О заключении дополнительного соглашения к договору

В избранном В избранное
Печать
Дуброва Ярослава, консультант по вопросам публичных закупок
Бюджетная бухгалтерия Май, 2017/№ 17-18
В 2003 году сельский совет заключил договор на поставку электрической энергии. Каждый год дополнительным соглашением устанавливалась цена договора на год. В 2017 году было заключено дополнительное соглашение на сумму 199438,00 грн. Но в связи с повышением стоимости электрической энергии сумма дополнительного соглашения в 2017 году превысит 200 тыс. грн. Что делать в этой ситуации с заключенным дополнительным соглашением? Необходимо ли его разрывать? Нужно ли проводить процедуру закупки?

В данной ситуации стоит обратить внимание на правильность планирования заказчиком закупок. Заметьте, что ни Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922), ни подзаконные нормативно-правовые акты не определяют механизма планирования публичных закупок.

Вместе с тем законодатель предусмотрел в ч. 1 ст. 4 Закона № 922, что закупка осуществляется в соответствии с годовым планом. В свою очередь, уполномоченный орган в сфере закупок (Минэкономразвития) в п. 2 приказа «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» от 22.03.2016 г. № 490 (далее — приказ № 490) отметил, что приложение к годовому плану закупок, в которое вносится информация о закупках, ожидаемая стоимость которых не превышает сумм, указанных в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922, составляется по форме годового плана закупок путем заполнения соответствующих полей в электронной системе закупок.

Так, бюджетников касаются стоимостные пороги, приведенные в абз. 2 ч. 1 ст. 2 Закона № 922, а именно: данный Закон применяется к заказчикам при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ — 1,5 млн грн.

Вместе с тем запрещается приобретение товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных Законом № 922, и заключение договоров, которые предусматривают оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных данным Законом. При этом заказчик не имеет права делить предмет закупки на части во избежание проведения процедуры открытых торгов или применения Закона № 922.

Следовательно, как видим, хотя сам механизм планирования закупок и не прописан в закупочном законодательстве, но определенные моменты урегулированы. В частности, заказчик должен планировать и осуществлять закупки таким образом, чтобы не избегать конкурентных процедур закупок.

То есть на момент возникновения потребности в том или ином предмете закупки (товарах, работах, услугах) стоит анализировать вопрос общей ожидаемой стоимости предмета закупки для обеспечения полной потребности организации (всех ее структурных подразделений) на год. В то же время заказчикам-бюджетникам стоит помнить, что в соответствии с ч. 1 ст. 23 и ч. 4 ст. 48 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI они не могут принимать бюджетные обязательства сверх утвержденных бюджетных ассигнований.

Учитывая указанное, если заказчик в этой ситуации имеет документальное подтверждение того, что на момент заключения первого дополнительного соглашения он не мог предусмотреть, что общая годовая сумма закупки будет превышать 200 тыс. грн., то при заключении второго дополнительного соглашения этот предмет закупки рассматривается как новый предмет и соответственно вопрос: проводить процедуру закупки или нет, рассматривается исходя из ожидаемой стоимости именно этого нового предмета закупки, т. е. суммы повышения стоимости электрической энергии.

Именно такой подход поддерживает Минэкономразвития, о чем свидетельствует письмо от 14.09.2016 г. № 3302-06/29640-06 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 40). В случае, если эта сумма не равна и не превышает стоимостные пороги, указанные нами выше, то процедура закупки не проводится.

Вместе с тем стоит обратить внимание на такой момент.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 922, если стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и меньше приведенных нами выше стоимостных порогов, заказчики должны обнародовать отчет о заключенных договорах в случае, если такую закупку они осуществляют не через электронную систему закупок Prozorro, а путем заключения «прямого» договора. В то же время в любом случае при «допороговых» закупках заказчики должны соблюдать принципы публичных закупок.

Поэтому в описанной ситуации с закупкой электроэнергии возникает вопрос: каким образом заказчик соблюдает принцип открытости и прозрачности, если он дополнительным соглашением до 200 тыс. грн. (что явно превышает 50 тыс. грн.) продлил предыдущий договор вместо того, чтобы заключить новый договор на 2017 год и обнародовать отчет о заключении этого договора? Напомним, что форма отчета о заключенных договорах утверждена приказом № 490.

Следовательно, в этой ситуации рекомендуем заказчику провести переговорную процедуру закупки для того, чтобы снять все возможные вопросы со стороны контролеров в будущем, в частности относительно:

— возможного разделения предмета закупки, если у заказчика не будет Указанных выше подтверждающих документов о возникновении необходимости в таком предмете закупки;

— несоблюдения принципов открытости и прозрачности при закупке, учитывая избегание заключения нового договора на 2017 год (необнародование отчета о договоре), а вместо этого продление предыдущего и т. п.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить