В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса Украины и статьей 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» приказываю:
1. Утвердить Изменения к некоторым методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету для субъектов государственного сектора (прилагаются).
2. Департаменту прогнозирования доходов бюджета и методологии бухгалтерского учета (Романюк Ю. П.) обеспечить обнародование этого приказа на официальном веб-сайте Министерства финансов Украины в сети Интернет.
3. Контроль за выполнением этого приказа оставляю за собой.
Министр А. Данилюк
Утверждены приказом Министерства финансов Украины от 03.05.2017 г. № 481
Изменения к некоторым методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету для субъектов государственного сектора
1. В Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23 января 2015 года № 11:
1) пункт 4 раздела II изложить в следующей редакции:
«4. Первые четыре знака инвентарного (номенклатурного) номера означают номер субсчета, пятый — подгруппу, все остальные знаки — порядковый номер предмета в подгруппе. Для тех групп основных средств, для которых не выделены подгруппы, пятый знак может обозначаться нулем.»;
2) в пункте 5 раздела IX:
второе предложение абзаца первого исключить;
второе предложение абзаца второго изложить в следующей редакции: «Одновременно отражается увеличение внесенного капитала и уменьшение целевого финансирования».
2. В пункте 12 раздела II Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету нематериальных активов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23 января 2015 года № 11:
второе предложение абзаца первого исключить;
второе предложение абзаца второго изложить в следующей редакции: «Одновременно отражается увеличение внесенного капитала и уменьшение целевого финансирования».
3. В разделе II Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23 января 2015 года № 11:
в пункте 28 слова и цифры «(кроме малоценных и быстроизнашивающихся предметов, передача которых отражается в соответствии с пунктом 37 этого раздела)» исключить;
в пункте 29 слова «(кроме малоценных и быстроизнашивающихся предметов)» исключить.
Директор Департамента прогнозирования доходов бюджета и методологии бухгалтерского учета Ю. Романюк
Комментарий редакции
О формировании инвентарных номеров по-новому и не только об этом: изменения от Минфина
Помните, еще в начале этого года на страницах газеты «Бюджетная бухгалтерия» (см. статью «Основные средства: осваиваем новый План счетов», 2017, № 7) мы советовали бюджетным учреждениям при вводе в эксплуатацию объектов основных средств с 01.01.2017 г. присваивать инвентарные номера, руководствуясь нумерацией субсчетов, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203 (далее — План счетов). То есть не ждать того времени, когда будут внесены изменения в правила формирования инвентарных (номенклатурных) номеров, предусмотренные в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11 (далее — Методрекомендации ОС).
И вот, наконец, такие изменения внесены приказом Минфина от 03.05.2017 г. № 481 в Методрекомендации.
Так, первые четыре знака инвентарного (номенклатурного) номера обозначают номер субсчета, пятый — подгруппу, все остальные знаки — порядковый номер предмета в подгруппе. Для тех групп основных средств, для которых не выделены подгруппы, пятый знак может обозначаться нулем. Например, для лабораторного оборудования, которое зачислено на субсчет 1014 «Машины и оборудование» подгруппы 5 и является 217-м предметом в этой подгруппе, будет присвоен инвентарный номер 101450217, где:
Кроме того, из п. 5 разд. IX Методрекомендаций ОС исключено упоминание о формировании бюджетными учреждениями фонда в незавершенном капитальном строительстве. Давайте сравним, как выглядит указанный пункт до изменений и в настоящее время.
До изменений | После изменений |
5. Расходы на приобретение, создание и улучшение объектов основных средств, использование которых на дату баланса по назначению не состоялось, отражаются в составе незавершенных капитальных инвестиций в необоротные активы. Капитальные инвестиции в сумме таких расходов формируют фонд в незавершенном капитальном строительстве. Зачисление объектов капитальных инвестиций на основании первичных документов в состав основных средств отражается с соответствующим уменьшением капитальных инвестиций. Одновременно отражается увеличение фонда в необоротных активах и уменьшение фонда в незавершенном капитальном строительстве | 5. Расходы на приобретение, создание и улучшение объектов основных средств, использование которых на дату баланса по назначению не состоялось, отражаются в составе незавершенных капитальных инвестиций в необоротные активы. Зачисление объектов капитальных инвестиций на основании первичных документов в состав основных средств отражается с соответствующим уменьшением капитальных инвестиций. Одновременно отражается увеличение внесенного капитала и уменьшение целевого финансирования |
Согласитесь, такие изменения выглядят полностью уместными, поскольку прежняя редакция п. 5 разд. IX Методрекомендаций ОС относительно формирования фонда в незавершенном строительстве с 01.01.2017 г. не отвечает требованиям Плана счетов.
Напомним, что остатки сумм, которые по состоянию на 01.01.2017 г. бюджетные учреждения учитывали на субсчете 402 «Фонд в незавершенном капитальном строительстве», были перенесены на субсчет 5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств».
Также в п. 5 разд. IX Методрекомендаций ОС добавлена норма о том, что при зачислении объектов капитальных инвестиций в состав основных средств одновременно отражаем увеличение внесенного капитала и уменьшение целевого финансирования. То есть в бухгалтерском учете при зачислении таких объектов в состав основных средств и прочих необоротных материальных активов (при вводе в эксплуатацию) составляют корреспонденции субсчетов:
на сумму первоначальной стоимости объектов, введенных в эксплуатацию: Дт 10, 11 — Кт 13;
одновременно отражены изменения в капитале: Дт 5411 — Кт 5111.
Кстати, аналогичные изменения внесены в п. 12 разд. II Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету нематериальных активов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11, которые касаются зачисления на баланс объектов капитальных инвестиций в состав нематериальных активов.
И последние изменения, которые внесены комментируемым приказом, касаются МБП. Они внесены в пп. 28 и 29 разд. II Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.
Давайте сравним, как выглядят указанные пункты до и после изменений.
До изменений | После изменений |
28. В случае, если запасы (кроме малоценных и быстроизнашивающихся предметов, передача которых отражается в соответствии с п. 37 этого раздела) безвозмездно переданы (получены) в пределах уполномоченного органа, то балансовая стоимость таких запасов до их использования отражается в бухгалтерском учете как увеличение дебиторской задолженности (обязательств) по расчетам по внутреннему перемещению (внутриведомственной безвозмездной передаче) запасов. 29. Списание использованных запасов (кроме малоценных и быстроизнашивающихся предметов), полученных безвозмездно в пределах уполномоченного органа, отражается в бухгалтерском учете как уменьшение балансовой стоимости этих запасов и обязательств по расчетам по их внутреннему перемещению (внутриведомственной безвозмездной передаче). В бухгалтерском учете субъекта государственного сектора, который передал эти запасы, такое списание отражается как увеличение расходов и уменьшение дебиторской задолженности по расчетам по внутреннему перемещению (внутриведомственной безвозмездной передаче) запасов на основании акта списания, полученного от субъекта государственного сектора, который их использовал | 28. В случае, если запасы безвозмездно переданы (получены) в пределах уполномоченного органа, то балансовая стоимость таких запасов до их использования отражается в бухгалтерском учете как увеличение дебиторской задолженности (обязательств) по расчетам по внутреннему перемещению (внутриведомственной безвозмездной передаче) запасов. 29. Списание использованных запасов, полученных безвозмездно в пределах уполномоченного органа, отражается в бухгалтерском учете как уменьшение балансовой стоимости этих запасов и обязательств по расчетам по их внутреннему перемещению (внутриведомственной безвозмездной передаче). В бухгалтерском учете субъекта государственного сектора, который передал эти запасы, такое списание отражается как увеличение расходов и уменьшение дебиторской задолженности по расчетам по внутреннему перемещению (внутриведомственной безвозмездной передаче) запасов на основании акта списания, полученного от субъекта государственного сектора, который их использовал |
Как видим, благодаря внесенным изменениям на МБП также распространяются общие правила отражения в бухгалтерском учете операций по безвозмездной передаче в пределах уполномоченного органа. И это полностью логично.
О том, как отражать в бухгалтерском учете операции по внутриведомственной передаче запасов, мы рассказывали на числовых примерах в наших материалах в газете «Бюджетная бухгалтерия» (см. консультации «Учет запасов: самое актуальное в доступном формате», 2017, № 20 и «МБП — старые знакомые «под новым соусом», 2017, № 15).
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик