Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О получении госорганами и органами местного самоуправления безвозмездно денежных средств или другого имущества

Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы
Бюджетная бухгалтерия Ноябрь, 2018/№ 42
Печать
Письмо от 04.04.2018 г. № 2624/13-18

<…>

Согласно пункту 4 Положения о Национальном агентстве Украины по вопросам государственной службы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 01 октября 2014 года № 500, НАГС предоставляет разъяснение о применении законодательства по вопросам государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

В связи с этим НАГС информирует, что частью второй статьи 7 Закона Украины от 09 апреля 1999 года № 586-XIV «О местных государственных администрациях» (далее — Закон № 586-XIV) предусмотрено, что местные государственные администрации в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины, этим и другими законами Украины, актами Президента Украины и постановлениями Верховной Рады Украины, принятыми в соответствии с Конституцией и законами Украины, актами Кабинета Министров Украины, органов исполнительной власти высшего уровня, а районные государственные администрации в Автономной Республике Крым — также решениями и постановлениями Верховной Рады Автономной Республики Крым, решениями Совета министров Автономной Республики Крым, принятыми в пределах их полномочий.

В соответствии с частью первой статьи 47 Закона № 586-XIV финансовое обеспечение местных государственных администраций осуществляется за счет Государственного бюджета Украины.

Согласно статье 1 Закона Украины от 30 июня 1999 года № 783-XIV «Об источниках финансирования органов государственной власти» (далее — Закон № 783-XIV) предметом регулирования этого Закона является финансовое обеспечение деятельности системы органов исполнительной власти, в частности, местных государственных администраций.

Статьей 2 Закона № 783-XIV предусмотрено, что органы государственной власти осуществляют свою деятельность исключительно за счет бюджетного финансирования (кроме случаев, определенных этим Законом) в пределах, предусмотренных Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

В соответствии со статьей 3 Закона № 783-XIV органам государственной власти запрещается создавать внебюджетные фонды, иметь внебюджетные специальные счета и использовать средства, полученные за осуществление функций государства, предусматривающие выдачу разрешений (лицензий), сертификатов, удостоверений, проведение регистраций и других действий на платной основе (кроме услуг по охране, которые предоставляются на договорных принципах), любым другим способом, кроме зачисления таких средств в Государственный бюджет Украины.

Общие принципы благотворительной деятельности в Украине, правовое регулирование отношений в обществе, направленных на развитие благотворительной деятельности, утверждение гуманизма и милосердия обеспечивают благоприятные условия для образования и деятельности благотворительных организаций и определяются Законом Украины от 05 июля 2012 года № 5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон № 5073-VI).

Согласно части первой статьи 3 Закона № 5073-VI целями благотворительной деятельности являются предоставление помощи для содействия законным интересам бенефициаров в сферах благотворительной деятельности, определенных данным Законом, а также развитие и поддержка этих сфер в общественных интересах.

Частью второй статьи 3 Закона № 5073-VI определены сферы благотворительной деятельности, а именно:

1) образование;

2) здравоохранение;

3) экология, охрана окружающей среды и защита животных;

4) предотвращение природных и техногенных катастроф и ликвидация их последствий, помощь пострадавшим в результате катастроф, вооруженных конфликтов и несчастных случаев, а также беженцам и лицам, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах;

5) опека и попечительство, законное представительство и правовая помощь;

6) социальная защита, социальное обеспечение, социальные услуги и преодоление бедности;

7) культура и искусство, охрана культурного наследия;

8) наука и научные исследования;

9) спорт и физическая культура;

10) права человека и гражданина и основополагающие свободы;

11) развитие территориальных громад;

12) развитие международного сотрудничества Украины;

13) стимулирование экономического роста и развития экономики Украины и ее отдельных регионов и повышение конкурентоспособности Украины;

14) содействие осуществлению государственных, региональных, местных и международных программ, направленных на улучшение социально-экономического положения в Украине;

15) содействие обороноспособности и мобилизационной готовности страны, защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного положения.

Частью первой статьи 5 Закона № 5073-VI предусмотрено, что благотворители совместно или индивидуально могут осуществлять благотворительную деятельность на основании добровольного выбора одного или нескольких таких ее видов:

1) бесплатная передача в собственность бенефициаров средств, иного имущества, а также бесплатная уступка бенефициарам имущественных прав;

2) бесплатная передача бенефициарам права пользования и иных вещных прав на имущество и имущественные права;

3) бесплатная передача бенефициарам доходов от имущества и имущественных прав;

4) бесплатное предоставление услуг и выполнение работ в пользу бенефициаров;

5) благотворительная совместная деятельность и выполнение других контрактов (договоров) о благотворительной деятельности;

6) публичный сбор благотворительных пожертвований;

7) управление благотворительными эндавментами;

8) выполнение завещаний, завещательных отказов и наследственных договоров для благотворительной деятельности;

9) проведение благотворительных аукционов, неденежных лотерей, конкурсов и других благотворительных мероприятий, не запрещенных законом.

Учитывая указанное, Законом Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определены сферы благотворительной деятельности, среди которых сфера функционирования органов исполнительной власти, в том числе местных государственных администраций, отсутствует.

В соответствии со статьей 54 Закона Украины от 14 октября 2014 года № 1700-VII «О предотвращении коррупции» (далее — Закон № 1700-VII) государственным органам, органам власти Автономной Республики Крым, органам местного самоуправления запрещается получать от физических, юридических лиц безвозмездно денежные средства или другое имущество, нематериальные активы, имущественные преимущества, льготы или услуги, кроме случаев, предусмотренных законами или действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Согласно части первой статьи 2 Закона Украины от 29 июня 2004 года № 1906-IV «О международных договорах Украины» (далее — Закон № 1906-IV) международный договор Украины — заключенный в письменной форме с иностранным государством или другим субъектом международного права, который регулируется международным правом, независимо от того, содержится договор в одном или нескольких связанных между собой документах, и независимо от его конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол и т. п.).

Порядок ратификации Верховной Радой Украины, то есть предоставление согласия Украины на обязательность для нее международного договора, установлен статьей 9 Закона № 1906-IV.

Таким образом, по мнению НАГС, передача государственным органам и органам местного самоуправления, безвозмездно денежных средств или другого имущества, на условиях благотворительной помощи, в рамках действующего международного соглашения, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, не будет противоречить требованиям статьи 54 Закона № 1700-VII.

Процедура передачи лицами, указанными в пунктах 1 и 2 части первой статьи 3 Закона № 1700-VII, подарков, полученных ими как подарки государству, Автономной Республике Крым, территориальной громаде, государственным или коммунальным учреждениям или организациям, в которых уполномоченные лица работают или которые представляют, определена Порядком передачи подарков, полученных как подарки государству, Автономной Республике Крым, территориальной громаде, государственным или коммунальным учреждениям или организациям, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 16 ноября 2011 года № 1195.

Отдельно сообщаем, что письма министерств, других центральных органов исполнительной власти имеют лишь разъяснительный (информационный) характер и не устанавливают правовых норм.

Председатель К. Ващенко

Комментарий редакции

Благотворительная помощь для районной госадминистрации: разрешено ли?

Имеет ли право местная государственная администрация, как орган государственной власти, получать благотворительную помощь от юридических и физических лиц? Известно, что дискуссии по этому поводу ведутся уже не один год. Да и не зря, ведь для таких споров есть законодательная почва. В комментируемом письме НАГС дало ответ на указанный вопрос.

Так, в соответствии со ст. 47 Закона Украины «О местных государственных администрациях» от 09.04.99 г. № 586-XIV финансовое обеспечение местных государственных администраций осуществляется за счет Государственного бюджета Украины.

Также в ст. 2 Закона Украины «Об источниках финансирования органов государственной власти» от 30.06.99 г. № 783-XIV предусмотрено, что органы государственной власти осуществляют свою деятельность исключительно за счет бюджетного финансирования (кроме случаев, определенных этим Законом) в пределах, предусмотренных Законом Украины о Государственном бюджете на соответствующий год.

Для того чтобы выяснить, могут ли получать благотворительную помощь государственные органы и органы местного самоуправления, НАГС в комментируемом письме обратилось к Закону Украины «О благотворительной деятельности» от 05.07.2012 г. № 5073-VI (далее — Закон № 5073). В частности, подробно проанализировало сферы и виды благотворительной деятельности, предусмотренные Законом № 5073.

На основании этих норм НАГС отметило, что среди сфер благотворительной деятельности, определенных этим Законом, сфера функционирования органов исполнительной власти, в том числе местных государственных администраций, отсутствует. То есть законодатель не предусмотрел направление благотворительной помощи от юридических и физических лиц на функционирование государственных органов и органов местного самоуправления.

Наряду с этим НАГС в комментируемом письме напомнило о положениях ст. 54 Закона Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII (далее — Закон № 1700). В этой статье определено, что государственным органам, органам власти АР Крым, органам местного самоуправления запрещено получать от физических, юридических лиц безвозмездно денежные средства или другое имущество, нематериальные активы, имущественные преимущества, льготы или услуги, кроме случаев, предусмотренных законами или действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Учитывая то, что НАГС указало не только на наличие такой нормы, но и обратило внимание на существование определенных исключений из этих правил, то, по нашему мнению, сами эти исключения стоит принять к сведению и уметь грамотно применять. То есть при передаче государственным органам и органам местного самоуправления безвозмездно денежных средств или другого имущества как благотворительных взносов необходимо придерживаться законодательства и, конечно, оформить такие операции надлежащим образом. Именно тогда, по мнению НАГС, передача государственным органам и органам местного самоуправления безвозмездно денежных средств или другого имущества на условиях благотворительной помощи, в частности, в рамках действующего международного соглашения (согласие на обязательность которого дано Верховной Радой) не будет противоречить ст. 54 Закона № 1700.

А значит, при таких условиях получение благотворительной помощи местной государственной администрацией будет считаться законной операцией и на нее не будет распространяться запрет, предусмотренный ст. 54 Закона № 1700. Далее рассмотрим, какие это могут быть варианты.

Вариант 1. Получение помощи в рамках действующих международных договоров.

Так, в течение последних лет достаточно распространенным вариантом безвозмездной передачи денежных средств и другого имущества на условиях благотворительной помощи в рамках действующих международных договоров являются гранты или техническая помощь.

Вообще грантами считают средства, которые в соответствии с международными договорами предоставляются на безвозмездной основе для осуществления программ, проектов международной технической помощи с целью проведения реформ и реализации программ социально-экономического развития. То есть при наличии соответствующих документов указанные средства могут планироваться местной государственной администрацией при формировании проекта местного бюджета в составе расходов специального фонда.

В таком случае на местном уровне целесообразно разработать и утвердить решением сессии Порядок получения и использования средств в рамках реализации грантового проекта, в котором определить механизм получения и использования средств в рамках реализации грантового проекта.

Об основных моментах, касающихся получения, использования и отчетности относительно грантовых средств, мы подробно рассказывали в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 28/1.

Вариант 2. На такой вариант Минюст указал в письме «О получении райгосадминистрацией благотворительной помощи от юридических и физических лиц» от 15.02.2018 г. № 5512/100-2-18/7.3.1 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 14).

В частности, Минюст обратил внимание на то, что получение благотворительной помощи местной государственной администрацией дает право считать такую помощь законной и не применять к ней запрет, предусмотренный ст. 54 Закона № 1700, при условии, если такая помощь будет характеризоваться следующими правовыми признаками:

1) бескорыстие;

2) добровольность;

3) целевая направленность.

Поэтому, если благотворительная помощь предоставлена без какой-либо выгоды для конкретного должностного лица; благотворитель предоставил такую помощь добровольно без какого-либо принуждения к ее предоставлению; благотворительная помощь предоставлена на конкретную цель, то такую помощь, полученную местной государственной администрацией, можно считать законной.

Кстати, об этом варианте получения благотворительной помощи НАГС также упомянуло в комментируемом письме. Речь идет о процедуре передачи подарков, полученных уполномоченными лицами в качестве подарков государству, АР Крым, территориальной громаде, государственным или коммунальным учреждениям или организациям, в которых уполномоченные лица работают или которые представляют. Требования к передаче и документальному оформлению подарков определены Порядком передачи подарков, полученных в качестве подарков государству, АР Крым, территориальной громаде, государственным или коммунальным учреждениям или организациям, утвержденным постановлением КМУ от 16.11.2011 г. № 1195 (ср. 025069200).

При применении этого варианта получения благотворительной помощи прием таких подарков должна осуществить комиссия учреждения, которая составляет Акт приема-передачи подарка по форме, приведенной в приложении к упомянутому Порядку.

Таким образом, получение благотворительной помощи госадминистрацией будет законным при условии, если применен один из приведенных вариантов.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше