Конкурс на должность госслужбы: очередные изменения

Жиленко Екатерина, экономист-аналитик, e.zhylenko @id.factor.ua
Бюджетная бухгалтерия Ноябрь, 2019/№ 41
В избранном В избранное
Печать
Недавно достаточно большое внимание привлек к себе Закон о перезагрузке власти*. Он дал толчок для обновления целого ряда нормативно-правовых актов. Среди них и Порядок проведения конкурса на занятие должностей государственной службы. Нововведения в него утверждены постановлением № 844 и действуют с 26.09.2019 г. Пару слов о них мы сказали в «Бюджетной бухгалтерии», 2019, № 37, с. 3. Но, поскольку изменения достаточно весомые, считаем, что стоит разобрать их тщательнее. Итак, давайте анализировать.

* Что изменится в оплате труда госслужащих в связи со вступлением в силу этого Закона, вы можете прочесть на страницах журнала «Оплата труда», 2019, № 20, с. 3.

Новые этапы

Конкурс на занятие должностей госслужбы, как и раньше, насчитывает 9 этапов:

1) принятие решения об объявлении конкурса;

2) обнародование объявления о проведении конкурса;

3) принятие и рассмотрение информации от лиц, желающих участвовать в конкурсе;

4) проведение тестирования и определение его результатов;

5) решение ситуационных задач и определение их результатов;

6) проведение собеседования и определение его результатов;

7) составление общего рейтинга кандидатов;

8) определение субъектом назначения или руководителем госслужбы победителя (победителей) конкурса;

9) обнародование результатов конкурса.

Однако некоторые из них обновили, некоторые добавили, а некоторые исключили.

Так, теперь вместо документов на третьем этапе от лиц, желающих участвовать в конкурсе, принимают и рассматривают информацию.

Соответственно исчез и четвертый этап, который предусматривал проверку поданных документов на соответствие установленным законом требованиям. Более подробно о замене документов на информацию читайте в разделе «Прием и рассмотрение документов» этой статьи.

Новым этапом является составление общего рейтинга кандидатов (7-й этап). Хотя по сути такая процедура была описана в пп. 56 и 57 Порядка № 246 и до обновления (детали — в разделе «Оценивание и рейтинг»).

А вот из 8-го этапа исключили упоминание о втором по результатам конкурса кандидате. Теперь на этом этапе субъект назначения или руководитель госслужбы определяет победителя (победителей) конкурса. Здесь следует сразу вспомнить об обновленном п. 64 Порядка № 246. Согласно этой норме в случае когда должность, на которую проводился конкурс, станет вакантной в течение одного года со дня обнародования результатов конкурса на Едином портале, а также победитель конкурса откажется от занятия должности или ему будет отказано в назначении на должность по результатам специальной проверки, субъект назначения имеет право на повторное определение победителя конкурса среди предложенных Комиссией по вопросам высшего корпуса государственной службы или конкурсной комиссией кандидатов.

Раньше такое право имел второй по результатам конкурса кандидат согласно п. 62 Порядка № 246. Однако на сегодняшний день этот пункт исключен, а право на занятие вакантной должности предоставлено тем, кого выберут члены комиссий. Специальное структурное подразделение НАГС или служба управления персоналом государственного органа, в котором объявлялся конкурс, сообщает таким кандидатам о том, что соответствующая должность стала вакантной, в течение 5 календарных дней в порядке, предусмотренном абз. 5 п. 17 Порядка № 246.

Объявление конкурса

В соответствии с обновленным п. 11 Порядка № 246 условия проведения конкурса утверждаются приказом (распоряжением) субъекта назначения или руководителя государственной службы. Приказ и условия не позднее чем в течение следующего рабочего дня со дня подписания соответствующего приказа (распоряжения) размещают через личный кабинет на Едином портале:

• специальное структурное подразделение НАГС в случае объявления конкурса на занятие должности категории «А»;

• служба управления персоналом государственного органа, в котором объявлен конкурс, в случае объявления конкурса на занятие должностей категорий «Б» и «В».

Если выявят расхождения между информацией, указанной в приказе (распоряжении) и условиях, и информацией, размещенной на Едином портале, специальное структурное подразделение НАГС или служба управления персоналом госоргана в течение 24 часов после ее размещения может исправить такое расхождение.

В таком случае обновленная информация доводится до сведения лиц, которые выразили желание участвовать в конкурсе, в порядке, предусмотренном абз. 5 п. 17 Порядка № 246.

И уже после обнародования информации об объявлении конкурса на Едином портале такую информацию можно обнародовать на официальном веб-сайте соответствующего государственного органа, других веб-сайтах и в средствах массовой информации (п. 12 Порядка № 246).

Конкурсные комиссии

Как и раньше, конкурс на занятие должностей категории «А» проводит Комиссия по вопросам высшего корпуса госслужбы, а категорий «Б» и «В» — конкурсная комиссия.

Постановлением № 844 Кабмин уточнил, что конкурсную комиссию образует субъект назначения в госоргане, в составе председателя и членов комиссии. При этом субъект назначения может принять решение об образовании нескольких конкурсных комиссий в государственном органе (обновлен абз. 2 п. 13 Порядка № 246). А потому правками исключено уточнение об особенностях образования конкурсных комиссий в отдельных госорганах, которые раньше были приведены в пп. 14 и 15 Порядка № 246.

Также нововведениями предусмотрены правила участия в конкурсе члена Комиссии по вопросам высшего корпуса госслужбы или конкурсной комиссии: его полномочия приостанавливаются (а не прекращаются) со дня подачи такого заявления до дня обнародования результатов конкурса на официальном веб-сайте НАГС (п. 151 Порядка № 246).

Комиссия по вопросам высшего корпуса госслужбы или конкурсная комиссия может принять решение о привлечении к работе госслужащих, в том числе из других госорганов, ученых и экспертов в соответствующей сфере для проведения оценки по результатам решения ситуационных задач и проведения собеседования относительно соответствия профессиональной компетентности кандидата установленным требованиям. При этом представителей профсоюза исключили из этого перечня. А количество привлеченных лиц теперь не ограничивается (раньше можно было привлекать не менее двух).

Согласно обновленному абз. 1 п. 17 Порядка № 246 заседание конкурсной комиссии является правомочным в случае присутствия половины ее членов (раньше нужно было две трети). Если кворума нет, то дату проведения конкурса могут перенести. Кандидатам об этом сообщают средствами телекоммуникационной связи (вместо уведомления в письменной форме, средствами электронной или телефонной связи) — в соответствии с обновленным абз. 5 п. 17 Порядка № 246.

Прием и рассмотрение документов

Как мы уже говорили в начале нашего материала, документы для участия в конкурсе заменили на информацию. Что это значит?

В соответствии с обновленным п. 19 Порядка № 246 для участия в конкурсе на занятие должности государственной службы лицо, которое желает участвовать, подает комиссиям через Единый портал необходимую информацию, а не перечень документов, который предусматривался раньше.

Соответствующая информация отражается в обновленной форме заявления об участии в конкурсе (приложение 2 к Порядку № 246).

В связи с этим п. 9 Порядка № 246 был исключен. Напомним, он предусматривал случаи, в которых поданные документы не рассматриваются, в частности, в случае подачи документов с опозданием.

В то же время п. 2 постановления № 844 устанавливает, что лицо, пожелавшее участвовать в конкурсе на занятие должностей государственной службы категорий «Б» и «В», может до 31.12.2019 г. подать в установленном порядке в конкурсную комиссию необходимую информацию лично или направить ее по почте. Такая информация не рассматривается, если она:

• подана лично в последний день срока подачи после окончания рабочего времени;

• направлена по почте после окончания срока подачи;

• направлена по почте в течение установленного срока подачи и поступления в государственный орган менее чем за три рабочих дня до даты проведения конкурса.

Какую именно информацию необходимо подавать? Кандидат для участия в конкурсе должен подать:

1) заявление об участии в конкурсе с указанием основных мотивов для занятия должности по форме согласно приложению 2 к Порядку № 246;

2) резюме по форме согласно приложению 21 к Порядку № 246, в котором обязательно указывает такую информацию:

• фамилию, имя, отчество кандидата;

• реквизиты документа, удостоверяющего лицо и подтверждающего гражданство Украины;

• подтверждение наличия соответствующей степени высшего образования;

• подтверждение уровня свободного владения государственным языком;

• сведения о стаже работы, стаже государственной службы (при наличии), опыте работы на соответствующих должностях;

3) заявление, в котором сообщает, что к нему не применяются запреты на занятие должностей, определенных ч. 3 или ч. 4 ст. 1 Закона об очистке власти, и предоставляет согласие на прохождение проверки и на обнародование сведений относительно него в соответствии с указанным Законом;

4) в случае проведения закрытого конкурса — другую информацию для подтверждения соответствия условиям конкурса;

5) в случае проведения конкурса на должность государственной службы категории «А» — подтверждение подачи декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, за прошлый год. Если такую декларацию уже подавали, то повторно подавать ее не нужно.

Теперь не нужно подавать целый ряд документов, в частности копию паспорта, документа (документов) об образовании, оригинал удостоверения аттестации относительно свободного владения государственным языком.

Лицо, желающее участвовать в конкурсе, может подавать дополнительную информацию, которая подтверждает соответствие установленным требованиям, в частности относительно предыдущих результатов тестирования, опыта работы, профессиональных компетентностей, репутации (характеристики, рекомендации, научные публикации и т. п.).

На электронные документы, которые подаются для участия в конкурсе, налагается квалифицированная электронная подпись кандидата. Кстати, госслужащие госоргана, в котором проводится конкурс, желающие участвовать в конкурсе, подают лишь заявление об участии в конкурсе.

Теперь поданную информацию не проверяют для допуска к тестированию (как раньше проверяли документы в соответствии с пп. 21 — 22 Порядка № 246).

Оценивание и рейтинг

Как и раньше, кандидаты на должности госслужбы проходят тестирование, решение ситуационных задач, собеседования. Правила их проведения и оценивания остались без изменений. Они описаны в пп. 23 — 55 Порядка № 246.

Рейтинг кандидата, который успешно прошел конкурс, зависит от общего количества набранных им баллов. Общий рейтинг кандидатов определяется по форме согласно приложению 9 (п. 56 Порядка № 246).

А вот обновленный п. 57 Порядка № 246 содержит новый этап конкурса. С целью допущения к следующему этапу конкурса соответствующие комиссии определяют 5 кандидатур, которые набрали наибольшее общее количество баллов в соответствии с общим рейтингом кандидатов.

Если по общему рейтингу кандидатов их количество составляет менее 5 лиц, к следующему этапу конкурса допускаются все имеющиеся кандидаты.

В случае когда пятый и следующие за ним кандидаты в общем рейтинге кандидатов имеют одинаковое общее количество баллов, пятая кандидатура для определения победителя конкурса выбирается путем открытого голосования на заседании Комиссии по вопросам высшего корпуса госслужбы или конкурсной комиссии после обсуждения соответствия профессиональной компетентности таких кандидатов.

Комиссия по вопросам высшего корпуса госслужбы или конкурсная комиссия госоргана вносят субъекту назначения или руководителю государственной службы предложения относительно определенных кандидатур (или информацию об отсутствии таких кандидатур) не позднее, чем в течение следующего рабочего дня с даты подписания соответствующего протокола.

С целью определения победителя (победителей) конкурса субъект назначения проводит собеседование с каждым кандидатом. Такое собеседование по решению субъекта назначения может проводиться уполномоченным им лицом (п. 59 Порядка № 246).

Также Порядок № 246 дополнили п. 591. Согласно его нормам не позднее чем в течение следующего рабочего дня после определения результатов конкурса на Едином портале обнародуется информация о:

• победителе (победителях) конкурса;

• отсутствии победителя конкурса;

• отсутствии определенных Комиссией или конкурсной комиссией кандидатур.

Обнародование указанной информации осуществляют:

• специальное структурное подразделение НАГС — для должностей государственной службы категории «А»;

• служба управления персоналом государственного органа, в котором объявлен конкурс, — для должностей государственной службы категорий «Б» и «В».

Обновленные приложения

Небольшие изменения коснулись и формы заявления об участии в конкурсе. В частности, из ее содержания исключена позиция, согласно которой информацию о проведении конкурса можно было направлять письмом по адресу (имеется в виду в бумажном виде). Это соответствует обновленному абз. 5 п. 17 Порядка № 246, согласно которому обратная связь с кандидатом на должность госслужбы ведется средствами телекоммуникационной связи.

В свою очередь, вместо Заявления об отсутствии задолженности по уплате алиментов на содержание ребенка в приложении 21 теперь приведена форма резюме. Ведь такое «алиментное» заявление кандидат на должность госслужбы категории «А» больше не должен подавать. Поэтому упоминание о нем исключили из п. 19 Порядка № 246 вместе со многими другими документами (см. раздел «Прием и рассмотрение документов»), а форму — убрали из приложений.

В то же время произвольную форму резюме заменили на утвержденную — в приложении 21.

Также большинство приложений актуализировали. В частности, в их тексте заменили «документы» на «информацию», а веб-сайт НАГС — на Единый портал.

Переходные положения

Как мы уже отметили в начале нашей статьи, описанные изменения действуют с 26.09.2019 г. А что же делать с конкурсами, начатыми до этой даты? Не волнуйтесь, ответ находим в разъяснении НАГС от 26.09.2019 г. № 76-р/з (ср. 025069200). Конкурсный отбор на занятие должностей государственной службы, который начался до 26 сентября 2019 года, должен закончиться в соответствии с Порядком, действовавшим в предыдущей редакции (до указанной даты). И это правильно, ведь ст. 58 Конституции Украины устанавливает, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

Закон о перезагрузке власти — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно перезагрузки власти» от 19.09.2019 г. № 117-IX.

Закон об очистке власти — Закон Украины «Об очистке власти» от 16.09.2014 г. № 1682-VII.

Порядок № 246 — Порядок проведения конкурса на занятие должностей государственной службы, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2016 г. № 246.

Постановление № 844 — постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок проведения конкурса на занятие должностей государственной службы» от 25.09.2019 г. № 844.

Единый портал — Единый портал вакансий государственной службы НАГС.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд