Темы статей
Выбрать темы

Основные средства: оcваиваем новый План счетов (ч. 2)

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Новый подход к учету приобретения основных средств

Вместе с изменением субсчетов, на которых бюджетные учреждения ведут учет основных средств и прочих необоротных активов, изменились корреспондирующие счета, а самое главное — существенно пересмотрен подход к учету операций с такими объектами. Рассмотрим ключевые моменты таких изменений.

Как обычно, начнем с приобретения основных средств и прочих материальных необоротных активов.

1. Получение финансирования на приобретение основных средств.

Планом счетов № 1203 предусмотрен отдельный счет для учета и обобщения информации о наличии и движении средств финансирования мероприятий целевого назначения, в частности средств, которые направляются на:

— приобретение необоротных активов (в том числе земли, нематериальных активов и т. п.);

— строительство (приобретение), модернизацию, реконструкцию и реставрацию (в том числе жилья (помещений), других объектов), создание государственных запасов и резервов;

— приобретение финансовых инвестиций, капитальных активов и т. п.

Итак, с 2017 года бюджетные учреждения применяют отдельный субсчет, на котором ведут учет средств для приобретения, модернизации, реконструкции, реставрации и т. п. основных средств и прочих необоротных активов.

Речь идет о новом счете 54 «Целевое финансирование», который имеет такие субсчета:

5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств»;

— 5421 «Целевое финансирование государственных целевых фондов».

Какие особенности применения этого счета бюджетными учреждениями?

Так, по кредиту этого счета отражают получение средств на финансирование мероприятий целевого назначения или исключение из бюджетных ассигнований целевого финансирования суммы текущих расходов, которые включаются в стоимость объекта основных средств согласно НП(С)БУ 121.

По дебету счета отражают уменьшение целевого финансирования на создание (приобретение) основных средств на сумму внесенного капитала в результате оприходования активов распорядителем бюджетных средств.

Стоит отметить, что для учета денежных средств, находящихся на счетах в органах Казначейства, которые могут быть использованы для текущих операций, предусмотрен субсчет 2313 «Регистрационные счета». Учитывая это, суммы полученных бюджетных ассигнований как по общему, так и по специальному фондам бюджетные учреждения засчитывают на один субсчет — 2313. Потому для разграничения таких поступлений по общему и специальному фондам следует вести дополнительные аналитические счета.

Получение целевого финансирования для приобретения основных средств и/или их улучшения следует отражать такой проводкой:

Дебет

Кредит

2313 «Регистрационные счета»

5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств»

2. Основные средства до момента ввода в эксплуатацию учитывают в составе капитальных инвестиций.

Так, с этого года все расходы на приобретение или создание материальных и нематериальных необоротных активов, долгосрочных биологических активов следует учитывать на счете 13 «Капитальные инвестиции».

До 2017 года бюджетные учреждения для учета таких расходов применяли счет 14 «Незавершенные капитальные инвестиции в необоротные активы». О том, как правильно сформировать первоначальную стоимость будущего актива до момента ввода его в эксплуатацию в аналитическом учете, мы рассказывали в консультации «Учитываем незавершенные капитальные инвестиции по-новому» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 16, с. 16). Принцип учета таких расходов не изменился. Изменился только номер счета, на котором они теперь должны учитываться (был 14, стал 13). Поэтому вышеуказанная консультация актуальна и в этом году.

По дебету нового счета 13 «Капитальные инвестиции» отражают увеличение расходов на приобретение или создание необоротных активов (т. е. основных средств и прочих необоротных материальных активов), в частности:

— суммы, оплаченные за приобретение, выполнение строительно-монтажных работ;

— регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, суммы ввозной пошлины, суммы непрямых налогов (если они не возмещаются субъекту государственного сектора), затраты по страхованию рисков доставки;

— расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку и т. п.;

— расходы на улучшение объекта основных средств (реконструкцию (реставрацию), модернизацию, достройку, дооборудование).

По кредиту счета отражают уменьшение расходов на приобретение или создание необоротных активов (введение в эксплуатацию приобретенных или созданных необоротных активов и т. п.).

Счет 13 «Капитальные инвестиции» имеет такие субсчета:

1311 «Капитальные инвестиции в основные средства»;

1312 «Капитальные инвестиции в прочие необоротные материальные активы»;

1313 «Капитальные инвестиции в нематериальные активы»;

1314 «Капитальные инвестиции в долгосрочные биологические активы»;

1324 «Капитальные инвестиции в необоротные активы спецназначения».

На какие же особенности необходимо обратить внимание бюджетным учреждениям при применении счета 13 «Капитальные инвестиции»?

Во-первых, в 2017 году, как и раньше, на этом счете накапливают расходы на приобретение или создание необоротных активов, т. е. те расходы, которые учреждение включает в первоначальную стоимость объектов основных средств согласно п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 121 и п. 3 разд. ІІІ Методрекомендаций ОС. То есть счет 13 «Капитальные инвестиции» применяют для накопления расходов, связанных с приобретением или созданием объектов капитальных инвестиций, до момента их ввода в эксплуатацию.

Обратите внимание на такую важную новость! До 2017 года бюджетные учреждения при понесении расходов на приобретение, изготовление собственными силами необоротных активов и по выполненным строительно-монтажным работам по капитальному строительству (изготовление, создание), достройке, улучшению (дооборудование, модернизация) объектов необоротных активов, которые на дату баланса не введены в эксплуатацию, одновременно создавали фонд в незавершенном капитальном строительстве, учет которого вели на субсчете 402 «Фонд в незавершенном капитальном строительстве». Напомним, что при создании такого фонда в сумме фактических расходов осуществляли бухгалтерскую запись по дебету субсчетов 801, 802, 811 — 813 и кредиту субсчета 402. Начиная с 2017 года такую операцию бюджетные учреждения не проводят.

Во-вторых, при введении таких объектов в эксплуатацию все расходы, накопленные на счете 13 «Капитальные инвестиции», списывают с одновременным составлением Акта ввода в эксплуатацию основных средств. При этом зачисление объектов капитальных инвестиций в состав основных средств, прочих необоротных активов отражают такой корреспонденцией:

Дебет

Кредит

10 «Основные средства», 11 «Прочие необоротные материальные активы»

1311 «Капитальные инвестиции в основные средства», 1312 «Капитальные инвестиции в прочие необоротные материальные активы»

При этом при вводе в эксплуатацию объектов основных средств в дополнение к этой проводке составляют вторую запись на сумму внесенного капитала в результате оприходования активов распорядителем бюджетных средств:

Дебет

Кредит

54 «Целевое финансирование»

51 «Внесенный капитал»

То есть, как видим, при вводе объектов основных средств, прочих необоротных активов в эксплуатацию их стоимость не относится на фактические расходы, как это было раньше. Вместо этого теперь стоимость введенных в эксплуатацию необоротных активов нужно будет относить на фактические расходы в течение срока их полезного использования путем начисления амортизации (раз в год или ежеквартально по решению учреждения) такой проводкой:

Дебет

Кредит

8014 «Амортизация»

1411 «Износ основных средств», 1412 «Износ прочих необоротных материальных активов», 1414 «Износ инвестиционной недвижимости»

Потом в конце отчетного периода во время закрытия счетов расходов сумма начисленной за такой период амортизации будет списана на финансовые результаты выполнения сметы такой проводкой:

Дебет

Кредит

5511 «Финансовые результаты выполнения сметы отчетного периода»

8014 «Амортизация»

3. Наверное, все уже хорошо знают о том, что первоначальная стоимость объекта основных средств может формироваться как за счет капитальных, так и за счет текущих расходов (на транспортировку, установку, монтаж, наладку основных средств и т. п.) согласно экономической классификации расходов бюджета. Об этом сказано в п. 3 разд. ІІІ Методрекомендаций ОС. Порядок отнесения таких расходов к текущим и капитальным определен Инструкцией № 333.

И если раньше бюджетные учреждения руководствовались этой нормой без любых дополнительных дальнейших исправлений в бухгалтерском учете, то начиная с 2017 года именно в этой части необходимо кое-что откорректировать.

Так, на сумму текущих расходов, которые включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств в соответствии с НП(С)БУ 121, необходимо увеличить финансирование мероприятий целевого назначения (по кредиту счета 54 «Целевое финансирование») и одновременно изъять такие суммы из доходов отчетного периода.

Для этого Типовой корреспонденцией № 1219 (п. 1.13) предусмотрена такая запись:

Дебет

Кредит

70 «Доходы по бюджетным ассигнованиям», 7111 «Доходы от реализации продукции (работ, услуг)», 7211 «Доход от реализации активов», 7311 «Финансовые доходы распорядителей бюджетных средств»

54 «Целевое финансирование»

4. Особенности присвоения инвентарных и номенклатурных номеров.

Дело в том, что порядок присвоения инвентарных и номенклатурных номеров, определенный в п. 3 разд. III Методрекомендаци ОС, до сих пор отвечает требованиям уже не действующего Плана счетов № 611, т. е. остался без каких-либо изменений.

Так, каждому объекту основного средства (кроме белья, постельных вещей, одежды, обуви, библиотечных фондов, малоценных необоротных материальных активов, материалов долговременного использования) присваивают инвентарный номер.

Для белья, постельных вещей, одежды, обуви, библиотечных фондов и малоценных необоротных материальных активов устанавливаются номенклатурные номера. При этом предметам одного наименования, качества материала и цены присваивается один номенклатурный номер.

Необоротным материальным активам специального назначения субъект государственного сектора может присваивать инвентарные или номенклатурные номера.

Первые три знака инвентарного (номенклатурного) номера означают номер субсчета, четвертый — подгруппу, все другие знаки — порядковый номер предмета в подгруппе. Для тех групп основных средств, для которых не выделены подгруппы, четвертый знак может обозначаться нулем.

Конечно, выполнить указанные требования относительно присвоения таких номеров, руководствуясь Планом счетов № 1203, бюджетным учреждениям с 2017 года несколько сложно. Поэтому возникли вопросы: в каком порядке присваивать номера объектам основных средств и необходимо ли изменять ранее присвоенные номера? Как это сделать?

Во-первых, объектам основных средств, которые введены в эксплуатацию с 01.01.2017 г., учреждениям придется присваивать инвентарные и номенклатурные номера по новым правилам, т. е. руководствуясь нумерацией субсчетов, предусмотренной Планом счетов № 1203. Это значит, что на месте первых 4 (а не 3!) знаков инвентарного (номенклатурного) номера следует указывать номер нового субсчета, который состоит из 4 цифр (например, 1013, 1014, 1015 и т. п.).

Что касается остальных цифр инвентарного номера, то пятая цифра — это номер подгруппы того или иного объекта основных средств (для этого пользуемся Методрекомендациями ОС), а все остальные знаки — порядковый номер такого объекта в подгруппе.

Учитывая это, порядок присвоения инвентарного номера осуществляется по старому подходу, но с учетом того, что такой номер фактически увеличивается на одну цифру в соответствии с действующим номером субсчета.

Например, если объекту был присвоен инвентарный номер «10488445», то теперь он превратится в номер «101488445».

При этом считаем, что бюджетные учреждения уже сейчас могут таким образом присваивать инвентарные номера объектам основных средств, которые вводят в эксплуатацию с 01.01.2017 г. Для этого достаточно руководствоваться нумерацией субсчетов из Плана счетов № 1203 и не ожидать того момента, пока будут внесены соответствующие изменения в Методрекомендации ОС.

Кстати, нам известно, что именно над такими изменениями в этот документ Минфин в настоящее время работает, но сами понимаете — пройдет определенное время, пока они будут внесены в Методрекомендации ОС.

Во-вторых, возникает абсолютно логичный вопрос: если начать присваивать инвентарные и номенклатурные номера новым объектам по таким правилам, то что же тогда делать со старыми номерами, которые были присвоены основным средствам до 2017 года?

Исходя из устных разъяснений специалистов Минфина, каждое учреждение в этом вопросе имеет право действовать по своему усмотрению.

Наверное, такая позиция связана с тем, что заставить осуществить корректировки инвентарных и номенклатурных номеров, которые до 2017 года были присвоены объектам основных средств, не позволяют положения ч. 1 ст. 58 Конституции Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР, а именно: нормативно-правовые акты обратного действия во времени не имеют.

Поэтому и решать этот вопрос каждому бюджетному учреждению придется самостоятельно.

Так, одни бухгалтеры считают, что правильным будет оставить такие инвентарные номера без каких-либо изменений, поскольку для того, чтобы выполнить такие корректировки, необходимо потратить слишком много времени. Хотя, наверное, и понимают, что если оставить все как есть, то будет полная путаница из-за несоответствия инвентарных номеров субсчетам учета, на которых учитываются объекты.

По мнению других бухгалтеров, исправить инвентарные номера абсолютно логично. При этом подавляющее большинство бухгалтеров понимает, что для сохранения единых методологических принципов и подходов к учету инвентарных объектов основных средств, которые учитываются на балансе бюджетного учреждения, все же целесообразно откорректировать инвентарные (номенклатурные) номера таких объектов.

Конечно, при таком варианте хлопот со старыми объектами основных средств будет немало, поскольку необходимо будет проверить «в натуре» все объекты и указать на них новые инвентарные (номенклатурные) номера. Для этого целесообразно будет сформировать перечень объектов основных средств со старыми и новыми инвентарными (номенклатурными) номерами и назначить ответственных лиц для выполнения такого задания.

Кроме этого, придется сделать соответствующие корректировки инвентарных номеров в инвентарных карточках объектов основных средств.

Поэтому во время выбора того или иного варианта бухгалтеру целесообразно взвесить все плюсы и минусы каждого варианта и сделать правильный вывод:

— или пойти по пути наименьшего сопротивления и оставить без каких-либо изменений все старые инвентарные номера, но потом постоянно сталкиваться с путаницей старых и новых инвентарных номеров и каждый раз распутывать ребусы с цифрами;

— или один раз собраться с духом и упорядочить все инвентарные объекты по единой системе. По крайней мере для того, чтобы правильно организовать этот процесс, у вас еще есть достаточно времени. Ну хотя бы к началу следующей инвентаризации перед составлением годовой отчетности.

Итак, уважаемые коллеги, в этом вопросе выбор за вами.

5. В завершение рассмотрения операций, связанных с приобретением основных средств, несколько слов об учете НДС.

Суммы НДС, которые оплачены при приобретении основных средств, бюджетные учреждения — неплательщики НДС включают в первоначальную стоимость таких объектов. Напомним: эти требования предусмотрены п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 121 и п. 3 разд. ІІІ Методрекомендаций ОС.

Только в случае, если учреждение является плательщиком НДС и включает сумму такого налога в налоговый кредит, на эту сумму не увеличивается первоначальная стоимость объекта основных средств.

Для наглядности сравним корреспонденции субсчетов, которые бюджетные учреждения составляли при приобретении, создании (изготовлении) собственными силами, улучшении, капитальном строительстве основных средств до 2017 года, и записи, которые необходимо составлять начиная с 2017 года (табл. 5).

Таблица 5

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов до 2017 года

Корреспонденция субсчетов с 2017 года

дебет

кредит

дебет

кредит

1

2

3

4

5

6

1

Получено целевое финансирование для приобретения основных средств, прочих необоротных материальных активов и/или их улучшения

321, 323

701, 702, 712

2313 «Регистрационные счета»

5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств»

2

Отражены суммы приобретения, создания (изготовления) собственными силами, улучшения, капитального строительства объектов основных средств, прочих необоротных материальных активов

141, 142

675

1311 «Капитальные инвестиции в основные средства»,

1312 «Капитальные инвестиции в прочие необоротные материальные активы»

6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Одновременно отражены фактические расходы

801, 802, 811 — 813

402

3

Получено бюджетное финансирование для оплаты текущих расходов, которые включают в первоначальную стоимость объекта

321, 323

701, 702, 712

2313 «Регистрационные счета»

7011 «Бюджетные ассигнования»

4

Отражены суммы расходов на транспортировку, установку, монтаж, наладку основных средств, прочих необоротных материальных активов и т. п., включаемые в их первоначальную стоимость

141, 142

675

1311 «Капитальные инвестиции в основные средства»,

1312 «Капитальные инвестиции в прочие необоротные материальные активы»

6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Одновременно отражены фактические расходы

801, 802, 811 — 813

402

5

Перечислены поставщикам средства

675

321, 323

6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

2313 «Регистрационные счета»

6

Исключены из дохода отчетного периода ассигнования в сумме текущих расходов, которые включают в первоначальную стоимость объекта основных средств, прочих необоротных материальных активов

7011 «Бюджетные ассигнования»

5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств»

7

Зачислены объекты капитальных инвестиций в состав основных средств, прочих необоротных материальных активов

после ввода в эксплуатацию

10, 11

141, 142

10 «Основные средства», 11 «Прочие необоротные материальные активы»

1311 «Капитальные инвестиции в основные средства»,

1312 «Капитальные инвестиции в прочие необоротные материальные активы»

Одновременно отражены изменения в капитале

402

401

5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств»

5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств»

8

Отнесены расходы после завершения работ по улучшению основных средств, прочих необоротных материальных активов на увеличение их первоначальной стоимости

10, 11

141, 142

10 «Основные средства»,

11 «Прочие необоротные материальные активы»

1311 «Капитальные инвестиции в основные средства»,

1312 «Капитальные инвестиции в прочие необоротные материальные активы»

Одновременно отражены изменения в капитале

402

401

5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств»

5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств»

Безвозмездное получение основных средств

Напомним, что первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно от физических и юридических лиц (кроме субъектов государственного сектора), является их справедливая стоимость на дату получения с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II НП(С)БУ 121. То есть в первоначальную стоимость таких активов необходимо включать расходы, связанные с уплатой регистрационных сборов и аналогичных платежей, расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку и другие расходы, непосредственно связанные с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.

Что касается основных средств, полученных безвозмездно от других бюджетных учреждений, то их первоначальная стоимость в соответствии с п. 8 разд. ІІ НП(С)БУ 121 равняется первоначальной (переоцененной) стоимости этих объектов согласно учетным данным учреждения, которое их передало. Также необходимо добавить расходы на транспортировку и другие расходы, предусмотренные п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 121. О том, как правильно определить первоначальную стоимость таких объектов и документально оформить оприходование таких ценностей, мы рассказывали в материале «Получили благотворительную помощь? Оформляйте правильно» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 21, с. 14).

Стоит обратить внимание на то, что с 2017 года безвозмездно полученные активы, услуги (работы) в бухгалтерском учете для бюджетных учреждений являются доходами от необменных операций.

Такие изменения в классификации безвозмездно полученных активов, услуг (работ) в бухгалтерском учете связаны со вступлением в силу с 01.01.2017 г. НП(С)БУ 124 «Доходы». Этот документ содержит много новаций для бюджетных учреждений относительно формирования в бухгалтерском учете информации о доходах от обменных и необменных операций, поэтому в следующих номерах нашего издания мы рассмотрим такие операции подробно.

В Плане счетов № 1203 для бухгалтерского учета и обобщения информации о доходах от безвозмездно полученных активов, услуг (работ) для бюджетных учреждений предусмотрен субсчет 7511 «Доходы по необменным операциям».

Кроме того, на этом же субсчете учитывают суммы:

— штрафов, неустойки, пени, полученные по решению сторон договора или соответствующих государственных органов, суда, которые входят в состав доходов отчетного периода в соответствии с законодательством;

— обязательства, которые не подлежат погашению, в частности отражается увеличение дохода на сумму оприходованных активов, которые не были учтены на балансе ранее;

— полученных спонсорских, благотворительных взносов и другой гуманитарной помощи (в том числе поступления в натуральной форме) и т. п.

По кредиту субсчета 7511 отражают увеличение (получение) дохода по необменным операциям, а по дебету — списание доходов по необменным операциям на финансовый результат выполнения сметы (бюджета).

Аналитический учет по субсчету 7511 ведут отдельно по каждому коду бюджетной классификации доходов:

25020100 «Благотворительные взносы, гранты и подарки»;

25020200 «Средства, которые получают бюджетные учреждения от предприятий, организаций, физических лиц и от других бюджетных учреждений для выполнения целевых мероприятий, в том числе мероприятий по отчуждению для общественных нужд земельных участков и размещенных на них других объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности физических или юридических лиц».

Для наглядности сравним корреспонденции субсчетов, которые бюджетные учреждения составляли при безвозмездном получении основных средств, прочих необоротных материальных активов до 2017 года, с записями, которые необходимо составлять начиная с 2017 года (табл. 6).

Таблица 6

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов до 2017 года

Корреспонденция субсчетов с 2017 года

дебет

кредит

дебет

кредит

1

Отражена стоимость безвозмездно полученных основных средств, прочих необоротных материальных активов

101 — 122

364

10 «Основные средства»,

11 «Прочие необоротные материальные активы»

2117 «Прочая текущая дебиторская задолженность»,

6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

6415 «Расчеты с прочими кредиторами»

Одновременно отражены изменения в капитале

812

401,

131 — 133

5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств»

5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств»

2

Отражены суммы расходов на транспортировку, установку, монтаж, наладку и т. п. основных средств, прочих необоротных материальных активов, которые включают в первоначальную стоимость безвозмездно полученных активов

141, 142

675

1311 «Капитальные инвестиции в основные средства»,

1312 «Капитальные инвестиции в прочие необоротные материальные активы»

6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Одновременно отражены фактические расходы

812

402

3

Отнесены в состав первоначальной стоимости безвозмездно полученных основных средств, прочих необоротных материальных активов расходы, которые включают в первоначальную стоимость таких объектов

10, 11

141, 142

10 «Основные средства»,

11 «Прочие необоротные материальные активы»

1311 «Капитальные инвестиции в основные средства»,

1312 «Капитальные инвестиции в прочие необоротные материальные активы»

Одновременно выполнена вторая запись

402

401

5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств»

5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств»

Корреспонденции субсчетов № 2 и 3 составляют в случае, если есть необходимость в дополнительных расходах по безвозмездно полученным основным средствам.

4

Отражена стоимость безвозмездно полученных основных средств, прочих необоротных материальных активов

324

712

2313 «Регистрационные счета»

7511 «Доходы по необменным операциям»

364

324

2117 «Прочая текущая дебиторская задолженность»,

6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

6415 «Расчеты с прочими кредиторами»

2313 «Регистрационные счета»

Не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца в орган Госказначейства необходимо подать Справку о поступлениях в натуральной форме.

Что касается основных средств, прочих необоротных материальных активов, которые бюджетные учреждения получают по операциям по внутреннему перемещению в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, то такие объекты оприходуют на баланс другими бухгалтерскими записями.

При введении в эксплуатацию таких объектов нужно увеличивать сумму внесенного капитала (по кредиту субсчета 5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств») в результате оприходования активов распорядителем бюджетных средств. Но при этом субсчет 5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств», предусмотренный для учета средств для целевого финансирования на создание (приобретение) основных средств, не применяют.

Для наглядности сравним, какие бухгалтерские записи бюджетные учреждения составляли при бесплатном получении основных средств, прочих необоротных материальных активов по операциям по внутреннему перемещению в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, до 2017 года и какие записи необходимо составлять начиная с этого года (табл. 7).

Таблица 7

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов до 2017 года

Корреспонденция субсчетов после 2017 года

дебет

кредит

дебет

кредит

1

Отражена стоимость безвозмездно полученных основных средств, прочих необоротных материальных активов по операциям по внутреннему перемещению в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности

101 — 122

401

10 «Основные средства», 11 «Прочие необоротные материальные активы»

5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств»

2

Отражена начисленная сумма износа на основные средства, прочие необоротные материальные активы, которые получены безвозмездно по операциям по внутреннему перемещению в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности

401

131 — 133

8014, 8114 «Амортизация»

1411 «Износ основных средств», 1412 «Износ прочих необоротных материальных активов»

Выбытие основных средств

Случаи, когда объект основных средств перестает признаваться активом и подлежит выбытию (списанию с баланса), определены в разд. VI НП(С)БУ 121 и разд. VIII Методрекомендаций ОС. Это:

— ликвидация;

— продажа;

— бесплатная передача;

— недостача;

— несоответствие критериям признания активом.

Отметим, что нормативно-правовыми документами, которые регулируют требования к процедуре списания таких объектов с баланса бюджетных учреждений и документальное оформление таких операций, являются:

Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314;

Порядок отчуждения объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803;

Положение о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденное постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482;

Положение № 879 и Порядок № 818;

приказ № 572.

В бухгалтерском учете в случае выбытия объекта основных средств с баланса списывают его первоначальную (переоцененную) балансовую стоимость и сумму накопленного износа. Это предусмотрено п. 3 разд. VI НП(С)БУ 121.

Вместе с тем в Типовой корреспонденции № 1219 при выбытии основных средств с баланса предложено осуществлять такие бухгалтерские записи:

— списана сумма износа объекта основных средств (по дебету 1411 «Износ основных средств» и кредиту 10 «Основные средства»);

— списана остаточная стоимость объекта основных средств (по дебету 8411 «Прочие расходы по обменным операциям» и кредиту 10 «Основные средства»).

То есть исходя из Типовой корреспонденции № 1219 при списании основных средств следует списывать всю сумму начисленного на дату списания износа и остаточную стоимость объекта. И это, по нашему мнению, правильно.

Что ж, надеемся, в ближайшее время в НП(С)БУ 121 будут внесены соответствующие изменения и урегулированы все несогласованности между указанными документами.

Также стоит обратить внимание на учет запасов, полученных в результате списания основных средств. В частности, порядок их оценки остался без изменений и определен в п. 5 разд. VI НП(С)БУ 121 и п. 9 разд. VIІI Методрекомендаций ОС. Речь идет об узлах, деталях, материалах и агрегатах разобранного и демонтированного оборудования, пригодных для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалах, полученных в результате списания основных средств, которые оприходуются с отражением на счетах бухгалтерского учета запасов.

В бухгалтерском учете такие запасы учреждениям следует зачислять в зависимости от вида запасов на субсчета 1513 «Строительные материалы», 1514 «Горюче-смазочные материалы», 1515 «Запасные части», 1516 «Тара», 1517 «Сырье и материалы», 1518 «Прочие производственные запасы», 1812 «Малоценные и быстроизнашиваемые предметы», 1816 «Прочие нефинансовые активы».

Такие оприходованные материалы, полученные от ликвидации и разборки необоротных активов, которые оставлены для ремонта и других нужд учреждения, признают доходом специального фонда субъекта государственного сектора. Учет таких доходов ведется на субсчете 7211 «Доход от реализации активов».

Для наглядности сравним, какие бухгалтерские записи бюджетные учреждения составляли при выбытии (ликвидации, бесплатной передаче) основных средств до 2017 года, а какие записи необходимо составлять начиная с этого года (табл. 8).

Таблица 8

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов до 2017 года

Корреспонденция субсчетов с 2017 года

дебет

кредит

дебет

кредит

1

Выбытие объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством:

— сумма износа объекта основных средств

131 — 133

401

1411 «Износ основных средств»

10 «Основные средства», 1116 «Необоротные материальные активы специального назначения»

— остаточная стоимость объекта основных средств

401

103 — 122

8411 «Прочие расходы по обменным операциям»

10 «Основные средства», 1116 «Необоротные материальные активы специального назначения»

До 2017 года в случае списания объекта основных средств с баланса в бухгалтерском учете списывали первоначальную (переоцененную) стоимость такого объекта, а не его остаточную стоимость.

2

Оприходование материалов, полученных от ликвидации и разборки необоротных активов, малоценных и быстроизнашиваемых предметов, которые оставлены для ремонта и других нужд учреждения (в орган Казначейства следует подать Справку о поступлениях в натуральной форме)

231, 234, 235, 238, 239

364

1513 «Строительные материалы»,

1514 «Горюче-смазочные материалы»,

1515 «Запасные части», 1516 «Тара», 1517 «Сырье и материалы», 1518 «Прочие производственные запасы»,

1812 «Малоценные и быстроизнашиваемые предметы»,

1816 «Прочие нефинансовые активы»

2117 «Прочая текущая дебиторская задолженность»

323

711

2313 «Регистрационные счета»

7211 «Доход от реализации активов»

364

323

2117 «Прочая текущая дебиторская задолженность»

2313 «Регистрационные счета»

О том, как правильно оприходовать металлолом и на какие цели можно использовать средства, полученные от реализации лома черных, цветных и драгоценных металлов, мы рассказывали в материале «Учитываем лом металлов, драгоценных и не очень» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 21, с. 17).

В Типовой корреспонденции № 1219 (п. 1.30) предусмотрены корреспонденции субсчетов, которые бюджетные учреждения осуществляют при списании объектов прочих необоротных материальных активов (кроме необоротных материальных активов специального назначения). Это связано с тем, что при списании с баланса таких объектов сначала необходимо начислить остальные 50 % амортизации и лишь потом списать их полную первоначальную стоимость.

Давайте сравним, какие бухгалтерские записи бюджетные учреждения составляли при выбытии объектов, отнесенных к прочим необоротным материальным активам, до 2017 года, а какие записи необходимо составлять начиная с этого года (табл. 9).

Таблица 9

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов до 2017 года

Корреспонденция субсчетов с 2017 года

дебет

кредит

дебет

кредит

1

Списаны объекты прочих необоротных материальных активов (кроме необоротных материальных активов специального назначения):

— начислена амортизация в месяце их исключения из активов (списания с баланса)

841

132

8014, 8114 «Амортизация»

1412 «Износ прочих необоротных материальных активов»

401

841

— списана стоимость объекта

401

11

1412 «Износ прочих необоротных материальных активов»

11 «Прочие необоротные материальные активы»

132

401

Амортизация

Как мы отмечали раньше, порядок и принципы начисления амортизации на основные средства и прочие необоротные материальные активы в 2017 году не изменились. Эти вопросы урегулированы в разд. IV НП(С)БУ 121 и разд. V Методрекомендаций ОС.

Об основных организационных моментах начисления амортизации, документальном оформлении начисления амортизации мы рассказывали в материалах: «Амортизация-2015: начисляем по новым правилам» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 11, с. 6), «Начисляем амортизацию: решаем рабочие задачи» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 21, с. 19), «Амортизация-2016: время подвести итоги» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 47), поэтому пока что нет необходимости останавливаться на этих вопросах. Только напомним: сумму амортизации, начисленной на объекты необоротных активов, следует отражать в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в гривнях с копейками.

Вместе с тем стоит уделить внимание отражению в бухгалтерском учете начисления амортизации, поскольку Планом счетов № 1203 введены новые субсчета.

Так, для учета и обобщения информации о начисленной в течение отчетного периода амортизации, признанных потерях от уменьшения полезности (восстановления полезности) и сумме износа (накопленной амортизации) необоротных материальных и нематериальных активов, которые подлежат амортизации, предназначен счет 14 «Износ (амортизация) необоротных активов».

В зависимости от вида необоротных активов в составе счета 14 предусмотрены такие субсчета:

1411 «Износ основных средств»;

1412 «Износ прочих необоротных материальных активов»;

1413 «Накопленная амортизация нематериальных активов»;

1414 «Износ инвестиционной недвижимости»;

1415 «Накопленная амортизация долгосрочных биологических активов».

По кредиту этих субсчетов отражают начисление амортизации, корректировки суммы износа (накопленной амортизации) при дооценке необоротных активов и признание потерь от уменьшения полезности необоротных активов.

По дебету субсчетов отражают уменьшение суммы износа (накопленной амортизации) в результате списания необоротных активов, корректировки суммы износа (накопленной амортизации) при уценке необоротных активов, отражении выгод от восстановления полезности необоротных активов.

В соответствии с п. 8 разд. V Методрекомендаций ОС сумму начисленной амортизации учреждения относят на увеличение суммы износа необоротных активов и расходов. При этом учет сумм начисленных амортизационных отчислений основных средств, прочих необоротных материальных активов и нематериальных активов следует вести на субсчетах 8014, 8114 «Амортизация».

По дебету этих субсчетов осуществляют начисление амортизации, а по кредиту — списание на субсчет 5511 «Финансовые результаты выполнения сметы отчетного периода» при закрытии счетов расходов.

Для наглядности сравним, какие бухгалтерские записи бюджетные учреждения составляли при начислении амортизации на основные средства, прочие необоротные материальные активы до 2017 года, а какие записи необходимо составлять начиная с этого года (табл. 10).

Таблица 10

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов до 2017 года

Корреспонденция субсчетов с 2017 года

дебет

кредит

дебет

кредит

1

Начислена амортизация на основные средства, прочие необоротные материальные активы

841

131 — 133

8014, 8114 «Амортизация»

1411 «Износ основных средств», 1412 «Износ прочих необоротных материальных активов», 1414 (1424) «Износ инвестиционной недвижимости»

Одновременно выполнена вторая запись

401

841

В этом материале мы рассмотрели основные моменты применения нового Плана счетов № 1203 при осуществлении операций с основными средствами, прочими необоротными материальными активами и отражения их в бухгалтерском учете. На очереди рассмотрение новшеств при осуществлении операций с запасами. Следите за нашими материалами!

Нормативные документы

План счетов № 1203 План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203.

Порядок применения Плана счетов № 1219 Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Типовая корреспонденция № 1219 Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

НП(С)БУ 121 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Методрекомендации ОС Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Методрекомендации № 1127 — Методические рекомендации по сопоставлению субсчетов бухгалтерского учета и перенесению остатков, утвержденные приказом Минфина от 21.12.2016 г. № 1127.

План счетов № 611 — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Инструкция № 333 — Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Порядок № 818 Порядок составления типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора, утвержденный приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818.

Положение № 879 Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

Приказ № 572 приказ Минфина «Об утверждении типовых форм для отражения бюджетными учреждениями результатов инвентаризации» от 17.06.2015 г. № 572.

План мероприятий по модернизации бухучета — План мероприятий по модернизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе на 2016 — 2018 годы, утвержденный приказом Минфина от 28.11.2016 г. № 1038.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше