О включении индексации в выплаты, которые учитываются в зарплате при обеспечении ее минимального размера

В избранном В избранное
Печать
Министерство социальной политики Украины
Бюджетная бухгалтерия Февраль, 2017/№ 8
Письмо от 13.02.2017 г. № 317/0/101-17/282

Департамент заработной платы и условий труда рассмотрел письмо <...> и сообщает.

Согласно статье 1 Закона Украины «Об оплате труда» (далее — Закон) заработная плата — это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору работодатель выплачивает работнику за выполненную им работу.

В соответствии со статьей 31 Закона (в редакции Закона Украины от 06.12.2016 г. № 1774-VIII) размер заработной платы работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера минимальной заработной платы.

То есть, если работником выполнена месячная норма труда, ему должны начислить заработную плату не ниже размера минимальной заработной платы.

Частью второй статьи 31 Закона определен исчерпывающий перечень выплат, которые не учитываются при исчислении размера заработной платы работника для обеспечения ее минимального размера. Это — доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам.

Все другие составляющие заработной платы, которые не перечислены в части второй статье 31 Закона, должны учитываться в минимальной заработной плате.

То есть сумма индексации, определенная в соответствии с пунктом 5 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 г. № 1078 (с изменениями), включается в выплаты, которые должны учитываться в заработной плате при обеспечении ее минимального размера.

Директор Департамента А. Товстенко

Комментарий редакции

Индексация включается в сумму зарплаты за отработанное время для сравнения с 3200 грн.: официальное мнение Минсоцполитики

Что-то не задались у наших чиновников взаимоотношения с зарплатной индексацией: то ее «обнулили» (вспомните декабрь 2015 года), то, как сейчас, «провалили внутрь» 3200 грн.

Расскажем, что же случилось с многострадальной индексацией.

Прежде всего отметим, что пока вопрос, рассмотренный в комментируемом письме, является актуальным для должностных лиц и служащих органов местного самоуправления. Ведь только такой категории работников бюджетной сферы с 1 января 2017 года пока не изменили должностные оклады. Поэтому они имеют право на индексацию зарплаты за январь и февраль (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 3, с. 46; № 6, с. 28).

Однако, учитывая уровень инфляции, вопрос определения доплаты до минимальной заработной платы (МЗП) с учетом суммы индексации или без ее учета в ближайшем будущем встанет и для работников всех остальных бюджетных сфер.

Рассматриваемый вопрос нынче у всех на устах. Он заключается в следующем: включается ли сумма текущей индексации в сумму зарплаты за отработанный месяц с целью определения доплаты до МЗП? Проще говоря, индексация сидит внутри 3200 грн. или начисляется «сверху» этой суммы?

Отметим, что в нашей газете (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 1-2, с. 22) в своей консультации специалист Минсоцполитики отмечал: сумма индексации не включается в заработную плату за отработанный месяц с целью определения доплаты до МЗП. То есть она начисляется «сверху» 3200 грн.

При этом приведены были аргументы, основанные на положениях КЗоТ и Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда). Повторим их.

Так, ст. 95 КЗоТ определено, что МЗП — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда.

МЗП устанавливается одновременно в месячном и часовом размерах.

Размер минзарплаты устанавливается и пересматривается согласно ст. 9 и 10 Закона об оплате труда и не может быть ниже размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо (ПМТЛ).

МЗП является государственной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и хозяйствования и физических лиц, использующих труд наемных работников, по какой-либо системе оплаты труда.

Заработная плата подлежит индексации в установленном законодательством порядке.

В соответствии со ст. 33 Закона об оплате труда в период между пересмотрами размера МЗП индивидуальная заработная плата подлежит индексации согласно действующему законодательству.

Индексация зарплаты является государственной гарантией, предусматривающей повышение денежных доходов населения, дающее возможность частично или полностью возмещать подорожание потребительских товаров и услуг.

Эти положения говорят о том, что мы должны сначала определить сумму зарплаты за месяц, а затем ее проиндексировать. По сути, индексация является частичным возмещением зарплаты работника в связи с инфляцией и вследствие неизменности должностных окладов.

Логично, что и зарплата в 5000 грн., и зарплата в 3200 грн. теряет свою покупательную способность в связи с инфляцией. Поэтому ее нужно индексировать.

Что касается самого механизма индексации, то отметим следующее. В соответствии с п. 2 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078, индексации подлежит оплата труда наемных работников предприятий, учреждений, организаций в денежном выражении, которая включает оплату труда за выполненную работу согласно тарифным ставкам (окладам) и сдельным расценкам, доплаты, надбавки, премии, гарантированные и компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством, а также другие компенсационные выплаты, имеющие постоянный характер.

Зарплата индексируется в пределах ПМТЛ.

Эти положения также свидетельствуют о том, что сначала нужно определить зарплату за месяц, в том числе доплату до МЗП, а затем проиндексировать ее в пределах ПМТЛ (с 1 января 2017 года — 1600 грн.).

На это как раз и указывал специалист Минсоцполитики в разъяснении, опубликованном в «Бюджетной бухгалтерии», 2017, № 1-2, с. 46.

Что же мы видим теперь? Исходя из комментируемого письма, Минсоцполитики изменило свое мнение на противоположное: сумма индексации включается в сумму зарплаты за отработанное время с целью определения доплаты до МЗП.

Аргумент при этом всего один: ч. 2 ст. 31 Закона об оплате труда определен перечень выплат, которые не учитываются при исчислении размера зарплаты работника для обеспечения ее минимального размера. В этом перечне индексации нет. Это значит, что она включается в сумму зарплаты работника для сравнения ее с МЗП.

Положа руку на сердце, отметим, что есть выплаты, которые не указаны в качестве «исключений» в ч. 2 ст. 31 Закона об оплате труда, но они не включаются в зарплату для сравнения с МЗП. При этом для объяснения своей позиции по таким выплатам специалисты подключают другие объяснительные аргументы (см. далее в этом номере другие письма Минсоцполитики).

Что в результате получается? А то, что одна государственная гарантия (доплата до МЗП) поглощает другую государственную гарантию (индексацию).

Почему в этом вопросе специалисты Минсоцполитики сделали такой вывод, хотя и законодательные, и подзаконные акты свидетельствуют о правильности первоначальной позиции по этому вопросу? Скорее всего, все сводится к бюджетной целесообразности, а попросту — к экономии средств. А заложниками такой экономии стали бухгалтеры, которые теперь вынуждены, заручившись заявлениями своих работников, удержать суммы индексации, начисленные за январь «сверху» 3200 грн., а не «внутри» ☹.

Татьяна РУДАЯ, главный редактор газеты «Оплата труда»

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить