешторгиздат Украины» как администратора ЭСЗ. Этот Порядок не был зарегистрирован в Минюсте, поскольку такие документы в нем не регистрируют.

Поэтому можно прийти к заключению, что Порядок № 35 является локальным нормативным актом, действующим в пределах ГП «Внешторгиздат Украины». Действительно, заказчики руководствуются Порядком № 35 при осуществлении допороговых закупок, поскольку механизм работы в ЭСЗ реализован согласно требованиям указанного Порядка. Вместе с тем несоблюдение заказчиками требований Порядка № 35 не может быть основанием для привлечения его работников к ответственности.

Что делать, если закупка была объявлена на один и тот же товар на сумму 3400 грн. два раза подряд и два раза был присвоен статус «Закупка не состоялась»?

Если существует потребность в закупке товара, то заказчик может еще раз объявить такую закупку. Но есть и другой вариант — заключить прямой договор на такую закупку.

В такой ситуации все зависит от того, как механизм допороговых закупок прописан в локальных нормативных актах заказчика (положение, порядок и т. п.).

Учреждение выписывает периодические издания на сумму 20 тыс. грн. через местное отделение Укрпочты. Нужно ли такую операцию проводить через Prozorro?

Закон № 922 не содержит обязанности для заказчика проводить допороговые закупки через Prozorro.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 922 при осуществлении закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 этой части, заказчики должны соблюдать принципы осуществления публичных закупок, установленные данным Законом, и могут использовать ЭСЗ с целью отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора.

При осуществлении закупок товаров, работ и услуг без использования ЭСЗ, при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922, заказчики обязательно обнародуют отчет о заключенных договорах в ЭСЗ в соответствии со ст. 10 данного Закона.

Как проводить допороговые закупки на услуги стационарной связи, если в городе такие услуги оказывает только Укртелеком?

В таком случае следует рассмотреть вопрос о заключении прямого договора.

Сколько раз можно объявлять закупку, если предыдущая закупка не состоялась в связи с отсутствием участников?

Указанный вопрос не урегулирован в Законе № 922. Поэтому при необходимости заказчик может повторно объявить такие закупки в Prozorro. Вместе с тем советуем заказчику прописать соответствующий механизм в локальных нормативных актах заказчика об осуществлении допороговых закупок (положение, порядок и т. п.).

Можно ли увеличить количество объема закупки (дозаказать товар), если уже определен победитель?

При осуществлении допороговых закупок заказчик может действовать таким образом. Но имейте в виду: в целом годовая стоимость такого предмета закупки не должна превышать стоимостных пределов применения Закона № 922, поскольку заказчика могут обвинить в избежании проведения процедуры закупки в соответствии с требованиями Закона № 922.

По окончании допороговой процедуры закупки (подписан договор, поставлена продукция) количество приобретенного товара оказалось недостаточным. Что делать в этом случае: объявлять новую допороговую закупку на необходимый товар или заключить дополнительное соглашение на увеличение объемов предмета закупки?

Можно объявить новую допороговую закупку, а можно и заключить прямой договор.

Как правильно определить победителя? Каким требованиям он должен соответствовть и где такие требования должен указать заказчик?

Победитель в допороговой электронной закупке — это участник, который прошел этап квалификации и был определен заказчиком как победитель закупки.

При объявлении торгов в ЭСЗ заказчик предусматривает в документации условия, касающиеся закупки и участника, которым он должен соответствовать. При проверке заказчиком предложения участника на этапе квалификации заказчик анализирует, соответствует ли этот участник всем объявленным требованиям заказчика.

Заметьте: заказчик может требовать на этапе квалификации от участника копии документов в бумажном виде, которые были поданы им предварительно в электронном виде.

Объявлена допороговая закупка на сумму 10 тыс. грн. Предложение подал только 1 участник. Не будет ли нарушением, если сразу заключить прямой договор с таким участником?

Нет, нарушения в таком случае не будет. Но если у заказчика нет форс-мажора, то советуем вам все же завершить такую закупку согласно Порядку № 35, чтобы потом не отстаивать свою правоту.

Особенности обнародования отчета о заключенных договорах

Расскажите о порядке размещения (обнародования) на сайте Prozorro отчетов о заключенных договорах без проведения торгов.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 2 Закона № 922, при осуществлении закупок товаров, работ и услуг без использования ЭСЗ, при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 этой части, заказчики обязательно обнародуют отчет о заключенных договорах в ЭСЗ в соответствии со ст. 10 данного Закона.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 922 заказчик самостоятельно и безвозмездно через авторизованные электронные площадки обнародует на веб-портале Уполномоченного органа в порядке, установленном Уполномоченным органом и данным Законом, информацию о закупке, в частности отчет о заключенных договорах (в течение одного календарного дня со дня заключения договора).

Приказом № 490 утверждена форма отчета о заключенных договорах. Форма отчета содержит обязательные поля, которые заполняются заказчиком путем внесения в них имеющейся информации в ЭСЗ через электронную площадку. После внесения всей обязательной информации, предусмотренной формой отчета, на нее налагается электронная цифровая подпись. Подробнее порядок заполнения такого отчета расписан в инструкции для заказчиков, с которой можно ознакомиться на электронной площадке.

Какие отчеты необходимо составлять по допороговым и сверхпороговым закупкам?

По допороговым электронным закупкам заказчик составляет отчет о заключенных договорах, если не закупает через ЭСЗ.

Что касается сверхпороговых электронных торгов, то ЭСЗ сама формирует отчет о результатах проведения процедуры закупки. При этом по сверхпороговым закупкам заказчик обнародует отчет о выполнении договора о закупке.

Формы указанных документов утверждены приказом № 490. Требования к срокам обнародования предусмотрены ч. 1 ст. 10 Закона № 922.

Нормативные документы

БКУ Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 1197 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 20.04.2014 г. № 1197-VII.

Закон № 922 — Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Закон № 280 — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Порядок № 35 Порядок осуществления допороговых закупок, утвержденный приказом ГП «Внешторгиздат Украины» от 13.04.2016 г. № 35.

Приказ № 490 — приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» от 22.03.2016 г. № 490.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше