Темы статей
Выбрать темы

Учитываем лом металлов, драгоценных и не очень

Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Все без исключения бюджетные учреждения используют в своей деятельности большое количество основных средств. К сожалению, транспортные средства, приборы и оборудование рано или поздно в силу физического и морального износа становятся непригодными для дальнейшего использования. Подавляющее большинство объектов основных средств имеют в своем составе металлы (черные, цветные, а иногда даже драгоценные). А это, в свою очередь, неминуемо приводит к образованию отходов — лома металлов. В связи с этим у бухгалтеров бюджетных учреждений возникает ряд вопросов, касающихся учета металлолома.
И чаще всего бухгалтеров интересует, кто имеет право определять содержание драгоценных металлов в основных средствах, подлежащих ликвидации? Как правильно учитывать металлолом, который не реализуется сразу, а накапливается в учреждении в течение продолжительного периода времени? На какие цели могут быть использованы средства, полученные от реализации лома черных, цветных и драгоценных металлов? Каков порядок налогообложения операций по реализации металлолома? Об этом сегодня и поговорим.

Прежде всего напомним: механизм списания объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства, основных средств и других необоротных материальных активов, определен Порядком № 1314. В соответствии с абз. 1 п. 4 этого Порядка имущество, которое не может быть в установленном порядке отчуждено, если оно морально или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования, а также повреждено в результате аварии или стихийного бедствия либо выявлено в результате инвентаризации как недостача, подлежит списанию.

Все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы, полученные в результате списания имущества, подлежат оприховованию на баланс учреждения в составе запасов. Не пригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты оприходуют как вторичное сырье (металлолом и т. п.) ( п. 23 Порядка № 1314).

Следует заметить, что нормы Порядка № 1314 распространяются на казенные предприятия, государственные коммерческие предприятия (их объединения), учреждения и организации, а также предприятия, учреждения и организации, находящиеся в ведении Национальной академии наук и отраслевых академий наук. При этом учреждения, финансируемые из местных бюджетов, должны руководствоваться нормами местных нормативных документов по списанию коммунального имущества.

Что же следует понимать под металлоломом? Металлоломом являются все не пригодные для прямого использования изделия или части изделий, утратившие эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа и содержащие в себе черные, цветные металлы или их сплавы. К металлолому также относят изделия из металла, имеющие неисправимый брак, остатки черных и цветных металлов и их сплавов. Такая трактовка приведена в Законе № 619 (ср. ). Нормы этого Закона регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления операций с металлоломом.

Операции с металлоломом могут осуществлять специализированные или специализированные металлургические перерабатывающие предприятия, а также их приемные пункты. На это указывает ч. 1 ст. 4 Закона № 619. При этом специализированные предприятия — это предприятия (субъекты хозяйствования всех форм собственности), которые осуществляют операции с металлоломом, имеют в своем распоряжении весовое, ломоперерабатывающее и грузоподъемное оборудование.

Важно! Ныне действующее законодательство не требует наличия лицензии у субъектов хозяйствования, которые осуществляют заготовку, первичную обработку и переработку лома металлов.

Так, начиная с 2015 года деятельность по заготовке и переработке металлолома не относится к перечню видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. Это обусловлено принятием Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII.

На настоящий момент к субъектам хозяйствования, осуществляющим заготовку, переработку и металлургическую переработку металлолома, выдвигаются следующие требования (ст. 5 Закона № 619):

— наличие квалифицированных специалистов, соответствующего оборудования и средств экологической безопасности. Перечень устройств и оборудования, которое необходимо иметь специализированному предприятию и его приемным пунктам, определяет Госгорпромнадзор в порядке, установленном законодательством;

— обеспечение контроля за взрывной, пожарной, экологической и радиационной безопасностью в соответствии с законодательством.

Следовательно, если у бюджетного учреждения накопился металлолом, сдать его можно в ближайший приемный пункт. И пусть вас не пугает отсутствие у него лицензии на осуществление такой деятельности. Главное, чтобы операции по передаче металлолома были правильно документально оформлены. Но прежде чем переходить к вопросам документирования, выясним порядок изъятия самого ценного — драгоценных металлов и камней. Они хотя и редко, но встречаются в составе основных средств. Поэтому этот вопрос заслуживает отдельного внимания.

Порядок изъятия драгоценных металлов и камней

Кто может определить содержание драгоценных металлов в основных средствах, подлежащих списанию? Нужно ли для этого привлекать стороннего специалиста?

Уничтожать оборудование или приборы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, или сдавать их в лом цветных и черных металлов без предварительного изъятия и одновременного оприходования запрещено. Такое требование предусмотрено п. 26 Порядка № 1314.

Контроль за изъятием из имущества, подлежащего списанию, пригодных узлов и деталей, а также деталей и материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, законодательством возложен на комиссию по списанию имущества. Члены комиссии определяют количество и массу драгоценных металлов и камней в составе объектов основных средств, а также контролируют их передачу на склад и оприходование на соответствующих счетах. Прямое указание на это содержит п.п. 6 п. 13 Порядка № 1314.

Как правило, комиссия по списанию формируется из числа работников учреждения. Также по требованию вышестоящего учреждения для участия в работе комиссии могут привлекаться ее представители или другие специалисты в случае необходимости ( п. 11 Порядка № 1314). В то же время в случае списания объектов, находящихся под надзором государственных инспекций (автомобили, нагревательные котлы, подъемники и т. п.), включать в состав комиссии представителей таких инспекций нужно обязательно. Другие требования по привлечению при списании необоротных активов экспертов со стороны действующим законодательством не предусмотрены.

Таким образом, содержание драгоценных металлов или драгоценных камней в объектах основных средств, подлежащих списанию, определяет комиссия учреждения. Привлечь для этого стороннего специалиста вы можете, но не обязаны.

Помните: услуги экспертов не бесплатны. Расходы на оплату экспертных заключений, рекомендаций и т. п. в соответствии с п. 10 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333 следует планировать заранее по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Каков порядок изъятия драгоценных металлов и камней из основных средств, подлежащих списанию?

Требования к осуществлению операций с драгоценными металлами и камнями определены Методрекомендациями № 780. В частности, особенностям учета лома и отходов с содержанием драгоценных металлов посвящен разд. V этих Методрекомендаций.

Содержание драгоценных металлов в ломе и отходах может определяться сдатчиком по паспортам, формулярам, этикеткам или другим документам (п. 5.3 разд. V Методрекомендаций № 780). Конечно, иногда приходится иметь дело со средствами иностранного производства или устаревшим оборудованием советских времен. При этом информация о содержании драгоценных металлов в их составе часто отсутствует (не указана в технической документации, техническая документация утрачена и т. п.). В таком случае содержание драгоценных металлов или драгоценных камней можно определить на основании данных разработчиков либо производителей, сведений об аналогичных образцах или по расчетам комиссии учреждения.

Однако, откровенно говоря, немногие бюджетные учреждения могут похвастаться наличием технической возможности и квалифицированных специалистов в штате для проведения изъятия драгоценных металлов из приборов и оборудования. Поэтому чаще бюджетные учреждения передают списанную технику для демонтажа субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность по сбору и обработке лома и отходов с содержанием драгоценных металлов. В таком случае специализированное предприятие должно документально зафиксировать содержание драгоценных металлов в переданной технике.

Если вы все же планируете проводить демонтаж техники собственными силами, тогда следует наладить жесткий контроль за полнотой сбора лома и отходов с содержанием драгоценных металлов. Для этого необходимо отдельным приказом руководителя учреждения определить (п. 5.1 разд. V Методрекомендаций № 780):

— условия сбора лома и отходов с содержанием драгоценных металлов по каждому материально ответственному лицу;

— условия сбора и хранения лома и отходов с содержанием драгоценных металлов в целом по учреждению;

— сроки изъятия отходов с содержанием драгоценных металлов из мест их накопления и сроки передачи их на переработку специализированному предприятию.

Изъятые после демонтажа узлы, детали, материалы и агрегаты, содержащие драгоценные металлы и/или драгоценные камни, подлежат сдаче субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность по сбору и первичной обработке лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней. Этого требует п. 25 Порядка № 1314.

Передача лома и отходов с содержанием драгоценных металлов перерабатывающему предприятию осуществляется на основании договора купли-продажи или на условиях давальческого сырья для выполнения услуги по переработке. Такие соглашения следует заключать в письменной форме. В договоре целесообразно прописать следующие условия (п. 5.4 разд. V Методрекомендаций № 780):

— порядок и место подготовки лома и отходов к отбору проб;

— порядок и место отбора проб;

— порядок и место проведения анализов;

— порядок согласования массовой доли драгоценных металлов в ломе и отходах;

— возможность возврата владельцу лома и отходов в случае несогласования содержания драгоценных металлов;

— сроки предоставления паспорта на переданные лом и отходы;

— порядок и сроки расчетов;

— стоимость переработки лома и отходов.

Имейте в виду: нарушение установленного порядка учета или отсутствие такого учета, необеспечение надлежащих условий хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также нарушение порядка сбора и сдачи их отходов и лома угрожает применением штрафных санкций. В частности, совершение таких действий должностными лицами учреждения влечет за собой наложение штрафа в размере от 8 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 340 грн.). Такая ответственность предусмотрена ст. 1891 КоАП.

Документирование операций с металлоломом

Как правильно оформить поступление металлолома от списания необоротных активов и его передачу специализированному предприятию? Нужно ли составлять акт разбраковки или другой отдельный документ при демонтаже объектов основных средств?

Сначала напомним порядок документального оформления списания необоротных активов. Так, по результатам своей работы комиссия по списанию имущества составляет протокол. В нем обосновывают необходимость списания того или иного объекта основных средств, описывают процедуру его ликвидации, а также указывают предложения по направлениям использования такого имущества. Протокол заседания комиссии должен быть подписан всеми ее членами. Также к протоколу прилагают следующие документы:

1) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию;

2) акт технического состояния имущества, предлагаемого к списанию. В этом документе указывают год изготовления (строительства), дату ввода в эксплуатацию, объем проведенных работ по модернизации, модификации, дооборудованию и реконструкции, состояние основных деталей и узлов, конструктивных элементов. Детальную информацию о состоянии каждого объекта основных средств можно найти в соответствующей Инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях по типовой форме № ОЗ-6 (бюджет);

3) акт на списание основных средств типовой формы № ОЗ-3 (бюджет);

4) другие документы.

Протокол заседания комиссии вместе с прилагаемыми к нему документами на списание имущества утверждает руководитель учреждения ( п. 14 Порядка № 1314).

Если речь идет о списании коммунального имущества, то акты на его списание в зависимости от его стоимости могут быть утверждены:

— или непосредственно руководителем бюджетного учреждения;

— или должностным лицом, уполномоченным принимать решения по управлению объектами коммунальной собственности.

Документальное оформление демонтажа необоротных активов, подлежащих списанию, будет зависеть от способа его выполнения (собственными силами учреждения или специализированным предприятием). Если разборку объекта основных средств проводят работники учреждения, то отдельный документ составлять не нужно. Достаточно указать информацию о материальных ценностях, изъятых во время ликвидации (разборки), и способе демонтажа на оборотной стороне акта на списание основных средств по типовой форме № ОЗ-3 (бюджет). При этом в случае передачи основного средства на демонтаж специализированному предприятию его результаты (в том числе содержание драгоценных металлов в ломе и отходах) должны быть зафиксированы в акте. Форма такого акта может быть произвольной.

Непосредственно оприходование металлолома, полученного в результате ликвидации основных средств, следует оформлять накладной (актом о приеме материальных ценностей). Кроме того, результаты оценки изъятых материальных ценностей нужно отразить в акте оценки произвольной формы. Стоимость таких материалов определяют исходя из цены их возможной реализации. Как правило, при этом отталкиваются от средних цен на аналогичные материальные ценности (металлолом), сложившиеся в соответствующем регионе на момент оценки.

Что касается документирования передачи металлолома специализированному предприятию, то в соответствии с ч. 11 ст. 4 Закона № 619 прием промышленного лома от юридических лиц оформляется актом приема. В нем обязательно указывают наименование юридического лица, количество и источники происхождения металлолома. Кроме того, в акте делают отметку о взрывной безопасности, а в случае необходимости — о дезактивации и очистке металлолома от вредных веществ и указывают уровень дозы излучения. И здесь следует напомнить, что 15 апреля этого года утратили силу Лицензионные условия. А вместе с этим нормативным документом утратили силу и формы документов на оформление приема металлолома. Итак, на сегодняшний день форма акта приема лома металлов действующим законодательством не определена.

Отражение на счетах бухгалтерского учета

На каком субсчете следует учитывать металлолом?

Для учета запасов, удерживаемых с целью дальнейшего распределения, передачи или продажи, в том числе изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, Планом счетов предназначен субсчет 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи». Таким образом, для обобщения информации о поступлении, движении и выбытии вторичного сырья (лома металлов, макулатуры и т. п.), подлежащего сдаче специализированному предприятию, бюджетные учреждения должны применять субсчет 261.

Вместе с тем в некоторых ситуациях целесообразнее вести забалансовый учет металлолома. Почему? Объясняем. Не новость, что специализированные предприятия зачастую устанавливают ограничения для приема металлолома — минимально допустимую массу такого лома. Учитывая это, учреждения вынуждены накапливать металлолом в течение определенного периода времени. Иногда процесс накопления растягивается на год, а то и больше. Как следствие, более-менее достоверно определить стоимость таких материальных ценностей практически невозможно. Ведь в таком случае цена на металлолом в момент его поступления и цена на момент реализации — это две разные цены. Следовательно, если ваше учреждение не планирует реализовывать металлолом, полученный после списания необоротных активов, сразу после его поступления или в ближайшее время, рекомендуем зачислять такой лом на забалансовый субсчет 041 «Непредвиденные активы». Подробнее об учете непредвиденных активов вы можете узнать из консультации «Непредвиденные активы: что это такое и как их учитывать» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 7).

Учет металлолома на забалансовом субсчете следует вести до момента принятия решения о его реализации. После этого лом необходимо списать с забалансового учета с одновременным его зачислением в состав запасов (на субсчет 261) по ожидаемой цене продажи.

Нужно ли переносить остатки металлолома со субсчета 239 на 261?

Начиная с 01.01.2015 г. в Плане счетов появился субсчет 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи» как специальный субсчет для учета запасов, удерживаемых для дальнейшей продажи. В то же время никуда не делся и субсчет 239 «Прочие материалы», который раньше применяли преимущественно для учета вторичного сырья. Безусловно, информацию о движении металлолома (макулатуры и т. п.) лучше обобщать на специальном субсчете. Однако, если у вас еще с тех времен на субсчете 239 «висят» остатки таких материалов, переносить их на субсчет 261 не нужно. Считаем целесообразным продолжать учитывать такие остатки металлолома на субсчете 239 «Прочие материалы» до момента их реализации. А вот лом металлов, образовавшийся в результате списания основных средств, начиная с 2015 года, должен найти свое отражение на субсчете 261.

Порядок отражения процедуры списания основных средств в бухгалтерском учете рассмотрим на условных примерах.

Пример 1. В результате списания служебного автомобиля ВАЗ 21210 был изъят и оприходован металлолом: лом черных металлов в количестве 800 кг и серебро в количестве 5 г. Согласно договору купли-продажи лома, составленному в том же квартале, когда было списано авто, цена реализации лома черных металлов — 3,40 грн. за 1 кг, а цена за 1 г серебра составляет 10 грн. Факт передачи металлолома специализированному предприятию был удостоверен актом приема лома.

Денежные средства за сданный металлолом в сумме 2770 грн. (800 кг х 3,40 грн. + 5 г х 10 грн.) поступили на специальный регистрационный счет бюджетного учреждения.

В соответствии с п. 54 ст. 29 БКУ 50 % средства, полученные за сданное серебро, перечислены в государственный бюджет.

В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующим образом:

п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,

грн.

дебет

кредит

1

Оприходован металлолом, подлежащий сдаче специализированному предприятию:

— лом черных металлов (800 кг х 3,40 грн.)

261

364*

2720

— серебро (5 г х 10 грн.)

261

364

50

2

Начислен доход от реализации металлолома

364

711*

2770

3

Передан на основании акта металлолом специализированному предприятию

364

261

2770

4

Поступили средства за металлолом на специальный регистрационный счет учреждения

323

364

2770

5

Начислена задолженность перед бюджетом за сданное серебро (50 % х 50 грн.)

711

642

25

6

Перечислена в доход бюджета часть средств, полученных от сдачи серебра

642

323

25

* Считаем использование субсчета 711 «Доходы по средствам, полученным как плата за услуги» при оприходовании металлолома нецелесообразным, поскольку у учреждения в таком случае возникают не доходы, а обязательства по передаче его специализированному предприятию. Начисление доходов проводится при реализации металлолома специализированному предприятию.

Пример 2. В связи со списанием устаревших и изношенных спортивных снарядов и спортивного оборудования в декабре 2015 года был оприходован лом черных металлов в количестве 250 кг. Комиссия по списанию провела оценку металлолома исходя из закупочных цен в соответствующем регионе на момент оприходования. Согласно акту оценки стоимость металлолома составляла 750 грн. (250 кг х 3,00 грн.). Учитывая недостаточное количество металлолома для сдачи (минимально допустимое количество лома черных металлов, которое принимает специализированное предприятие, — 500 кг), комиссия приняла решение о зачислении металлолома на забалансовый счет 041 «Непредвиденные активы».

В апреле 2016 года в результате списания не пригодного для дальнейшего использования оборудования было оприходовано 340 кг лома черных металлов. Новый и накопленный ранее лом решено передать специализированному предприятию. Весь металлолом в количестве 590 кг (250 кг + 340 кг) был оприходован на субсчет 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи» по фактической цене реализации 3,40 грн. за 1 кг.

Передача лома специализированному предприятию оформлена актом приема-передачи.

Средства за сданный металлолом в сумме 2006 грн. (590 кг х 3,40 грн.) поступили на специальный регистрационный счет бюджетного учреждения.

В бухгалтерском учете эти операции отражают следующим образом:

п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,

грн.

дебет

кредит

1

Зачислен лом черных металлов на забалансовый субсчет по цене, определенной комиссией в акте оценки (декабрь 2015 года)

041

750

2

Списана стоимость металлолома в связи с принятием решения о его реализации

041

750

3

Оприходовано общее количество накопленного металлолома, подлежащего реализации специализированному предприятию

261

364

2006

4

Начислен доход от реализации металлолома

364

711

2006

5

Передан на основании акта металлолом специализированному предприятию

364

261

2006

6

Поступили средства за металлолом на специальный регистрационный счет учреждения

323

364

2006

Внимание! В случае поступления от ликвидации основных средств материальных ценностей, подлежащих сдаче специализированному предприятию как вторичное сырье, подавать Справку о поступлениях в натуральной форме в органы Госказначейской службы не нужно.

Это объясняется тем, что в дальнейшем такие ценности будут реализованы. Соответственно, и доход возникнет в момент их продажи, а не при оприходовании на баланс учреждения.

Конечно, вы можете начислить доход и при оприходовании металлолома. Но имеется ли в этом смысл? Ведь в таком случае придется подавать справку о поступлениях в натуральной форме. И все бы ничего, если металлолом будет реализован в ближайшее время после его зачисления на баланс. Другое дело, когда он лежит без дела на складе учреждения еще не один месяц. А между тем его стоимость изменяется и на момент реализации, очевидно, уже будет отличаться от его предыдущей оценки. В результате этого возникает необходимость в корректировке дохода. А это снова справка в Госказначейскую службу плюс бухгалтерская справка для корректировки записей в бухучете. Поэтому следует решить, какой вариант учета выбрать. Однако выбор только за вами.

Использование средств, полученных от реализации металлолома

На какие цели можно расходовать средства от продажи металлолома? Нужно ли перечислять в бюджет средства от реализации лома цветных металлов или их можно оставить в распоряжении учреждения?

Средства за сданные драгоценные металлы и металлолом специализированные предприятия перечисляют на специальный регистрационный счет бюджетного учреждения. Если вдруг ваше учреждение не имеет такого счета, его придется открыть. При этом следует руководствоваться нормами Порядка № 758. В частности, в соответствии с п. 2.2 этого Порядка счета для зачисления в специальный фонд собственных поступлений бюджетных учреждений открываются на имя бюджетных учреждений — распорядителей бюджетных средств в разрезе кодов классификации доходов. Указанные счета открываются одновременно с открытием соответствующих специальных регистрационных счетов.

Средства, полученные за сданные в виде лома и отходов черные, цветные, драгоценные металлы и драгоценные камни, относятся к доходам спецфонда. А конкретно — к подгруппе 4 первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений (поступления бюджетных учреждений от реализации имущества). Это определено ч. 4 ст. 13 БКУ. Отмечаем: это касается только средств, которые в соответствии с действующим законодательством остаются в распоряжении бюджетных учреждений.

Закономерно возникает вопрос: когда и в каком размере средства от реализации лома металлов следует перечислять в бюджет?

В соответствии с п. 54 ч. 2 ст. 29 БКУ к доходам общего фонда государственного бюджета относятся:

80 % средств, полученных учреждениями, содержащимися за счет государственного бюджета, за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, а также драгоценные камни;

50 % средств, полученных этими учреждениями за сданное в виде лома и отходов серебро.

Таким образом, если бюджетное учреждение финансируется из государственного бюджета, то часть средств за сданные лом и отходы золота, платины, металлов платиновой группы, драгоценных камней и серебра придется перечислить в государственный бюджет. В свою очередь, бюджетное учреждение, содержащееся за счет местных бюджетов (бюджетов объединенных территориальных громад, районных, городских бюджетов и т. п.), должно перечислить часть таких поступлений в выше указанных размерах в соответствующий местный бюджет ( п. 42 ч. 1 ст. 64 БКУ). Остальные средства остаются в распоряжении учреждения.

Указанные требования бюджетного законодательства распространяются на поступления от продажи лома драгоценных металлов и драгоценных камней. Тогда как средства, полученные от сдачи лома черных, цветных металлов и их сплавов, полностью остаются в распоряжении бюджетных учреждений.

Кстати, если поступление от сдачи лома металлов (в том числе драгоценного) не запланировано в смете бюджетного учреждения, необходимо внести изменения в смету по специальному фонду. В течение бюджетного периода распорядители вносят изменения в специальный фонд сметы по собственным поступлениям на основании справки о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета. Это предусмотрено абз. 5 п. 49 Порядка № 228.

Необходимо также помнить, что бюджетные учреждения могут использовать средства, полученные как собственные поступления, только на предусмотренные законодательством цели. И согласно ч. 4 ст. 13 БКУ направлениями использования таких средств являются:

— ремонт, модернизация или приобретение новых необоротных активов и материальных ценностей, покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты;

— хозяйственные нужды бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

В то же время сверхплановые объемы собственных поступлений бюджетных учреждений направляются в первую очередь на погашение задолженности по оплате труда, начислений на заработную плату, стипендий, коммунальных услуг и энергоносителей ( ч. 9 ст. 51 БКУ). При отсутствии такой задолженности, распорядитель бюджетных средств направляет 50 % средств на мероприятия, осуществляемые за счет соответствующих поступлений. Оставшиеся 50 % средств могут быть израсходованы на мероприятия, необходимые для выполнения основных функций, но не обеспеченные средствами общего фонда. В таком случае распорядитель осуществляет перераспределение взятых бюджетных обязательств по общему фонду бюджета для проведения расходов по этим обязательствам из спецфонда.

Налогообложение операций с металлоломом

Облагаются ли НДС операции по реализации металлолома?

Можно с уверенностью сказать, что начислять налоговое обязательство по НДС при сдаче металлолома на приемные пункты бюджетным учреждениям — плательщикам НДС не нужно. Ведь в соответствии с п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ временно, до 1 января 2017 года, операции по поставке отходов и лома черных и цветных металлов освобождаются от обложения НДС. Перечни таких отходов и лома черных и цветных металлов утверждены постановлением № 15.

Действующее законодательство также не требует начисления налогового обязательства при оприходовании металлолома на баланс учреждения (независимо от пути его поступления). Это объясняется тем, что «распределительное» начисление налогового обязательства в связи с использованием таких материальных ценностей в льготных операциях в этом случае не действует. Прямое указание на это содержит п. 199.6 НКУ.

Нужно ли составлять налоговую накладную по НДС при реализации металлолома?

Освобождение определенных операций от налогообложения никоим образом не освобождает плательщиков налога от обязанности составлять налоговую накладную. Более того, для таких операций необходимо составлять отдельную налоговую накладную ( п. 201.5 НКУ).

Основные требования к составлению налоговой накладной по НДС определены Порядком заполнения налоговой накладной, утвержденным приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307. Этим же приказом была принята и форма налоговой накладной, вступившая в силу с 1 апреля 2016 года.

При составлении налоговой накладной для операций по поставке металлолома в графе «Складена на операції, звільнені від оподаткування» верхней левой части делается отметка «Без ПДВ». В то же время в верхней левой части накладной в графе «Не підлягає наданню отримувачу (покупцю) з причини» ставят отметку «X». Здесь же необходимо указать тип причины — 09.

В случае составления налоговой накладной на операции по поставке товаров/услуг, освобождаемых от налогообложения, строки II — VIII раздела А налоговой накладной не заполняют. Дальше в табличной части накладной (раздел Б) в графе 8 следует указать код ставки НДС — 903. А в графе 9 нужно проставить код соответствующей льготы согласно Справочнику налоговых льгот, утвержденному ГФСУ по состоянию на дату составления накладной. В частности, Справочником прочих налоговых льгот по состоянию на 01.01.2016 г. № 77/2 для таких операций установлен код льготы 14010465.

Имейте также в виду: налоговые накладные, составленные по операциям по поставке товаров/услуг, освобожденных от налогообложения, согласно п. 201.10 НКУ подлежат обязательной регистрации в Едином реестре налоговых накладных.

Должно ли учреждение плательщик НДС подавать Отчет о суммах налоговых льгот в случае реализации металлолома?

Субъекты хозяйствования, которые в соответствии с НКУ не уплачивают налоги и сборы в связи с получением налоговых льгот, должны вести учет сумм таких льгот и составлять Отчет о суммах налоговых льгот в соответствии с требованиями Порядка № 1233. Так, согласно п. 2 этого Порядка отчет необходимо подавать за 3, 6, 9 и 12 календарных месяцев в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового периода. Если субъект хозяйствования льготами не пользуется, то отчет не подается. Отсюда следует: если в течение квартала налогоплательщик воспользовался определенной налоговой льготой, он обязан подать за этот квартал вышеупомянутый отчет в орган ГФСУ по месту регистрации. При заполнении отчета необходимо указать код налоговой льготы.

Как видите, сдача металлолома — дело достаточно хлопотное. Ожидать значительных поступлений от такой операции также не следует. Однако, чтобы не допустить превращения нашей окружающей среды в сплошную свалку мусора, собирать и передавать вторичное сырье специализированным предприятиям просто необходимо.

Нормативные документы

КоАП Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

БКУ Бюджетный кодекс Украины от 07.08.2010 г. № 2456-VI.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 619 Закон Украины «О металлоломе» от 05.05.99 г. № 619-ХIV.

Порядок № 1314 Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Постановление № 15 постановление КМУ «Об утверждении перечней отходов и лома черных и цветных металлов, операции по поставке которых, в частности операции по импорту, временно, до 1 января 2017 года, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость» от 12.01.2011 г. № 15.

Порядок № 1233 Порядок учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233.

Инструкция № 333 Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Методрекомендации № 780 — Методические рекомендации по учету драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, изделий из них и содержащих их материалов, утвержденные приказом Минфина от 15.09.2015 г. № 780.

Лицензионные условия — Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по заготовке, переработке, металлургической переработке металлолома цветных и черных металлов, утвержденные приказом Минэкономразвития от 31.10.2011 г. № 183.

План счетов План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Порядок № 758 — Порядок открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 22.06.2012 г. № 758.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше