Недавно, а именно с 02.02.2020 г., вступил в силу Закон № 378. Он усовершенствовал порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и уменьшил размеры штрафных санкций за нарушение норм трудового законодательства*. Упростило ли это жизнь руководителям бюджетных учреждений? Как применять новые размеры трудовых штрафов в условиях нынешнего времени? Давайте разберемся.
* См. подробнее в статье «Новые «трудовые» штрафы — 2020: что изменилось?» // «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 7, с. 5. — Примеч. ред.
10 МЗП
Этот штраф применяется за:
• фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта);
• оформление работника на неполное рабочее время, если фактически он выполняет работу полное рабочее время;
• выплату зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ и налогов.
Но теоретически в бюджетных учреждениях не может быть неофициально трудоустроенных работников — скажете вы.
Это так, но и здесь инспекторы Гоструда находят такие единичные случаи. Например:
• охранники и уборщики в заведениях, которые работают за средства родителей (такие работники впоследствии, выходя на пенсию и не имея достаточного страхового стажа, пишут жалобы);
• работники, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, которые при этом носят все признаки трудового договора.
Повторное в течение двух лет со дня выявления нарушение штрафуется в размере 30 МЗП.
Штраф налагается за каждого работника, относительно которого обнаружено нарушение.
4 МЗП
Этот штраф применяется за несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных Законами о воинской обязанности, об альтернативной службе, о мобилизации. При этом штрафуют за каждого такого работника, по которому допущено нарушение.
3 МЗП
Штраф в размере 3 минзарплат Закон № 378 оставил неизменным. Такая ответственность грозит за нарушение установленных сроков выплаты работникам зарплаты, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за 1 месяц, выплату их не в полном объеме. К кругу этих нарушений можно отнести, например, задержку расчета при увольнении больше чем на 1 месяц.
А вот в случае, если задержка расчета при увольнении составляет меньше чем 1 месяц, на работодателя может быть наложен штраф в соответствии с абз. 9 ч. 2 ст. 265 КЗоТ в размере 1 МЗП, установленной на момент выявления такого правонарушения, — как за нарушение других требований законодательства.
2 МЗП
Этот штраф применяется за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда.
Это именно тот случай, когда штрафное давление на работодателей-бюджетников действительно уменьшили.
Но такое нарушение является одним из наиболее коварных, поскольку если не соблюдена хотя бы какая-то одна минимальная гарантия в оплате труда, то чаще всего это явление массовое, т. е. по многим работникам, и систематическое.
В итоге размер штрафа растет.
Самыми популярными из таких нарушений являются неначисления оплаты за работу:
1) в сверхурочное время;
2) в праздничные, нерабочие и выходные дни;
3) в ночное время.
Эти нарушения достаточно легко квалифицировать как нарушения минимальных гарантий в оплате труда.
Ведь оплата за такое время предусмотрена ст. 12 Закона об оплате труда.
А вот с теми выплатами, которые прямо не предусмотрены в этой статье, ситуация более сложная.
Например, выходное пособие. Судебная практика исходит из того, что выходное пособие является минимальной государственной гарантией в оплате труда (например, постановление Харьковского апелляционного административного суда от 29.10.2018 г. № 818/1729/18).
Также индексация заработной платы. Несмотря на то, что индексация прямо не названа в ч. 1 ст. 12 Закона об оплате труда, это гарантия, которая закреплена в ст. 95 КЗоТ.
Следовательно, за невыплату выходного пособия и/или индексации также грозит штраф в размере 2 МЗП — за каждого работника.
1 МЗП
Получить такой штраф можно за нарушение других требований законодательства о труде, чем те, которые прямо указаны в ст. 265 КЗоТ.
Далее приведем, так сказать, стандартные «другие» нарушения трудового законодательства.
1. Несвоевременно поданное уведомление о приеме на работу работника. Кстати, такое нарушение не относится к фактическому допуску работника без оформления трудового договора, за что грозит штраф в размере 10 МЗП.
2. «Отпускные» нарушения: неуведомление работников не позднее чем за две недели до установленного графиком срока о дате начала ежегодного отпуска, непредоставление ежегодных отпусков полной продолжительности в течение двух лет подряд, принудительное отправление в отпуск без сохранения заработной платы (что может быть актуально во время карантина), нарушение требований о предоставлении непрерывной части ежегодного отпуска в 14 дней и т. п.
В этом случае штраф налагается за каждое нарушение.
Исправил нарушение: платить ли штраф?
А можно ли избежать штрафа, выполнив предписание Гоструда и устранив нарушение?
В этом контексте может напугать тот факт, что из постановления № 823 убрали принцип, по которому выполнение предписания освобождает от ответственности.
Но бояться не нужно, ведь сейчас аналогичная норма закреплена в абзацах 14 и 15 ч. 2 ст. 265 КЗоТ (ср. ). Однако касается она не всех нарушений, а лишь тех, которые перечислены в абзацах 4, 5, 6 и 9 ч. 2 ст. 265 КЗоТ: нарушение установленных сроков выплаты зарплаты и других выплат (3 МЗП), несоблюдение минимальных трудооплатных гарантий (2 МЗП), нарушение гарантий «солдатам» учреждения (4 МЗП) и «других» нарушений (1 МЗП). То есть «недорогих» нарушений.
Не повезет тем работодателям, у которых будут обнаружены нарушения, которые стоят 10 МЗП, и при наличии у них «других» нарушений, которые устранить невозможно.
Если же у вас есть другие вышеназванные нарушения, то при возможности их лучше исправить.
«Антивирусный» мораторий на проверки
Недавно вступил в силу «противовирусный» Закон № 530*.
* Подробнее об этом вы можете прочитать в статье «Противовирусные нововведения: изучаем основные требования» // «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 12, с. 15. — Примеч. ред.
Одна из его новаций — запрет плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Теоретически, поскольку в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства Гоструда осуществляет теперь только внеплановые проверки, в том числе и инспекционные посещения, запрет на их проведение не распространяется.
Однако местные управления Гоструда на своих официальных сайтах сообщают об остановке проверок (см. сайт ГУ Гоструда в Киевской области (kiev.dsp.gov.ua), новость от 18.03.2020 г., ГУ Гоструда в Харьковской области (www.kh.dsp.gov.ua), новость от 17.03.2020 г.).
ВНИМАНИЕ!
Гоструда приостанавливает проведение всех плановых и внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля), инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений.
Основанием является постановление № 211, которым на всей территории Украины установлен карантин с 12 марта 2020 года до 24 апреля 2020 года.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ
КЗоТ — Кодекс законов о труде от 10.12.71 г.
Закон № 378 — Закон Украины «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины» от 12.12.2019 г. № 378-IX.
Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.
Закон о воинской обязанности — Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.
Закон об альтернативной службе — Закон Украины «Об альтернативной (невоенной) службе» от 12.12.91 г. № 1975-XII.
Закон о мобилизации — Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII.
Постановление № 823 — постановление КМУ «Некоторые вопросы осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде» от 21.08.2019 г. № 823.
Постановление № 211 — постановление КМУ «О предотвращении распространения на территории Украины острого респираторного заболевания COVID-19, вызванного коронавирусом SARS-CoV-2» от 11.03.2020 г. № 211.
МЗП — минимальная зарплата, законодательно установленная на момент выявления нарушения.