Темы статей
Выбрать темы

Уполномоченное лицо: как оплатить труд

Остапчук Александр, эксперт по вопросам оплаты труда
Согласно нормам Закона о публичных закупках ответственным за организацию и проведение процедуры закупки / упрощенной закупки является уполномоченное лицо. Как назначить такое лицо? Каким образом оплачивать его работу? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в сегодняшнем материале.

В соответствии с п. 35 ч. 1 ст. 1 Закона о публичных закупках уполномоченное лицо — служебное (должностное) или другое лицо, которое является работником заказчика и определено ответственным за организацию и проведение процедур закупки / упрощенных закупок согласно этому Закону на основании собственного распорядительного решения заказчика или трудового договора (контракта).

С 19 апреля 2020 года (даты вступления в силу новой редакции Закона о публичных закупках) проводить упрощенные закупки может только уполномоченное лицо. А с 1 января 2022 года такое лицо будет проводить все закупки (процедуры закупки / упрощенные закупки).

Уполномоченное лицо имеет определенные права и обязанности (ч. 10 ст. 11 Закона о публичных закупках). К ним относятся:

1) планирование закупки и формирование годового плана закупок в электронной системе закупок;

2) осуществление выбора процедуры закупки;

3) проведение процедуры закупки / упрощенной закупки;

4) обеспечение равных условий для всех участников, объективного и честного выбора победителя процедуры закупки / упрощенной закупки;

5) обеспечение составления, утверждения и хранения соответствующих документов по вопросам публичных закупок, определенных Законом о публичных закупках;

6) обеспечение обнародования в электронной системе закупок информации, необходимой для выполнения требований Закона о публичных закупках.

Оформить деятельность уполномоченного лица можно одним из 3 способов (ч. 1 ст. 11 Закона о публичных закупках). Каких? Смотрите на схеме ниже.

img 1

От особенностей каждого из них и зависит оплата труда уполномоченных лиц. Рассмотрим каждый из способов подробнее.

img 2

Как указывают специалисты Минэкономики в письме от 10.04.2020 г. № 3304-04/24218-06 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 15, с. 6), этот способ может быть использован небольшими заказчиками, которые проводят незначительное количество закупок в год и штатную численность работников которых в связи с этим увеличивать нецелесообразно. При этом уполномоченное лицо в обязательном порядке должно получать соответствующую доплату за осуществление дополнительной к основным должностным обязанностям работы по организации и проведению закупок.

То есть по решению руководителя учреждения (приказ, распоряжение) обязанности уполномоченного лица должны возлагаться на работника из штатной численности учреждения и такому работнику должна устанавливаться доплата за дополнительную работу за выполнение «закупочных» обязанностей. Но с установлением такой доплаты на практике возникают определенные трудности. Почему? Сейчас объясним.

Дело в том, что формулировка «с соответствующей доплатой», приведенная в п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о публичных закупках, не устанавливает для уполномоченного лица конкретного вида доплаты (выплаты). Поэтому здесь можно говорить о предоставлении ему определенного денежного вознаграждения в виде любой выплаты (надбавки, премии и т. п). К тому же нормативно не определен и размер доплаты за выполнение «закупочных» обязанностей.

ВАЖНО!

Отдельно определенной доплаты и ее размера нормы Закона о публичных закупках не предусматривают.

По нашему мнению, для такого случая можно использовать отраслевую нормативку об условиях оплаты труда работников бюджетных учреждений, органов госвласти, ОМС и т. п. В частности, устанавливать разрешенные отраслевые стимулирующие выплаты в виде надбавок и премий, которые выплачиваются в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Работники с оплатой по ЕТС. Ответственному за выполнение «закупочных» обязанностей можно установить надбавку за сложность и напряженность в работе. Так, в соответствии с п.п. 2 п. 3 постановления № 1298 работникам устанавливаются надбавки в размере до 50 % должностного оклада (ставки заработной платы, тарифной ставки): за высокие достижения в труде; за выполнение особо важной работы (на срок ее выполнения); за сложность и напряженность в работе.

Отметим, что конкретный размер надбавки за сложность и напряженность в работе работникам устанавливается руководителем в пределах фонда заработной платы. Что касается конкретных условий, размеров и порядка установления этой надбавки, то они должны быть предусмотрены в коллективном договоре учреждения или в отдельном Положении как приложение к коллективному договору.

Если надбавка за сложность и напряженность в работе установлена работнику не в максимальном размере (50 % должностного оклада) за выполнение функций уполномоченного лица, то можно поднять ее размер до максимального. Если же работник уже получает такую надбавку в максимальном размере, то ему можно установить премию или же повысить размер существующей премии. Ведь согласно разъяснениям специалистов Минсоцполитики, приведенным в письме от 31.07.2019 г. № 14102/0/2-19/52, премии, предусмотренные постановлением № 1298, предельным размером не ограничиваются.

Госслужащие. Прежде всего следует заглянуть в Положение о применении стимулирующих выплат государственным служащим, утвержденное постановлением № 15. Так, в п. 2 этого Положения установлено, что к дополнительным стимулирующим выплатам государственным служащим относится, в частности, надбавка за интенсивность труда. Она устанавливается госслужащим в процентах к должностному окладу, в пределах экономии фонда оплаты труда и с учетом следующих критериев:

• качество и сложность подготовленных документов;

• срочность выполнения задач, обработки и подготовки документов;

• инициативность в работе.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 50 Закона о госслужбе госслужащему могут устанавливаться месячная или квартальная премия в соответствии с его личным вкладом в общий результат работы госоргана. Поэтому работнику, на которого возложены функции уполномоченного лица, в качестве компенсации за дополнительную нагрузку целесообразно установить месячную или квартальную премию.

Однако во время их установления надо учесть ограничение, предусмотренное абз. 5 ч. 3 ст. 50 Закона о госслужбе: общий размер месячных или квартальных премий госслужащего, которые он может получить за год, не может превышать 30 % фонда его должностного оклада за год.

Работники ОМС. В соответствии с п.п. «в» п.п. 1 п. 2 постановления № 268 руководителям ОМС предоставлено право устанавливать работникам надбавку за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы.

Она устанавливается руководителям структурных подразделений, их заместителям, специалистам в размере до 50 % должностного оклада с учетом надбавки за ранг должностного лица местного самоуправления и надбавки за выслугу лет.

Если работник уже получает такую надбавку в максимальном размере, то ему можно установить премию за выполнение дополнительной работы по организации и проведению закупок или же повысить размер существующей премии.

Председатель или члены тендерного комитета. На практике достаточно часто возникает следующий вопрос: можно ли возложить дополнительную работу по проведению упрощенных закупок на председателя или членов тендерного комитета?

Заказчик имеет право определить уполномоченное лицо и тендерный комитет при условии, что каждый из них будет ответственным за организацию и проведение конкретных процедур закупок.

ВНИМАНИЕ!

Члены или председатель тендерного комитета могут быть одновременно уполномоченным лицом, при условии что данное лицо не будет определено ответственным за организацию и проведение одних и тех же закупок.

Итак, мы рассмотрели первый способ назначения уполномоченного лица со всеми вытекающими последствиями. На наш взгляд, пока нормативно-правовыми актами, в частности Законом о публичных закупках, не будет четко установлено конкретной доплаты за выполнение «закупочных» обязанностей (ее вид и размер), то этот способ является достаточно проблемным в своей реализации.

img 3

Такой способ подходит для учреждений (заказчиков), которые проводят системные циклические закупки ежегодно и имеют постоянную нагрузку по администрированию закупочного процесса. Для реализации этого способа на практике необходимо внести изменения в штатное расписание и ввести новую должность. Какую именно?

К сожалению, в нормах Закона о публичных закупках об этом не указано. Поэтому есть смысл обратиться к Классификатору профессий. Однако в нем также не предусмотрена должность «уполномоченное лицо». Зато он содержит профессиональное название «специалист по публичным закупкам» (код 2419.2). «Вписывается» ли такая должность в штат бюджетных учреждений? Давайте разберемся.

Работники с оплатой по ЕТС. Должность «специалист по публичным закупкам» относится к классификационному разделу «Профессионалы» (профессиональная группировка «Профессионалы в сфере маркетинга, эффективности хозяйственной деятельности, рационализации производства, интеллектуальной собственности и инновационной деятельности»). Для должностей раздела «Профессионалы» определены требования полного высшего образования и четырехуровневое квалификационное категорирование (без категории, I и II категории, ведущий).

Что касается конкретных квалификационных требований, то они для должности «специалист по публичным закупкам», к сожалению, действующим законодательством не предусмотрены. А это значит, что заказчик может самостоятельно разработать квалификационные требования и прописать их в должностной инструкции работника.

Условия оплаты труда для профессионалов (специалистов) общие для всех бюджетных учреждений и определяются в зависимости от категории в соответствии с приложением 3 к постановлению № 1298 (ср. ). Если проанализировать его содержание, а также нормы отраслевых приказов, становится понятно, что в зависимости от квалификационной категории тарифные разряды колеблются в диапазоне от 6-го до 10-го. В 2020 году должностные оклады в зависимости от тарифного разряда устанавливаются в следующих размерах:

Тарифный разряд

Должностной оклад в 2020 году, грн

6

3048

7

3237

8

3447

9

3636

10

3826

А можно ли оформить специалиста по публичным закупкам по совмещению? Давайте выясним.

Прежде всего напомним, что совмещение профессий (должностей) — это выполнение работником наряду со своей основной работой, предусмотренной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности). Такая дополнительная работа по другой профессии (должности) осуществляется в пределах рабочего времени по основному месту работы. За выполнение такой дополнительной работы начисляется доплата в размере до 50 % должностного оклада по основной должности на основании п. 3 постановления № 1298.

Однако такой вид выполнения работ возможен лишь при условии наличия в штатном расписании учреждения вакантной должности специалиста по публичным закупкам. Например, вы ввели такую должность, но кандидата на нее так и не нашли. В таком случае обязанности по этой должности вы возлагаете на штатных работников учреждения с установлением доплаты в размере до 50 % должностного оклада по основной должности.

ОМС и госслужба. Что касается ОМС и госорганов, то здесь есть свои нюансы.

Так, по разъяснениям Минэкономики (письмо от 10.04.2020 г. № 3304-04/24218-06), в этих органах уполномоченным лицом должно быть должностное лицо.

Напомним, что перечень должностных лиц ОМС содержат приложения 48 — 54 к постановлению № 268, а должностных лиц госслужбы — Схема должностных окладов, утвержденная постановлением № 15. При этом профессиональное название должности «специалист по публичным закупкам» не подходит для ОМС и госслужбы, поэтому для них надо ориентироваться на профессиональное название работы «специалист государственной службы (местного самоуправления)» (профессиональная группа 2419.3 «Профессионалы государственной службы и местного самоуправления»). От этой должности можно образовывать производные названия должностей (подробнее — в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 19, с. 29).

Следовательно, должность в штатном расписании можно прописать, например, так: «специалист по проведению публичных закупок». Оклад для такого работника будет определяться как и для аналогичных категорий работников ОМС или госслужбы. В ОМС, например, специалист без категории, I, ІІ категорий, ведущий, главный (приложения 48 — 53 к постановлению № 268) и специалист без категории, I, ІІ категорий (приложение 54 к постановлению № 268). А для специалистов госслужбы (без категории, ведущий, главный) оклады определены постановлением № 15.

img 4

Данный способ является целесообразным для учреждений, которые осуществляют закупки нечасто и потому для них нет необходимости в постоянном присутствии уполномоченного лица. Учтите, что этот способ предусматривает то, что уполномоченное лицо должно находиться с заказчиком в трудовых отношениях.

ВАЖНО!

Нельзя назначить уполномоченное лицо путем заключения с ним договора гражданско-правового характера (ч. 4 ст. 11 Закона о публичных закупках)

В этом случае целесообразно заключить срочный трудовой договор на период проведения процедуры закупки. Напомним, что к срочным трудовым договорам относят договоры, заключенные на определенный срок (п. 2 ч. 1 ст. 23 КЗоТ) и на время выполнения определенной работы (п. 3 ч. 1 ст. 23 КЗоТ).

Однако, заключая срочный трудовой договор с лицом, помните, что в штате вашего учреждения должна быть должность специалиста (специалиста) по публичным закупкам, на которую вы фактически и принимаете работника.

А вообще, при необходимости заказчик может одновременно использовать несколько способов для назначения уполномоченного лица. Например, ввести в штат на постоянной основе должность специалиста по публичным закупкам и при необходимости привлечь еще по срочному трудовому договору лицо на этот период.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.1971 г.

Закон о публичных закупках — Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Закон о госслужбеЗакон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Постановление № 15постановление КМУ «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» от 18.01.2017 г. № 15.

Постановление № 268постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Постановление № 1298постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Классификатор профессийНациональный классификатор Украины «Классификатор профессий ДК 003:2010», утвержденный приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327.

ОМС — орган местного самоуправления.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше