Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Мониторинг закупок: когда могут начать проводить

Кучерова Оксана, юрист
Бюджетная бухгалтерия Июнь, 2018/№ 24
Печать
В начале 2018 года были внесены изменения в Закон «О публичных закупках» относительно проведения мониторинга закупок. Когда Государственная аудиторская служба может начать проводить этот мониторинг?

С недавнего времени тема мониторинга закупок стала довольно актуальной. Естественно, каждого заказчика интересует вопрос: что же за «зверь» этот мониторинг, что от него можно ожидать и, пожалуй, самое главное — когда его могут начать проводить? Давайте с вами разберемся с этими вопросами.

Действительно, Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законы Украины относительно осуществления мониторинга закупок» от 21.12.2017 г. № 2265-VIII (далее — Закон № 2265) были внесены изменения в Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922). Закон № 2265 вступил в силу 27.01.2018 г.

Казалось бы, основной документ есть, можно смело отправляться в путь. Так ли это?

Напомним, что мониторинг закупки представляет собой проведение анализа на предмет соблюдения заказчиком законодательства в сфере публичных закупок на всех стадиях закупки с целью предотвращения нарушений в этой сфере. Другими словами, это своего рода проверка заказчиков на предмет соответствия их закупок требованиям законодательства. Цель этого процесса очень достойная — предотвратить нарушение, а не наказать заказчиков за их совершение. Подробнее о том, в чем заключается суть такого мониторинга, кто, как и зачем его проводит, мы рассказывали в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 5, с. 16.

Исходя из положений ст. 71 Закона № 922, можно сделать вывод, что для начала эффективного функционирования Государственной аудиторской службы Украины (далее — ГАСУ) как органа, осуществляющего контроль в сфере закупок, должны быть воплощены в жизнь следующие компоненты:

1. Прежде всего для того, чтобы органы ГАСУ могли реализовать свои полномочия по проведению проверок закупок, конечно же, нужно обновить действующие нормативно-правовые акты и привести их в соответствие с требованиями Закона № 922.

Общие моменты, касающиеся порядка проведения проверок закупок, урегулированы на уровне Закона № 922 и Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII (далее — Закон № 2939). Подробно процедура проведения таких проверок в настоящее время урегулирована Порядком проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами, утвержденным постановлением КМУ от 01.08.2013 г. № 631.

И все бы ничего, однако этот Порядок не соответствует не только Закону № 992, но и Закону № 2265. Поэтому возникла необходимость повторно доработать проект изменений и внести в него соответствующие коррективы.

На официальном веб-сайте ГАСУ (www.dkrs.gov.ua) в разделе «Регуляторная деятельность и консультации с общественностью» в подразделе «Проекты регуляторных актов» можно ознакомиться с доработанным проектом постановления КМУ «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 01 августа 2013 № 631 и от 03 февраля 2016 № 43».

2. Закон № 922 предусматривает обмен информацией между ГАСУ и заказчиками через электронную систему.

В каких случаях аудиторы могут принять решение о начале мониторинга? Такие основания не являются тайной за семью печатями и приведены в ч. 2 ст. 71 Закона № 922.

Как предусмотрено в ст. 71 Закона № 922, обмен информацией между ГАСУ и заказчиками должен осуществляться в электронном виде через электронную систему закупок. Поэтому, как только ГАСУ будет принято решение о проведении мониторинга у заказчика, такую информацию размещают в электронной системе закупок.

При этом до того момента, пока будет технически обеспечена возможность размещать такую информацию в электронной системе закупок, данные о дате начала и завершения мониторинга закупки, заключение о результатах мониторинга подлежат размещению на официальном веб-сайте ГАСУ, а обмен информацией между контролирующим органом и заказчиком осуществляется в официальном порядке путем переписки.

Кстати, для этого в Законе № 2265 (п. 3 Заключительных и переходных положений) отведен срок — не более трех месяцев. По сути, срок для обмена письмами закончился еще в конце апреля 2018 года. Как же сейчас осуществляется обмен информацией?

В данный момент, исходя из устных разъяснений специалистов ГАСУ и ГП «Прозорро», проводятся подготовительные работы и ожидается, что в ближайшее время должен заработать электронный кабинет ГАСУ в Prozorro.

3. Для оформления результатов мониторинга должна быть утверждена соответствующая форма такого заключения.

Обязательная информация, которая должна быть указана в таком заключении, предусмотрена в ст. 71 Закона № 922. Что касается формы заключения, то недавно орган государственного финансового контроля, т. е. ГАСУ, утвердил приказ «Об утверждении формы заключения о результатах мониторинга закупки и порядка его заполнения» от 23.04.2018 г. № 86. Подробно о порядке заполнения такого заключения читайте в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 23, с. 3.

4. Также Закон № 922 упоминает об автоматической системе индикаторов риска. По сути, система риск-индикаторов позволяет в автоматическом режиме выявлять закупки, имеющие потенциальные нарушения норм и принципов Закона № 922.

Данные автоматических индикаторов риска являются одним из оснований для принятия решения о начале мониторинга закупки.

Так, например, среди индикаторов риска можно выделить следующие:

— участник не опубликовал тендерное предложение;

— нетипичная закупка для заказчика (первый раз по данному CPV);

— код предмета закупки не детализирован до его максимального значения;

— все участники никогда не поставляли указанного заказчиком предмета закупки (CPV);

— все тендерные предложения загружены в один день;

— большой или малый шаг понижения цены в торгах;

— победитель торгов выиграл все лоты;

— поставщик сотрудничает только с этим заказчиком;

— поставщик не поставлял указанного предмета закупки;

— участник, которого часто дисквалифицируют;

— большая экономия в тендере;

— большое количество лотов;

— не опубликован договор;

— повторяющаяся закупка по одному коду CPV в течение года;

— закупка близка к предельному порогу, определенному в ст. 2 Закона № 922 и другие.

В настоящее время такая информация отражается в реальном времени на портале risk.dozorro.org, который работает в тестовом режиме. На этом портале можно ознакомиться с перечнем индикаторов риска и просмотреть все или конкретные закупки заказчика на предмет рискованности.

В Законе № 922 предусмотрено, что Методика определения автоматических индикаторов риска, их перечень и порядок применения должны быть утверждены ГАСУ по согласованию с Уполномоченным органом. Но поскольку данные автоматических индикаторов риска являются не единственным основанием для принятия решения о проведении мониторинга, то отсутствие такой Методики не является преградой для деятельности ГАСУ.

Таким образом, можем сделать следующий вывод: несоответствие действующих нормативно-правовых актов о проведении проверок в сфере закупок требованиям Закона № 922 и отсутствие Методики определения индикаторов риска, их перечня и порядка применения не являются преградой для проведения мониторинга ГАСУ. По сути, после того как ГАСУ утвердила приказ о форме заключения о результатах мониторинга, этот орган получил необходимые инструменты для осуществления своих полномочий хотя бы в части мониторинга. И если раньше они направляли заказчикам письма с рекомендациями по исправлению нарушений, то на данный момент могут уже и оформлять заключения о результатах мониторинга.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше