Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Индексируем зарплату работников-бюджетников в декабре 2018 года

Будз Владимир, эксперт по оплате труда
Бюджетная бухгалтерия Декабрь, 2018/№ 45
Печать
На декабрьскую индексацию влияет индекс инфляции за октябрь 2018 года. Он составил 101,7 %. Какая ситуация складывается с индексацией зарплаты в декабре 2018 года для работников бюджетной сферы? Расскажем в статье.

Заметим, что зарплату индексируют в пределах ПМТЛ (абз. 2 п. 4 Порядка № 1078). Это значит, что зарплата, которая подлежит индексации, ограничена ПМТЛ. Часть зарплаты, превышающая ПМТЛ, не подлежит индексации.

Напомним, что на 2018 год установлен такой размер ПМТЛ:

• январь — июнь — 1762 грн.;

• июль — ноябрь — 1841 грн.;

декабрь — 1921 грн.

Таким образом, в декабре 2018 года зарплату индексируют в пределах 1921 грн. Сумму зарплаты, превышающую 1921 грн., не индексируют.

Согласно абз. 1 п. 5 Порядка № 1078 в случае повышения тарифных ставок (окладов) значение ИПЦ в месяце повышения берется за 1 или 100 %. Для проведения дальнейшей индексации исчисление ИПЦ осуществляется с месяца, следующего за месяцем повышения денежного дохода (абз. 2 п. 5 Порядка № 1078). Право на индексацию у работников возникнет, когда ИПЦ нарастающим итогом превысит установленный порог индексации (103 %).

ВНИМАНИЕ!

«Базовым» месяцем для индексации зарплаты будет месяц, в котором повысили оклад (тарифную ставку) по должности.

Увеличение зарплаты работника за счет установления или повышения других постоянных зарплатных составляющих (надбавок, доплат, премий и т. п.) без увеличения должностного оклада (тарифной ставки) не влияет на изменение «базового» месяца. Следовательно, в этом месяце проводить сравнительные расчеты для определения права на индексацию не нужно (абз. 5 п. 5 Порядка № 1078). То есть работнику продолжают выплачивать суммы индексации, исчисленные в зависимости от последнего повышения должностных окладов.

Пример 1. Последнее повышение должностного оклада работника состоялось в январе 2018 года. В декабре 2018 года ему установили надбавку за сложность и напряженность в работе (50 % от оклада).

В этом случае установление работнику надбавки за сложность и напряженность в работе в размере 50 % должностного оклада не влияет на изменение «базового» месяца. Для расчета коэффициентов индексации и суммы текущей индексации продолжают ориентироваться на январь 2018 года — месяц, в котором произошло последнее повышение должностного оклада работника.

В месяце повышения должностного оклада (тарифной ставки) индексация не начисляется, если размер повышения зарплаты окажется больше суммы возможной индексации в таком месяце.

В случае когда сумма повышения не перекрывает сумму возможной индексации, определяют разницу между суммой возможной индексации и суммой повышения, так называемую индексацию-разницу (абз. 3 и 4 п. 5 Порядка № 1078).

Согласно абз. 6 п. 5 Порядка № 1078 до очередного повышения должностных окладов (тарифных ставок) к сумме индексации, определенной в месяце повышения окладов (индексация-разница), прибавляется сумма индексации, которая получается в результате превышения ИПЦ порога индексации, установленного п. 11 Порядка № 1078 (текущая индексация).

Если работник работает неполное рабочее время, сумма индексации определяется из расчета полного рабочего времени, а выплачивается пропорционально отработанному времени (абз. 6 п. 4 Порядка № 1078). Эту норму применяйте также и для не полностью отработанного месяца, например, если месяц был отработан не полностью из-за пребывания работника в отпуске, на больничном, в результате приема на работу/увольнения с работы в середине месяца и т. д. (см. письмо Минсоцполитики от 25.02.2016 г. № 75/10/136-16).

Пример 2. Последнее повышение должностных окладов в учреждении было в январе 2018 года. С 3 августа по 6 декабря 2018 года женщина находилась в отпуске в связи с беременностью и родами. С 7 декабря 2018 года она приступила к работе.

«Базовым» месяцем для такой работницы будет январь 2018 года — месяц последнего повышения оклада. Впервые право на текущую индексацию для такого «базового» месяца наступило в ноябре 2018 года. Коэффициент текущей индексации составил 4,0 %, сумма индексации — 73,64 грн. (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 41, с. 22).

В декабре 2018 года работница после окончания отпуска в связи с беременностью и родами приступила к работе с 7-го числа. В декабре 2018 года сумма индексации за полностью отработанный месяц составила 76,84 грн. (см.ниже). Однако поскольку работница отработала месяц не полностью, индексация ей выплачивается пропорционально отработанному времени. К начислению в декабре 2018 года будет такая сумма индексации:

76,84 грн. : 20 р. дн. х 16 р. дн. = 61,47 грн.,

где 20 — количество рабочих дней по графику работы в декабре 2018 года;

16 — количество отработанных в декабре дней.

Для работников, принятых на работу (вновь принятых работников), переведенных в другое учреждение, на другую работу в том же учреждении, которые вышли из отпуска для ухода за ребенком до 3 лет и после отпуска без сохранения заработной платы (до 6 лет и другие виды, предусмотренные законодательством об отпусках), исчисление ИПЦ для проведения индексации проводится с месяца, следующего за месяцем повышения тарифной ставки (оклада), по должности, которую занимает работник (п. 102 Порядка № 1078). То есть подход единый и для «новичков», и для «переведенных» работников: для всех ориентируемся на месяц последнего повышения оклада по занимаемой должности.

Пример 3. У работницы закончился отпуск для ухода за ребенком до 3 лет. В декабре 2018 года она приступила к работе. Должностной оклад по ее должности в последний раз повышался в январе 2018 года.

Для работницы, которая вышла из отпуска для ухода за ребенком до 3 лет, применяем норму, установленную в п. 102 Порядка № 1078. «Базовым» месяцем для нее будет январь 2018 года — месяц последнего повышения оклада по занимаемой должности.

Также заметим, что зарплату индексируют как по основному месту работы, так и по совместительству. Но (!) на работе по совместительству индексация доходов проводится в пределах суммы, не превышающей ПМТЛ, с учетом полученной зарплаты по основному месту работы (п. 7 Порядка № 1078). То есть сначала проводят индексацию доходов по основному месту работы, потом индексируют зарплату на работе по совместительству. При этом «базовый» месяц определяют по каждой должности (то есть по каждому месту работы) отдельно. Отдельно на основном месте работы и на работе по совместительству сумму индексации рассчитывают исходя из ПМТЛ, но выплачивают с учетом занятости (отработанного времени).

Внимание! Зарплату внешнего совместителя индексируют только после предоставления им справки с основного места работы, составленной в произвольной форме.

В ней должен быть указан размер дохода по основному месту работы, подлежащий индексации, и размер проиндексированного дохода. Если работник справку с основного места работы не предоставит, то доходы по совместительству не индексируются (см. письма Минсоцполитики от 01.08.2014 г. № 8538/0/14-14/10 и от 31.07.2015 г. № 11587/0/14-15/10).

ВАЖНО!

Сумма индексации учитывается в размере МЗП.

Это подтверждают специалисты Минсоцполитики в письме от 09.02.2018 г. № 2615/0/2-18 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 13, с. 8).

Пример 4. За декабрь 2018 года работнику (8-й тарифный разряд по ЕТС) были начислены: оклад 2890 грн., индексация 76,84 грн.

Как мы отметили, сумму индексации включаем в состав зарплаты для сравнения ее с минимальной зарплатой.

Общая сумма зарплаты, начисленной за отработанный месяц, составила:

2890 + 76,84 = 2966,84 (грн.).

Это меньше минимальной зарплаты, поэтому работнику нужно было начислить доплату к минимальной зарплате:

3723 - 2966,84 = 756,16 (грн.).

Общая сумма заработной платы, начисленной за декабрь 2018 года, должна была составлять:

2890оклад + 76,84индексация + 756,16доплата к минзарплате = 3723 (грн.).

Далее рассмотрим наиболее распространенные категории работников-бюджетников относительно возникновения у них права на индексацию в декабре 2018 года.

Работники с оплатой труда по ЕТС

С 1 января 2018 года повысились должностные оклады для всех работников с оплатой по ЕТС. Такое повышение состоялось для всех работников с 1-го по 25-й тарифный разряд (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 1-2, с. 14).

Для целей индексации зарплаты это означает, что январь 2018 года для указанной категории работников стал месяцем повышения окладов («базовым» месяцем). Право на индексацию зарплаты возникает, когда ИПЦ нарастающим итогом превысит порог индексации (103 %).

Впервые право на текущую индексацию зарплаты для «базового» января 2018 года возникло в ноябре 2018 года. Коэффициент индексации составил 4,0 % (1,009февраль х 1,011март х 1,008апрель х 1,000май х 1,000июнь х 0,993июль х 1,000август х 1,019сентябрь х 100 - 100). Сумма индексации за полностью отработанный месяц составила 73,64 грн. (1841 грн. х 4,0 %).

После сентябрьского превышения начинаем заново рассчитывать прирост ИПЦ до очередного превышения порога индексации. Поскольку коэффициент ИПЦ за октябрь 2018 года не превысил порог индексации (101,7 % < 103 %), в декабре 2018 года (месяце, следующем за месяцем, в котором был обнародован ИПЦ за октябрь-2018) у работников с оплатой труда по ЕТС сохраняется предыдущий коэффициент индексации — 4,0 %, но сумма индексации составляет 76,84 грн. (1921,00 грн. х 4,0 %), ведь с 01.12.2018 г. повысился уровень ПМТЛ.

ВНИМАНИЕ!

В декабре 2018 года для работников с оплатой по ЕТС сохраняется предыдущий (ноябрьский) коэффициент индексации (4,0 %).

Вместе с тем, кроме текущей индексации, у некоторых работников могла образоваться индексация-разница. Так, в месяце повышения окладов надо было сравнить сумму повышения должностных окладов и возможную сумму январской индексации. Обратите внимание: для каждого работника рассчитывают свою сумму зарплатного повышения с учетом всех постоянных составляющих зарплаты.

Так, для работников 1-го и 2-го тарифных разрядов, которым установлен только оклад и нет никаких других постоянных выплат, сумма повышения окладов не перекрыла сумму возможной индексации, поэтому с января 2018 года они имеют право на индексацию-разницу (см. письмо Минсоцполитики от 07.02.2018 г. № 7/0/66-18), которая составляет для:

• 1-го тарифного разряда: 17,72 грн. (179,72возможная индексация - 162повышение оклада);

• 2-го тарифного разряда: 2,72 грн. (179,72возможная индексация - 177повышение оклада).

Указанная сумма индексации-разницы будет начисляться работникам за полностью отработанный месяц на полную ставку ежемесячно до очередного повышения окладов.

Кроме того, к ней в декабре-2018 прибавляется текущая индексация от «базового» января-2018 в размере 76,84 грн. Следовательно, в декабре общая сумма индексации для вышеуказанных работников состоит из текущей индексации и индексации-разницы и равна 94,56 грн. для работника 1-го тарифного разряда (17,72 грн. + 76,84 грн.) и 79,56 грн. для работника 2-го тарифного разряда (2,72 грн. + 76,84 грн.).

Госслужащие & работники с функциями по обслуживанию госорганов

С 01.01.2018 г. согласно постановлению № 24 повысились размеры окладов для государственных служащих и работников с функциями по обслуживанию (читайте об этом в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 6, с. 9.)

Для целей индексации зарплаты это означает, что январь 2018 года стал месяцем повышения окладов («базовым» месяцем). Расчет прироста ИПЦ для определения суммы текущей индексации нарастающим итогом для них начинается с февраля 2018 года.

Впервые право на текущую индексацию зарплаты для «базового» января 2018 года возникло в ноябре 2018 года. Ведь прирост ИПЦ за сентябрь 2018 года, влияющий на ноябрьскую индексацию, превысил порог индексации (1,009февраль х 1,011март х 1,008апрель х 1,000май х 1,000июнь х 0,993июль х 1,000август х 1,019сентябрь х 100 = 104,0 % > 103,0 %). Поэтому в ноябре 2018 года (месяце, следующем за месяцем, в котором опубликовали индекс инфляции за сентябрь 2018 года) наступило право на индексацию с учетом коэффициента индексации 4,0 % (104,0 % - 100 %). Сумма текущей индексации в ноябре составила 73,64 грн. (1841 грн. х 4,0 %).

После сентябрьского превышения порога начинаем заново считать прирост ИПЦ.

ИПЦ за октябрь 2018 года (с которого начинаем новый расчет) не превысил порог индексации (101,7 % < 103 %). Это значит, что в декабре 2018 года у госслужащих и работников с функциями по обслуживанию госорганов сохраняется предыдущий (ноябрьский) коэффициент индексации (4,0 %). При этом сумма текущей индексации в декабре 2018 года для таких работников составляет 76,84 грн. (1921 грн. х 4,0 %).

ВАЖНО!

В декабре 2018 года заработная плата госслужащих и работников с функциями по обслуживанию подлежит индексации на коэффициент 4,0 %.

Рабочие, обслуживающие органы госвласти и ОМС

С 1 января 2018 года были повышены должностные оклады «обслуживающим» рабочим (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 1-2, с. 21). То есть январь 2018 года (месяц увеличения оклада) для таких работников стал «базовым» месяцем.

При этом сумма повышения должностных окладов перекрыла сумму возможной индексации. Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начался с февраля 2018 года.

Впервые право на текущую индексацию зарплаты для «базового» января 2018 года возникло в ноябре 2018 года. Коэффициент индексации составил 4,0 %, а сумма текущей индексации за полностью отработанный месяц 73,64 грн. (1841 грн. х 4,0 %).

После сентябрьского превышения начинаем заново рассчитывать прирост ИПЦ до очередного превышения порога индексации. Поскольку коэффициент ИПЦ за октябрь 2018 года не превысил порог индексации (101,7 % < 103 %), в декабре 2018 года (месяце, следующем за месяцем, в котором был обнародован ИПЦ за октябрь-2018) у рабочих, обслуживающих органы госвласти и ОМС, сохраняется предыдущий коэффициент индексации — 4,0 %. Сумма текущей индексации в декабре 2018 года для таких работников составляет 76,84 грн. (1921 грн. х 4,0 %).

ВНИМАНИЕ!

В декабре 2018 года зарплата рабочих, обслуживающих госорганы и ОМС, индексируется на коэффициент 4,0 %.

Должностные лица и служащие ОМС

В мае 2018 года состоялось повышение должностных окладов для работников ОМС (как должностных лиц, так и служащих) согласно постановлению № 363 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 20, с. 3).

Так, с 18.05.2018 г. наименьший оклад для должностного лица ОМС составляет 2650 грн., а для служащего — 2600 грн. Напомним, что до этого повышение окладов у большинства таких работников было в мае 2017 года согласно постановлению № 353 (для отдельных должностей согласно постановлению № 730 в октябре 2017 года) и тогда наименьший оклад составлял 2000 грн. и 1895 грн. соответственно.

Поскольку должностные оклады для должностных лиц и служащих ОМС были повышены в мае 2018 года, то этот месяц стал месяцем повышения должностных окладов, то есть «базовым», и потому с июня 2018 года начался отсчет прироста ИПЦ.

Прирост ИПЦ нарастающим итогом не превысил порог индексации (1,000июнь х 0,993июль х 1,000август х х 1,019сентябрь х 1,017октябрь х 100 = 102,9 % < 103 %), а значит, в декабре 2018 года право на индексацию у таких работников не наступило.

ВАЖНО!

В декабре 2018 года для должностных лиц и служащих ОМС не наступило право на индексацию.

Штрафы за нарушение «индексационных» правил

В этом случае все зависит от того, какое именно нарушение допустил работодатель при проведении индексации зарплаты.

Неначисление индексации. Такое нарушение специалисты Гоструда (см. письмо от 07.05.2018 г. № 3570/4.1/4.1-ДП-18) квалифицируют как несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда.

За него работодателю грозит штраф в размере 10 МЗП (на сегодняшний день — 37230 грн.) за каждого работника, относительно которого оно совершено (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), а его должностным лицам — админштраф в общем случае в размере от 510 до 1700 грн. (ст. 41 КоАП).

Штрафы за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда налагаются всегда независимо от выполнения работодателем предписания инспектора труда по результатам инспектирования (п. 29 Порядка № 295).

Занижение суммы индексации. Если работодатель при расчете суммы индексации допустил ошибку, в результате чего работнику была начислена индексация в меньшей сумме, то такое нарушение следует квалифицировать как нарушение других требований трудового законодательства.

В случае когда такое нарушение обнаружено в ходе инспекционного посещения (невыездного инспектирования), то меры по привлечению к ответственности применяются в случае невыполнения вынесенного предписания об устранении обнаруженных нарушений.

При этом если предписание будет выполнено в установленный в нем срок (работодатель в срок, указанный в предписании, доначислит и выплатит работникам недополученную сумму индексации заработной платы), то финансовые санкции (штраф в размере 1 МЗП за нарушение других требований трудового законодательства, предусмотренный абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) к нему применяться не должны. Это прямо указано в п. 28 Порядка № 295.

Что касается админответственности по ст. 41 КоАП (штраф на должностных лиц учреждений в общем случае в размере от 510 до 1700 грн.), то протокол об административном правонарушении в случае его выявления будет обязательно составлен инспектором труда и передан в суд (см. письмо Гоструда от 11.01.2018 г. № 183/3/4.3-3В-18). И далее уже суд будет принимать решение, налагать штраф на провинившееся должностное лицо учреждения или нет.

А вот если вынесенное предписание на устранение нарушения работодатель проигнорирует (индексацию не доначислит), то к финансовым санкциям по ст. 265 КЗоТ и админштрафу по ст. 41 КоАП его должностные лица получат еще и админштраф по ст. 1886 КоАП (от 850 до 1700 грн.) за невыполнение законных требований инспектора труда.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8074-X.

Закон об оплате труда Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Порядок № 1078Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Порядок № 295Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295.

Постановление № 363постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 10.05.2018 г. № 363.

Постановление № 353 — постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268 и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» от 24.05.2017 г. № 353.

Постановление № 730постановление КМУ «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268 и от 18 января 2017 г. № 15 и признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 27 мая 2009 г. № 504» от 27.09.2017 г. № 730.

Постановление № 24постановление КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы работников государственных органов, судов, органов и учреждений системы правосудия в 2018 году» от 25.01.2018 г. № 24.

МЗП — минимальная заработная плата.

ПМТЛ — прожиточный минимум, установленный для трудоспособного лица.

ЕТС — Единая тарифная сетка.

ИПЦ — индекс потребительских цен.

ОМС — органы местного самоуправления.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше