Темы статей
Выбрать темы

Объединение территориальных громад: продолжаем отвечать на вопросы

Маркович Галина, заместитель директора Департамента местных бюджетов — начальник управления планирования местных бюджетов Министерства финансов Украины, заслуженный экономист Украины, кандидат экономических наук
Продолжая тему деятельности вновь созданных объединенных территориальных громад (ОТГ), которую мы затронули в предыдущем номере*, в этой консультации рассмотрим вопросы, касающиеся бюджетного процесса, которые поступили в редакцию газеты «Бюджетная бухгалтерия».

* См. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 8, с. 13.

Каким образом будут финансироваться общеобразовательные учебные заведения, заведения дошкольного образования (сады) и заведения культуры, расположенные на территории ОТГ?

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется с учетом разграничения расходов, определенного БКУ, для бюджетов ОТГ — ст. 71, 89 и 91 этого Кодекса.

Источником финансирования таких расходов являются собственные доходы, образовательная и медицинская субвенции, субвенции, переданные бюджету ОТГ из других местных бюджетов, в соответствии с заключенными соглашениями.

Следовательно, общеобразовательные заведения (типы заведений определены ч. 1 ст. 103-2 БКУ), расположенные на территории ОТГ, будут финансироваться за счет образовательной субвенции, которая предусматривается законом о государственном бюджете на соответствующий плановый год. Вопрос предоставления субвенции бюджета ОТГ урегулирован ст. 103-2 БКУ. Формула ее распределения между местными бюджетами утверждена постановлением № 435, а порядок и условия предоставления — постановлением № 6.

При этом законодательством не запрещено направлять на содержание общеобразовательных заведений собственные средства местных бюджетов.

Остальные образовательные заведения и заведения культуры будут финансироваться за счет собственных поступлений, определенных ст. 64, 691 и 71 БКУ, субвенций из других местных бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством.

Куда уплачивается земельный налог за земли лесного фонда?

Налогообложение земельных участков, предоставленных на землях лесохозяйственного назначения, земельным налогом осуществляется в соответствии со ст. 273 НКУ — налог за лесные земли включен в состав рентной платы, которая является общегосударственным налогом согласно п.п. 14.1.217 ст. 14 НКУ.

В случае, если объектом налогообложения является древесина, заготовленная в порядке рубок главного пользования, 50 % рентной платы за специальное использование лесных ресурсов зачисляется в доходы общего фонда государственного бюджета ( п. 3 ч. 2 ст. 29 БКУ) и 50 % — в доходы общего фонда городских бюджетов городов Киева и Севастополя ( п. 2 ч. 1 ст. 64 БКУ), бюджета АР Крым и областных бюджетов ( п. 2 ч. 1 ст. 66 БКУ).

Если объектом налогообложения является древесина, заготовленная при проведении мероприятий, предусмотренных п.п. 256.2.2 ст. 256 НКУ, второстепенные лесные материалы ( п.п. 256.2.3 ст. 256 НКУ), побочные лесные пользования ( п.п. 256.2.4 ст. 256 НКУ), использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей и проведения научно-исследовательских работ ( п.п. 256.2.5 ст. 256 НКУ), 100 % рентной платы зачисляется в общий фонд бюджетов местного самоуправления (сельского, поселкового, городского бюджета или бюджета ОТГ) по местонахождению ресурсов ( п. 30 ч. 1 ст. 64 БКУ).

Каковы сроки принятия бюджета вновь созданной ОТГ?

Бюджеты ОТГ, которые создаются согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, являются составной частью местных бюджетов ( пп. 2 и 34 ч. 1 ст. 2 БКУ). Поэтому все нормы БКУ, которые регулируют отношения, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса, являются едиными для всех местных бюджетов, в том числе распространяются и на бюджеты ОТГ.

Общие сроки принятия местных бюджетов предусмотрены ст. 77 БКУ. Так, согласно ч. 2 этой статьи местные бюджеты утверждаются решением Верховной Рады АР Крым, соответствующего местного совета до 25 декабря года, предшествующего плановому.

Особенности формирования, утверждения и выполнения бюджетов таких громад определены:

ч. 4 ст. 67 БКУ:

1) доходы этих бюджетов определяются в соответствии со ст. 64 и 69 БКУ;

2) расходы и кредитование этих бюджетов определяются в соответствии со ст. 89 и 91 БКУ;

3) отношения между этими бюджетами и государственным бюджетом определяются в соответствии со ст. 97, 99, 100, 102, 1032, 1034 и 108 БКУ;

4) местные заимствования осуществляются в соответствии со ст. 16 и 74 БКУ;

п. 38 Заключительных и переходных положений БКУ (предусмотрены особенности применения отдельных норм этого Кодекса при составлении проектов бюджетов ОТГ):

1) в случае непринятия закона о Государственном бюджете Украины до 1 декабря года, предшествующего плановому:

— перечисление межбюджетных трансфертов из государственного бюджета этим бюджетам, а также межбюджетных трансфертов в государственный бюджет из таких бюджетов осуществляется в соответствии с объемами, определенными в проекте закона о Государственном бюджете Украины, одобренном Кабмином и поданном в Верховную Раду Украины;

— при утверждении этих бюджетов учитываются межбюджетные трансферты, определенные в проекте закона о Государственном бюджете Украины, одобренном Кабмином и поданном в Верховную Раду Украины;

2) если до начала нового бюджетного периода не принято решение о бюджете ОТГ, исполнительный орган местного совета имеет право осуществлять расходы местного бюджета на цели, определенные в проекте решения о местном бюджете на плановый бюджетный период, одобренном исполнительным органом местного совета и поданном на рассмотрение местного совета.

При этом ежемесячные бюджетные ассигнования местного бюджета суммарно не могут превышать 1/12 объема бюджетных назначений, предусмотренных проектом решения о бюджете на плановый бюджетный период с учетом межбюджетных трансфертов, которые определены законом о Государственном бюджете Украины на плановый бюджетный период (в случае несвоевременного вступления в силу такого закона — проектом закона о Государственном бюджете Украины, одобренным Кабмином и поданным в Верховную Раду Украины).

Как будут предоставляться субвенции и дотации бюджетам ОТГ, какие именно, в каком размере?

Как уже указано выше, одной из особенностей для бюджетов ОТГ является формирование отношений между этими бюджетами и государственным бюджетом в соответствии со ст. 97, 99, 100, 102, 1032, 1034 и 108 БКУ (п. 3 ч. 4 ст. 67 этого Кодекса).

Следовательно, перечень межбюджетных трансфертов, которые могут быть предусмотрены в государственном бюджете для этих бюджетов, определен ст. 97 БКУ, в частности:

— базовая дотация — это результат горизонтального выравнивания налогоспособности местных бюджетов.

Механизм расчета дотации нормирован ст. 99 БКУ, которой, в частности, предусмотрено, что выравнивание по бюджетам городов областного значения, объединенных громад и районным бюджетам осуществляется только по одному налогу — налогу на доходы физических лиц.

При расчете учитываются такие параметры: численность населения, поступление налога на доходы физических лиц в части, зачисляемой в соответствующий бюджет (для бюджетов ОТГ — 60 %) за последний отчетный период (для бюджета на 2016 год — поступление за 2014 год) и индекс налогоспособности бюджета (определяется как соотношение поступлений налога на доходы физических лиц на одного жителя по соответствующему бюджету к аналогичному показателю по Украине).

Предоставляется дотация местным бюджетам, у которых индекс налогоспособности ниже 0,9 среднего показателя индекса по Украине, в объеме 80 % суммы, необходимой для достижения показателя 0,9, для повышения уровня их фискальной возможности;

— образовательная и медицинская субвенции — вопрос предоставления таких субвенций урегулирован ст. 1032 и 1034 БКУ. В частности, предусмотрено, что распределение субвенций между местными бюджетами осуществляется на основании формулы, которая разрабатывается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в соответствующей сфере, т. е. МОН и Минздравом.

Формула распределения образовательной субвенции между местными бюджетами утверждена постановлением № 435, медицинской — постановлением № 618.

Порядок и условия предоставления этих субвенций из государственного бюджета местным бюджетам утвержден постановлениями № 6 и 11;

— другие дополнительные дотации и другие субвенции, если имеются основания для предоставления и получения соответствующих трансфертов.

Например, в Госбюджете на 2016 год во исполнение ст. 10 Закона № 157 для ОТГ предусмотрена отдельная субвенция на формирование инфраструктуры согласно плану социально-экономического развития территориальной громады. На сегодня главным распорядителем средств (Минрегионом) подготовлен проект решения Правительства по утверждению порядка предоставления субвенции бюджетам ОТГ. После его одобрения будет осуществлено распределение субвенции между 159 вновь созданными ОТГ.

Основные критерии распределения определены Законом № 15750 % объема распределяется пропорционально площади громады, 50 % — количеству сельского населения ОТГ.

Существует ли механизм распределения и передачи имущества общей собственности территориальной громады (помещения школ, заведений культуры, первичной медицины и т. п.) вновь созданной громаде в связи с изменениями в бюджетном законодательстве в части финансирования бюджетных учреждений социально-культурной сферы?

Отдельными законодательными актами этот вопрос не урегулирован, поэтому такая передача осуществляется по общим принципам — на основании решений соответствующих советов.

Передача имущества осуществляется по акту приема-передачи имущества после принятия соответствующих решений о передаче и приеме имущества советами.

Следует отметить, что при передаче в собственность ОТГ бюджетных учреждений, расположенных на их территории, необходимо учитывать разграничение расходов между местными бюджетами, определенное БКУ, — передаются только те заведения, которые в соответствии со ст. 89 БКУ могут финансироваться из бюджетов ОТГ и предоставляют услуги жителям громады (школы, дошкольные учебные заведения, библиотеки, клубы, дома культуры и т. п.).

В то же время не всегда целесообразной и обоснованной будет передача заведений, которые находятся на территории ОТГ и обслуживают жителей всего района (например, больницы, музыкальные школы).

Необходимость передачи объектов определяется индивидуально, в зависимости от их назначения и круга получателей услуг.

Также обратим внимание на то, что в случае передачи юридических лиц из общей собственности громад района в собственность ОТГ, в их уставные документы нужно внести соответствующие изменения.

Каков механизм финансирования бюджетных учреждений, находящихся в общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов и предоставляющих услуги жителям всего района, в том числе ОТГ?

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется с учетом разграничения расходов, определенного БКУ, — расходы, осуществляемые из районных бюджетов, определены ст. 71, 89 и 91 этого Кодекса.

Источником финансирования таких расходов являются доходы, определенные ст. 64, 691 и 71 БКУ, образовательная и медицинская субвенции, субвенции, переданные районному бюджету из других местных бюджетов, в том числе бюджетов ОТГ, в соответствии с заключенными соглашениями.

Хотим акцентировать внимание на следующем.

Если заведение финансируется из районного бюджета и предоставляет услуги жителям ОТГ, то в бюджете такой громады необходимо предусмотреть трансферт районному бюджету для оплаты соответствующих услуг.

Указанное касается не только заведений, источником финансирования которых является образовательная или медицинская субвенция из государственного бюджета, но и других учреждений, финансируемых за счет средств местных бюджетов, — музыкальных школ, внешкольных заведений, ДЮСШ, территориальных центров социального обслуживания, и т. п.

Поскольку все доходы, являющиеся источником финансирования таких расходов (в том числе 60 % налога на доходы физических лиц), зачисляются в бюджеты ОТГ.

Механизм передачи средств между местными бюджетами на осуществление расходов местных бюджетов урегулирован ст. 93 и 101 БКУ.

Бюджетным законодательством не запрещено принимать решения о передаче образовательной или медицинской субвенции между местными бюджетами.

Любая передача средств между местными бюджетами осуществляется на основании решений соответствующих местных советов, принятых каждой из сторон, и заключения договора, которым определяются условия предоставления трансферта и механизм его расчета.

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 157 — Закон Украины «О добровольном объединении территориальных громад» от 05.02.2015 г. № 157-VIII.

Постановление № 11 — постановление КМУ «Некоторые вопросы предоставления медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам» от 23.01.2015 г. № 11.

Постановление № 6 — постановление КМУ «Некоторые вопросы предоставления образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам» от 14.01.2015 г. № 6.

Постановление № 435 — постановление КМУ «Об утверждении формулы распределения образовательной субвенции между местными бюджетами» от 26.06.2015 г. № 435.

Постановление № 618 — постановление КМУ «Об утверждении формулы распределения объема медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам» от 19.08.2015 г. № 618.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше