Темы статей
Выбрать темы

Завершаем закупочный год и планируем закупки на следующий: практические советы

Дуброва Ярослава, консультант по вопросам публичных закупок
Казалось бы, в конце каждого года у заказчиков работы становится немного меньше, ведь большинство процедур закупок уже завершено. Но расслабляться некогда, потому что на самом деле конец текущего года и начало следующего — горячая пора. Особенно это касается бюджетных учреждений, которым надо успеть использовать до конца текущего года выделенные бюджетные средства и каким-то образом обеспечить потребность в товарах, работах и услугах в начале следующего года, когда еще не утверждена постоянная смета. Как правильно завершить закупочный год и не ошибиться при определении потребности в начале следующего года? Об этом и поговорим.

Рассмотрение этого вопроса начнем с особенностей планирования закупок в конце 2016 года и в начале 2017-го.

В первую очередь для того, чтобы учреждение-заказчик имело возможность обеспечить потребность в товарах, работах или услугах в начале 2017 года, необходимо такие закупки спланировать.

Как указано в ст. 4 Закона № 922, закупка осуществляется согласно годовому плану. Поэтому сначала перед объявлением закупки она должна быть запланирована в годовом плане.

В зависимости от ожидаемой стоимости закупки запланированную потребность фиксируют либо в годовом плане закупок, либо в приложении к годовому плану закупок.

На этом этапе у заказчиков возникают вопросы: а что будет, если такой закупки нет в годовом плане или приложении к нему? Или, например, договор с поставщиком заключен, но забыли внести такую потребность в годовой план или приложение к нему? Есть ли возможность внести соответствующие изменения позднее?

Давайте рассмотрим две ситуации: планирование процедур публичных закупок (т. е. послепороговых закупок) и планирование допороговых публичных закупок.

Так, в ст. 2 Закона № 922 урегулирован вопрос о применении этого Закона, а не вопросы планирования закупок. И хотя в ст. 2 Закона № 922 ничего не говорится о составлении годового плана и приложения к нему, это не основание для того, чтобы не составлять такие документы.

Как указывалось выше, закупка осуществляется согласно годовому плану. При этом законодатель в ст. 4 Закона № 922 не уточняет, в отношении каких закупок составляют годовой план, а каких — приложение к годовому плану. Но в ст. 11 этого Закона предусмотрено: для организации и проведения процедур закупок заказчик создает тендерный комитет (комитеты) либо определяет уполномоченное лицо (лиц), которые и планируют закупки, составляют и утверждают годовой план закупок.

Итак, если рассматривать в нашей ситуации вопрос планирования послепороговых публичных закупок, то сначала заказчик должен запланировать такую закупку в годовом плане закупок, а только после этого проводить саму процедуру. Если же договор с поставщиком заключен, но внести такую потребность в годовой план закупок забыли, то это будет нарушением требований Закона № 922.

А относительно планирования закупок в приложении к годовому плану стоит отметить, что абз. 3 п. 2 приказа № 490 содержит следующие положения: приложение к годовому плану закупок, в которое вносится информация о закупках, ожидаемая стоимость которых не превышает сумм, указанных в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922, составляется по форме годового плана закупок путем заполнения соответствующих полей в электронной системе закупок.

Вместе с тем Закон № 922 не предусматривает обязанности для заказчика сначала планировать закупку в приложении и только потом заключать договор. Поэтому в этом случае нарушения не будет. В то же время советуем заказчикам принять во внимание, что при допороговых закупках в соответствии с законодательными требованиями необходимо соблюдать, среди прочих, такие принципы осуществления публичных закупок, как открытость и прозрачность на всех стадиях закупок.

Планируем послепороговые закупки

Если ожидаемая годовая стоимость предмета закупки равна или превышает пределы, указанные в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922, такие закупки заказчик планирует в годовом плане закупок.

Справка. Закон № 922 применяется:

— к заказчикам при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ — 1,5 млн грн.;

— к заказчикам, осуществляющим деятельность в отдельных сферах хозяйствования, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 млн грн., а работ — 5 млн грн.

При этом на 2017 год заказчик может составить и обнародовать годовой план закупок как в конце 2016 года, так и в начале 2017-го.

Напомним, что форма годового плана закупок для его обнародования в электронной системе закупок Prozorro утверждена приказом № 490.

При этом сначала тендерный комитет утверждает годовой план закупок в бумажном виде, поскольку его необходимо утвердить протокольным решением комитета. Именно со дня утверждения годового плана закупок начинают отсчитывать необходимый срок для его обнародования на веб-портале www.prozorro.gov.ua.

Справка. Годовой план закупок, приложение к годовому плану и изменения к ним бесплатно обнародуются на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в течение 5 календарных дней со дня их утверждения.

Cпланировать закупки, составить и утвердить годовой план закупок должен тендерный комитет или уполномоченное лицо (лица). Это их обязанность в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона № 922 (ср. ). При этом конкретной формы для бумажного варианта годового плана закупок не существует, потому заказчики могут составлять такой документ, ориентируясь на требования приказа № 490.

На основании каких документов тендерный комитет имеет возможность составить годовой план? Правильно ли руководствоваться в этом вопросе только сметой? Как быть, когда в конце текущего года отсутствует временная смета на следующий год? Далее ответим на эти вопросы.

Закон № 922, регулирующий электронные закупки, как и предыдущий закон, который регулировал бумажные торги, не обязывает тендерный комитет (либо уполномоченное лицо) заказчика составлять годовой план закупок на основании утвержденной сметы, финансового плана (плана ассигнований, плана использования бюджетных средств). Следовательно, закупки можно планировать и на основании расчетов к смете, и на основании соответствующих документов (например, служебных, докладных записок) структурных подразделений организации, которые испытывают потребность в осуществлении той или иной закупки. Также советуем, чтобы такие подразделения в документах, предоставляемых для рассмотрения на заседании тендерного комитета, указывали информацию, в частности, не только название предмета закупки, но и его количество и ожидаемую стоимость. Это необходимо делать для того, чтобы тендерный комитет не определял самостоятельно потребность в товарах, работах или услугах без соответствующего документального подтверждения и, особенно, ожидаемую стоимость предмета закупки.

Вместе с тем заметим: в утвержденном бумажном варианте годового плана закупок должна быть вся информация, необходимая секретарю для заполнения соответствующих полей на электронной площадке при обнародовании в электронной системе закупок Prozorro. Поэтому не стоит секретарю на этом этапе что-то самостоятельно выдумывать или домысливать.

Сразу же напомним, что после внесения в полном объеме информации, предусмотренной приказом № 490 для формы годового плана закупок, секретарю тендерного комитета необходимо наложить на этот электронный документ собственную электронную цифровую подпись (далее — ЭЦП).

В том случае, если на такой документ не наложена ЭЦП, этот недостаток будет виден в системе. Так, вы увидите надпись: «Електронний цифровий підпис не накладено». Заметим: наложение ЭЦП на формы электронных документов, утвержденные приказом № 490, является обязательным требованием этого приказа, т. е. это не право, а обязанность заказчика. Без наличия ЭЦП такой документ не может считаться действительным. Таким образом, отсутствие на электронном годовом плане закупок в системе закупок Prozorro ЭЦП будет нарушением со стороны заказчика.

Важно! Согласно ч. 1 и 2 ст. 6 Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-ІV для идентификации автора электронного документа может использоваться электронная подпись. Наложением электронной подписи завершается создание электронного документа.

Также на этом этапе важно обратить внимание на правильность определения предмета закупки и, соответственно, указание его в годовом плане закупок. Напомним: о необходимости указания такой информации упоминается в п. 4 описания формы годового плана закупок, утвержденной приказом № 490.

Поскольку, как указывалось выше, нет «привязки» планирования закупок заказчиком к смете, то такие закупки он может спланировать исходя из ожидаемой стоимости предмета закупки, который требуется заказчику. Поэтому годовой план закупок на 2017 год можно составить как в начале 2017 года, так и в конце 2016-го. В зависимости от того, когда будет фактически осуществляться такое планирование, определение предмета закупки товаров и услуг будет происходить по-разному. Это обусловлено тем, что с 2017 года вступят в силу новые требования к определению предмета закупки товаров и услуг, а именно — только на основании одного государственного классификатора, вместо двух, действующих в настоящий момент и до конца этого года.

Справка. В соответствии с абз. 1 п. 1 разд. ІІ Порядка № 454 предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно пп. 17 и 32 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 и на основании ДК 016:2010 по показателю пятого знака с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с показателями третьей — пятой цифр основного словаря ДК 021:2015, а также конкретным названием товара или услуги.

Рассмотрим две возможных ситуации с планированием на 2017 год: в конце этого года и в начале следующего.

Ситуация 1. Заказчик в конце 2016 года планирует закупки на 2017 год.

Его действия будут следующими:

1) он определяет предмет закупки товаров/услуг в годовом плане закупок на основании двух классификаторов (ДК 016:2010 + ДК 021:2015 + конкретное название предмета закупки). При этом определяющим является ДК 016:2010;

2) в случае объявления торгов в конце этого года для обеспечения потребности 2017 года заказчик может не менять название предмета закупки в годовом плане. В таком случае это название будет совпадать с тем, что указано в объявлении о проведении процедуры закупки.

В то же время, если торги были запланированы в конце 2016 года, но объявление будет обнародовано лишь в начале 2017-го, заказчику необходимо будет внести изменения в годовой план закупок. Это следует сделать для того, чтобы название предмета закупки было указано одинаково как в годовом плане, так и в объявлении.

Ситуация 2. Заказчик составит и утвердит годовой план закупок на 2017 год в начале 2017 года.

В таком случае при определении предмета закупки необходимо будет руководствоваться механизмом, указанным в абз. 2 п. 1 разд. ІІ Порядка № 454.

Так, с 2017 года предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком в соответствии с пп. 17 и 32 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 и на основании ДК 021:2015, по показателям третьей — пятой цифр основного словаря с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги. То есть в 2017 году определяющим является ДК 021:2015.

Обращаем внимание: если по пятой цифре основного словаря ДК 021:2015 предмет закупки можно разделить на два (т. е. значения пятой цифры разные), однако по третьей цифре основного словаря ДК 021:2015 — это один предмет закупки (т. е. третья цифра одинаковая), то не советуем заказчикам играть с делением закупки, избегая проведения открытых торгов.

Вместе с тем следует отметить, что в настоящий момент Минэкономразвития готовит изменения в Порядок № 454, касающиеся унификации определения предмета закупки товаров/услуг по ДК 021:2015 в 2017 году в части соответствия ДК 021:2010, с целью уменьшения риска деления заказчиками предмета закупки. Поэтому будем следить за такими изменениями, дабы их не проворонить.

С указанными приказом № 490 и Порядком № 454 можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития (www.me.gov.ua) в рубрике «Главная» подрубрике «Публичные закупки» → «Нормативная база».

Также заказчикам будут полезны следующие документы:

1) ДК 016:2010, который можно найти по адресу:

http://csm.gov.ua/fіles/Fіle/030_001.pdf;

2) ДК 021:2015, который можно найти на официальном сайте Минэкономразвития по адресу:

http://www.me.gov.ua/Documents/Lіst?lang=uk-UA&іd=2d9678e4-6911-4bde-9f6a-5e347ac01497&tag=NatsіonalnіKlasіfіkatorі.

Планируем допороговые закупки

Теперь рассмотрим планирование закупок, стоимость который меньше пределов, указанных в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922.

Первое, о чем следует вспомнить, — это приложение к годовому плану закупок, которое законодатель предусмотрел на уровне закона ( ч. 1 ст. 4 Закона № 922). При этом вы, наверное, заметили, что в указанной статье Закона нет упоминания о том, что приложение является неотъемлемой частью годового плана закупок. Также в Законе № 922 не приведены случаи, какие именно закупки необходимо включать в такое приложение. Но если обратиться к приказу № 490, то в нем указано следующее требование: в приложение вносят закупки, стоимость которых не превышает суммы, указанные в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922.

Второе: приложение к годовому плану, так же, как и годовой план, следует утвердить. При этом срок для обнародования таких документов также отсчитывают со дня их утверждения. Приложение к годовому плану утверждает ответственное лицо, назначенное решением заказчика осуществлять допороговые закупки. Вот это лицо и будет планировать такие закупки. Напомним, что согласно Закону № 922 допороговые закупки заказчик может проводить через электронную систему закупок Prozorro, а может и заключать прямые договоры без применения электронной системы. Хотя, как свидетельствует практика, большинство заказчиков проводят закупки через систему Prozorro.

На этом этапе у заказчиков возникают вопросы не только по поводу годового плана закупок, но и по составлению и утверждению приложения к годовому плану. Рассмотрим некоторые ситуации, касающиеся планирования допороговых закупок.

Ситуация 3. Обязательно ли вообще составлять приложение к годовому плану закупок, ведь в Законе № 922 нет такой обязанности для заказчика, а есть лишь требования по его обнародованию? Кроме того, в ч. 1 ст. 4 Закона № 922 указано, что закупка осуществляется согласно годовому плану, а о приложении только сказано, что его необходимо обнародовать. Также о приложении к годовому плану речь идет в п. 2 приказа № 490, но этим приказом утверждены формы документов в сфере публичных закупок и в нем не предусмотрена обязанность заказчика в части составления приложения к годовому плану.

Исходя из самого алгоритма планирования деятельности бюджетных учреждений, мы настоятельно советуем все же составлять приложение к годовому плану, если заказчик испытывает потребность в закупках товаров, работ и услуг с ожидаемой стоимостью меньше стоимостных порогов, указанных в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922.

При этом утвердить такое приложение советуем до обнародования объявления о проведении закупок в электронной системе, если заказчик пользуется Prozorro для допороговых закупок, а если нет — перед заключением прямого договора.

Ситуация 4. От какой суммы необходимо включать закупки в приложение к годовому плану?

В приложение к годовому плану необходимо включать все допороговые закупки начиная с копейки. При этом не следует путать требования приказа Государственного предприятия «Внешторгиздат Украины» «Об утверждении Порядка осуществления допороговых закупок» от 13.04.2016 г. № 35, которым установлено ограничение для объявления допороговой закупки в электронной системе закупок в размере 3 тыс. грн.

Ситуация 5. Обязательно ли назначать тендерный комитет, если у заказчика нет «крупных» закупок, а только допороговые? И если не обязательно, то нужно ли тогда составлять приложение к годовому плану?

Если ожидаемая стоимость по каждому предмету закупок у заказчика не превышает порогов, установленных в ч. 1 ст. 2 Закона № 922, то с учетом положений ст. 11 этого Закона заказчик не создает тендерный комитет. При этом приложение к годовому плану закупок необходимо будет составить, утвердить и обнародовать. Для этого заказчик назначает лицо, ответственное за осуществление допороговых закупок.

Ситуация 6. Где нам найти на электронной площадке форму для заполнения приложения к годовому плану, если названия «додаток» мы не находим?

Да, действительно, на электронной площадке нет отдельно функции для размещения приложения к годовому плану. Поэтому для создания приложения выбирают функцию «План закупівель» и «Додати план закупівель». Далее откроется форма годового плана закупок, которую и необходимо заполнить, ведь приложение согласно приказу № 490 заполняют по форме годового плана закупок, но с учетом того, что этот документ составляется по допороговым закупкам.

В электронной системе Prozorro приложение будет обнародовано как годовой план закупок. Изменения в приложение в электронной системе закупок вносятся таким же образом, как и заполняется новая форма приложения.

Итак, с планированием закупок на 2017 год разобрались. Далее рассмотрим некоторые особенности проведения закупок в конце и в начале года. Наиболее актуальными являются закупки коммунальных услуг, вот на них и остановимся.

Закупаем коммунальные услуги правильно

Как предусмотрено ч. 1 ст. 13 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 г. № 1875-ІV, в зависимости от функционального назначения к жилищно-коммунальным услугам, в частности, относят следующие коммунальные услуги: централизованное снабжение холодной и горячей водой, водоотведение, газо- и электроснабжение, централизованное отопление.

Поскольку заказчик при закупке таких коммунальных услуг может ошибиться еще на этапе определения предмета закупки, мы поможем вам правильно их определить на примере отдельных закупок перечисленных выше коммунальных услуг.

Так, согласно абз. 25 п. 1.2 Правил пользования электрической энергией, утвержденных постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.96 г. № 28, электрическая энергия (активная) это энергоноситель, который выступает на рынке в виде товара, отличающегося от других товаров особыми потребительскими качествами и физико-техническими характеристиками (одновременность производства и потребления, невозможность складирования, возврата, переадресация), определяющими необходимость регулирования и регламентации использования этого товара.

Следовательно, электрическую энергию закупают как товар по ДК 016:2010 — 35.11.1 Энергия электрическая, по ДК 021:2015 — 09310000-5 Электрическая энергия.

Для примера оформление закупок электроэнергии можно посмотреть по ссылкам:

https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2016-10-07-001135-b/;

https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2016-10-07-000533-a/.

Заметим, что есть одно «но». Так, если стоимость услуг, связанных с поставкой электроэнергии, превышает стоимость самой электроэнергии, то предметом закупки в таком случае будет услуга по электроснабжению. По ДК 016:2010 — 35.12.1 Передача электрической энергии, по ДК 021:2015 — 65310000-9 Распределение электрической энергии.

Поэтому, для того чтобы правильно определить предмет закупки электроэнергии, необходимо анализировать калькуляцию стоимости этой закупки.

По этому поводу можно посмотреть оформление закупки услуг по поставке электроэнергии по ссылке: https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2016-10-07-000936-b/.

Но обратите внимание, что заказчик (КУЗО «Александровская больница планового лечения») определил закупку услуг по поставке электрической энергии с ожидаемой стоимостью 261 тыс. грн. (без НДС) как допороговую. При этом по ДК 016:2010 определен код не как услуги (35.12.1), а как товара (35.11.1), а вот по ДК 021:2015 указано, что это услуга: код 65310000-9 — Распределение электрической энергии.

В этом случае может усматриваться нарушение в определении заказчиком предмета закупки ввиду того, что конкретное название предмета закупки звучит как услуга, а по ДК 016: 2010 — как товар, хотя классификатор имеет определение и услуги. Поэтому заказчикам следует быть внимательными. В то же время на момент анализа этой закупки в Prozorro отсутствовала документация по торгам.

img 1

Что же касается таких коммунальных услуг, как поставка горячей воды, теплоснабжение, то в этом заказчику помогут постановления КМУ «Об утверждении Правил пользования тепловой энергией» от 03.10.2007 г. № 1198 и «Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведению и типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведению» от 21.07.2005 г. № 630.

Определение предметов закупок горячей воды, теплоснабжения и других коммунальных услуг в случае планирования и объявления закупки в конце 2016 года представлено в таблице на с. 25. В то же время не забывайте об изменениях в отношении определения предмета закупки с 2017 года. Поэтому для удобства мы сравнили такую информацию.

№ п/п

Коммунальные услуги

Предмет закупки по ДК 016:2010

Предмет закупки по ДК 021:2015

1

Электроэнергия

35.11.1 — Энергия электрическая;

35.12.1 — Передача электрической энергии

09310000-5 — Электрическая энергия;

65310000-9 — Распределение электрической энергии

2

Теплоснабжение

35.30.1 — Пар и горячая вода; поставка пара и горячей воды

09320000-8 — Пар, горячая вода и связанная продукция;

09323000-9 — Централизованное отопление;

09324000-6 — Центральное отопление

3

Водоснабжение

36.00.2 — Обработка и распределение воды по трубопроводам

41110000-3 — Питьевая вода;

65111000-4 — Распределение питьевой воды

4

Водоотведение

37.00.1 — Услуги канализационные

65100000-4 — Услуги по распределению воды и сопутствующие услуги;

45232421-9 — Очистка сточных вод

5

Природный газ

06.20.1 — Газ природный, сжиженный или в газообразном состоянии

09123000-7 — Природный газ;

65210000-8 — Распределение газа

При закупке коммунальных услуг также не стоит забывать об особенностях квалификации участника. Так, законодатель определил случаи, когда квалификацию не проверяют, и это как раз случаи закупки определенных коммунальных услуг (см. далее в справке). Однако это не касается закупки природного газа, поэтому здесь придется проверить квалификацию участника.

Справка. Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 16 Закона № 922 заказчик не устанавливает квалификационные критерии и не определяет перечень документов, подтверждающих поданную участниками информацию о соответствии их таким критериям, в случае закупки нефти, нефтепродуктов сырых, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованному снабжению тепловой энергией, централизованному снабжению горячей водой, услуг по централизованному отоплению, услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов, телекоммуникационных услуг, в том числе по трансляции радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и/или водоотведению, услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования.

Закупку теплоснабжения можно посмотреть по ссылке: https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2016-09-22-000429-c/.

Обратите внимание: в системе электронных закупок Prozorro подсвечено «Електронний цифровий підпис не накладено». Поэтому в этом может усматриваться нарушение.

При этом заказчик определил предмет закупки по третьей цифре ДК 021:2015 — 09300000-2 — Электрическая, тепловая, солнечная и атомная энергия. Это не является нарушением.

А вот пример другой закупки тепловой энергии, с которой можно ознакомиться по ссылке: https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2016-09-28-001314-b/. В этом случае заказчик (поселковый совет) не указал код ДК 021:2015, в системе электронных закупок Prozorro указано «Класифікатор зазначений в описі закупівлі». Наверное, заказчик не нашел в ДК 021:2015 соответствующего кода. Так, в данном случае закупка теплоснабжения осуществляется у предприятия, которое производит тепловую энергию на основании соответствующей лицензии, используя собственное теплогенерирующее оборудование.

Нюансы заключения договора о закупке

При закупке коммунальных услуг важным является то, что заказчик имеет право в сжатый срок заключить договор о закупке ( ч. 3 ст. 35 Закона № 922). Но примите к сведению: указанное касается не всех коммунальных услуг.

Так, заказчик имеет право заключить договор о закупке по результатам применения переговорной процедуры закупки в срок не ранее чем через 5 (календарных) дней со дня обнародования на веб-портале www.prozorro.gov.ua уведомления о намерении заключить договор по результатам применения переговорной процедуры закупки в случае закупки нефти, нефтепродуктов сырых, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованному снабжению тепловой энергией, централизованному снабжению горячей водой, услуг по централизованному отоплению, услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов, телекоммуникационных услуг, в том числе по трансляции радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и/или водоотведению и услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования.

Заметим: в указанном перечне отсутствует ссылка на газ природный, его поставку и распределение. Таким образом, если заказчик заключает договор о закупке по результатам применения переговорной процедуры закупки природного газа, услуг по его поставке, распределению, то такой договор можно заключать, только если прошло 10 (календарных) дней со дня обнародования на веб-портале www.prozorro.gov.ua уведомления о намерении заключить договор по результатам применения переговорной процедуры закупки.

Ситуация 7. Что делать, если заказчику — бюджетному учреждению еще не утверждены ассигнования, а закупка уже проведена?

Действительно, при заключении договоров о закупке на 2017 год у бюджетников может возникать ситуация, когда в начале года еще не будет утвержденных сметных назначений.

Поэтому, во-первых, для обеспечения потребности в начале бюджетного года не забываем о возможности продления действия договора на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году ( ч. 5 ст. 36 Закона № 922). При этом советуем сначала в конце 2016 года одним дополнительным соглашением продлить срок действия такого договора без указания в нем суммы, на которую он продлевается. А после утверждения сметных назначений в 2017 году во втором дополнительном соглашении к настоящему договору указать соответствующий гривневый эквивалент 20 % от суммы договора: для того чтобы при регистрации таких обязательств не было проблем с органом Казначейства.

Во-вторых, не забываем, что распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, принятых на учет органами, осуществляющими казначейское обслуживание бюджетных средств ( ч. 1 ст. 48 БКУ).

Справка. Согласно п. 7 ст. 2 БКУ бюджетное обязательство — это любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществления других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.

При этом в ст. 41 БКУ законодатель определил особенности осуществления расходов бюджета в случае несвоевременного вступления в силу закона о госбюджете. Так, согласно ч. 1 ст. 41 БКУ, если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о госбюджете, Кабмин имеет право осуществлять расходы госбюджета в соответствии со следующими требованиями:

1) расходы госбюджета могут осуществляться лишь на бюджетные программы, бюджетные назначения по которым установлены законом о госбюджете на предыдущий бюджетный период и одновременно предусмотрены в проекте закона о госбюджете на следующий бюджетный период, поданном Кабмином в Верховную Раду Украины, по которым полностью сохраняются целевые ограничения;

2) ежемесячные бюджетные ассигнования общего фонда госбюджета суммарно не могут превышать 1/12 объема бюджетных назначений, определенных законом о госбюджете на предыдущий бюджетный период (кроме случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 16 и ч. 4, пп. 4 и 5 ч. 2 ст. 23 БКУ).

Также обратите внимание: в публичных закупках отчет о результатах проведения процедуры закупки автоматически формирует и обнародует электронная система закупок. При этом срок обнародования такого отчета система отсчитывает со дня обнародования заказчиком в ней договора о закупке.

Напомним: строк для обнародования договора в соответствии с требованиями ст. 10 Закона № 922 составляет 2 (календарных) дня со дня его заключения. При этом законодатель предусмотрел конечный срок заключения договора, выйти за пределы которого заказчик не может, иначе такой договор будет недействительным. Согласно требованиям ч. 4 ст. 36 Закона № 922 такой срок составляет 35 календарных дней со дня обнародования на веб-портале Уполномоченного органа уведомления о намерении заключить договор по результатам применения переговорной процедуры закупки со дня обнародования на веб-портале www.prozorro.gov.ua уведомления о намерении заключить договор по результатам применения переговорной процедуры закупки (20 дней при применении сокращенной переговорной процедуры).

Справка. Согласно п. 2.2 Порядка № 309, при условии взятия бюджетного обязательства, по которому применяются процедуры закупок товаров, работ и услуг, распорядитель бюджетных средств в течение 7 рабочих дней с даты, указанной в отчете о результатах проведения процедуры закупки, подает в орган Казначейства следующие документы: Реестр бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств (приложение 1 к этому Порядку) на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях и оригиналы документов или их удостоверенные в установленном порядке копии, подтверждающие факт взятия бюджетного обязательства, с учетом законодательства в сфере закупок.

Заметим: как предусмотрено п. 2.9 Порядка № 309, органы Казначейства не регистрируют обязательства, в частности, в случае отсутствия у распорядителя бюджетных средств бюджетных ассигнований, установленных сметой. При этом такие обязательства не просто не регистрируют, а еще и применяют меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства, определенные БКУ.

Учитывая указанное, советуем заказчикам-бюджетникам приводить в таких договорах о закупке (если на момент их заключения еще нет утвержденных ассигнований) как условие возникновения договорных (бюджетных) обязательств — наличие реального финансирования расходов, а также возможность в одностороннем порядке расторгнуть такой договор. Ведь любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета осуществляются только при наличии соответствующего бюджетного назначения, если иное не предусмотрено законом о госбюджете ( ч. 1 ст. 23 БКУ).

Одновременно советуем заказчикам-бюджетникам уже сейчас обратиться в Госказначейство, а при наличии соответствующих полномочий — и в Минфин с целью внесения изменений в п. 2.2 Порядка № 309 в отношении увеличения семидневного срока. Ведь, как свидетельствует практика, указанный нами выход из ситуации не все казначеи воспринимают однозначно и отказывают заказчикам в регистрации договоров, ссылаясь на упомянутые выше нормы БКУ.

Справка. Согласно п.п. 24 п. 4 Положения о Государственной казначейской службе Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 13.04.2011 г. № 460/2011, Казначейство Украины в соответствии с возложенными задачами оказывает консультационную помощь участникам бюджетного процесса по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства Украины.

В заключение советуем обратить внимание на письмо Минэкономразвития «О планировании закупок» от 14.09.2016 г. № 3302-06/29640-06, в котором рассмотрены отдельные вопросы планирования и проведения закупок в конце и в начале года, в частности:

— о проведении процедур закупок на следующий год;

— об осуществлении закупок в соответствии с временной и постоянной сметами;

— об осуществлении закупок, которые заказчик объективно не мог предусмотреть в начале года или на момент осуществления первичной закупки.

С текстом этого письма можно ознакомиться на с. 17 этого номера газеты.

Нормативные документы

БКУ Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VІ.

Закон № 922 — Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VІІІ.

Приказ № 490 приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» от 22.03.2016 г. № 490.

Порядок № 454 — Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454.

Порядок № 309 — Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309.

ДК 016:2010 — Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.10.2010 г. № 457.

ДК 021:2015 — Национальный классификатор Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденный приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше