Темы статей
Выбрать темы

Обзор писем Казначейства и Минфина: коротко о главном

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Минфин и Казначейство время от времени выдают на-гора письма-разъяснения по самым разноплановым вопросам, которые возникают у распорядителей бюджетных средств. Есть среди них такие, которые полностью удовлетворяют вопрошателей, а есть, мягко говоря, не очень… Последние никого не интересуют, а вот первые достойны внимания. Именно их мы собрали сегодня и предлагаем вам с ними ознакомиться. В этих письмах специалисты уважаемых органов рассмотрели вопросы ведения бухгалтерского учета, применения КЭКР, осуществления казначейского обслуживания, расчетов и т. п. Традиционно мы построили обзор так: ответ из письма ведомства — наш комментарий.

Реквизиты письма / вопрос (ситуация)

Ответ (ситуация)

Комментарий редакции

КЭКР для осуществления платежей и взносов ОСМД

Письмо Казначейства от 18.09.2020 г. № 16-11-12/16426

Вопрос (ситуация): бюджетное учреждение имеет на балансе квартиры, которые обслуживает объединение совладельцев многоквартирного дома (ОСМД). Учреждение должно уплачивать взносы и платежи на содержание дома и придомовой территории. По какому КЭКР это делать?

В соответствии со ст. 1 Закона № 28661 совладельцы многоквартирного дома — это собственники квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Обязанности совладельца определены ст. 15 Закона № 2866, в частности, совладелец обязан своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся взносы и платежи

Статья 20 Закона № 2866 устанавливает правила определения частей взносов и платежей на содержание, реконструкцию, реставрацию, проведение текущего и капитального ремонтов, технического переоснащения общего имущества в многоквартирном доме совладельцев.

Также в ст. 23 этого Закона установлено, что взносы на содержание и ремонт помещений, находящихся в собственности, осуществляются в соответствии с законодательством Украины.

Взносы на содержание и ремонт помещений или другого имущества, находящегося в общей собственности, определяются уставом объединения и/или решением общего собрания.

В соответствии с Инструкцией № 3332 по категории 2800 «Прочие текущие расходы» могут осуществляться расходы, не связанные с приобретением товаров и услуг учреждениями.

Согласно п. 2.6 указанной Инструкции оплата совладельцами взносов и платежей может осуществляться по коду экономической классификации расходов 2800 «Прочие текущие расходы»

Эта ситуация касается бюджетных учреждений, которые имеют на балансе жилые помещения и находятся на обслуживании ОСМД. Такие жилые помещения являются разновидностью жилого фонда.

Так, согласно ст. 4 Жилищного кодекса Украинской ССР от 30.06.83 г. № 5464-X жилой фонд образуют жилые дома, а также жилые помещения в других строениях, находящихся на территории Украины.

Жилым домом является здание капитального типа, построенное с соблюдением требований, установленных законом, и предназначенное для постоянного проживания

При этом помещение считается жилым, если оно предназначено для круглогодичного проживания людей, имеет отопление, расположенное в надземном этаже, и соответствует всем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Отметим, что к жилому фонду относятся: общежития; дома-интернаты для престарелых и инвалидов; детские дома, интернаты при школах и школы-интернаты; служебные жилые помещения и другие жилые помещения в зданиях, пригодных для проживания.

Так, если на балансе вашего учреждения есть жилые помещения, которые находятся на обслуживании ОСМД, стоит обратить внимание на разъяснение специалистов Казначейства в этом письме.

Ведь в таком случае учреждение действительно является совладельцем многоквартирного дома. Это означает, что на него распространяются обязанности совладельца, определенные ст. 15 Закона № 2866, в частности, совладелец обязан своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся взносы и платежи.

Порядок уплаты, перечень и размеры взносов и платежей совладельцев имеет право устанавливать ОСМД соответствии с законодательством и уставом объединения.

Специалисты Казначейства не разграничивают такие взносы и платежи и считают, что расходы учреждения, связанные с уплатой взносов и платежей, оно как совладелец ОСМД может осуществлять по КЭКР 2800.

Вместе с тем оплату услуги по управлению многоквартирным домом учреждение должно осуществлять по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Кстати, что это за услуги? Так, услуга по управлению многоквартирным домом включает:

• содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе уборку внутридомовых помещений и придомовой территории,

• выполнение санитарно-технических работ, обслуживание внутридомовых систем (кроме обслуживания внутридомовых систем, используемых для предоставления соответствующей коммунальной услуги в случае заключения индивидуальных договоров о предоставлении такой услуги, по условиям которых обслуживание таких систем осуществляется исполнителем), содержание лифтов и т. п.;

• покупку электрической энергии для обеспечения функционирования общего имущества многоквартирного дома;

• текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Именно на применении КЭКР 2240 Казначейство настаивало в своем письме от 28.02.2019 г. № 16-04-04/3846.

С учетом этого, учреждениям, которые являются совладельцами ОСМД, советуем разграничивать платежи и взносы, чтобы потом иметь возможность объяснить правильность применения КЭКР

КЭКР для оплаты добровольного страхования работников

Письмо Казначейства от 27.05.2020 г. № 16-07-07/9191

Вопрос (ситуация): по какому КЭКР осуществлять платежи по страхованию работников?

Согласно ст. 6 Закона № 853 добровольное страхование — это страхование, которое осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Одним из видов добровольного страхования является страхование от несчастных случаев.

В соответствии с п.п. 2.2.4 Инструкции № 333 оплата услуг по страхованию собственных и арендованных помещений, страхованию транспортных средств и авиационной техники (в том числе специального назначения), страхованию оборудования и другого имущества, медицинскому страхованию гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств, страхованию водителей в соответствии с законодательством и т. п. должна осуществляться по коду 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

В случае осуществления расходов в соответствии с законодательством на государственное обязательное личное страхование такие расходы должны осуществляться по коду 2730 «Прочие выплаты населению» (п.п. 2.5.3 Инструкции № 333).

С учетом указанного, оплата услуг по добровольному страхованию работников от несчастных случаев должна осуществляться по коду 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)»

Как следует из вывода специалистов Казначейства, приведенного в письме, выбор КЭКР при осуществлении страхования работников зависит от вида страхования: добровольное или обязательное.

Так, к видам добровольного страхования ст. 6 Закона № 85, в частности, относит:

• страхование жизни;

• страхование от несчастных случаев;

• медицинское страхование (непрерывное страхование здоровья);

• страхование здоровья на случай болезни;

• страхование наземного транспорта (кроме железнодорожного);

• страхование имущества;

• страхование гражданской ответственности собственников наземного транспорта (включая ответственность перевозчика);

• страхование жизни и здоровья волонтеров на период предоставления ими волонтерской помощи;

• другие виды добровольного страхования.

Для таких видов страхования применяют КЭКР, предусмотренный п.п. 2.2.4 Инструкции № 333. То есть расходы на оплату услуг по добровольному страхованию работников следует осуществлять по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Конечно, если учреждение может позволить себе заложить такие расходы в смету. Ведь они не обязательны и не исключено, что во время проверки Государственной аудиторской службой возникнут вопросы о целесообразности таких расходов.

Теперь об обязательном страховании. Основными видами обязательного страхования являются:

• медицинское страхование;

• личное страхование медицинских и фармацевтических работников (кроме тех, которые работают в учреждениях и организациях, финансируемых из Государственного бюджета Украины) на случай инфицирования вирусом иммунодефицита человека при исполнении ими служебных обязанностей;

• личное страхование работников ведомственной (кроме тех, которые работают в учреждениях и организациях, финансируемых из Государственного бюджета Украины) и сельской пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин (команд);

• личное страхование от несчастных случаев на транспорте;

• страхование гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств;

• страхование работников (кроме тех, которые работают в учреждениях и организациях, финансируемых из Государственного бюджета Украины), которые принимают участие в оказании психиатрической помощи, в том числе осуществляют уход за лицами, страдающими психическими расстройствами и т. п.

Для таких видов государственного обязательного личного страхования расходы осуществляют по КЭКР 2730 «Прочие выплаты населению». Об этом говорится как в п.п. 2.5.3 Инструкции № 333, так и специалистами Казначейства в этом письме

Списание активов и изготовление новых объектов

Письмо Минфина от 21.04.2020 г. № 35220-07-10/11749

Вопрос (ситуация): учреждение списывает объект, который учитывался на субсчете 1113. После списания такого актива остались материальные ценности, которые можно использовать для изготовления новых объектов. Как правильно оприходовать изготовленные объекты и каковы особенности их дальнейшего учета?

В соответствии со Стандартом 1214 все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы, полученные в результате списания основных средств, приходуются с отражением на счетах бухгалтерского учета запасов. Полученные в результате списания основные средства приходуются с отражением на счетах бухгалтерского учета основных средств.

Сумма оприходованных активов, полученных от ликвидации и разборки необоротных активов, которые оставлены для ремонта и других потребностей учреждения, признается доходом специального фонда субъекта государственного сектора.

С целью разграничения в учете информации о доходах от реализации активов и доходах, которые возникают в результате оприходования активов, полученных в результате инвентаризации или списания основных средств, и которые оставлены для потребностей учреждения, Планом счетов5 предусмотрены субсчета 7112 «Доход от оприходования активов, ранее не учтенных в балансе»и 7211«Доход от реализации активов»

Для отражения доходов от оприходования основных средств, прочих необоротных материальных активов, нематериальных активов, производственных запасов, МБП и других нефинансовых активов, которые обнаружены в результате инвентаризации, получены в результате демонтажа, получены в результате списания имущества и т. д. и будут использоваться для потребностей учреждения, предлагаем использовать код классификации доходов бюджета 25010200 «Поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности».

Учитывая Рекомендации6, субсчет бухгалтерского учета 7211 «Доход от реализации активов» сопоставляется с кодом классификации доходов бюджета 25010400 «Поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества)».

Применение Справки о поступлениях в натуральной форме предусмотрено Порядком № 14077.

В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете8 основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

При составлении типовых форм по учету и списанию основных средств распорядителями бюджетных средств, Государственной казначейской службой Украины и фондами общеобязательного государственного социального пенсионного страхования применяются типовые формы, утвержденные приказом Минфина № 8189

Для оформления хозяйственных операций по безвозмездному получению и передаче основных средств, кроме безвозмездной передачи основных средств, являющихся объектами права государственной и коммунальной собственности, оформление которой осуществляется в порядке, определенном постановлением № 148211, применяется Акт приема-передачи основных средств.

Информация об основных средствах вносится в этот акт с указанием названия объекта, инвентарного (номенклатурного) номера, первоначальной (переоцененной) стоимости, года выпуска (постройки), номера паспорта, краткой характеристики объекта и других сведений.

Акт составляется в двух экземплярах (по одному для каждой принимающей и передающей объект основных средств стороны) комиссией, назначенной распоряжением (приказом) руководителя субъекта государственного сектора, которая передает основные средства. При получении основных средств в качестве гуманитарной помощи, дара, безвозвратной помощи и т. п. акт может составлять комиссия, которая принимает основные средства.

После проверки акта по форме и содержанию бухгалтерская служба переносит информацию в учетные регистры, о чем делается отметка

Прежде всего отметим, что выводы, приведенные в этом письме Минфина, полностью совпадают с позицией специалистов этого Министерства из прошлогоднего письма от 01.10.2019 г. № 35120-04-3/24616 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 42 ), хотя и касаются иной ситуации. Напомним, что в прошлогоднем письме специалисты Минфина объясняли, как правильно учитывать и классифицировать доходы от оприходования ранее не учтенных в балансе активов.

Теперь о ситуации, о которой идет речь в комментируемом письме Минфина.

Так, сумма оприходованных активов, полученных от ликвидации и разборки необоротных активов, которые оставлены для ремонта и других потребностей учреждения, признается доходом специального фонда субъекта государственного сектора. Такое требование предусмотрено абз. 4 п. 5 разд. VI Стандарта 121.

Отражать такой доход следует на субсчете 7112 «Доход от оприходования активов, ранее не учтенных в балансе». Ведь именно этот субсчет предназначен для учета доходов от оприходования активов, выявленных в результате инвентаризации (как излишки), полученных в результате демонтажа, списания имущества и т. п. и которые будут использоваться для потребностей учреждения.

При этом Минфин в своем письме указал на необходимость разграничения в бухучете указанных доходов и доходов от реализации. А также напомнил, что для отражения доходов от реализации применяют отдельный субсчет 7211 «Доход от реализации активов».

С учетом такого разграничения доходов, следует обратить внимание на особенности оприходования активов, полученных в результате списания основных средств. А именно, важно при списании ОС и МНМА четко определиться с дальнейшим использованием изъятых активов

Так, если учреждение планирует использовать эти активы для своих нужд, тогда доходы следует отражать по субсчету 7112.

Если же вы оприходуете материальные ценности, заранее зная, что будете их продавать, тогда следует показать доход по субсчету 7211. В свою очередь, коды доходов Минфин предлагает определять следующим образом:

• если актив будет оставлен для потребностей учреждения, доходы от его оприходования следует показывать по коду доходов 25010200 «Поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности»;

• если актив будет реализован, доходы от его оприходования показывают по коду доходов 25010400 «Поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества)».

При этом, независимо от дальнейшего использования изъятых активов, учреждению придется подготовить и подать в Казначейство Справку о поступлениях в натуральной форме. Ведь именно на основании этого документа орган Казначейства сможет отразить такие доходы в учете. Сделать это следует не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца. Этого требуют п. 11.17 Порядка № 1407 и п. 12.7 Порядка № 93810.

Также специалисты Казначейства напомнили о необходимости оформления первичными документами любой хозяйственной операции, поскольку только первичные документы позволяют отразить ее в бухучете.

Кстати, требование о наличии первичных документов закреплено в ст. 9 Закона о бухучете.

С учетом этих требований, вполне понятно, что в нашей ситуации соответствующими первичными документами следует оформить как списание с баланса объектов ОС и МНМА, так и оприходование материальных ценностей, которые будут в дальнейшем использованы для изготовления новых объектов.

Указанные операции с объектами ОС и МНМА оформляют документами, которые составляют на основании типовых форм, утвержденных приказом Минфина № 818. Зато оприходование материальных ценностей, полученных в результате списания ОС и МНМА, осуществляется на основании накладной или акта приема (акта оценки) материальных ценностей. Такие документы оформляются в соответствии с типовыми формами, утвержденными приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130. Какими документами оформить оприходование изготовленных объектов ОС и МНМА? На этот вопрос в письме нет ответа

Поэтому отметим, что в первую очередь по таким операциям придется накапливать расходы, связанные с изготовлением объектов ОС или МНМА. Кроме того, в подтверждение факта завершения изготовления актива следует оформить акт переработки. Его составляют в произвольной форме и указывают количество использованных материалов и другие расходные материалы, прочие расходы на проведение таких работ и их себестоимость, а также количество изготовленных объектов.

В случае если изготовить объекты ОС или МНМА было поручено сторонней организации или физлицу, тогда после завершения работ исполнитель должен предоставить Акт выполненных работ (предоставленных услуг).

Но и это еще не все: в конце концов при передаче изготовленных объектов в эксплуатацию составляют Акт ввода в эксплуатацию.

Дополнительно в письме специалисты Казначейства акцентировали внимание на оформлении хозяйственных операций по безвозмездному получению и передаче основных средств.

Конечно, такая необходимость может возникнуть, например, если изготовленные ОС или МНМА учреждение передает другому распорядителю, т. е. в случае, если такие объекты учреждение не оставило для собственного использования.

Поэтому для оформления таких операций применяем акт приема-передачи основных средств.

Вместе с тем этот документ распорядители не применяют для оформления операций по безвозмездной передаче основных средств, являющихся объектами права государственной и коммунальной собственности, оформление которой осуществляется на основании требований постановления № 1482. Поскольку операции в рамках такой передачи оформляют актом приема-передачи, форма которого приведена в указанном постановлении

Ремонт домов ОСМД за счет средств местного бюджета Письмо Минфина от 14.08.2020 г. № 05210-14-2/25151

Вопрос (ситуация): с баланса ОМС (или его коммунального предприятия) списаны многоэтажные дома после образования в таких домах ОСМД или избрания управителя. Можно ли проводить ремонтные работы за счет средств местных бюджетов многоквартирных домов после их списания с баланса ОМС?

Статьей 21 Закона № 2866 определено, что средства ОСМД включают и средства государственного и/или местного бюджетов, полученные на условиях общего финансирования для содержания, реконструкции, реставрации, проведения текущего и капитального ремонтов, технического переоснащения многоквартирных домов

К собственным полномочиям сельских, поселковых и городских советов относится содействие созданию ОСМД (ст. 30 Закона № 28013).

Статья 28 Закона № 280 к собственным полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относит, в частности, участие в организации и финансировании капитальных ремонтов жилых домов, капитальных ремонтов имущества, находящегося в общей собственности совладельцев многоквартирного дома, в пределах бюджетных программ, определенных по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета.

Финансовая помощь ОСМД может осуществляться на условиях общего финансирования соответствующей программы по реконструкции и ремонту жилых домов.

Согласно ч. 3 ст. 71 БКУ14 средства местного бюджета могут направляться на капитальный ремонт и реконструкцию объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

Учитывая указанное, предоставление финансовой помощи из местных бюджетов возможно только на капитальные ремонты жилых домов, капитальные ремонты имущества, находящегося в общей собственности совладельцев многоквартирного дома ОСМД на условиях общего финансирования в пределах бюджетных программ, определенных по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета

По общему правилу, правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами права коммунальной собственности от имени и в интересах территориальных громад осуществляют ОМС.

Но теперь функции управления многоэтажными домами, которые ранее находились на балансе ОМС, могут быть переданы управителю или ОСМД. Механизм реализации указанных функций управления домами введен Законом № 41712

И вроде бы ОСМД образуют по инициативе собственников квартир и/или нежилых помещений многоквартирного дома, имеющих статус отдельного юридического лица.

Однако, как свидетельствует практика, средств ОСМД не всегда хватает на выполнение функций такого объединения, в частности на содержание многоквартирного дома и придомовой территории, проведение ремонтов. Поэтому ОСМД обращаются с просьбой к ОМС о выделении средств на ремонтные работы в таких домах. Но имеют ли право ОМС выделять средства на ремонты ОСМД? Именно на этот вопрос отвечает Минфин в комментируемом письме.

Так, средствами объединения, в частности, являются средства государственного и/или местного бюджетов, полученные на основании совместного финансирования для содержания, реконструкции, реставрации, проведения текущего и капитального ремонтов, технического переоснащения многоквартирного дома. Перечень составляющих средств ОСМД приведен в ч. 1 ст. 21 Закона № 2866. Выходит, что выделение средств из местного бюджета на ремонт жилищного фонда соответствующим ОСМД полностью правомерно. Именно к такому выводу в свое время пришел Минфин в письме от 14.09.2016 г. № 31-05230-18-10/26222, ссылаясь на указанные нормы.

А вот в этот раз Минфин, обосновывая свою позицию, добавил еще несколько ссылок на действующую нормативку.

Так, в соответствии с п.п. 9 п. «а» ч. 1 ст. 28 и п.п. 1 п. «а» ч. 1 ст. 31 Закона № 280 к собственным (самоуправным) полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся участие в организации и финансировании капитальных ремонтов жилых домов, капитальных ремонтов имущества, находящегося в общей собственности совладельцев многоквартирного дома, в пределах бюджетных программ, определенных по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета, и организация за счет собственных средств и на паевых принципах строительства, реконструкции и ремонта объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, жилых домов.

Кстати, как указано в п. 13 ч. 1 ст. 91 БКУ, к расходам местных бюджетов, которые могут осуществляться из всех местных бюджетов, относятся, в частности, расходы на мероприятия программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства по модернизации и ремонту лифтового хозяйства, реконструкции и ремонту жилых домов, капитальному ремонту общежитий, передаваемых в собственность территориальных громад. Такие расходы осуществляются за счет средств бюджета развития (ч. 3 ст. 71 БКУ).

Право ОМС принимать соответствующие программы определено ст. 26, 43, Закона № 280.

Так, исключительно на пленарных заседаниях ОМС решаются вопросы об утверждении программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам, заслушиваются отчеты об их выполнении

При этом объем средств на финансирование программ каждый орган местного самоуправления определяет самостоятельно исходя из имеющихся финансовых ресурсов и закрепляет его соответствующим решением.

Добавим, что в случае принятия программы финансовой помощи на капитальный ремонт многоэтажных домов такие расходы финансируют по ТПКРКМБ 6010 «Содержание и эффективная эксплуатация объектов жилищно-коммунального хозяйства». Порядок применения КЭКР зависит от того, кому предоставлено финансирование из местного бюджета:

• если средства получило ОСМД как получатель бюджетных средств, то применяют КЭКР 2610 «Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)»;

• если средства получил местный совет (или его структурное подразделение), который является стороной соответствующего договора на капремонт, тогда — КЭКР 3130 «Капитальный ремонт», 3140 «Реконструкция и реставрация»

КЭКР при установке систем пожаротушения и пожарной охраны

Письмо Казначейства от 09.04.2020 г. № 16-07-07/6665

Вопрос (ситуация): какой КЭКР применять при осуществлении расходов на установку систем пожаротушения и пожарной охраны?

В соответствии с п. 1.1 Инструкции № 333 экономическая классификация расходов бюджета предназначена для четкого разграничения расходов бюджетных учреждений и получателей бюджетных средств по экономическим характеристикам операций, осуществляемых в соответствии с функциями государства и местного самоуправления. Расходы осуществляются по соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджета в зависимости от экономической сути платежа.

По категории 2200 «Использование товаров и услуг» осуществляется оплата текущих расходов, оплата услуг, приобретение материалов и предметов, которые не берутся на учет как основные средства. В частности, оплата услуг по построению, созданию и внедрению локальных сетей, систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и пропускных систем, систем пожаротушения, гарантированного энергопитания или электроснабжения, систем кондиционирования рабочих или технологических помещений, систем технической защиты информации (с учетом расходов на их аттестацию), в том числе оплата пассивного оборудования —

монтажных шкафов, монтажных коробов, кабелеводов, кабелей, соединителей, розеток, креплений, коммутационных панелей и т. п., если указанное оборудование является неотъемлемой частью услуг, осуществляется по коду 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (п.п. 2.2.4 Инструкции № 333).

В свою очередь, по категории 3130 «Капитальный ремонт» расходы осуществляются на основании договоров и составленных смет на капитальный ремонт (п.п. 3.1.3 Инструкции № 333).

В частности, капитальный ремонт отдельных узлов и систем, являющихся составной частью других объектов, а именно: водоснабжения, газоснабжения, канализации, кондиционирования, пожарной охраны, мусоропроводов, пассажирских и грузовых лифтов и т. п., осуществляется по коду 3132 «Капитальный ремонт других объектов».

Следовательно, код экономической классификации расходов будет зависеть от вида работ, которые будут осуществляться с соблюдением требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил и в соответствии с разработанной и утвержденной в установленном законодательством порядке проектной документацией, а также от дальнейшего отражения в бухгалтерском учете

В комментируемом письме специалисты Казначейства акцентируют внимание на том, что применение КЭКР зависит от вида работ и от дальнейшего отражения таких работ в учете.

С учетом этого, авторы письма настаивают на применении таких КЭКР при осуществлении расходов на установку систем пожаротушения и пожарной охраны:

2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» — при оплате услуг по построению, созданию и внедрению систем пожаротушения, в том числе оплаты пассивного оборудования, если указанное оборудование является неотъемлемой частью услуг;

3132 «Капитальный ремонт других объектов» — при оплате капитального ремонта отдельных узлов и систем, являющихся составной частью других объектов, в частности пожарной охраны.

По нашему мнению, такой подход к разграничению КЭКР оправдан тогда, когда учреждение уже имеет противопожарную систему и осуществляет ремонт такой системы.

Но если же рассматривать ситуацию, когда пожарной сигнализации раньше не было вообще в здании, то подход к применению КЭКР будет несколько иным. В таком случае мы, как правило, предлагаем 2 варианта.

Вариант 1. Рассматривать пожарную сигнализацию как отдельный объект ОС с дальнейшим зачислением на субсчет 1014.

Этот вариант предусматривает проведение всех расходов на создание указанного объекта по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования» (п.п. 3.1.1 Инструкции № 333). Причем в случае заказа пожарной сигнализации «под ключ» все расходы (стоимость изготовления проектно-сметной документации, материалов и оборудования, расходы на доставку, монтаж, наладку и т. п.) осуществляют по КЭКР 3110.

Если же услуги по установке сигнализации заказали отдельно, тогда оплачивать их следует по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Это предусмотрено абз. 5 п. 1 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333.

Вариант 2. Считать установку пожарной сигнализации улучшением здания. В этом случае все расходы подлежат отнесению на увеличение первоначальной стоимости здания по субсчету 1013.

Такой вариант предусматривает планирование и проведение расходов на установку пожарной сигнализации по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов» (п. 8 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333). По этому КЭКР следует осуществлять все расходы, включая расходы на приобретение оборудования и оплату монтажных работ.

Итак, при заключении договора с поставщиком (подрядчиком) будьте внимательны и формулируйте предмет договора правильно. Поскольку именно от того, как будет прописан вид работ в договоре, будет зависеть как порядок осуществления расходов, так и порядок учета этих операций.

Если у вас есть дополнительные вопросы об учете и оформлении этих операций, советуем обратиться к нашей статье «Установка охранной сигнализации: как показать в учете» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 36)

Курсовые разницы в бюджетной отчетности

Письмо Казначейства от 04.09.2020 г. № 16-06-06/15441

Вопрос (ситуация): учреждение получило грант в иностранной валюте. Нужно ли отражать курсовые разницы в Справке об использовании иностранных грантов?

Справка об использовании иностранных грантов заполняется в соответствии с формой, приведенной в приложении 22 к Порядку № 4415

При этом в графе 6 «Сумма полученного гранта за отчетный период (год)» отражается сумма полученного гранта за отчетный период и в графе 7 «Сумма использованного гранта за отчетный период (год)» отражается сумма использованного гранта за отчетный период, с учетом курсовых разниц

Поскольку операции с грантами происходят при участии иностранной валюты, то бюджетное учреждение при получении таких средств непременно имеет дело с курсовыми разницами.

Отметим, что порядок формирования и отражения в бухучете и финансовой отчетности операций с иностранной валютой урегулирован П(С)БУ № 13016. А вот для отражения информации о поступлении и использовании распорядителями бюджетных средств грантов, полученных от международных финансовых организаций и стран-доноров за отчетный период, которые учитываются в составе других источников собственных поступлений, предусмотрена отдельная форма бюджетной отчетности — Справка об использовании иностранных грантов. Такая Справка приведена в приложении 22 к Порядку № 44

Если внимательно посмотреть на указанную Справку, то можно увидеть, что в ней отсутствует отдельная графа для отражения курсовых разниц. Поэтому не понятно, где в Справке указывать курсовые разницы. Но специалисты Казначейства помогли решить этот вопрос.

Итак, как указано в письме, сумму использованного гранта за отчетный период с учетом курсовых разниц отражают в графе 7 «Сумма использованного гранта за отчетный период (год)»

КЭКР для приобретения дверей, дверных блоков

Письмо Казначейства от 21.05.2020 г. № 16-04-04/8839

Вопрос (ситуация): по какому КЭКР можно приобрести дверные блоки для замены старых, если их цена превышает 6000 грн?

Подпунктом 2.2.1 Инструкции № 333 предусмотрено, что приобретение, в частности, оконных и дверных блоков осуществляется по коду 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».

Частью 2 ст. 56 БКУ определено, что бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета и другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета в порядке, установленном Минфином

В первую очередь обратите внимание: при решении вопроса о применении КЭКР стоимость дверных блоков значения не имеет. В этом случае ключевую роль играет классификация работ по замене дверных блоков.

Давайте выясним, что по этому поводу указано в Перечне № 15017.

Так, в соответствии с п.п. 1.2.8.1 этого документа работы по ремонту и замене отдельных дверных блоков относятся к текущему ремонту здания. Также текущим ремонтом считается и замена неисправных дверных приборов, и установка недостающих (п.п. 1.2.8.2 Перечня № 150).

Тогда как замена дверных полотен с окрашиванием и установка новых приборов определены как капитальный ремонт (п.п. 2.8.1 Перечня № 150). К этой категории также отнесены и работы по замене дверных коробок и косяков с наличниками (п.п. 2.8.2 Перечня № 150).

Кстати, ремонт дверей с перевязкой и заменой отдельных частей в них в объеме свыше 3 % общего количества также считается капремонтом здания. Указание на это содержит п.п. 2.8.3 Перечня № 150.

Поэтому, как видим, нормы Перечня № 150 не дают однозначного ответа о классификации работ по замене дверных блоков на новые. Фактически такие работы можно отнести как к текущему, так и к капитальному ремонту.

В любом случае решение по этому вопросу принимает руководитель учреждения по согласованию со специалистами строительной отрасли (при необходимости).

Теперь о правильном применении КЭКР.

Так, расходы на текущий ремонт зданий и сооружений следует проводить за счет текущих расходов. Соответственно дверной блок и другие необходимые дверные приборы вполне можно приобрести по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».

При этом если монтаж дверей будет осуществлять сторонняя организация на основании отдельного договора, тогда расходы на оплату этих работ проводим по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (п. 8 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333)

Если речь идет о замене дверей в рамках капремонта здания (помещения), в таком случае все расходы (и на приобретение строительных конструкций, и на их монтаж) следует планировать и осуществлять по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов» (п. 5 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333).

И, главное, запомните: деревянные конструкции, блоки и т. п. являются строительными материалами и подлежат оприходованию в состав запасов (на субсчет 1513). При этом стоимость таких конструкций не имеет никакого значения. В любом случае их следует зачислять в состав запасов.

После установки дверных блоков (как при текущем, так и при капитальном ремонте) их стоимость списываем на расходы соответствующего отчетного периода.

Если вам нужно узнать больше об учете дверей, советуем ознакомиться с нашими практическими советами в материале «Учитываем двери: стройматериалы или отдельный объект?» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 10)

КЭКР для подарков

Письмо Казначейства от 18.06.2020 г. № 16-06-06/10611

Вопрос (ситуация): учреждение намеревается приобрести ценные подарки для сотрудников. По какому КЭКР осуществлять такие расходы?

В соответствии с пп. 1 и 2 Порядка награждения военнослужащих Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины ценным подарком, приобретенным за счет средств государственного бюджета, утвержденного приказом Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации от 12.08.2015 г. № 459, ценный подарок — это предмет личного пользования или предмет бытового назначения, приобретенный за счет средств государственного бюджета.

Согласно п. 1.1 Инструкции № 333 экономическая классификация расходов бюджета предназначена для четкого разграничения расходов бюджетных учреждений и получателей бюджетных средств по экономическим характеристикам операций, осуществляемым в соответствии с функциями государства и местного самоуправления.

Экономическая классификация расходов бюджета обеспечивает единый подход ко всем участникам бюджетного процесса с точки зрения выполнения бюджета.

В соответствии с п.п. 2.2.1 Инструкции № 333 приобретение подарков осуществляется по коду экономической классификации 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь»

Расходы на приобретение сувениров, подарков (в том числе ценных) следует планировать и проводить по КЭКР 2210. Это четко определено в п.п. 2.2.1 Инструкции № 333.

При этом не имеет значения, какую стоимость имеет такой подарок. Это связано с тем, что указанные объекты независимо от стоимости подлежат зачислению в состав запасов. В частности, для обобщения информации о наличии и движении активов, которые приобретены и находятся с целью дальнейшего распределения, передачи или продажи, предназначен субсчет 1815 «Активы для распределения, передачи, продажи».

После вручения таких подарков их стоимость списывают на расходы соответствующего отчетного периода.

Если вам также интересно узнать, как оформить выдачу подарков, порядок налогообложения и отражения подарков в ф. № 1 ДФ, посмотрите наш материал «Грамоты, кубки, медали и не только: оформляем выдачу и показываем в ф. № 1ДФ» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 28).

Но если учреждение приобрело съедобные подарки (сладости, печенье, конфеты и т. п.) без подарочных упаковок, тогда оплачивать такие подарки следует по КЭКР 2230 «Продукты питания» (п.п. 2.2.3 Инструкции № 333). Именно такое мнение Казначейство высказало в письме от 27.02.2020 г. № 16-04-04/4124

О полномочиях Казначейства

Письмо Казначейства от 20.05.2020 г. № 16-06-06/8631

Вопрос (ситуация): работник Казначейства при регистрации бюджетных обязательств проверяет договор о закупке. Может ли он требовать изменения условий договора?

Статьей 7 Закона № 92218 установлено, что к полномочиям органов Казначейства относится проверка наличия годового плана, договора о закупке и отчета о результатах проведения процедуры закупки, которые подтверждают проведение процедуры закупки / упрощенной закупки и по результатам которой заключен договор о закупке.

То есть проверка органами Казначейства указанных выше документов проводится перед регистрацией бюджетных обязательств, а именно до осуществления оплаты по договорам о закупке.

Органы Казначейства осуществляют регистрацию и учет бюджетных обязательств, бюджетных финансовых обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств в соответствии с БКУ, законодательством в сфере закупок, другими актами законодательства Украины, не противоречащими бюджетному законодательству и Порядку № 30919. В соответствии с Порядком № 1407 органы Казначейства осуществляют предварительный и текущий контроль на этапе регистрации бюджетных обязательств и оплаты счетов распорядителей и получателей бюджетных средств.

С учетом указанного, органы Казначейства в соответствии с возложенными на них полномочиями никоим образом не могут влиять на договорные отношения между заказчиками и поставщиками товаров, работ и услуг

Казначейство в своем письме напомнило распорядителям, что к законным полномочиям органов Казначейства отнесены:

регистрация и учет бюджетных обязательств, бюджетных финансовых обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств в соответствии с БКУ, законодательством в сфере закупок, другими актами законодательства Украины, не противоречащими бюджетному законодательству, а также в соответствии с Порядком № 309;

предварительный и текущий контроль на этапе регистрации бюджетных обязательств и оплаты счетов распорядителей и получателей бюджетных средств согласно Порядку № 1407.

Отметим, что на этапе регистрации бюджетных обязательств органы Казначейства обрабатывают подтверждающие документы (в частности, договоры на закупку товаров, работ и услуг) и осуществляют предварительный контроль, который охватывает проверку:

• наличия у распорядителя бюджетных средств бюджетных ассигнований, установленных сметой;

• наличия документов, подтверждающих факт взятия бюджетного обязательства;

• соответствия направлений расходования бюджетных средств бюджетному ассигнованию, паспорту бюджетной программы по экономической сути расходов;

• наличия документов о закупке товаров, работ и услуг в соответствии с законодательством в сфере публичных закупок;

• соблюдения распорядителем бюджетных средств полномочий и ограничений, которые введены законодательными и другими нормативно-правовыми актами Украины;

• соблюдения требований о полноте и правильности оформления поданных документов.

Кстати, специалисты Казначейства и раньше утверждали, что проверка документов в рамках выполнения ст. 7 Закона № 922 имеет ограниченное применение.

В частности, правовая оценка действий заказчика о принятии решений относительно:

• проведения процедуры закупки или избежании ее проведения;

• выбора конкретной процедуры закупки, условий ее проведения, которые отражены (зафиксированы) в документах,

не охвачена термином «проверка наличия документов» и не относится к полномочиям органов Казначейства.

Поэтому Казначейство в своем письме от 11.12.2019 г. № 24-10-08/21940 заверило, что при таких обстоятельствах остановить регистрацию обязательств и не провести платежи они не имеют права

Как подтвердить расходы на программное обеспечение и капитальное строительство

Письмо Казначейства от 16.12.2019 г. № 16-01-1/22275

Вопрос (ситуация) 1: учреждение заключило договор на приобретение программного обеспечения. Какие документы необходимо подать в таком случае в Казначейство при регистрации бюджетных обязательств?

Оплата текущих расходов, оплата услуг, приобретение материалов и предметов, которые не берутся на учет как основные средства, осуществляется по категории 2200 «Использование товаров и услуг» (п. 2.2 Инструкции № 333).

По коду экономической классификации расходов 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» осуществляется, в частности, приобретение (поставка) программного обеспечения (лицензии на право пользования программным

обеспечением), на которое имущественные права не передаются пользователю, при этом имущественные и авторские права на объект интеллектуальной собственности на указанное программное обеспечение остаются у разработчика (поставщика), а заказчику предоставляется право пользования этим программным обеспечением без права передачи самого программного обеспечения и/или полномочий на его пользование третьим лицам (п.п. 2.2.4 Инструкции № 333).

В свою очередь, расходы на приобретение или создание основных средств, в частности нематериальных активов, осуществляются по категории 3100 «Приобретение основного капитала» (п. 3.1 Инструкции № 333).

Приобретение программного обеспечения для компьютерной и вычислительной техники (программных продуктов, информационных систем и комплексов, баз данных, web-страниц/сайтов/порталов и т. п.) с передачей исключительных прав на владение, пользование и распоряжение заказчику должно осуществляться по коду 3160 «Приобретение земли и нематериальных активов» (п.п. 3.1.6 Инструкции № 333)

(получателей) бюджетных средств на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях и оригиналы документов или их копии, удостоверенные в установленном порядке, которые подтверждают факт взятия бюджетного финансового обязательства.

Частью 1 ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.2 Положения № 8820 определено, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы.

Акт приема-передачи предоставленных услуг — это документ, который фиксирует окончание предоставления любых услуг и прием их заказчиком по количеству и качеству.

С учетом изложенного, документом, подтверждающим факт взятия бюджетного финансового обязательства за пользование программным обеспечением без права передачи имущественных прав заказчику, является акт приема-передачи предоставленных услуг, а в случае приобретения программного обеспечения с передачей исключительных прав на владение, пользование и распоряжение заказчику — акт выполненных работ

В комментируемом письме специалисты Казначейства напомнили, какие КЭКР применять для приобретения программного обеспечения на разных условиях:

1) КЭКР 2240 применяют при приобретении (поставке) программного обеспечения (лицензии на право пользования программным обеспечением), на которое имущественные права не передаются пользователю.

При этом имущественные и авторские права на объект интеллектуальной собственности на указанное программное обеспечение остаются у разработчика (поставщика), а заказчику предоставляется право пользования этим программным обеспечением без права передачи самого программного обеспечения и/или полномочий на его пользование третьим лицам.

Также напомним, что программное обеспечение, относительно которого имущественные права остаются у разработчика (поставщика), следует учитывать за балансом. В частности, для учета таких объектов целесообразно применять забалансовый субсчет 013 «Арендованные нематериальные активы распорядителей бюджетных средств». Оценку таких активов проводят исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре;

2) КЭКР 3160 применяют при приобретении программного обеспечения для компьютерной и вычислительной техники (программных продуктов, информационных систем и комплексов, баз данных, web-страниц/сайтов/порталов и т. п.) с передачей исключительных прав на владение, пользование и распоряжение заказчику.

Какими документами подтверждать факт взятия бюджетных обязательств, связанных с программным обеспечением?

Так, при приобретении программного обеспечения без права передачи имущественных прав заказчику (т. е. при оплате по КЭКР 2240), таким документом является акт приема-передачи предоставленных услуг.

А вот при приобретении программного обеспечения с передачей исключительных прав на владение, пользование и распоряжение заказчику — акт выполненных работ.

Таким образом, в зависимости от того, на каких условиях распорядитель заключил договор на приобретение программного обеспечения, при регистрации бюджетных обязательств будьте готовы предоставить тот или иной акт Пунктом 2.4 Порядка № 309 определено, что распорядители бюджетных средств в течение 7 рабочих дней с даты принятия ими к выполнению бюджетного финансового обязательства подают в соответствующий орган Казначейства Реестр бюджетных финансовых обязательств распорядителей

Вопрос (ситуация) 2: учреждение заключило договор на выполнение строительных работ. Согласно условиям договора заказчик перечислил аванс в размере 30 % стоимости объема работ. В течение трех месяцев после получения аванса подрядная организация должна отчитаться о целевом использовании полученного аванса. Какие документы необходимо подать в таком случае в Казначейство?

В соответствии с п. 18 Порядка № 176421 расчеты за выполненные работы, поставленную продукцию и предоставленные услуги в строительстве осуществляются по договорным ценам в соответствии с заключенными договорами (контрактами) на основании актов приема выполненных работ

В случае перечисления заказчиком аванса, если это предусмотрено договором (контрактом), в размере, не превышающем 30 % стоимости годового объема работ, подрядчик обязуется использовать полученный аванс на приобретение и поставку необходимых для выполнения работ материалов, конструкций, изделий в течение трех месяцев после получения аванса. По истечении трехмесячного срока неиспользованные суммы аванса возвращаются заказчику. Порядок предоставления аванса, его использования и условия проведения обусловливаются договором подряда.

Пунктом 11.3 Порядка № 1407 определено, что в случае проведения расчетов на условиях авансирования распорядители бюджетных средств и получатели бюджетных средств в течение трех рабочих дней после завершения срока поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, определенного договорными обязательствами в соответствии с законодательством, подают в органы Казначейства документы, подтверждающие получение таких товаров, работ и услуг.

С учетом указанного, отчетность о целевом использовании полученного аванса при выполнении соответствующих работ осуществляется на основании Акта приема выполненных работ (ф. КБ-2в), который подается в органы Казначейства

Расчеты за выполненные работы, поставленную продукцию и предоставленные услуги в строительстве осуществляются по договорным ценам в соответствии с заключенными договорами (контрактами) на основании актов приема выполненных работ (п. 18 Порядка № 1764).

При выполнении таких работ заказчики могут перечислить аванс, размер которого не превышает 30 % стоимости годового объема работ

Специалисты Казначейства напомнили: если заказчик (и это предусмотрено договором (контрактом)) перечислил аванс, подрядчик должен использовать полученный аванс на приобретение и поставку необходимых для выполнения работ материалов, конструкций, изделий в течение трех месяцев после получения аванса. После окончания трехмесячного срока неиспользованные суммы аванса он должен вернуть заказчику.

Отдельный порядок предоставления аванса, его использования и условия проведения оговаривают в договоре подряда (п. 19 Порядка № 1764).

С учетом этого, Казначейство подтвердило, что расчеты подобного типа следует закрывать именно актами выполненных строительных работ (по ф. КБ-2в). То есть именно такой документ, как Акт приема выполненных работ (ф. КБ-2в), подтверждает отчетность о целевом использовании полученного аванса при выполнении соответствующих работ.

Кстати, ссылку именно этот вид акта содержат Методические рекомендации относительно перечня подтверждающих документов для регистрации бюджетных обязательств и проведения платежей, содержащих ориентировочный перечень подтверждающих документов, утвержденные приказом Государственной казначейской службы от 29.04.2013 г. № 68

1 Закон Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 г. № 2866-III.

2 Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина від 12.03.2012 г. № 333.

3 Закон Украины «О страховании» от 07.03.96 г. № 85/96-ВР.

4 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

5 План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203.

6 Рекомендации по сопоставлению субсчетов бухгалтерского учета доходов и расходов с кодами бюджетной классификации, приведенные в письме Минфина от 30.12.2016 г. № 31-11420-06-5/37851.

7 Порядок казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденный приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407.

8 Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

9 Типовые формы по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядок их составления, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 13.09.2016 г. № 818.

10 Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденный приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938.

11 Постановление КМУ «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» от 21.09.98 г. № 1482.

12 Закон Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» от 14.05.2015 г. № 417-VIII.

13 Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

14 Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

15 Порядок составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, утвержденный приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44.

16 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 130 «Влияние изменений валютных курсов», утвержденное приказом Минфина от 11.08.2011 г. № 1022.

17 Примерный перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовой территории и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденный приказом Госкомитета по вопросам ЖКХ от 10.08.2004 г. № 150.

18 Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

19 Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309.

20 Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

21 Порядок государственного финансирования капитального строительства, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1764.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше