Индексировать ли зарплату бюджетникам в октябре 2018 года?

В избранном В избранное
Печать
Будз Владимир, экономист-аналитик
Бюджетная бухгалтерия Октябрь, 2018/№ 37
На октябрьскую индексацию влияет индекс инфляции за август 2018 года. Он составил 100,0 %. Какая ситуация складывается с индексацией зарплаты в октябре 2018 года для работников бюджетной сферы? Расскажем в статье.

Напомним, что зарплату индексируют в пределах ПМТЛ. С 1 июля 2018 года этот показатель составляет 1841 грн. То есть индексации подлежит зарплата только в размере 1841 грн. Сумму, превышающую этот предел, не индексируют.

Согласно абз. 1 п. 5 Порядка № 1078 в случае повышения тарифных ставок (окладов) значение ИПЦ в месяце повышения берется за 1 или 100 %. Для проведения дальнейшей индексации исчисление ИПЦ осуществляется с месяца, следующего за месяцем повышения денежного дохода (абз. 2 п. 5 Порядка № 1078). Право на индексацию у работников возникнет, когда ИПЦ нарастающим итогом превысит установленный порог индексации (103 %).

ВНИМАНИЕ!

«Базовым» месяцем для индексации зарплаты будет месяц, в котором повысили оклад (тарифную ставку) по должности.

Увеличение зарплаты работника за счет установления или повышения других постоянных зарплатных составляющих (надбавок, доплат, премий и т. п.) без увеличения должностного оклада (тарифной ставки) не влияет на изменение «базового» месяца. Следовательно, в этом месяце проводить сравнительные расчеты для определения права на индексацию не нужно (абз. 5 п. 5 Порядка № 1078). То есть работнику продолжают выплачивать суммы индексации, исчисленные в зависимости от последнего повышения должностных окладов.

ВАЖНО!

В месяце повышения должностного оклада (тарифной ставки) индексация не начисляется, если размер повышения зарплаты окажется больше суммы возможной индексации в таком месяце.

В случае, когда сумма повышения не перекрывает сумму возможной индексации, определяют разницу между суммой возможной индексации и суммой повышения, так называемую индексацию-разницу (абз. 3 и 4 п. 5 Порядка № 1078).

Согласно абз. 6 п. 5 Порядка № 1078 до очередного повышения должностных окладов (тарифных ставок) к сумме индексации, определенной в месяце повышения окладов (индексация-разница), прибавляется сумма индексации, которая складывается в результате превышения ИПЦ порога индексации, установленного п. 11 Порядка № 1078 (текущая индексация).

Если работник работает неполное рабочее время, сумма индексации определяется из расчета полного рабочего времени, а выплачивается пропорционально отработанному времени (абз. 7 п. 4 Порядка № 1078). Эту норму применяйте также и для не полностью отработанного месяца, например, если месяц был отработан не полностью из-за пребывания работника в отпуске, на больничном, в результате приема на работу/увольнения с работы в середине месяца и т. д. (см. письмо Минсоцполитики от 25.02.2016 г. № 75/10/136-16).

Для работников, принятых на работу (вновь принятых работников), переведенных в другое учреждение, на другую работу в том же учреждении, вышедших из отпуска для ухода за ребенком до 3 лет и после отпуска без сохранения заработной платы (до 6 лет и другие виды, предусмотренные законодательством об отпусках), исчисление ИПЦ для проведения индексации проводится с месяца, следующего за месяцем повышения тарифной ставки (оклада), по должности, которую занимает работник (п. 102 Порядка № 1078). То есть подход единый и для «новичков», и для «переведенных» работников: для всех ориентируемся на месяц последнего повышения оклада по занимаемой должности.

Также заметим, что сумма индексации учитывается в размере МЗП. Это подтверждают специалисты Минсоцполитики в письме от 09.02.2018 г. № 2615/0/2-18 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 13, с. 8).

Далее рассмотрим наиболее распространенные категории работников-бюджетников относительно возникновения у них права на индексацию в октябре 2018 года.

Работники с оплатой труда по ЕТС

С 1 января 2018 года повысились должностные оклады для всех работников с оплатой по ЕТС. Такое повышение состоялось для всех работников с 1-го по 25-й тарифный разряд (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 1-2, с. 14).

Для целей индексации зарплаты это означает, что январь 2018 года для указанной категории работников стал месяцем повышения окладов («базовым» месяцем). Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начался с февраля 2018 года. Прирост ИПЦ нарастающим итогом не превысил порог индексации (1,009февраль х 1,011март х 1,008апрельх 1,000май х 1,000июнь х 0,993июль х 1,000август х 100 = 102,1 % < 103,0 %), поэтому в октябре 2018 года право на индексацию у работников с оплатой труда по ЕТС не наступило.

ВНИМАНИЕ!

В октябре 2018 года для работников с оплатой по ЕТС право на текущую индексацию не наступило.

Вместе с тем, кроме текущей индексации, у некоторых работников могла образоваться индексация-разница. Так, в месяце повышения окладов нужно было сравнить сумму повышения должностных окладов и возможную сумму январской индексации. Обратите внимание: для каждого работника рассчитывают свою сумму зарплатного повышения с учетом всех постоянных составляющих зарплаты.

Для работников с 3-го по 25-й тарифный разряд сумма повышения оклада превысила сумму возможной январской индексации. То есть у них индексация «обнулилась» и в январе — октябре 2018 года их зарплату не индексируют.

А вот для работников 1-го и 2-го тарифных разрядов, которым установлен только оклад и нет никаких других постоянных выплат, сумма повышения окладов не перекрыла сумму возможной индексации, поэтому с января 2018 года и до очередного повышения окладов они будут иметь право на индексацию-разницу, которая составляет для:

• 1-го тарифного разряда:

17,72 грн. (179,72возможная индексация - 162повышение оклада);

• 2-го тарифного разряда:

2,72 грн. (179,72возможная индексация - 177повышение оклада).

Госслужащие & работники с функциями по обслуживанию госорганов

С 01.01.2018 г. согласно постановлению № 24 повысились размеры окладов для государственных служащих и работников с функциями по обслуживанию (читайте об этом в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 6, с. 9.).

Для целей индексации зарплаты это значит, что январь 2018 года стал месяцем повышения окладов («базовым» месяцем). Расчет прироста ИПЦ для определения суммы текущей индексации нарастающим итогом для них начинается с февраля 2018 года.

Прирост ИПЦ за август 2018 года, влияющий на октябрьскую индексацию, не превысил порог индексации (1,009февраль х 1,011март х 1,008апрель х 1,000май х 1,000июнь х 0,993июль х 1,000август х 100 = 102,1 % < 103,0 %). То есть в октябре 2018 года право на индексацию зарплаты у таких работников еще не наступило.

ВАЖНО!

В октябре 2018 года заработную плату госслужащих и работников с функциями по обслуживанию не индексируют.

Должностные лица и служащие ОМС

В мае 2018 года состоялось повышение должностных окладов для работников ОМС (как должностных лиц, так и служащих) согласно постановлению № 363 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 20, с. 3).

Поскольку должностные оклады для должностных лиц и служащих ОМС были повышены в мае 2018 года, то этот месяц стал месяцем повышения должностных окладов, то есть «базовым», и поэтому с июня 2018 года начался отсчет прироста ИПЦ.

Прирост ИПЦ нарастающим итогом не превысил порог индексации (1,000июнь х 0,993июль х 1,000август х 100 = 99,3 % < 103 %), а значит, в октябре 2018 года право на индексацию у таких работников не наступило.

Внимание!

В октябре 2018 года для должностных лиц и служащих ОМС право на индексацию не наступило.

Рабочие, обслуживающие органы госвласти и ОМС

С 1 января 2018 года были повышены должностные оклады «обслуживающим» рабочим (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 1-2, с. 21). То есть январь 2018 года (месяц увеличения оклада) для таких работников стал «базовым» месяцем.

При этом сумма повышения должностных окладов перекрыла сумму возможной индексации. Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начался с февраля 2018 года.

ВАЖНО!

В октябре 2018 года право на индексацию зарплаты рабочих, обслуживающих госорганы и ОМС, еще не наступило.

Штрафы за нарушение «индексационных» правил

В этом случае все зависит от того, какое именно нарушение допустил работодатель при проведении индексации зарплаты.

Неначисление индексации. Такое нарушение специалисты Гоструда (см. письмо от 07.05.2018 г. № 3570/4.1/4.1-ДП-18) квалифицируют как несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда.

За него работодателю грозит штраф в размере 10 МЗП (на сегодняшний день — 37230 грн.) за каждого работника, относительно которого оно совершено (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), а его должностным лицам — админштраф в общем случае в размере от 510 до 1700 грн. (ст. 41 КоАП).

Штрафы за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда налагаются всегда независимо от выполнения работодателем предписания инспектора труда по результатам инспектирования (п. 29 Порядка № 295).

Занижение суммы индексации. Если работодатель при расчете суммы индексации допустил ошибку, в результате чего работнику была начислена индексация в меньшей сумме, то такое нарушение следует квалифицировать как нарушение других требований трудового законодательства.

В случае когда такое нарушение обнаружено в ходе инспекционного посещения (невыездного инспектирования), то меры по привлечению к ответственности применяются в случае невыполнения вынесенного предписания об устранении выявленных нарушений.

При этом если предписание будет выполнено в установленный в нем срок (работодатель в срок, указанный в предписании, доначислит и выплатит работникам недополученную сумму индексации заработной платы), то финансовые санкции (штраф в размере 1 МЗП за нарушение других требований трудового законодательства, предусмотренный абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) к нему применяться не должны. Это прямо указано в п. 28 Порядка № 295.

Что касается админответственности по ст. 41 КоАП (штраф на должностных лиц учреждений в общем случае в размере от 510 до 1700 грн.), то протокол об административном правонарушении в случае его выявления будет обязательно составлен инспектором труда и передан в суд (см. письмо Гоструда от 11.01.2018 г. № 183/3/4.3-3В-18). И дальше уже суд будет принимать решение, налагать штраф на провинившееся должностное лицо учреждения или нет.

А вот если вынесенное предписание на устранение нарушения работодатель проигнорирует (индексацию не доначислит), то к финансовым санкциям по ст. 265 КЗоТ и админштрафу по ст. 41 КоАП его должностные лица получат еще и админштраф по ст. 1886 КоАП (от 850 до 1700 грн.) за невыполнение законных требований инспектора труда.

Нормативные документы и сокращения

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8074-X.

Закон об оплате трудаЗакон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Порядок № 1078Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Порядок № 295Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295.

Постановление № 363постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 10.05.2018 г. № 363.

Постановление № 24постановление КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы работников государственных органов, судов, органов и учреждений системы правосудия в 2018 году» от 25.01.2018 г. № 24.

МЗП — минимальная заработная плата.

ПМТЛ — прожиточный минимум, установленный для трудоспособного лица.

ЕТС — Единая тарифная сетка.

ИПЦ — индекс потребительских цен.

ОМС — органы местного самоуправления.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить