Темы статей
Выбрать темы

Учетная политика и организация бухучета в 2017 году

Шашерин Валерий, главный бухгалтер воинской части А4502
Одним из документов, которые следует оформить каждому бюджетному учреждению, является приказ об учетной политике. Какие пункты обязательно нужно включить в этот документ в 2017 году? Кто в бюджетной организации должен заниматься подготовкой приказа об учетной политике? Чем данный приказ отличается от приказа по организации бухучета? Ответы на эти и другие вопросы, а также варианты оформления таких приказов вы найдете в этой статье.

Бюджетные организации ведут бухгалтерский учет в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета (далее — НП(С)БУ) и другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета в порядке, установленном Минфином. Эта норма закреплена в абз. 2 ч. 2 ст. 56 БКУ.

При этом НП(С)БУ — нормативно-правовой акт, утвержденный центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование финансовой политики, определяет принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, не противоречащей международным стандартам. Правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине предусмотрены Законом № 996.

Начиная с 1 января 2015 года все бюджетные учреждения должны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность на основании принципов и методов учета, зафиксированных в учетной политике.

При определении учетной политики и составлении соответствующего распорядительного документа бюджетные учреждения как субъекты государственного сектора руководствуются НП(С)БУ и другими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету в государственном секторе.

Несмотря на то что часть НП(С)БУ бюджетные учреждения применяют с 1 января 2015 года, т. е. уже более двух лет, на практике их применение продолжает вызывать у бухгалтеров определенные вопросы. Кроме того, с 1 января 2017 года введены в действие еще часть НП(С)БУ, новый План счетов и ряд других документов, которые добавили немало работы бухгалтерам.

Попробуем разобраться, что же предстоит сделать бюджетным учреждениям для внедрения и практического применения НП(С)БУ, которые действуют с 1 января 2017 года.

Для того чтобы правильно вести бухгалтерский учет, обеспечить отражение всех проведенных финансово-хозяйственных операций распорядитель бюджетных средств должен прежде всего построить систему, обеспечивающую соблюдение единой методологии ведения бухгалтерского учета для своего учреждения. Основным документом, определяющим такой порядок, является учетная политика, формирование которой предусмотрено Методрекомендациями и НП(С)БУ 125.

Учетная политика является элементом системы бухгалтерского учета бюджетного учреждения. Поэтому организация бухгалтерского учета распорядителем бюджетных средств заключается в разработке таких двух основных документов:

— первый — приказ об учетной политике бюджетного учреждения;

— второй — приказ об организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности бюджетного учреждения.

Следовательно, распорядителю бюджетных средств нужно издать для организации бухгалтерского учета два вышеупомянутых приказа.

Рассмотрим детально каждый из этих документов. Сначала остановимся на формировании учетной политики бюджетных учреждений.

Понятие и принципы формирования учетной политики

Учетная политика — это совокупность принципов, методов и процедур, используемых учреждением для составления и предоставления финансовой отчетности. Закон № 996 устанавливает, что учреждение самостоятельно определяет учетную политику с учетом своей специфики и необходимости соблюдения нормативных документов как общегосударственного, так и ведомственного значения.

Внимание! При проведении ревизий, аудита контролирующие органы обязательно требуют приказ (Положение) об учетной политике, а его отсутствие трактуют как нарушение Закона № 996, мотивируя это тем, что учреждение не определило свою учетную политику. Такое нарушение может повлечь наложение административного штрафа согласно ст. 1642 КУоАП.

При этом обязательность наличия приказа об учетной политике определена п. 4 разд. 1 НП(С)БУ 125, согласно которому учетная политика субъекта госсектора определяется распорядительным документом, в котором должны быть установлены методы оценки, учета, процедуры, которые должен применять субъект госсектора и по которым нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета предусмотрено более одного варианта.

Кстати, одновариантные методы оценки, учета и процедуры, предусмотренные НП(С)БУ, являются обязательными к применению, и включать их в приказ об учетной политике нецелесообразно.

Следует заметить, что с 1 января 2017 года нормы разд. II НП(С)БУ 101, в котором приведено понятие учетной политики, имеют более широкий смысл, а именно:

«Учетная политика определяется на основе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе. Учетная политика субъекта государственного сектора определяется в распорядительном документе, в котором должны быть установлены методы оценки, учета, виды сегментов и их приоритетность и процедуры, которые должен применять субъект государственного сектора и по которым нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету предусмотрено более одного варианта.

Субъект государственного сектора должен последовательно применять учетную политику таким образом, чтобы финансовая отчетность соответствовала всем требованиям национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе.

Если Национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе предусмотрено применение нескольких методов оценки, то субъект государственного сектора обязан выбрать и последовательно применять один из них».

Для распорядителя бюджетных средств важным моментом является то, что в пределах главного распорядителя бюджетных средств должны применяться единые подходы к учетной политике ( п. 4 разд. 1 Методрекомендаций). Такой подход обеспечивают непосредственно распорядительными документами главного распорядителя бюджетных средств путем издания соответствующего приказа (распоряжения), устанавливающего такие единые подходы, или путем предоставления разрешения о согласовании распорядительного документа об учетной политике распорядителям бюджетных средств нижестоящего уровня — распорядителю бюджетных средств по ведомственной подчиненности ( абз. 2 п. 2 разд. 1 Методрекомендаций).

Таким образом, главный распорядитель бюджетных средств реализует свои права относительно применения принципа единства бюджетной системы, который обеспечивается единством порядка ведения бухгалтерского учета ( ст. 7 БКУ). Одновременно главный распорядитель осуществляет методическое руководство и контроль за соблюдением требований законодательства по вопросам ведения бухучета, составления бюджетной и финансовой отчетности бухгалтерской службой бюджетного учреждения, которому подчинены другие бюджетные учреждения. Такие полномочия предусмотрены в п. 6 Типового положения № 59.

Важно! Формирование учетной политики распорядителя бюджетных средств в обязательном порядке должно базироваться на соблюдении им требований главного распорядителя бюджетных средств относительно определенных им подходов к учетной политике по соответствующим объектам. Таким образом, самостоятельность принятия решения по учетной политике распорядителя бюджетных средств ограничена, и принимаемые нормы должны соответствовать распоряжениям главного распорядителя бюджетных средств или распорядителя бюджетных средств вышестоящего уровня.

Основные моменты вышеуказанных положений на практике уже сейчас применяются бюджетными учреждениями. Однако, в настоящее время сложилась ситуация, когда Министерством финансов не утверждены соответствующие методические рекомендации о применении НП(С)БУ, которые введены в действие с 1 января 2017 года. При этом отсутствие таких методических рекомендаций не дает возможности главному распорядителю бюджетных средств внести изменения (или разработать новый приказ об учетной политике для своего ведомства) и, соответственно, не позволяет дать соответствующие распоряжения распорядителям бюджетных средств нижестоящего уровня. В результате пока в этом году продолжают действовать без изменений приказы об учетной политике, изданные в 2015 году.

Рассмотрим, какие сейчас существуют особенности составления приказов по учетной политике и организации бухгалтерского учета.

Приказ (Положение) об учетной политике

Этот документ определяет методологические вопросы бухгалтерского учета без раскрытия вопросов, касающихся организации такого учета. Поскольку последние не касаются непосредственно ведения бухучета, такая информация может часто меняться по различным причинам, влияющим на деятельность бюджетного учреждения (изменение фамилий должностных лиц, штатного расписания, наименований подразделений, внутренней структуры и т. п.). При составлении распорядительного документа по учетной политике бюджетное учреждение должно определить принципы и методы учета, на которые у него осталось право выбора или принятия управленческого решения с учетом требований НП(С)БУ и единых подходов к учетной политике, установленных главным распорядителем бюджетных средств или вышестоящей организацией.

Какие подходы могут быть и в чем заключается работа, предшествующая составлению приказа (Положения) об учетной политике? Об этом — далее.

Этапы

Содержание этапов

Подготовка проекта приказа

Проект распорядительного документа готовит главный бухгалтер (начальник финансово-экономической службы), поскольку согласно п.п. 7 п. 13 Типового положения № 59 именно на него возлагается обязанность разработки предложений по определению учетной политики. При этом такая работа может иметь следующий алгоритм:

1. Изучение НП(С)БУ и методрекомендаций к ним.

2. Изучение распорядительных документов главного распорядителя бюджетных средств, отраслевых методрекомендаций (при их наличии) с определением установленных единых подходов внутри ведомства.

3. При наличии ранее действовавшего приказа (Положения) об учетной политике после проведенного анализа (пп. 1 и 2) оценивается соответствие содержания этого документа установленным нормативным и распорядительным документам и наличия оснований для внесения изменений в учетную политику.

4. Определение объектов учета бюджетного учреждения, по которым нет решения распорядительного органа в отношении учетных оценок и по которым учреждение может провести выбор оценки в соответствии со своей спецификой.

5. Подача руководителю проекта приказа (Положения) на рассмотрение и утверждение. При отражении в учетной политике учетных оценок, по установлению которых отсутствуют отраслевые методрекомендации и единые подходы главного распорядителя бюджетных средств, руководитель должен получить от главного бухгалтера профессиональное заключение о законности установления и обоснованности применения таких учетных оценок.

6. Утверждение руководителем проекта приказа, который после этого считается официальным документом и доводится под подпись до сведения всех руководителей структурных подразделений, работников бухгалтерской (финансово-экономической) службы, материально ответственных лиц.

7. Отправка официально утвержденного приказа главному распорядителю бюджетных средств по ведомственной подчиненности для его согласования (официальная отправка на согласование для контролирующих органов будет свидетельствовать при проверках контролирующими органами о том, что руководитель исполняет свои обязанности по утверждению учетной политики).

8. Возможен вариант, когда проект приказа, отправленный на согласование, рассмотрен и подписан руководителем и вводится в действие после получения согласования. Данный вариант позволит при наличии замечаний главного распорядителя бюджетных средств на этапе согласования исключить необходимость внесения изменений в уже действующий приказ

Выбор элементов учетной политики бюджетной организации (при наличии у нее права выбора)

Определение периода начисления амортизации

Период начисления амортизации должен определяться главным распорядителем бюджетных средств. Если к периоду начисления амортизации нет требований распорядителя вышестоящего уровня, то в учетной политике бюджетного учреждения обязательно надо самостоятельно установить такую норму

Определение ликвидационной стоимости активов

Этот пункт не является обязательным элементом учетной политики.

В случае требования распорядителя вышестоящего уровня бюджетное учреждение определяет периоды, когда устанавливают ликвидационную стоимость активов.

Установление размера ликвидационной стоимости может быть определено приказом об учетной политике главного распорядителя бюджетных средств. Например, в процентах от первоначальной стоимости по отдельным активам; в размере не менее стоимости драгоценных металлов и металлолома, который содержится в активе; в размере остаточной стоимости, определяемой нормативными документами ведомства, или о нецелесообразности установления такой стоимости (при этом она принимается равной нулю)

Определение порядка проведения переоценки

Определение порядка проведения переоценки основных средств и других активов и установления признаков существенности, при превышении которых бюджетное учреждение проводит переоценку.

Решение о проведении переоценки объектов основных средств бюджетное учреждение согласовывает с вышестоящей организацией. В случае принятия такого решения переоценку объектов основных средств проводят на годовую дату Баланса

Определение единицы аналитического учета запасов

Единицей учета запасов согласно НП(С)БУ 123 могут быть:

— наименование;

— однородная группа (вид).

Исходя из особенностей бюджетного учреждения могут быть установлены несколько подходов к определению единиц бухгалтерского учета запасов.

Например, устанавливается единица бухгалтерского учета — наименование для всех запасов, кроме таких однородных групп, как «дизтопливо», «автобензин» и т. п.

На практике данная ситуация возникает в небольших бюджетных учреждениях, которые получают такие запасы по разным сортам, при этом условий раздельного хранения каждого вида нет. Практически такие запасы хранятся в одной емкости и проводится заправка автомашины смесью с отражением в путевом листе записи «Дизтопливо» без указания типа, сорта. Бухгалтерский учет будет осуществляться по единой группе с определением средневзвешенной цены, которую целесообразно определять на дату каждой операции.

Также в учетной политике главного распорядителя бюджетных средств могут быть отражены стоимостные оценки запасов, которые поступают в результате их внутриведомственного перемещения. Согласно п. 6 разд. ІІ НП(C)БУ 123 первоначальная cтоимость таких запасов должна быть равна их балансовой стоимости организации, которая их передала. Кроме того, согласно Типовой корреспонденции стоимость израсходованных (списанных) запасов не относится на фактические расходы их получателя. Отнесение их стоимости на фактические расходы осуществляет сторона, которая передала эти запасы (после получения подтверждающих документов об их расходовании от стороны, получившей такие запасы). В этом случае выбытие материальных ценностей оценивают по идентифицированной стоимости соответствующей единицы запасов. Такой подход устанавливается в учетной политике главным распорядителем бюджетных средств (например, в Министерстве обороны на основании п. 6.36 приказа Минобороны от 31.12.2016 г. № 757).

Такие учетные оценки должны определяться главным распорядителем бюджетных средств или обязательно согласовываться с ним (для конкретного бюджетного учреждения по его ходатайству)

Учет запасов по местам хранения

Определяется порядок учета запасов по местам хранения у материально ответственных лиц.

Такой порядок учета устанавливается бюджетным учреждением самостоятельно

Выбор метода оценки выбытия запасов

Выбытие запасов оценивают по одному из трех методов:

1) идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов (в том числе для активов, полученных в результате внутриведомственной передачи);

2) средневзвешенной себестоимости;

3) себестоимости первых по времени поступления запасов (метод ФИФО).

Тот или иной метод оценки выбытия запасов определяют решением главного распорядителя бюджетных средств

Учет транспортно-заготовительных расходов и их распределение

Определяют порядок учета транспортно-заготовительных расходов:

1) обобщение на отдельном субсчете;

2) учет на отдельном аналитическом субсчете по отдельным группам запасов (при доставке нескольких наименований, групп и видов запасов).

Метод учета и порядок распределения транспортно-заготовительных расходов в стоимости запасов определяется главным распорядителем бюджетных средств

Критерии для разграничения инвестиционной недвижимости

В случае наличия признаков, по которым объект основных средств может быть отнесен и к операционной, и к инвестиционной недвижимости, бюджетное учреждение должно разработать критерии для их разграничения.

В п. 1 разд. II Методрекомендаций не упоминается о таком критерии для разграничения операционной и инвестиционной недвижимости. Это определено в п. 2 разд. V НП(С)БУ 129

Признание дохода от необменных операций

Бюджетные учреждения могут определить подходы к признанию дохода от необменных операций на основании требований, определенных в НП(С)БУ 124.

И хотя в п. 1 разд. II Методрекомендаций не упоминается о таких подходах, о необходимости раскрытия этой информации в примечаниях к финансовой отчетности идет речь в п. 1.1 разд. IV НП(С)БУ 124

Признание дохода от предоставления услуг

Бюджетные учреждения могут определить подходы к признанию дохода от предоставления услуг на основании требований, определенных в НП(С)БУ 124.

И хотя в п. 1 разд. II Методрекомендаций не упоминается о таких подходах, о необходимости раскрытия этой информации в примечаниях к финансовой отчетности идет речь в п. 1.2 разд. IV НП(С)БУ 124

Перечень и состав статей калькуляции производственной себестоимости продукции (работ, услуг)

Перечень и состав статей калькуляции производственной себестоимости продукции (работ, услуг) бюджетное учреждение устанавливает по согласованию с вышестоящей организацией в зависимости от своих отраслевых особенностей.

Согласно п. 1 разд. IV НП(С)БУ 135 в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) включаются: прямые материальные расходы; прямые расходы на оплату труда; другие прямые расходы; переменные общепроизводственные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы

Приложения к приказу

Корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета

Приводят только ту корреспонденцию субсчетов, которая касается бюджетного учреждения, составленную на основании Типовой корреспонденции. Нецелесообразно включать в этот документ корреспонденцию субсчетов, хозяйственные операции по которой не имеют отношения к бюджетному учреждению.

Кроме того, бюджетные учреждения в случае необходимости могут применять корреспонденцию субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами, которая не предусмотрена Типовой корреспонденцией, с сохранением единых методологических принципов, установленных НП(C)БУ и другими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету в госсекторе.

Внимание: в случае применения корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета, не предусмотренной в Типовой корреспонденции, нужно соблюдать не только методологию учета, но и сущность самой хозяйственной операции (т. е. исходить из принципа превалирования сущности над формою).

В таких случаях корреспонденция субсчетов должна быть согласована с главным распорядителем бюджетных средств с целью осуществления единых подходов к ведению бухгалтерского учета внутри ведомства

Ведомость типовых сроков полезного использования основных средств и нематериальных активов

При применении сроков полезного использования основных средств субъекта государственного сектора, отличающихся от Типовых сроков полезного использования основных средств и Типовых сроков полезного использования нематериальных активов ( приложения 1 и 2 к Методрекомендациям), в этом документе обязательно надо указать ведомственную нормативную базу, согласно которой они установлены, или указывать, что срок установлен учреждением при вводе объекта в эксплуатацию самостоятельно с соответствующим обоснованием такого решения

Заключительные моменты

Согласование приказа (Положения) с главным распорядителем бюджетных средств

Бюджетное учреждение разрабатывает приказ об учетной политике самостоятельно (с обязательным учетом положений, определенных в распорядительном документе главного распорядителя бюджетных средств, и ведомственных особенностей). Проект приказа согласовывают с вышестоящей организацией и после этого вводят его в действие. Аналогичный алгоритм используется и в случае внесения изменений в приказ.

Проект приказа основывается на распорядительных документах главного распорядителя бюджетных средств (как вариант, на практике могут согласовываться с главным распорядителем бюджетных средств уже подписанные руководителем приказы по учетной политике, но в такой ситуации после замечаний главного распорядителя бюджетных средств в изданный приказ вносятся изменения).

Приказ об учетной политике с учетом внесенных в него изменений по требованию вышестоящего распорядителя бюджетных средств в виде приложения можно подать вместе с годовой финансовой отчетностью. Кроме того, ссылки на приказ по отдельным вопросам учета могут отражаться в бюджетной и финансовой отчетности, которую подают в орган Казначейства (например, установленный период начисления амортизации и т. п.). Как правило, подобного рода ссылки учреждения приводят в примечаниях (Пояснительной записке) к Балансу

Сроки действия приказов и внесения изменений

Устанавливается на длительный срок. Изменения вносятся, как правило, с начала года в случаях, предусмотренных в п. 3 разд. III Методрекомендаций, а именно:

при переходе на применение новых принципов бухгалтерского учета;

— при изменении подхода к признанию или измерению хозяйственной операции либо события в пределах одного принципа бухгалтерского учета.

Важно: изменение приказа возможно только в случае изменений НП(С)БУ по требованию органа, который утверждает стандарты (Минфина), или если изменения обеспечивают более достоверное отражение событий либо хозяйственных операций в бухучете и финансовой отчетности бюджетного учреждения

В какой срок учреждениям нужно обновить приказ об учетной политике на 2017 год?

Ответа на этот вопрос нет ни в одном нормативно-правовом акте по вопросам ведения бухгалтерского учета: ни в Законе № 996, ни в НП(С)БУ 125, ни в Методрекомендациях. Кстати, это объясняется тем, что ни в одном из этих документов нет требований о сроках и периодичности внесения изменений в распорядительный документ по учетной политике.

Конечно, в идеале, изменения, касающиеся учетной политики на следующий год, распорядителям бюджетных средств имеет смысл продумать в конце года и, соответственно, внести изменения в начале года ( п. 2 разд. III Методрекомендаций). Однако изменять учетную политику учреждение может в любой момент при наличии одного из оснований, определенных в п. 3 разд. III Методрекомендаций, а не только с 1 января нового бюджетного года.

В связи с тем что в течение I квартала 2017 года изменяются требования органа, осуществляющего функции по регулированию методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности (так как Минфин до сих пор продолжает вносить изменения в свои акты), нужно быть готовыми к тому, что главные распорядители будут вносить в течение года изменения в свои приказы об учетной политике. Соответственно, это потребует от распорядителей бюджетных средств внесения соответствующих изменений и в свои распорядительные документы по учетной политике.

Ниже приведем образец приказа об учетной политике. Конечно, это всего лишь один их возможных вариантов и такая его форма вовсе не обязательна для всех распорядителей бюджетных средств.

Кроме того, при разработке этого документа как возможный вариант можно принять пример Положения об учетной политике ( приложение 3 к Методрекомендациям), а также учесть при этом требования об учетной политике, согласованные с главным распорядителем бюджетных средств.

Приказ

г. Одесса

28.12.2016 г.

Об утверждении Положения об учетной политике воинской части

В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV, Типовым положением о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденным постановлением КМУ от 26.01.2011 г. № 59, Национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета в государственном секторе 125 «Изменение учетных оценок и исправление ошибок», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 24.12.2010 г. № 1629, Методическими рекомендациями относительно учетной политики субъекта государственного сектора, утвержденными приказом Министерства финансов Украины от 23.01.2015 г. № 11, Положением об учетной политике и другими распорядительными документами Министерства обороны Украины по вопросам учетной политики ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение об учетной политике (прилагается).

2. Начальнику административной части ознакомить под подпись с приказом всех руководителей структурных подразделений, служб (в том числе внештатных), специалистов финансово-экономической службы и хозяйственной части, материально ответственных лиц.

3. Начальнику финансово-экономической службы — главному бухгалтеру части подать Положение об учетной политике на согласование в Департамент финансов Министерства обороны Украины во время подачи годовой бюджетной и финансовой отчетности за 2017 год.

4. Контроль за выполнением этого приказа оставляю за собой.

5. Этот приказ вступает в силу со дня его подписания и применяется с 01 января 2017 года.

Командир воинской части полковник медицинской службы
И. И. Иванченко

Положение об учетной политике

Положение об учетной политике (далее — Положение) определяет методы оценки, учета и процедуры, которые применяются воинской частью для ведения бухгалтерского учета, составления и подачи финансовой и бюджетной отчетности, не определенные национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе или относительно которых предусмотрен более чем один их вариант, а также сроки полезного использования групп основных средств и нематериальных активов.

1. Амортизация необоротных активов начисляется исходя из сроков полезного использования основных средств и нематериальных активов, которые установлены обеспечительными органами (структурными подразделениями) по закрепленной номенклатуре военного имущества, в случае их отсутствия — по типовым срокам, которые определены в приложениях 2 и 3 к этому Положению.

Установленная периодичность начисления амортизации — на годовую дату Баланса. Начисление амортизации осуществляется на амортизационную стоимость, которая определяется как разница между первоначальной (переоцененной) и ликвидационной стоимостью объекта основных средств.

2. Ликвидационная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется при введении активов в эксплуатацию, а для активов, которые уже находятся в воинской части в эксплуатации, — в момент достижения 100 % размера накопленной суммы амортизации. Определенная сумма ликвидационной стоимости прибавляется к первоначальной стоимости основного средства. В дальнейшем амортизация на такие активы не начисляется.

Ликвидационная стоимость активов основных средств не может быть меньше чем стоимость металлолома, драгоценных металлов, которые содержатся в активе, а также других товарно-материальных ценностей (в том числе узлов, деталей и агрегатов, прочих ТМЦ), которые могут быть получены частью после ликвидации актива.

3. Проведение переоценки основных средств осуществляется в случае, когда размер отклонения остаточной стоимости основных средств от их справедливой стоимости превышает порог существенности в размере 10 %*. Основанием для проведения переоценки является распоряжение обеспечительного органа, в ведении которого находится объект основных средств, или главного распорядителя средств с определением порядка и сроков ее проведения. Переоценка проводится по приказу командира воинской части рабочей инвентаризационной комиссией по видам основных средств, определенным приказом от 29.12.2016 г. № 56 на годовую дату Баланса.

* Проведение переоценки учреждением усложнено необходимостью определения справедливой стоимости активов, которая требует дополнительных финансовых расходов для оплаты проведения такой оценки субъектами оценочной деятельности и предоставления ими справок об оценке. Такие расходы бюджетными учреждениями на 2017 год не запланированы и в условиях ограниченного финансирования могут быть и не профинансированы. В связи с этим для проведения переоценки целесообразно в 2017 году руководствоваться распоряжениями обеспечительных органов по видам имущества или главного распорядителя средств бюджетного учреждения.

4. Единицей аналитического учета запасов признаются:

— для всех групп запасов за исключением групп запасов «Дизельное топливо» и «Автобензин» — их наименование;

— для дизельного топлива и автобензина — их однородная группа.

5. В местах хранения запасов материально ответственные лица ведут количественный учет движения запасов в книге складского учета запасов по наименованиям и количеству. Для однородных групп, которые определены в п. 4 Положения, количественный учет ведется по общему количеству запасов такой группы. Ежеквартально на дату Баланса специалист бухгалтерской службы, ответственный за ведение учета запасов, осуществляет выборочную сверку фактического наличия запасов с записями в книге и данными бухгалтерского учета.

В бухгалтерской службе учет запасов ведется по наименованиям в разрезе материально ответственных лиц — в оборотных ведомостях (по каждому субсчету) и в книгах (карточках) количественно-суммового учета в количественном и суммовом выражениях.

6. Отпуск запасов в использование, производство, продажу, прочее выбытие осуществлять по средневзвешенной себестоимости, которая определяется на дату осуществления операции (оценка проводится путем деления суммарной стоимости остатка таких запасов на дату операции на суммарное количество запасов на дату операции по их выбытию). Для запасов, которые были получены в результате внутриведомственного снабжения, выбытие запасов осуществляется по идентифицированной стоимости, которая определена поставщиком в документах на их получение.

7. Транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением запасов, обобщаются по отдельным группам запасов на отдельном аналитическом субсчете. Сумма транспортно-заготовительных расходов, которая обобщается на отдельном аналитическом субсчете счетов учета запасов, пропорционально относится на сумму запасов, которые выбыли (использованы, реализованы, безвозмездно переданы и т. п.) за отчетный месяц. Аналитические субсчета для учета транспортно-заготовительных расходов определяются путем добавления к основному аналитическому субсчету группы запасов индекса «ТЗР».

8. Обязываю всех должностных лиц части безусловно выполнять требования главного бухгалтера, которые следуют из Положения о финансовом органе части, его должностной инструкции и этого приказа.

Начальник финансово-экономической службы (главный бухгалтер) осуществляет контроль за соблюдением требований этого Положения.

9. Положение применять с 1 января 2017 года. С Положением ознакомить в письменном виде всех руководителей структурных подразделений части, начальников служб (в том числе внештатных).

Приложения:

1. Рабочая схема корреспонденции субсчетов воинской части**.

** Приводят только в том случае, когда бюджетное учреждение применяет корреспонденцию субсчетов для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами, не предусмотренную Типовой корреспонденцией.

2. Ведомость типовых сроков полезного использования основных средств.

3. Ведомость типовых сроков полезного использования нематериальных активов.

Приказ об организации бухгалтерского учета

Согласно п. 3 ст. 8 разд. III Закона № 996 ответственным за организацию бухгалтерского учета, фиксирование фактов всех проведенных хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока в бюджетном учреждении является его руководитель, который осуществляет руководство в соответствии с законодательством и уставными документами. Поэтому для того чтобы бюджетное учреждение могло приступить к ведению бухгалтерского учета, прежде всего руководитель должен создать бухгалтерскую службу (в соответствии со структурой, определенной штатным расписанием бюджетного учреждения), организовать работу всех структурных подразделений и комиссий таким образом, чтобы бухгалтерская служба имела возможность полноценно осуществлять свою деятельность.

Приказ об организации бухгалтерского учета (далее — приказ) представляет собой распорядительный документ бюджетного учреждения, который определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, основанные на требованиях НП(С)БУ и других нормативно-правовых актов по вопросам бухгалтерского учета в государственном секторе.

Содержание этого приказа определяется требованиями как общего законодательства, так внутриведомственных актов, а также особенностями (спецификой) деятельности конкретного бюджетного учреждения.

Далее рассмотрим, какую информацию может содержать этот распорядительный документ.

Информация

Содержание информации

Обязанности главного бухгалтера по подготовке проекта приказа

В соответствии с п.п. 7 п. 13 Типового положения № 59 главным бухгалтером разрабатываются предложения для руководителя бюджетного учреждения по следующим направлениям деятельности, которые дадут возможность бухгалтерской службе осуществлять свои полномочия, а именно:

— порядок обработки учетных данных с учетом отраслевых особенностей учреждения;

— системы и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета;

— правила документооборота;

— дополнительная система счетов и регистров аналитического учета.

Необходимость подготовки такого приказа главным бухгалтером объясняется тем, что именно он организует работу по ведению бухгалтерского учета в учреждении ( п.п. 1 п. 13 Типового положения № 59)

Форма организации бухгалтерского учета

Определяется структура бухгалтерской службы бюджетного учреждения. Выбор формы организации бухгалтерского учета зависит от требований законодательства и распорядителя вышестоящего уровня при формировании и утверждении штатного расписания бюджетного учреждения

Форма ведения бухгалтерского учета

Мемориально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета является единой для всех бюджетных учреждений. Порядок ее ведения определен приказом Госказначейства «Об утверждении Инструкции о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления» от 27.07.2000 г. № 68. На сегодня Минфин уже разработал проект приказа «Об утверждении Порядка составления форм мемориальных ордеров субъектов государственного сектора». Однако на момент подготовки этой статьи указанный проект еще не получил статуса официального документа.

При ведении бухгалтерского учета в автоматизированном виде (в том числе и частично) приводится перечень программного обеспечения, которое при этом используется (включая программы, разработанные самостоятельно)

Перечень должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетами и подписывать платежные, расчетные и другие первичные документы, бюджетную и финансовую отчетность

Приводят:

— перечень должностных лиц, которым предоставлено право распоряжаться счетами и подписывать платежные, расчетные и другие первичные и распорядительные документы, бюджетную, финансовую и другую отчетность;

— перечень должностных лиц, уполномоченных на получение и выдачу ТМЦ, а также тех лиц, которые подписывают первичные документы и другие документы, являющиеся основанием, например, для планирования расходов, отображения кассовых и фактических расходов. Также те должностные лица, которые принимают выполненные работы и услуги на предмет соответствия взятых обязательств (подписывают акты выполненных работ, накладные, прочие документы)

Определение порядка выдачи подотчетных сумм

Определяется перечень постоянных авансодержателей.

Определяется порядок выдачи подотчетных сумм другим должностным лицам бюджетного учреждения

Отдельные моменты ведения бухгалтерского учета, связанные с особенностями его ведения в бюджетном учреждении

Установление лимита остатка денежных средств в кассе.

В приложениях к приказу приводится расчет лимита кассы на основании порядка, определенного в Положении о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденном постановлением НБУ от 15.12.2004 г. № 637

Особенности ведения учета отдельных видов материальных ценностей, имеющих свою специфику для бюджетного учреждения (например, списание израсходованных медицинских препаратов, реактивов, малоценного медицинского инвентаря, ГСМ и т. д.)

Особенности отражения отдельных операций в учете.

Например, по служебным командировкам и служебным поездкам внутри места расположения бюджетного учреждения, порядок компенсации за проезд в служебных целях, списания МБП и ведения оперативного учета таких предметов и т. п.

Порядок и сроки проведения инвентаризации

В приказе может быть определен порядок и случаи, когда проведение инвентаризации активов и обязательств является обязательным, оформления ее результатов.

В то же время считаем, что для этого целесообразно разработать отдельное Положение о проведении инвентаризации в бюджетном учреждении, которое ввести в действие приказом руководителя.

В таком случае состав инвентаризационной комиссии (рабочих инвентаризационных комиссий) и сроки проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете утверждают отдельным приказом

Формы рабочих документов, отличных от типовых, а также тех, которые разработаны учреждением самостоятельно

Перечисляются формы, которые разработаны самостоятельно и будут использованы при отражении хозяйственных операций (при этом образцы форм прилагаются к приказу).

К таким формам документов могут относиться: ведомости учета сроков эксплуатации основных средств в течение отчетного периода, маршрутные листы, путевые листы, командировочные удостоверения, ведомости для учета периодов нахождения основных средств на складе, в ремонте и т. п.

Внимание: если учреждение решит применять формы документов, которые приведены в проектах соответствующих нормативно-правовых актов, до официального утверждения их приказами и вступления их в силу, то такие формы также следует указать в данном разделе приказа

Ведение бухгалтерского учета бюджетных учреждений, которые не являются распорядителями бюджетных средств (характерно для воинских частей силовых структур)

Характерным для силовых структур является то, что отдельные воинские структуры зачисляются на финансовое обеспечение в другие структуры, которые являются распорядителями бюджетных средств. При этом возникают две ситуации:

— такая структура не является распорядителем бюджетных средств и бухгалтерский учет за нее ведет распорядитель бюджетных средств, куда такая структура зачислена на финансовое обеспечение;

— такая структура является распорядителем бюджетных средств (в отдельных случаях) и ведение бухгалтерского учета обеспечивается такой структурой с передачей отчетности структуре, осуществляющей финансирование, для включения в сводную отчетность.

К обязанностям руководителей таких структурных подразделений относяться обеспечение своевременного оформления и передача распорядителю бюджетных средств, где они находятся на финансовом обеспечении, полностью оформленных первичных хозяйственных документов для отражения в бухгалтерском учете.

В этом случае:

— в приказе должно быть отражено, в каком порядке осуществляются взаимодействие и передача документов и информации. Для этого может быть разработано и утверждено совместным приказом Положение о порядке взаимодействия таких структур;

— в график документооборота обязательно необходимо включить перечень документов и отчетности, которые следует передавать финансирующему органу, а также указать сроки. Выписки из графика должны быть доведены до руководителей таких структур

Исправление учетных и существенных ошибок, которые относятся к предыдущему периоду

Исправление существенных ошибок, допущенных при составлении финансовой отчетности в предыдущих годах, осуществляется путем корректировки сальдо финансового результата предыдущих периодов на начало отчетного года, если такие ошибки влияют на размер финансового результата предыдущих периодов.

Исправление таких ошибок, относящихся к предыдущим периодам, предусматривает повторное отражение соответствующей сравнительной информации в финансовой отчетности, кроме случаев, когда это нецелесообразно.

Порядок исправления существенных ошибок урегулирован НП(С)БУ 125.

Бюджетное учреждение должно установить причину ошибки, необходимость корректировки сальдо финансового результата и размер такой корректировки и согласовать с главным распорядителем бюджетных средств вопрос о целесообразности или нецелесообразности внесения соответствующих изменений финансового результата и только после этого вносить изменения в регистры бухгалтерского учета и отчетность. Описание выполненных операций должно быть отражено в Примечаниях к бюджетной и финансовой отчетности за соответствующий отчетный период

Срок действия приказа и внесение изменений

Приказ можно издавать ежегодно, а также в течение года вносить в него необходимые изменения и дополнения, приводить в новой редакции отдельные пункты и приложения исходя из особенностей деятельности бюджетного учреждения. При этом следует учесть, что такие изменения не должны затрагивать элементы учетной политики, которые определены приказом об учетной политике.

Приказ утверждает руководитель бюджетного учреждения, он является внутренним документом. Вышестоящему органу приказ может быть предоставлен только по его требованию. При этом данный приказ не требует согласования с таким органом

Ответственность должностных лиц за организацию и ведение бухгалтерского учета

Главный бухгалтер обеспечивает соблюдение единых методологических подходов к ведению бухгалтерского учета, составлению и предоставлению в установленные сроки финансовой отчетности в соответствии с Типовым положением № 59, т. е. несет ответственность за соблюдение учетной политики в бюджетном учреждении. Этот момент должен быть зафиксирован в Положении о бухгалтерской службе и должностной инструкции главного бухгалтера (начальника финансово-экономичной службы).

В отношении остальных лиц бухгалтерской службы ответственность за операции, которые находятся в их ведении, устанавливается должностными инструкциями (разрабатываются персонально по каждой должности исходя из штатной структуры и распределения обязанностей внутри бухгалтерской службы), разработанными согласно действующему законодательству и доведенными до работника под подпись (при приеме на работу или при внесении изменений в такие документы).

Обратите внимание: при определении ответственности главного бухгалтера нужно указать, что он несет ответственность исключительно в рамках бюджетного законодательства. Такая формулировка позволит снять многие вопросы, возникающие у контролирующих органов при выявлении нарушений, связанных с различными аспектами деятельности бюджетного учреждения

Приложения к приказу:

График документооборота

Данный документ не имеет типовой формы, составляется с учетом особенностей штатной структуры бюджетного учреждения, задач, которые она решает, и т. п. исходя из потребности бюджетного учреждения в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета.

Первичные документы, которые фиксируют факт совершения операции и составляются во время ее проведения, оформляемые согласно требованиям Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88, должны передаваться в бухгалтерскую службу в соответствии со сроками, которые установлены графиком. Сроки разработки, контроля и передачи документов, указанные в графике документооборота, являются обязательными для всех должностных лиц учреждения.

Выписки из графика документооборота доводятся под подпись до сведения всех должных лиц бюджетного учреждения, которых он касается.

Вариант оформления графика вы можете посмотреть в статье «График документооборота: его значение, порядок составления и контроль за соблюдением» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 42, с. 14)

Рабочий план счетов

Рабочий план счетов — это план, основа которого законодательно определена, дополненный и детализированный в зависимости от требований, специфики деятельности бюджетного учреждения (требования вышестоящей организации, руководителя бюджетного учреждения и т. д.).

Внимание: в Рабочий план следует включать только те субсчета, которые бюджетное учреждение реально использует в своей деятельности

Новый План счетов, который введен с 1 января 2017 года, предназначен для применения во всех бюджетных учреждениях государственного сектора Украины. Он является перечнем счетов и субсчетов для обобщения информации, отражающей финансово-хозяйственную деятельность бюджетного учреждения в бухгалтерском учете.

Напомним, что План счетов содержит индентификационные коды (номера), наименования синтетических счетов и субсчетов с использованием определенной кодификации по десятичной системе:

первая цифра балансового счета — определяет класс счетов;

вторая цифра — номер синтетичного счета;

третья цифра — идентификатор субъекта госсектора (1 — распорядители бюджетных средств; 2 — государственные целевые фонды; 3 — государственный бюджет; 4 — местный бюджет; 5 — счета в органе Казначейства);

четвертая цифра — номер субсчета (кроме забалансовых счетов классов 9 и 0).

Новым Планом счетов для распорядителей бюджетных средств предусмотрены счета, в которых третья цифра — 1.

Переход от старого Плана счетов к новому путем сопоставления соответствующих субсчетов определен Методическими рекомендациями по сопоставлению субсчетов бухгалтерского учета и переносу остатков, утвержденными приказом Минфина от 21.12.2016 г. № 1127.

Детально порядок переноса остатков по счетам, а также особенности документального оформления этого процесса рассмотрены в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 3.

Именно в Рабочем плане счетов отражается введение новых субсчетов второго и третьего порядка при сохранении кодов субсчетов, приведенных в Плане счетов.

Полный Рабочий план счетов с учетом новых субсчетов второго и третьего порядка приводят в приложении к приказу. При необходимости в течение года в Рабочий план счетов учреждение может вносить изменения путем издания соответствующих приказов руководителем учреждения на основании ходатайства главного бухгалтера (начальника финансово-экономической службы)

Ниже приведем вариант оформления приказа об организации бухгалтерского учета. Этот документ вы можете использовать какориентир и в зависимости от специфики деятельности каждое бюджетное учреждение может дополнить его своей необходимой информацией.

Приказ

г. Одесса

28.12.2016 г.

Об организации бухгалтерского учета воинской части на 2017 год

В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV, Типовым положением о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденным постановлением КМУ от 26.01.2011 г. № 59, приказами Минобороны «Об утверждении Инструкции по организации и ведению бухгалтерского учета в Вооруженных Силах Украины» от 19.12.2014 г. № 905, «Об утверждении Положения о финансовом хозяйстве воинской части Вооруженных Сил Украины» от 17.11.2010 г. № 590, положениями национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе (далее — НП(С)БУ), Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203, нормативными документами Минобороны ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Бухгалтерский учет воинской части вести с соблюдением следующих положений:

1.1. Ведение бухгалтерского учета части осуществлять финансово-экономической службой части под руководством начальника финансово-экономической службы — главного бухгалтера*. Порядок работы службы и ее начальника определяется Положением о бухгалтерской службе части и Должностной инструкцией, которые утверждаются командиром воинской части. В состав финансово-экономической службы включается в соответствии со штатным расписанием части бухгалтер, исполняющий обязанности согласно утвержденной командиром воинской части Должностной инструкции. На период отсутствия начальника службы — главного бухгалтера должностные обязанности последнего выполняет бухгалтер службы.

* В зависимости от структуры бухгалтерской службы в приказе может быть определено, что распределение обязанностей между работниками службы определяется должностными инструкциями последних, утвержденными руководителем учреждения.

1.2. Форма бухгалтерского учета — мемориально-ордерная с использованием программного комплекса (отдельных программ для расчета заработной платы, денежного обеспечения, разработанных частью самостоятельно) для учета записей хозяйственных операций в учетных регистрах с обеспечением их сохранения на электронных носителях информации и в бумажном виде.

1.3. Основание для отражения операции в бухгалтерском учете — первичный документ, который фиксирует факт осуществления операции и составляется во время ее осуществления. Оформление и предоставление первичных документов осуществляются в соответствии с требованиями Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88, в сроки, определенные Графиком документооборота воинской части (приложение 1). Сроки обработки, контроля и сдачи документов, которые определены в Графике документооборота, являются обязательными для всех должностных лиц части.

1.4. В Рабочем плана счетов воинской части (приложение 2) для детализации учета денежных средств, материальных ценностей, денежных документов, расчетов использовать субсчета второго уровня в зависимости от источников поступлений, условий использования, а именно:

для поступлений и расчетов:

— по общему фонду, дополнив цифрой 0;

— по специальному фонду — цифрой 1;

— в пределах главного распорядителя средств — цифрой 2;

— благотворительных взносов и гуманитарной помощи — цифрой 3;

по условиям хранения — третьей цифрой через черточку после признака источника поступления:

— на текущем обеспечении — цифрой 1;

— на долгосрочном хранении — цифрой 2;

— излишнее имущество — цифрой 3 и т. д.*

* В зависимости от особенностей деятельности каждое бюджетное учреждение может детализировать Рабочий план счетов путем введения к субсчетам дополнительных аналитических счетов.

1.5. Оформление и ведение кассовых операций осуществлять в соответствии с Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденным постановлением НБУ от 15.12.2014 г. № 637.

Полученные наличные деньги расходуются строго по целевому назначению. Использование средств, которые поступают в кассу за предоставленные услуги или из других источников наличными средствами, без предварительного зачисления на счета части, запрещено.

Установить лимит остатка наличных денег в кассе в размере 200 грн. Расчет лимита кассы приведен в приложении 7.

1.6. Списание израсходованных медицинских препаратов, реактивов и малоценного медицинского инвентаря, которые учитываются на субсчете 1512 «Медикаменты и перевязочные материалы», оформляется Актом, форма которого определена в приложении 6.

1.7. Списание горючего осуществлять на основании путевых листов по фактическому расходованию, но не больше установленных норм расхода, предусмотренных для автомобильной и специальной техники, которая находится в части. Списание израсходованного горючего при проведении работ на специальной технике (комплекты ДДА-3, ЛМП и др.) осуществлять на основании рабочих листов специальной техники, к которым прилагать копии приказов (распоряжений) командира части о проведении работ.

1.8. Учет топографических карт и каталогов координат осуществлять на субсчете 1518 «Прочие производственные запасы».

1.9. Служебные поездки для выполнения служебных поручений личного состава части в санитарно-эпидемиологический отдел, расположенный в г. Николаев, и личного состава этого структурного подразделения в пункт постоянной дислокации части в г. Одесса на основании требований письма Минфина от 22.03.2013 г. № 31-07230-16-27/9358 оформляются как служебные командировки. Основанием для определения сумм суточных являются приказы командира части о выбытии личного состава из места прохождения службы, прибытия в место командировки и приказов о возвращении в место прохождения службы (работы). Начальник административной части предоставляет извлечения из приказов в финансово-экономическую службу части. Срок возвращения определяется по датам, определенным на проездных документах лица, которое было направлено для выполнения служебного поручения. Извлечения из приказов прилагаются к авансовым отчетам лиц, направленных в командировку.

1.10. Разрешается в случае служебной необходимости, в том числе и срочного направления в командировку, направлять, как исключение, в служебные командировки личный состав без выплаты аванса. В приказе о направлении в командировку определять сроки погашения понесенных расходов личному составу после возвращения.

1.11. Порядок компенсации расходов на проезд по служебным делам и перечень должностей, которым компенсируется стоимость проезда на городском транспорте общего пользования в связи с выполнением служебных обязанностей, осуществлять в соответствии с порядком, приведенным в приложении 3. Конкретный список работников и военнослужащих, которым возмещаются расходы на проезд, определяется в перечне (приложение 3), а также могут дополнительно устанавливаться приказом (распоряжением) командира воинской части. Расходы компенсируются на основании маршрутного листа (приложение 4) и авансового отчета, утвержденного командиром части. Маршрутный лист должен иметь отметки организаций, учреждений, воинских частей, которые подтверждают факт нахождения должностных лиц воинской части в них.

1.12. Списание в бухгалтерском учете субсчета 1812 «Малоценные и быстроизнашиваемые предметы» осуществляется при их передаче в эксплуатацию (использование) на основании накладных (заборных карточек) на выдачу. Материально ответственные лица, которые получили эти запасы, ведут их оперативный учет по наименованию в количественном выражении в книгах складского учета типовой формы № З-9. Списание с оперативного учета запасов оформляется актами списания типовой формы № З-2.

1.13. Инвентаризацию средств, техники и военного имущества, расчетов и других статей баланса части осуществлять с соблюдением требований Положения об инвентаризации военного имущества в Вооруженных Силах Украины, утвержденного постановлением КМУ от 03.05.2000 г. № 748, и Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

2. Ведение финансово-хозяйственной деятельности части осуществлять с соблюдением следующих организационных вопросов:

2.1. Внутренний контроль финансово-хозяйственной деятельности осуществлять в соответствии с требованиями приказа Минобороны «Об утверждении Положения о финансовом хозяйстве воинской части Вооруженных Сил Украины» от 17.11.2010 г. № 590 составом внутренних проверяющих комиссий, которые определены приказом командира воинской части от 27.12.2016 г. № 157, и предоставить им статус рабочих инвентаризационных комиссий при проведении инвентаризационных мероприятий.

2.2. Назначить постоянно действующую инвентаризационную комиссию части в составе:

председатель комиссии — заместитель командира части подполковник м/с Федченко О. П.;

члены комиссии: начальник службы — главный бухгалтер части работник ВСУ Шашерин В. А., начальник эпидемиологического отдела подполковник м/с Молодый С. П., начальник административной части работник ВСУ Курченко Л. И., врач-статистик эпидемиологического отдела работник ВСУ Чанцев В. И., врач по общей гигиене санитарно-гигиенического отдела работник ВСУ Королева Т. М.

Работу комиссии осуществлять на основании плана работы, утвержденного на 2017 год. Заседание комиссии проводить не менее одного раза в квартал, итоги комиссии оформлять протоколами заседаний.

На постоянно действующую инвентаризационную комиссию возложить обязанности по определению ликвидационной стоимости техники и имущества воинской части, списанию просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

2.3. Право первой подписи финансовых документов и документов отчетности оставляю за собой*.

* Право первой подписи руководителя бюджетного учреждения (командира воинской части) устанавливается распоряжением органа управления высшего уровня. Обычно об этом указывают в приказе о приступлении к выполнению обязанностей по должности руководителя.

2.4. Предоставить право первой подписи финансовых документов и отчетности в случае моего отсутствия заместителю командира воинской части.

2.5. Предоставить право второй подписи финансовых документов и документов отчетности главному бухгалтеру (в случае отсутствия — бухгалтеру).

2.6. В случае отсутствия данных лиц временное право первой и второй подписи предоставляется по решению командира воинской части отдельным распоряжением.

2.7. Назначить ответственных:

— за учет и выдачу доверенностей — бухгалтер Линник О. В.;

— за учет и хранение бланков строгого учета — бухгалтер Линник О. В.;

— за учет и выдачу денежных аттестатов военнослужащих срочной службы — бухгалтер Линник О. В.;

— за учет и выдачу военных перевозочных документов — начальник отдела полковник м/с Молодый С. П.;

— за учет и хранение бланков трудовых книжек и вкладышей к ним — начальник административной части Курченко Л. И.

2.8. Материально ответственными лицами части определить:

— за средства и другие ценности, бланки строгого учета — бухгалтер Линник О. В.;

— за почтовые марки, конверты с марками, бланки трудовых книжек и вкладышей к ним — начальник административной части Курченко Л. И.;

— за другое имущество и запасы в подразделениях должностных лиц согласно приказу командира части от 25.12.2016 г. № 54.

Заместителю командира части до 20 января 2017 года проверить наличие договоров о полной материальной ответственности со всеми материально ответственными лицами части*.

* Отдельным приказом командира воинской части определяются комиссии по приему, списанию, оценке имущества (в случаях, предусмотренных законодательством), определению срока полезного использования активов, которые не указаны в типовых сроках использования или не определены ведомственными нормативными документами и т. п.

2.9. Постоянными авансодержателями назначить:

— начальников отделов и начальника хозяйственной части;

— начальника административной части работника ВСУ Курченко Л. И.

Выдачу подотчетных сумм другим должностным лицам части (в том числе и на командировку) осуществлять по письменному разрешению командира воинской части.

3. Ответственными за ведение бухгалтерского учета в части определить:

3.1. В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV возлагаю на себя ответственность за состояние бухгалтерского учета и финансовой отчетности в части.

3.2. Начальник финансово-экономической службы (главный бухгалтер) воинской части в пределах бюджетного законодательства является ответственным за:

— обеспечение соблюдения установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составление и подачу в установленные сроки финансовой, бюджетной и другой отчетности;

— отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

— проверки, визирование документов, которые являются основанием для принятия и выдачи товарно-материальных ценностей и средств, а также расчетных, кредитных и финансовых обязательств, хозяйственных договоров.

3.3. Начальник финансово-экономической службы (главный бухгалтер) обеспечивает соблюдение единых методологических принципов ведения бухгалтерского учета и подачи в установленные сроки бюджетной и финансовой отчетности в орган Государственного казначейства Украины и финансовой отчетности главному распорядителю бюджетных средств, в другие органы управления высшего уровня.

3.4. Ответственным за ведение и хранение, выдачу документов из бухгалтерского архива является бухгалтер Линник О. В., выдачу документов в части осуществлять с разрешения главного бухгалтера, за пределы части — с разрешения командира части.

3.5. Основанием для отображения в бухгалтерском учете хозяйственных операций части являются первичные документы, составленные согласно требованиям Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88, Инструкции по организации и ведению бухгалтерского учета в Вооруженных Силах Украины, утвержденной приказом Минобороны от 19.12.2014 г. № 905, и других нормативных документов.

Запрещается главному бухгалтеру принимать для обработки документы, оформленные с нарушением требований нормативных документов.

Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и недостоверность отраженных в них данных возложить на должностных лиц части, которые составили и подписали первичные документы. Первичные документы подлежат обязательной проверке (в пределах компетенции) личным составом финансово-экономической службы, который ведет бухгалтерской учет, по форме и содержанию (проверяется наличие в документе обязательных реквизитов, соответствие хозяйственной операции действующему законодательству в сфере бухгалтерского учета, логическая увязка отдельных показателей). В случае выявления несоответствия первичного документа требованиям законодательства этот документ вместе с письменным обоснованием передается командиру воинской части. До отдельного письменного решения командира воинской части такие документы не принимаются финансово-экономической службой к выполнению. Ответственность работников финансово-экономической службы за осуществление проведенных хозяйственных операций определяется в пределах бюджетного законодательства.

3.6. Подотчетными лицами части назначаю заместителя командира и начальников структурных подразделений. Выдачу средств под отчет другим должностным лицам осуществлять только по моему письменному разрешению. Должностным лицам части после возвращения из командировки к авансовому отчету обязательно предоставлять письменные доклады относительно выполнения заданий командировки.

3.7. Доклады о состоянии финансово-хозяйственной деятельности части начальник финансово-экономической службы — главный бухгалтер предоставляет на мое рассмотрение ежемесячно до 10-го числа следующего месяца, планы работ финансово-экономической службы на следующий месяц — на утверждение не позднее 29-го числа текущего месяца.

3.8. Обязываю всех должностных лиц части безусловно выполнять требования главного бухгалтера, которые следуют из Положения о финансовом органе части, его должностной инструкции и этого приказа.

4. Утвердить Рабочий план счетов воинской части, График документооборота и другие приложения к этому приказу.

5. Приказ применять с 1 января 2017 года. С приказом ознакомить в письменном виде всех руководителей структурных подразделений части, начальников служб (в том числе внештатных).

6. Контроль за выполнением требований этого приказа оставляю за собой.

Приложения:

1. График документооборота воинской части А0000.

2. Рабочий план счетов бухгалтерского учета воинской части А0000.

3. Порядок компенсации расходов на проезд в служебных целях и перечень должностей, которым компенсируется стоимость проезда на транспорте общего пользования в связи с выполнением служебных обязанностей.

4. Форма маршрутного листа на одну поездку и на несколько поездок в течение месяца.

5. Ведомость учета сроков эксплуатации необоротных активов.

6. Форма Акта о поступлении и использовании медицинских препаратов (субсчет 1522).

7. Расчет лимита кассы.

Командир воинской части А0000 полковник м/с И. И. Иванченко

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 996— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Типовое положение № 59 — Типовое положение о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденное постановлением КМУ от 26.01.2011 г. № 59.

Методрекомендации — Методические рекомендации относительно учетной политики субъекта государственного сектора, утвержденнные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

НП(С)БУ 101 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 101 «Предоставление финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 28.12.2009 г. № 1541.

НП(С)БУ 123 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

НП(С)БУ 124 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 124 «Доходы», утвержденное приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.

НП(С)БУ 125 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 125 «Изменение учетных оценок и исправление ошибок», утвержденное приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.

НП(С)БУ 129Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 129 «Инвестиционная недвижимость», утвержденное приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.

НП(С)БУ 135 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 135 «Расходы», утвержденное приказом Минфина от 18.05.2012 г. № 568.

План счетов — План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203.

Типовая корреспонденция — Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше