Темы статей
Выбрать темы

О некоторых вопросах оплаты труда и стажировки работников

Министерство социальной политики Украины
Письмо от 21.11.2018 г. № 1748/0/101-18

Департамент заработной платы и условий труда рассмотрел письмо <…> о некоторых вопросах оплаты труда и стажировки работников и в пределах компетенции сообщает.

В соответствии со статьей 8 Закона Украины «Об оплате труда» условия оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, определяются Кабинетом Министров Украины.

Условия оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 30.08.2002 № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (с изменениями) (далее — постановление № 1298).

Во исполнение пункта 6 постановления № 1298 министерствами и другими центральными органами исполнительной власти были разработаны и утверждены конкретные условия оплаты труда и размеры должностных окладов (ставки заработной платы) работников подведомственных бюджетных учреждений, заведений и организаций в соответствии с Единой тарифной сеткой с учетом сложности, ответственности и специфики их работы.

В соответствии с пунктом 4 постановления № 1298 руководителям местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, при которых созданы централизованные бухгалтерии, руководителям бюджетных учреждений, заведений и организаций предоставлено право утверждать порядок и размеры премирования работников в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы в пределах средств на оплату труда.

Конкретные условия и порядок премирования работников, размеры и виды премий определяются в положении о премировании соответствующего заведения, учреждения. Положением может быть предусмотрено премирование, в том числе по случаю государственных и профессиональных праздников, юбилейных дат.

Положение о премировании работников утверждается руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом с соблюдением норм законодательства и предусматривая стимулирование эффективного выполнения заданий и функций работниками.

Размер премии конкретного работника зависит от личного вклада в общие результаты работы подразделения, учреждения и предельными размерами не ограничивается. Премирование работников осуществляется в пределах средств на оплату труда.

Согласно пункту 4 постановления № 1298 премирование руководителей учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы осуществляется по решению органа высшего уровня в пределах имеющихся средств на оплату труда.

Также отмечаем, что в соответствии с частью первой статьи 43 Конституции Украины каждый имеет право на труд, включающий возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.

Согласно части второй статьи 2 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации или с физическим лицом.

Трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон (часть первая статьи 21 КЗоТ).

В соответствии с частью третьей статьи 24 КЗоТ работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа, и уведомления центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование о приеме работника на работу в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Прохождение стажировки законодательно предусмотрено лишь для определенных категорий лиц, в частности государственных служащих, студентов высших и учащихся профессионально-технических учебных заведений, зарегистрированных безработных и т. п.

При этом конкретный перечень документов, который необходимо оформить, определяется законодательством в зависимости от категорий лиц, которых планируется привлечь к стажировке.

Так, например, при привлечении к стажировке государственных служащих следует руководствоваться положениями Порядка стажировки государственных служащих, утвержденного приказом Национального агентства Украины по вопросам государственной службы от 03.03.2016 № 48, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 23.03.2016 под № 439/28569. В случае привлечения к стажировке зарегистрированных безработных необходимо руководствоваться положениями Порядка профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации зарегистрированных безработных, утвержденного приказом Министерства социальной политики Украины и Министерства образования и науки Украины от 31.05.2013 № 318/655, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 19.06.2013 под № 1029/23561. Порядок заключения договора о стажировке студентов высших и учащихся профессионально-технических учебных заведений на предприятиях, в учреждениях и организациях и типовая форма такого договора утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 16.01.2013 № 20.

Учитывая изложенное, считается, что привлекать лиц к стажировке возможно исключительно в случаях, предусмотренных законодательством.

В иных случаях с целью проверки соответствия лица поручаемой ему работе с ним следует заключать трудовые договоры и обусловливать испытание в порядке, определенном статьями 26 — 28 КЗоТ.

Инструктаж по охране труда проводится со всеми работниками, принимаемыми на постоянную или временную работу, независимо от их образования, стажа работы и должности в соответствии с подпунктом 6.3 пункта 6 Типового положения о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 26.01.2005 № 15, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 15.02.2005 под № 231/10511.

Одновременно отмечаем, что письма Министерства не являются нормативно-правовыми актами, по своей природе они носят информационный, разъяснительный и рекомендательный характер и не должны устанавливать новых правовых норм.

Директор Департамента А. Товстенко

Комментарий редакции

«Праздничные» премии & cтажировка без трудового договора: порция разъяснений от Минсоцполитики

В комментируемом письме специалисты Минсоцполитики рассмотрели два вопроса:

1. Можно ли устанавливать работникам учреждений сферы образования, спорта, медицины, культуры и т. п. премию непроизводственного характера — к государственным и профессиональным праздникам, юбилейным и памятным датам? Ведь нормами постановления КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 (далее — постановление № 1298) и отраслевых нормативных документов, регулирующих правила оплаты труда указанных работников, предусмотрено премирование работников только в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы (идет речь о так называемой производственной премии). При этом премирование руководителей учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы осуществляется по решению вышестоящего органа в пределах имеющихся средств на оплату труда, без уточнения конкретного вида премий. Значит, руководителям учреждений можно выплачивать «праздничные» премии, а другим (неруководящим) работникам — нет?

2. Можно ли принять работника на стажировку без выполнения им практической работы (только наблюдение за работой других сотрудников) и не заключать при этом с ним трудовой договор?

«Праздничные» премии

Сразу же отметим: ничего резонансного по поводу премирования работников к праздникам в письме Минсоцполитики нет.

Так, в соответствии с п.п. «в» п. 4 постановления № 1298 руководителям бюджетных учреждений, заведений и организаций в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах доходов и расходов, предоставлено право утверждать порядок и размеры премирования работников в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы в пределах средств на оплату труда.

При этом аналогичные нормы содержат и нормативные документы, регулирующие условия оплаты труда в отдельных отраслях, в частности:

• для работников отрасли медицины, социальной защиты — п. 5.11 совместного приказа МОЗ и Минтруда «Об упорядочении условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения» от 05.10.2005 г. № 308/519: размер премии работника зависит от личного вклада в общие результаты работы подразделения, заведения и предельными размерами не ограничивается;

• для работников отрасли образования — п.п. 5 п. 4 приказа МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557: порядок и размеры премирования работников утверждаются в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы в пределах средств на оплату труда;

• для работников отрасли спорта — п. 3 приказа Минсемьямолодежьспорта «Об упорядочении условий оплаты труда работников бюджетных учреждений, заведений и организаций области физической культуры и спорта» от 23.09.2005 г. № 2097: порядок и размеры премирования работников утверждаются в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы в пределах средств на оплату труда;

• для работников заведений культуры — п.п. «в» п. 3 приказа Минкультуры и туризма «Об упорядочении условий оплаты труда работников культуры на основе Единой тарифной сетки» от 18.10.2005 г. № 745: порядок и размеры премирования работников утверждаются в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы в пределах средств на оплату труда.

То есть формально законодательно закреплена выплата работникам лишь так называемой производственной премии.

В то же время премирование руководителей учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы, установление им надбавок и доплат к должностным окладам, предоставление материальной помощи осуществляются по решению вышестоящего органа в пределах имеющихся средств на оплату труда (абз. 5 п. 4 постановления № 1298 и указанные выше нормы отраслевых «зарплатных» приказов). То есть вышестоящий орган может принять решение о премировании руководителя бюджетного учреждения как по результатам работы, так и к праздникам, памятным датам и т. п.

А как же быть с простыми работниками? Неужели им не предусмотрены «праздничные» премии? Это не так. Есть простой и законный выход из ситуации — Положение о премировании.

Так, в комментируемом письме Минсоцполитики отмечает следующее: конкретные условия и порядок премирования работников, размеры и виды премий определяются в Положении о премировании соответствующего заведения, учреждения. Таким Положением может быть предусмотрено премирование, в том числе по случаю государственных и профессиональных праздников, юбилейных дат.

Например, норму о премировании к праздникам можно прописать следующим образом:

«Премирование работников может осуществляться по результатам работы за месяц, квартал, год.

В отдельных случаях за выполнение особо важной работы или по случаю государственных и профессиональных праздников, юбилейных и праздничных дат с учетом личного вклада работникам может быть выплачена единоразовая премия в пределах утвержденного фонда оплаты труда».

Также по поводу сказанного вам будет интересна статья «Премия к 8 Марта: начисляем, облагаем и выплачиваем правильно» в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 9, с. 22.

Стажировка без трудового договора

Перед тем, как принять на работу нового работника, у многих работодателей возникает вопрос: а можно ли сначала оформить его на стажировку, а уже потом заключать трудовой договор? В таком случае и руководство присмотрится к новому работнику, и сам работник научится и отточит практические навыки (особенно, если это его первое рабочее место в выбранном направлении деятельности).

Чаще всего целью стажировки является именно выполнение практических заданий. Однако иногда имеет место так называемая пассивная стажировка, когда стажер лишь наблюдает за работой определенной категории работников, отдела и т. п. В этом случае он не выполняет никакой работы. Так можно ли не оформлять с ним трудовые отношения на период стажировки?

В своем письме Минсоцполитики указывает, что прохождение именно стажировки законодательно предусмотрено лишь для определенных категорий лиц, в частности:

• государственных служащих и граждан из числа молодежи, которая не находится на должностях государственной службы, — в соответствии с ч. 8 и 9 ст. 48 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII и Порядком стажировки государственных служащих, утвержденным приказом Нацагентства Украины по вопросам госслужбы от 03.03.2016 г. № 48;

• студентов высших и учащихся профессионально-технических учебных заведений — согласно ст. 29 Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI (далее — Закон о занятости) и Порядку заключения договора о стажировке студентов заведений высшего образования и учащихся заведений профессионального (профессионально-технического) образования на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденному постановлением КМУ от 16.01.2013 г. № 20;

• зарегистрированных безработных — в соответствии со ст. 35 Закона о занятости и Порядком профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации зарегистрированных безработных, утвержденным совместным приказом Минсоцполитики и МОН от 31.05.2013 г. № 318/655.

В этих случаях заключается не трудовой договор, а соответствующий договор о стажировке, профессиональном обучении.

Кроме того, существуют и иные случаи обязательной и добровольной стажировки:

• для педагогических и научно-педагогических работников — не реже одного раза в 5 лет (ст. 57 и 60 Закона Украины «О высшем образовании» от 01.07.2014 г. № 1556-VII);

• для медработников: врачей, которые в течение года после окончания 5-летнего срока с даты предыдущей аттестации не выразили желания и не подали документы на очередную аттестацию (за некоторым исключением, это, в частности, одинокие матери, беременные женщины и др.), и врачей, которым по решению аттестационной комиссии отказано в присвоении второй квалификационной категории (п. 10 разд. I Положения о порядке проведения аттестации врачей, утвержденного приказом МОЗ от 19.12.97 г. № 359), а также лиц, не работавших более 3 лет по конкретной врачебной специальности, и лиц, которые своевременно не прошли аттестацию на квалификационную категорию или которым отказано в присвоении второй квалификационной категории (Положение о порядке направления на стажировку врачей, не работавших по специальности более трех лет, и о порядке их следующего допуска к врачебной деятельности, утвержденное приказом МОЗ от 17.03.93 г. № 48);

• для руководителей, профессионалов и специалистов учреждений, организаций (Положение о профессиональном обучении работников на производстве, утвержденное приказом Минтруда и МОН от 26.03.2001 г. № 127/151). В этом случае руководитель направляет работника на стажировку в пределах действующего трудового договора.

Заключение Минсоцполитики: привлекать лицо к стажировке можно лишь в случаях, предусмотренных законодательством. В иных случаях с целью проверки соответствия лица поручаемой ему работе с ним следует заключать трудовой договор и обусловливать испытание.

Напомним, что согласно ст. 26 КЗоТ по соглашению сторон испытание можно установить для нового работника, чтобы проверить его соответствие поручаемой работе. Условие об установлении работнику срока испытания надо зафиксировать в приказе (распоряжении) о приеме на работу. Если не будет такого условия, то считается, что работник принят без испытательного срока.

Поскольку в период испытания на работника распространяется законодательство о труде (ч. 2 ст. 26 КЗоТ), на него следует подать Уведомление о приеме на работу в орган фискальной службы.

Подробнее об испытании работника вы можете узнать из статьи «Проверяем «новичка» на профпригодность: устанавливаем срок испытания» в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 27, с. 24.

Также в контексте отношений со стажером специалисты Минсоцполитики вспомнили об инструктаже по охране труда. Так, вступительный инструктаж проводят, в частности, со всеми работниками, которые принимаются на постоянную или временную работу, независимо от их образования, стажа работы и должности согласно п. 6.3 Типового положения о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденного приказом Госкомитета Украины по надзору за охраной труда от 26.01.2005 г. № 15.

Поэтому со стажерами, принятыми с оформлением трудового договора, также следует проводить вступительный инструктаж по охране труда.

Напомним, что за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора предусмотрены штрафные санкции:

ч. 2 ст. 265 Кодекса законов о труде Украины — в 30-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, которым совершено нарушение. На сегодняшний день это 125190 грн. (4173 грн. х 30);

ч. 3 ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях — от 500 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (8500 грн. — 17000 грн).

Екатерина ЖИЛЕНКО, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше