Темы статей
Выбрать темы

Централизованная поставка лекарств: особенности учета

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Городская больница подчиняется территориальной громаде города. На основании приказа областного Департамента здравоохранения городская больница получает от распорядителей областного бюджета такие виды запасов:
— вакцины — от областной детской больницы;
— противотуберкулезные препараты — от облтубдиспансера.
Как больнице оприходовать эти запасы? Как отразить в учете такие операции другим распорядителям средств?

Хорошо известно, что заведения здравоохранения получают материальные ценности разными путями. Это может быть как приобретение за счет бюджетных ассигнований, субвенций, так и поступления на условиях централизованной поставки, или же как благотворительная помощь от физических и юридических лиц.

Поэтому для правильного отражения таких операций в бухучете необходимо в первую очередь правильно определить, какие законодательные основания предусмотрены для такого получения материальных ценностей.

Отметим, что товары (работы, услуги), приобретенные главным распорядителем средств государственного (местного) бюджета за счет расходов на централизованные мероприятия в соответствии с программными документами экономического и социального развития, государственными целевыми программами, могут быть переданы бюджетным учреждениям, содержащимся из других местных бюджетов. Такая возможность предусмотрена ст. 85 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Указанные централизованные мероприятия осуществляют при условии:

• установления главным распорядителем средств государственного и местных бюджетов критериев определения обоснования потребности в соответствующих товарах (работах, услугах);

• определения бюджетными учреждениями потребности в товарах (работах, услугах) в соответствии с установленными критериями;

• отражения в учете и отчетности бюджетных учреждений операций по приобретению и передаче таких товаров (работ, услуг).

Для многих бюджетных учреждений получение материальных ценностей на условиях централизованной поставки является распространенной операцией. Прежде всего это касается заведений здравоохранения.

В таких ситуациях главным распорядителем средств и ответственным исполнителем бюджетных программ является МОЗ. Бюджетные средства направляют, в частности, на закупку лекарственных средств, иммунобиологических препаратов (вакцин), медицинских изделий, других товаров и услуг. При этом механизм использования средств, предусмотренных МОЗ в государственном бюджете для выполнения программ и осуществления централизованных мероприятий по здравоохранению, определен Порядком использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для выполнения программ и осуществления централизованных мероприятий по здравоохранению, утвержденным постановлением КМУ от 17.03.2011 г. № 298 (далее — Порядок № 298).

Распорядителями бюджетных средств низшего уровня по направлениям бюджетных средств, предусмотренных этим Порядком, являются структурные подразделения по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций (далее — структурные подразделения по вопросам здравоохранения).

В свою очередь, согласно п. 4. Порядка № 298 структурные подразделения по вопросам здравоохранения, заведения здравоохранения, относящиеся к сфере управления МОЗ, определены как подведомственные учреждения. Поэтому операции по передаче в городскую больницу структурными подразделениями по вопросам здравоохранения таких материальных ценностей, как вакцины и противотуберкулезные препараты, являются операциями по внутриведомственной передаче.

Непосредственно МОЗ осуществляет распределение товаров и услуг, закупленных в пределах бюджетных назначений, между структурными подразделениями по вопросам здравоохранения и подведомственными учреждениями. Такое распределение выполняют согласно расчетам, которые проводят с учетом потребности, указанной в заявках и определенной МОЗ на национальном уровне с территориальным распределением иммунобиологических препаратов (вакцин).

Отметим, что заявки на закупку товаров и услуг составляют с учетом эффективности использования бюджетных средств, обоснованием потребности в таких товарах и услугах, а также остатков лекарственных средств и медицинских изделий и ожидаемых поставок (результатов закупки за средства прошлых периодов) в пределах общей суммы бюджетных назначений, которые были определены по каждому направлению использования средств.

С целью контроля за использованием и остатками лекарственных средств, иммунобиологических препаратов (вакцин), заведения здравоохранения подают отчеты структурным подразделениям по вопросам здравоохранения.

Во исполнение требований п. 9 Порядка № 298 указанные подразделения такую информацию обобщают, обнародуют на своих официальных веб-сайтах и подают МОЗ.

А теперь переходим к самому интересному вопросу — отражению таких операций в бухгалтерском учете.

Для учета операций по внутриведомственным расчетам предусмотрены такие субсчета:

2711 «Дебиторская задолженность по внутренним расчетам» — для учета дебиторской задолженности, возникшей по операциям между распорядителями бюджетных средств по внутриведомственной передаче;

6611 «Обязательства по внутренним расчетам распорядителей бюджетных средств» — для учета расчетов по операциям по внутриведомственной передаче, в частности отражается задолженность по безвозмездно полученным производственным запасам и другим нефинансовым активам (кроме малоценных и быстроизнашивающихся предметов) по операциям по внутриведомственной передаче;

1815 «Активы для распределения, передачи, продажи» — для учета активов, которые приобретены (изготовлены, получены) и удерживаются с целью дальнейшего распределения, передачи или продажи, в том числе изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, учебники и другие материалы образовательных (учебных) заведений, запасы вооружения и т. п.

В зависимости от того, какие операции осуществляет тот или иной распорядитель средств, каждый из них применяет соответствующие субсчета. При этом главная особенность операций по централизованной закупке и внутриведомственной передаче лекарственных средств — счета для учета доходов и расходов использует только главный распорядитель, то есть МОЗ. Остальные распорядители для учета таких операции доходные и расходные субсчета не применяют.

Рассмотрим на примере порядок учета таких операций всеми участниками внутриведомственных расчетов.

Пример

Главный распорядитель (МОЗ) получил финансирование для централизованной закупки лекарственных средств, иммунобиологических препаратов (вакцин), медицинских изделий (далее — лекарственные средства) в сумме 2200000 грн.

Согласно утвержденному распределению МОЗ передал областному управлению здравоохранения лекарственные средства на сумму 2000000 грн. Часть лекарственных средств — на сумму 200000 грн. оставлена для собственных нужд.

В свою очередь, областное управление здравоохранения получило лекарственные средства и передало подведомственным учреждениям на сумму — 1900000 грн., а часть оставило для собственных нужд — на сумму 100000 грн.

Во исполнение требований п. 9 Порядка № 298 подведомственные учреждения в соответствующие сроки предоставили акты об использовании лекарственных средств на сумму 1900000 грн. После этого областное управление здоровья передало МОЗ акты на списание лекарственных средств на сумму 2000000 грн.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

МОЗ — главный распорядитель средств государственного бюджета, ответственный исполнитель согласно Порядку № 298

1

Поступили бюджетные ассигнования для централизованной закупки лекарственных средств

2313

7011

2200000

2

2

Перечислена предварительная оплата поставщикам

2113

2313

2200000

2, 4

Согласно постановлению КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 23.04.2014 г. № 117 на срок не более одного года распорядители бюджетных средств могут предусматривать предварительную оплату в случае закупки лекарственных средств, медицинских изделий и связанных с ними услуг, которые закупаются в 2018 — 2019 годах на основании соглашений (договоров) по закупке со специализированными организациями, осуществляющими закупки.

3

Получены лекарственные средства от поставщика:

• для собственных нужд

1512

2113

200000

4

• для распределения

1815

2000000

4

4

Переданы лекарственные средства для дальнейшего распределения распорядителям бюджетных средств низшего уровня, структурным подразделениям по вопросам здравоохранения

2711

1815

2000000

17

5

Списана стоимость лекарственных средств, использованных:

• для собственных нужд

8013

1512

200000

13

• для распределения между структурными подразделениями по вопросам здравоохранения (на основании полученных актов на списание)

8013

2711

2000000

17

6

Отнесены на финансовый результат отчетного периода:

• расходы

5511

8013

2200000

17

• доходы

7011

5511

2200000

17

Областное управление здравоохранения

1

Получены лекарственные средства структурными подразделениями по вопросам здравоохранения:

• для собственных нужд

1512

6611

100000

17

• для распределения между подведомственными учреждениями

1815

1900000

17

2

Переданы лекарственные средства для дальнейшего распределения между подведомственными учреждениями

2711

1815

1900000

17

3

Получены акты о списании лекарственных средств, которые были переданы для дальнейшего распределения между подведомственными учреждениями

1815

2711

1900000

17

4

Списана стоимость лекарственных средств (на основании актов на списание, переданных МОЗ), использованных:

• для собственных нужд

6611

1512

100000

13

• для распределения между подведомственными учреждениями

1815

1900000

17

Подведомственное учреждение (городская больница)

1

Получены лекарственные средства от областного управления для собственных нужд

1512

6611

1900000

17

2

Использованы лекарственные средства (акты на списание переданы областному управлению здравоохранения)

6611

1512

1900000

13

Следует отметить, что ситуация читателя является типичным примером, когда главному распорядителю (в нашем случае МОЗ) целесообразно руководствоваться ч. 6 ст. 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.96 г. № 996-XIV (ср. ). Что имеем в виду? Речь идет о целесообразности разработки на базе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета или национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе методических рекомендаций по их применению с учетом отраслевых особенностей. В общем порядке такой документ согласовывают с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере бухгалтерского учета, — Минфином.

Имея такой общий документ, утвержденный главным распорядителем, подведомственные учреждения будут застрахованы от возможных ошибок при отражении в учете внутриведомственных расчетов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше