Индексируем зарплату в июле 2019 года

В избранном В избранное
Печать
Будз Владимир, экономист-аналитик
Бюджетная бухгалтерия Июль, 2019/№ 25
На июльскую индексацию влияет индекс инфляции за май 2019 года. Он составил 100,7 %. Какая ситуация складывается с индексацией зарплаты в июле 2019 года для работников бюджетной сферы? Расскажем в статье.

Напомним, что зарплату индексируют в пределах ПМТЛ (абз. 2 п. 4 Порядка № 1078). Это значит, что зарплата, которая подлежит индексации, ограничена ПМТЛ. Часть зарплаты, превышающая ПМТЛ, не подлежит индексации.

На 2019 год установлен такой размер ПМТЛ:

• январь — июнь — 1921 грн.;

июль — ноябрь — 2007 грн.;

• декабрь — 2102 грн.

Таким образом, в июле 2019 года зарплату индексируют в пределах 2007 грн. Сумму зарплаты, превышающую 2007 грн., не индексируют.

Согласно абз. 1 п. 5 Порядка № 1078 в случае повышения тарифных ставок (окладов) значение ИПЦ в месяце повышения берется за 1 или 100 %. Для проведения дальнейшей индексации исчисление ИПЦ осуществляется с месяца, следующего за месяцем повышения денежного дохода (абз. 2 п. 5 Порядка № 1078). Право на индексацию у работников возникнет, когда ИПЦ нарастающим итогом превысит установленный порог индексации (103 %).

ВНИМАНИЕ!

«Базовым» месяцем для индексации зарплаты будет месяц, в котором повысили оклад (тарифную ставку) по должности.

Увеличение зарплаты работника за счет установления или повышения других постоянных зарплатных составляющих (надбавок, доплат, премий и т. п.) без увеличения должностного оклада (тарифной ставки) не влияет на изменение «базового» месяца.

Следовательно, в этом месяце проводить сравнительные расчеты для определения права на индексацию не нужно (абз. 5 п. 5 Порядка № 1078). То есть работнику продолжают выплачивать суммы индексации, исчисленные в зависимости от последнего повышения должностных окладов.

Пример 1. Последнее повышение должностного оклада работника состоялось в январе 2019 года. В июле 2019 года он получил право на надбавку за выслугу лет (10 % от оклада). В этом случае установление работнику надбавки за выслугу лет в размере 10 % должностного оклада не влияет на изменение «базового» месяца. Для расчета коэффициентов индексации и суммы текущей индексации продолжают ориентироваться на январь 2019 года — месяц, в котором произошло последнее повышение должностного оклада работника.

ВАЖНО!

В месяце повышения должностного оклада (тарифной ставки) индексация не начисляется, если размер повышения зарплаты окажется больше суммы возможной индексации в таком месяце.

В случае если сумма повышения не перекрывает сумму возможной индексации, определяют разницу между суммой возможной индексации и суммой повышения, так называемую индексацию-разницу (абз. 3 и 4 п. 5 Порядка № 1078).

Согласно абз. 6 п. 5 Порядка № 1078 до очередного повышения должностных окладов (тарифных ставок) к сумме индексации, определенной в месяце повышения окладов (индексация-разница), прибавляется сумма индексации, которая складывается в результате превышения ИПЦ порога индексации, установленного п. 11 Порядка № 1078 (текущая индексация). Если работник работает неполное рабочее время, сумма индексации определяется из расчета полного рабочего времени, а выплачивается пропорционально отработанному времени (абз. 6 п. 4 Порядка № 1078). Эту норму применяйте также и для не полностью отработанного месяца, например, если месяц был отработан не полностью из-за пребывания работника в отпуске, на больничном, в результате приема на работу/увольнения с работы в середине месяца и т. д. (см. письмо Минсоцполитики от 25.02.2016 г. № 75/10/136-16).

Пример 2. Работник бюджетного учреждения (оплата труда по ЕТС) занимает 0,5 ставки. Рассчитанная в июле 2019 года индексация для полного рабочего времени составила 62,22 грн. (об указанном расчете читайте далее).

Сумма индексации, которую нужно выплатить работнику с учетом занятости за полностью отработанное рабочее время, составляет 31,11 грн. (62,22 грн. х 0,5 ставки).

Для работников, принятых на работу (вновь принятых работников), переведенных в другое учреждение, на другую работу в том же учреждении, вышедших из отпуска для ухода за ребенком до 3 лет и после отпуска без сохранения заработной платы (до 6 лет и другие виды, предусмотренные законодательством об отпусках), исчисление ИПЦ для проведения индексации проводится с месяца, следующего за месяцем повышения тарифной ставки (оклада), по должности, которую занимает работник (п. 102 Порядка № 1078).

То есть подход единый и для «новичков», и для «переведенных» работников: для всех ориентируемся на месяц последнего повышения оклада по занимаемой должности.

Пример 3. Работник (оплата по ЕТС) принят на работу в июле 2019 года. «Базовым» месяцем является январь 2019 года, т. е. месяц последнего законодательного повышения оклада по должности, которую занимает работник.

Следовательно, в июле 2019 года работник имеет право на индексацию в сумме 62,22 грн. (2007,00 грн. х 3,1 %) при условии полностью отработанного месяца.

Если работник принят в середине месяца, то индексацию выплачивают пропорционально отработанным дням.

Пример 4. У работницы (оплата труда по ЕТС) закончился отпуск для ухода за ребенком до 3 лет. С 1 июля 2019 года она приступила к работе. Должностной оклад по ее должности в последний раз повышался в январе 2019 года.

Для работницы, которая вышла из отпуска для ухода за ребенком до 3 лет, применяем норму, установленную в п. 102 Порядка № 1078. «Базовым» месяцем для нее будет январь 2019 года — месяц последнего повышения оклада по занимаемой должности.

Зарплату индексируют как по основному месту работы, так и по совместительству. Но на работе по совместительству индексация доходов проводится в пределах суммы, не превышающей ПМТЛ, с учетом полученной зарплаты по основному месту работы (п. 7 Порядка № 1078).

То есть сначала проводят индексацию доходов по основному месту работы, потом индексируют зарплату на работе по совместительству. При этом «базовый» месяц определяют по каждой должности (т. е. по каждому месту работы) отдельно. Отдельно на основном месте работы и на работе по совместительству сумму индексации рассчитывают исходя из ПМТЛ, но выплачивают с учетом занятости (отработанного времени).

Зарплату внешнего совместителя индексируют только после предоставления им справки с основного места работы, составленной в произвольной форме. В ней должен быть указан размер дохода по основному месту работы, которая подлежит индексации, и размер проиндексированного дохода. Если работник справку с основного места работы не предоставит, то доходы по совместительству не индексируются (см. письма Минсоцполитики от 01.08.2014 г. № 8538/0/14-14/10 и от 31.07.2015 г. № 11587/0/14-15/10).

Пример 5. Работник занимает:

по основному месту работы: 0,5 ставки бухгалтера;

по совместительству (внутреннее совместительство): 0,5 ставки оператора компьютерного набора.

Основное место работы. «Базовый» месяц — январь 2019 года. Сумма индексации с учетом занятости в июле 2019 года составляет:

62, 22 грн. х 0,5 = 31,11 грн.

Работа по совместительству. «Базовый» месяц — январь 2019 года. Поскольку в данном случае по основному месту работы работник занят неполное рабочее время, то он имеет право на индексацию по совместительству. Сумма индексации на работе по совместительству за июль 2019 года составляет:

62,22 х 0,5 = 31,11 грн.

Также заметим, что сумма индексации учитывается в размере МЗП. Это подтверждают специалисты Минсоцполитики в письме от 09.02.2018 г. № 2615/0/2-18 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 13, с. 8).

Пример 6. За июль 2019 года работнику (6-й тарифный разряд по ЕТС) были начислены: оклад 2785 грн. и индексация 62,22 грн.

Как мы отметили, сумму индексации включаем в состав зарплаты для сравнения ее с минимальной зарплатой.

Общая сумма зарплаты, начисленной за отработанный месяц, составила:

2785 + 62,22 = 2847,22 (грн.).

Это меньше минимальной зарплаты, поэтому работнику нужно было начислить доплату к минимальной зарплате:

4173 - 2847,22 = 1325,78 (грн.).

Общая сумма заработной платы, начисленной за июль 2019 года, должна составлять:

2785оклад + 62,22индексация + 1325,78доплата до минзарплаты = 4173 (грн.).

Далее рассмотрим наиболее распространенные категории работников-бюджетников относительно возникновения у них права на индексацию в июле 2019 года.

Работники с оплатой труда по ЕТС

С 1 января 2019 года повысились должностные оклады для работников с оплатой по ЕТС. Такое повышение состоялось для всех работников с 1-го по 25-й тарифный разряд (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 1-2, с. 16). То есть январь 2019 года стал месяцем повышения окладов («базовым» месяцем).

В этом месяце нужно было сравнить сумму зарплатного повышения и возможную сумму индексации и определить право на дальнейшую индексацию работников. Для всех работников с оплатой по ЕТС (с 1-го по 25-й тарифный разряд) сумма повышения оклада перекрыла сумму индексации, которая складывалась в январе 2019 года. То есть индексация им в январе 2019 года не начислялась («обнулилась»). Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начался с февраля 2019 года.

На индексацию зарплаты за июль 2019 года влияет индекс инфляции за май 2019 года. Он составил 100,7 %. Учитывая, что ИПЦ нарастающим итогом с учетом майского ИПЦ превысил порог индексации

(1,005февраль х 1,009март х 1,010апрель х 1,007май х 100 = 103,1 % > 103,0 %),

то в июле 2019 года зарплату работников с оплатой по ЕТС индексируют на коэффициент индексации 3,1 %. Сумма текущей индексации составляет 62,22 грн. (2007 грн. х 3,1 %).

ВАЖНО!

В июле 2019 года для работников с оплатой по ЕТС наступило право на текущую индексацию.

Госслужащие & работники с функциями по обслуживанию госорганов

С 1 января 2019 года согласно постановлению № 102 повысились размеры окладов для государственных служащих и работников с функциями по обслуживанию.

Для целей индексации зарплаты это значит, что январь 2019 года стал «базовым» месяцем. Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начался с февраля 2019 года.

Прирост ИПЦ за май 2019 года, влияющий на июльскую индексацию, превысил порог индексации

(1,005февраль х 1,009март х 1,010апрель х 1,007май х 100 = 103,1 % > 103,0 %).

Поэтому в июле 2019 года (месяце, следующем за месяцем, в котором опубликовали индекс инфляции за май 2019 года) наступает право на индексацию с учетом коэффициента индексации 3,1 % (103,1 % - 100 %). Сумма текущей индексации в июле составляет 62,22 грн. (2007 грн. х 3,1).

ВНИМАНИЕ!

В июле 2019 года заработная плата госслужащих и работников с функциями по обслуживанию подлежит индексации.

Рабочие, обслуживающие органы госвласти и ОМС

С 1 января 2019 года «схемные» должностные оклады, указанные в приложениях 1 — 3 к приказу № 77, повышены для всех наименований должностей рабочих, обслуживающих органы госвласти и ОМС (см. консультацию специалиста Минсоцполитики в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 1-2, с. 27).

То есть январь 2019 года (месяц увеличения оклада) для таких работников стал «базовым» месяцем. При этом сумма повышения должностных окладов перекрыла сумму возможной индексации. Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начался с февраля 2019 года. На индексацию июльской зарплаты влияет индекс инфляции за май 2019 года. Он составил 100,7 %. Таким образом, учитывая, что ИПЦ нарастающим итогом с учетом майского ИПЦ превысил порог индексации (103,1 % > 103 %), то в июле 2019 года зарплату рабочих, обслуживающих органы госвласти и ОМС, индексируют на коэффициент индексации 3,1 %. Сумма текущей индексации составляет 62,22 грн.

ВАЖНО!

В июле 2019 года зарплата рабочих, обслуживающих госорганы и ОМС, подлежит индексации.

Должностные лица и служащие ОМС

С 25.06.2019 г. состоялось повышение должностных окладов для работников ОМС (как должностных лиц, так и служащих). Так, Кабмин постановлением № 525 (см. «О внесении изменений в приложения к постановлению Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» этого номера) изложил в новой редакции приложения 48 — 55 к постановлению № 268.

Поскольку должностные оклады для должностных лиц и служащих ОМС были повышены в июне 2019 года, то этот месяц стал месяцем повышения должностных окладов, т. е. «базовым», и с июля 2019 года начинается отсчет прироста ИПЦ.

При этом нужно определить дальнейшую судьбу индексации, т. е. сравнить сумму индексации, которая складывается в месяце повышения, с размером зарплатного повышения. Но здесь есть нюанс: постановление № 525 вступило в силу 25 июня 2019 года. Именно с этой даты установлены новые оклады. Зарплата за отработанное время до повышения определяется исходя из старых окладов. В связи с этим абсолютно логично возникает вопрос: как определить сумму зарплатного повышения, если должностной оклад повысили не с 1-го числа текущего месяца, и какой размер возможной индексации использовать в сравнительных расчетах?

Отвечаем: если оклад был повышен не с 1-го числа текущего месяца, то сумму повышения зарплаты нужно определять исходя из условий полностью отработанного месяца. То есть нужно сравнить зарплату за полностью отработанный месяц до повышения с зарплатой за полностью отработанный месяц после повышения. При этом в сравнении участвуют все постоянные составляющие заработной платы. Кроме этого, не следует забывать, что в июне новые оклады были установлены в конце месяца. Поэтому при начислении индексации за июнь 2019 года нужно применить «пропорциональную» норму, т. е. начислить индексацию пропорционально отработанным дням за период до повышения должностного оклада. Рассмотрим указанное на примере.

Пример 7. Главному бухгалтеру сельского совета с 25.06.2019 г. установлен должностной оклад в размере 4600 грн. (до повышения оклад составлял 4200 грн.). Кроме этого, ему установлены:

надбавка за 13-й ранг в размере 300 грн. (до повышения надбавка составляла 55 грн.);

надбавка за выслугу лет в размере 20 %;

премия в размере 30 % оклада.

В июне 2019 года отработаны все дни, предусмотренные графиком работы.

Определим размер зарплатного повышения, т. е. рассчитаем сумму зарплаты за полностью отработанный месяц до и после повышения с учетом всех постоянных составляющих. Размер зарплаты до повышения составляет:

4200 + 55 + 851 + 1260 = 6366 (грн.),

где 851 — размер надбавки за выслугу лет

((4200 + 55) х 20 %);

1260 — ежемесячная премия (4200 х 30 %).

Размер зарплаты после повышения будет составлять:

4600 + 300 + 980 + 1380 = 7260 (грн.),

где 980 — размер надбавки за выслугу лет

((4600 + 300) х 20 %);

1380 — ежемесячная премия (4600 х 30 %).

В приведенном примере повышение зарплаты в расчете на полный месяц составляет 894 грн. (7260 - 6366). Его нужно сравнить с суммой возможной текущей индексации.

Сумма возможной текущей индексации за июнь 2019 года (полный месяц) будет равна:

1921 грн. х 7,6 % = 146,00 (грн.),

где 7,6 % — коэффициент индексации зарплаты в июне 2019 года от «базового» мая 2018 года (месяца последнего законодательного повышения окладов согласно постановлению № 363).

Сумма зарплатного повышения исходя из условий полностью отработанного месяца значительно больше суммы возможной текущей индексации за полный месяц (894 грн. > 146,00 грн.). И если бы оклад повысили с 1-го числа, то сумму индексации в июне 2019 года мы бы не начисляли. Однако поскольку должностной оклад главного бухгалтера ОМС повысили не с 01.06.2019 г., то до 25.06.2019 г. сумму индексации нужно начислить по старым условиям. Поэтому рассчитанную сумму текущей индексации за полный месяц определим пропорционально рабочим дням, приходящимся на период до повышения оклада, т. е. до 25.06.2019 г.:

146,00 грн. : 18 раб. дн. х 15 раб. дн. = 121,67 грн.,

где 18 раб. дн. — количество рабочих дней в июне 2019 года;

15 раб. дн. — количество рабочих дней за период с 01.06.2019 г. по 24.06.2019 г.

С 25 июня 2019 года индексацию не начисляем. При этом июнь 2019 года становится «базовым» месяцем. Для дальнейшей индексации расчет ИПЦ нарастающим итогом начинают с июля 2019 года.

Заметим: с 25.06.2019 г. все должностные лица и служащие ОМС утрачивают право на индексацию. Дело в том, что наименьшая сумма повышения оклада для должностных лиц ОМС составляет 200 грн., а для служащих ОМС — 400 грн. Поскольку сумма повышения окладов превышает возможную индексацию, зарплату указанных категорий работников за период с 25.06.2019 г. по 30.06.2019 г. не индексируют. Июнь 2019 года стал «базовым» месяцем. За июль 2019 года их зарплату также не индексируют.

Нарушение правил проведения индексации: какова ответственность?

В этом случае все зависит от того, какое именно нарушение допустил работодатель при проведении индексации зарплаты.

Неначисление индексации. Такое нарушение специалисты Гоструда квалифицируют как несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда. За него работодателю грозит штраф в размере 10 МЗП (в 2019 году — 41730 грн.) за каждого работника, относительно которого оно совершено (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), а его должностным лицам — админштраф в общем случае в размере от 510 до 1700 грн. (ст. 41 КоАП).

Занижение суммы индексации. Если работодатель при расчете суммы индексации допустил ошибку, в результате чего работнику была начислена индексация в меньшей сумме, то такое нарушение следует квалифицировать как нарушение других требований трудового законодательства. За него работодателю грозит штраф в размере 1 МЗП (в 2019 году — 4173 грн.), предусмотренный абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, а его должностным лицам — админштраф в размере от 510 до 1700 грн. (ст. 41 КоАП).

Также учитывайте, что с 14.05.2019 г. отменен Порядок № 295, согласно которому проводились инспектирования соблюдения работодателями норм трудового законодательства, в том числе относительно индексации. Однако его отмена не влияет на применение штрафных санкций за трудовые нарушения, ведь они продолжают действовать.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Порядок № 1078 — Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Постановление № 268 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Постановление № 525постановление КМУ «О внесении изменений в приложения к постановлению Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 19.06.2019 г. № 525.

Постановление № 363 постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 10.05.2018 г. № 363.

Постановление № 102 — постановление КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины относительно упорядочения структуры заработной платы работников государственных органов, судов, органов и учреждений системы правосудия в 2019 году» от 06.02.2019 г. № 102.

Приказ № 77 — приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.

МЗП — минимальная заработная плата.

ПМТЛ — прожиточный минимум, установленный для трудоспособного лица.

ЕТС — Единая тарифная сетка.

ИПЦ — индекс потребительских цен.

ОМС — органы местного самоуправления.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить