Темы статей
Выбрать темы

Реорганизация местных советов: последствия для работников

Будз Владимир, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
В предыдущем номере нашей газеты был представлен материал, в котором подробно рассматривалась юридическая сторона процедуры объединения территориальных громад*. Также в упомянутом материале раскрывались вопросы трудовых отношений с работниками объединяющихся местных советов. Именно на этих вопросах мы решили остановиться более обстоятельно. Причем мы их рассмотрим с позиции гарантированных выплат таким работникам.

* См. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 8, с. 13

Весь штат работников органов местного самоуправления (ОМС) состоит из должностных лиц местного самоуправления и лиц, которые не являются должностными лицами местного самоуправления, — технических работников и обслуживающего персонала ОМС ( ст. 2 Закона № 2493).

При этом в ОМС имеются:

— выборные должности, на которые лица избираются территориальной громадой;

— выборные должности, на которые лица избираются или утверждаются соответствующим советом;

— должности, на которые лица назначаются сельским, поселковым, городским головой, головой районного, районного в городе, областного совета на конкурсной основе или по другой процедуре, предусмотренной законодательством Украины.

В рамках настоящей статьи мы рассмотрим судьбу трудовых отношений работников местных советов, которые добровольно объединяются в объединенную территориальную громаду (ОТГ) и должности которых не являются выборными. Именно этих работников коснется процедура сокращения штатов, связанная с реорганизацией ОМС.

Следовательно, в связи с реорганизацией путем присоединения к сельскому, поселковому, городскому совету, избранному ОТГ, соответствующих местных советов, размещенных вне административного центра ОТГ, судьба трудовых отношений работников будет такова:

— некоторые работники будут уволены с работы на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ (сокращение штатов в связи с реорганизацией). При этом следует иметь в виду, что работники должны быть предупреждены о последующем высвобождении персонально не позже чем за 2 месяца;

— некоторые работники будут переведены на должности в ОТГ;

— кто-то приобретет право на пенсию и уволится в связи с выходом на пенсию;

— некоторые работники уволятся по своей инициативе или по соглашению сторон.

Рассмотрим отдельно эти сценарии развития событий.

Первый сценарий: увольнение работников в связи с сокращением штата

При данном сценарии следует обратить внимание на такие моменты.

Определение списка работников на сокращение. После принятия решения об увольнении работников местного совета в связи с сокращением штата и издания соответствующего распоряжения необходимо определиться со списком работников, которых планируется уволить.

При формировании указанного списка возникает вполне резонный вопрос: всех ли работников можно сократить? При ответе на этот вопрос следует обратить внимание на то, что действующим законодательством предусмотрены определенные условия и гарантии для работников, увольняемых в связи с сокращением штата. В частности, существует категория работников, которым предоставляется преимущественное право на оставление на работе. Также имеются работники, которых вообще нельзя увольнять по сокращению штата, и такие, которых обязательно нужно трудоустроить после увольнения.

Рассмотрим эти категории в таблице:

Можно увольнять, но с преимущественным правом на оставление на работе*:

Нельзя увольнять, а в случае увольнения — обязательно трудоустраивать:

1. Работников с более высокой квалификацией и производительностью труда ( ч. 1 ст. 42 КЗоТ)

1. Работников, находящихся в отпуске или на больничном ( ч. 3 ст. 40 КЗоТ)

2. Семейных работников при наличии двоих и более иждивенцев ( п. 1 ст. 42 КЗоТ)

3. Лиц, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком ( п. 2 ст. 42 КЗоТ)

4. Работников с продолжительным непрерывным стажем работы ( п. 3 ст. 42 КЗоТ)

5. Участников боевых действий, инвалидов войны и лиц, на которых распространяется действие Закона № 3551 ( п. 5 ст. 42 КЗоТ)

6. Работников из числа бывших военнослужащих срочной службы, военной службы по призыву в ходе мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц офицерского состава и лиц, проходивших альтернативную (невоенную) службу, — в течение двух лет со дня увольнения их со службы ( п. 9 ст. 42 КЗоТ)

2. Беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 (6) лет, одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида ( ч. 3 ст. 184 КЗоТ)

7. Лиц, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, I и II категорий и ликвидаторов III категории ( п. 7 ст. 20, п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Закона № 796)

8. Лиц, имеющие особые трудовые заслуги перед Родиной: героев Украины, героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы ( ст. 8 и п. 20 ст. 9 Закона № 3721)

3. Несовершеннолетних ( ст. 198 КЗоТ)

9. Лиц, награжденных орденом Героев Небесной Сотни, героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, лиц, награжденных четырьмя и более медалями «За отвагу» ( ст. 11, п. 13 ст. 12 Закона № 3551)

10. Ветеранов военной службы на работе, на которую они были зачислены впервые после увольнения с военной службы ( п. 15 ст. 6 Закона № 203)

* При наличии у работника нескольких оснований считается возможным предоставление ему преимущественного права для оставления на роботе по сравнению с работником, имеющим только одно основание.

Предупреждение об увольнении. В соответствии со ст. 492 КЗоТ о последующем высвобождении работников персонально предупреждают не позже чем за два месяца. Срок предупреждения не подлежит продлению в случае временной нетрудоспособности работника в этот период или при оформлении им ежегодного отпуска. Это означает, что если работник заболел в периоде, который приходится на двухмесячный срок предупреждения об увольнении, этот двухмесячный период продлевать на период потери трудоспособности не нужно. Вместе с тем надо иметь в виду особенность увольнения работника, если на день увольнения он еще болеет.

Внимание! В случае наступления временной нетрудоспособности в день увольнения оно будет происходить сразу после выздоровления на том же основании — в связи с сокращением штатов в результате реорганизации местного совета.

Отметим: действующим законодательством не дано право работодателю по его инициативе уволить работника ранее двухмесячного срока предупреждения об увольнении. Вместе с тем специалисты Минсоцполитики в письме от 07.10.2015 г. № 420/06/186-15 указали, что если сам работник выразит желание уволиться раньше, чем закончится указанный срок предупреждения об увольнении, работодатель может осуществить увольнение в срок, о котором просит работник. При этом основание для увольнения остается тем же — сокращение штатов в результате реорганизации местного совета.

Заполнение документов на увольнение. По окончании срока уведомления о будущем высвобождении, в случае отсутствия вакантных должностей или отказа работников, подлежащих сокращению, от перевода на предложенную вакантную должность издаются распоряжения об увольнении. Днем увольнения считается последний день работы. Работникам, уволенным по сокращению, необходимо выдать трудовую книжку с записью об увольнении согласно ч. 1 ст. 40 КЗоТ и копию распоряжения об увольнении.

Выплаты, на которые претендует работник. Согласно ст. 116 КЗоТ при увольнении работника выплата всех сумм, причитающихся ему от работодателя, производится в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то указанные суммы должны быть выплачены не позже следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В частности, к суммам, причитающимся работнику при увольнении по ч. 1 ст. 40 КЗоТ, относят:

заработную плату за отработанное время;

денежную компенсацию за все неиспользованные дни ежегодного отпуска, а также дополнительного отпуска работникам, имеющим детей;

выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка ( ст. 44 КЗоТ).

Напомним, что согласно ст. 24 Закона об отпусках в случае увольнения работника ему выплачивается денежная компенсация за все не использованные им дни ежегодного отпуска, а также дополнительные отпуска работникам, имеющим детей или совершеннолетнего ребенка — инвалида с детства подгруппы А I группы. В общем случае продолжительность ежегодного основного отпуска установлена ст. 6 Закона об отпусках и составляет 24 календарных дня. В свою очередь, продолжительность дополнительного отпуска на детей составляет 10 (17) календарных дней ( ст. 19 Закона об отпусках).

Кроме того, следует иметь в виду, что при увольнении работников, являющихся должностными лицами ОМС, продолжительность ежегодного основного отпуска для них установлена ст. 21 Закона № 2493 и составляет 30 календарных дней. Тем должностным лицам ОМС, которые увольняются и имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск согласно постановлению № 250, также нужно компенсировать и этот неиспользованный отпуск.

Исчисление средней заработной платы для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска осуществляется в соответствии с Порядком № 100.

В случае прекращения трудового договора в связи с сокращением штата работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка. Среднемесячная заработная плата исчисляется исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы ( абз. 3 п. 2 Порядка № 100).

Начисление выплат, исчисляемых исходя из средней заработной платы за последние два месяца работы, осуществляется путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих дней. Среднедневная заработная плата определяется делением заработной платы за фактически отработанные в течение двух месяцев рабочие дни на количество отработанных рабочих дней ( п. 8 Порядка № 100).

В связи с тем, что средняя месячная заработная плата определена законодательством (КЗоТ) как расчетная величина для начисления выходного пособия, она исчисляется путем умножения среднедневной заработной платы на среднемесячное количество рабочих дней в расчетном периоде.

Среднемесячное количество рабочих дней рассчитывается делением на 2 суммарного количества рабочих дней за последние два календарных месяца согласно графику работы учреждения, организации, установленному с соблюдением требований законодательства.

Внимание! Особым моментом при расчете сумм, подлежащих выплате увольняемому работнику, является то, что отчисления за дни отпуска, взятые авансом, не осуществляются ( ст. 127 КЗоТ).

Второй сценарий: продление трудовых отношений

В случае реорганизации местного совета (слияния) действие трудовых договоров работников, переведенных на должности в совет-правопреемник, продолжается. Трудовые отношения с такими работниками не прекращаются. В связи с этим важно отметить такие бухгалтерские последствия сохранения трудовых отношений для работников:

не прерывается расчетный период для расчета больничных и пособия по беременности и родам. Напомним, что расчетным периодом для расчета больничных и пособия по беременности и родам является 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай;

не прерывается расчетный период для расчета отпускных и других выплат, которые рассчитываются согласно Порядку № 100. Расчетным периодом для расчета отпускных является 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором работник идет в отпуск.

Кстати, относительно оплаты больничных необходимо иметь в виду следующее. В соответствии со ст. 30 Закона № 1105 в случае реорганизации учреждения, организации материальное обеспечение по страховым случаям, наступившим до их реорганизации, выплачивается застрахованным лицам их правопреемником. То есть если работник заболел (или наступило право на отпуск в связи с беременностью и родами) перед началом реорганизации, а больничный принес уже после, то начислять больничные в таком случае будет совет-правопреемник.

Третий сценарий: увольнение в связи с выходом на пенсию

Статьей 20 Закона № 2493 предусмотрено такое особое основание увольнения должностных лиц ОМС, как достижение ими предельного возраста пребывания на службе в ОМС. Согласно ст. 18 этого Закона такой возраст составляет 65 лет. То есть при достижении работником указанного возраста работодатель имеет законное основание уволить его. В этом случае в трудовой книжке увольняемого работника необходимо сделать такую запись об увольнении: «Уволен по достижении предельного возраста пребывания на службе, ст. 20 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления».

Вышеуказанное основание увольнения касается только тех должностных лиц, которые достигли предельного возраста пребывания на службе в ОМС. Существует и другая категория «потенциальных пенсионеров», которые проявят инициативу уволиться в связи с выходом не пенсию по собственному желанию (при наличии необходимого стажа). Так, в соответствии с абз. 1 ст. 20 Закона № 2493 основаниями прекращения службы в ОМС, т. е. увольнения, являются и общие основания, предусмотренные КЗоТ. Так, в соответствии со ст. 38 КЗоТ работодатель должен расторгнуть трудовой договор в срок, о котором просит работник, при наличии уважительной причины, т. е. без отработки двухнедельного срока. Согласно этой статье такой уважительной причиной является выход работника на пенсию. В этом случае в трудовой книжке увольняемого работника необходимо сделать запись: «Уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, ст. 38 КЗоТ». При этом такая запись должна точно соответствовать тексту распоряжения об увольнении (письмо Минсоцполитики от 29.08.2012 г. № 311/13/116-12).

Пенсионное обеспечение должностных лиц местного самоуправления, имеющих стаж службы в ОМС и/или государственной службы не менее 10 лет, осуществляется в порядке, определенном законодательством Украины о государственной службе ( абз. 6 ст. 21 Закона № 2493). В соответствии со ст. 37 Закона № 3723 на получение пенсии имеют право мужчины, достигшие возраста 62 года, и женщины, которые достигли пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона № 1058, при наличии страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренного абз. 1 ч. 1 ст. 28 Закона № 1058, в том числе стажа государственной службы не менее 10 лет.

Независимо от того, увольняется работник при достижении предельного возраста ( ст. 20 Закона № 2493) или по собственному желанию в связи с выходом на пенсию ( ст. 38 КЗоТ), он имеет право на оформление пенсии при наличии соответствующего стажа работы.

Что касается окончательного расчета, то он в этом случае стандартный: работнику нужно выплатить зарплату за отработанное время и компенсацию за неиспользованные дни отпуска. В таком случае на основании п. 2 ст. 127 КЗоТ отчисления с заработной платы за неотработанные дни отпуска не проводятся. Выходное пособие при увольнении по этим основаниям не выплачивается.

Также заметим, что Законом № 1166 была отменена выплата 10 окладов при выходе на пенсию должностным лицам ОМС. То есть на сегодняшний день при увольнении по «пенсионному» основанию работники ОМС не имеют права на выплату в размере 10 окладов.

Четвертый сценарий: увольнение по соглашению сторон или по собственному желанию

Некоторые работники вообще могут выразить желание уволиться по соглашению сторон или по собственной инициативе и при этом не ждать, когда истечет срок предупреждения об увольнении. Такая ситуация, например, может возникнуть в результате принятия ими самостоятельного решения о своем будущем трудоустройстве или по другой причине.

В день увольнения на основании п. 1 ст. 36 или ст. 38 КЗоТ необходимо осуществить окончательный расчет с работниками, т. е. выплатить все причитающиеся им суммы: заработную плату за фактически отработанное время и компенсацию за неиспользованные дни отпуска. Если работник переиспользовал отпуск, то проводится отчисление с заработной платы за дни отпуска, предоставленные в счет неотработанной части года. Здесь никакие льготы для увольняемых работников не предусмотрены ( ст. 127 КЗоТ и ст. 22 Закона об отпусках). Выходное пособие в этом случае не выплачивается.

Мы решили систематизировать все возможные основания прекращения трудовых отношений при реорганизации местных советов с указанием гарантированных выплат увольняемым работникам. Для удобства эту информацию разместили в таблице:

Основание для увольнения (норма законодательства)

Гарантированные выплаты при увольнении (да/нет)

Отчисления за переиспользованный отпуск (да/нет)

зарплата за отработанное время

компенсация за неиспользованный отпуск

выходное пособие

П. 1 ст. 40 КЗоТ (сокращение штата в связи с реорганизацией)

Да

Да

Да

Нет

Ст. 20 Закона № 2493

(достижение предельного возраста)

Да

Да

Нет

Нет

Ст. 38 КЗоТ (выход на пенсию)

Да

Да

Нет

Нет

Ст. 38 КЗоТ (собственное желание)

Да

Да

Нет

Да

П. 1 ст. 36 КЗоТ (соглашение сторон)

Да

Да

Нет

Да

Вывод: при проведении процедуры реорганизации местных советов важно четко соблюдать все требования законодательства о труде. В частности, при принятии решения о прекращении действия трудового договора с работниками необходимо точно определиться с основаниями его прекращения, ведь от этого будет зависеть перечень гарантированных выплат, которые смогут получить уволенные работники.

Приведенные сценарии развития событий трудовых отношений не только дают возможность наглядно рассмотреть природу этого вопроса, но и позволят вам в будущем избавиться от груза трудовых споров с уволенными работниками.

Нормативные документы

КЗоТ Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон № 2493 — Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III.

Закон № 3723 — Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII.

Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Закон № 1058 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Закон № 1166 — Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» от 27.03.2014 г. № 1166-VII.

Закон № 796 Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-XII.

Закон № 3721 Закон Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» от 16.12.93 г. № 3721-XII.

Закон № 3551 Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII.

Закон № 203 Закон Украины «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите» от 24.03.98 г. № 203/98-ВР.

Постановление № 250 постановление КМУ «О порядке и условиях предоставления государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления дополнительных оплачиваемых отпусков» от 27.04.94 г. № 250.

Порядок № 100 Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше