Темы статей
Выбрать темы

Объекты благоустройства на балансе ОМС: норма или странность

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
На территории любого населенного пункта размещены и функционируют многочисленные объекты благоустройства, а именно: парки (вместе с зелеными насаждениями, ограждениями, беседками, фонтанами и т. п.), скверы, памятники, площади и площадки. И конечно, везде есть дороги, улицы, переулки, пешеходные дорожки, автобусные остановки, стоянки и т. п.

Все эти объекты находятся в коммунальной собственности соответствующей территориальной громады. Однако далеко не всегда они переданы баланс и закреплены на праве хозяйственного ведения за конкретным КП1. Особенно такая ситуация характерна для сел и небольших поселков.

1 КП — коммунальное предприятие.

Поэтому закономерно возникают вопросы о порядке учета этих объектов. В частности, подлежат ли они зачислению на баланс ОМС2? Нужно ли их отделять в бухучете от остальных активов соответствующего учреждения? И что самое интересное: как правильно планировать и осуществлять расходы на содержание многочисленных объектов благоустройства? С этими вопросами мы обратились в компетентные органы и получили сразу два официальных разъяснения: письмо Минрегиона3 и письмо Минфина4. Однако четкого и конкретного ответа на вышеприведенные вопросы в них, к сожалению, не найти. Но важно то, что специалисты обоих госорганов не опровергают возможность учета объектов благоустройства на балансе ОМС.

2 ОМС — органы местного самоуправления.

3 Письмо Минрегиона от 04.08.2020 г. № 8/11.3/5679-20 (см. «О бухгалтерском учете объектов благоустройства»).

4 Письмо Минфина от 06.08.2020 г. № 41020-07-10/24163 (см. «Об отдельных вопросах бухгалтерского учета»).

В то же время Минрегион в своем письме акцентирует внимание на гарантиях местного самоуправления, предусмотренных ст. 71 Закона о МС5.

5 Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Так, территориальные громады, ОМС и их должностные лица самостоятельно реализуют предоставленные им полномочия. А вот вмешательство госорганов в этот процесс — под запретом. Это следует из ст. 20 Закона о МС. Поэтому далее коротко вспомним основные полномочия ОМС в сфере благоустройства населенных пунктов.

Установление правил по вопросам благоустройства территории населенного пункта решают местные советы на своих пленарных заседаниях. Прямое указание на это содержит п. 44 ч. 1 ст. 26 Закона о МС. В то время как к ведению исполнительных органов ОМС относится организация благоустройства населенных пунктов и контроль за его состоянием, озеленение, охрана зеленых насаждений и водоемов, создание мест для отдыха (п.п. 7 п.п. «а» ст. 30 Закона о МС).

Полномочия ОМС и их исполкомов в сфере благоустройства более подробно приведены в ст. 10 Закона о благоустройстве6. А конкретно, к полномочиям сельских, поселковых и городских советов относятся (ч. 1 ст. 10 Закона о благоустройстве):

6 Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV.

1) утверждение местных программ и мероприятий по благоустройству населенных пунктов;

2) утверждение правил благоустройства территорий населенных пунктов;

3) создание в случае необходимости органов и служб для обеспечения благоустройства, определение полномочий этих органов (служб);

4) определение на конкурсной основе предприятий, учреждений и организаций (балансодержателей), ответственных за содержание объектов благоустройства.

В свою очередь, обеспечение выполнения утвержденных соответствующими ОМС местных программ и осуществление мероприятий по благоустройству возложено на исполкомы (ч. 2 ст. 10 Закона о благоустройстве).

Теперь о порядке содержания объектов благоустройства. Его основы продиктованы нормами ст. 15 Закона о благоустройстве. Конкретно ОМС могут создавать предприятия для содержания объектов благоустройства коммунальной собственности. В случае же отсутствия таких предприятий ОМС определяют на конкурсной основе балансодержателей таких объектов (ч. 1 ст. 15 Закона о благоустройстве).

При этом, кто именно должен быть балансодержателем указанного имущества, в нормах действующего законодательства не прописано. Вместе с тем нет и прямого запрета относительно определения таким балансодержателем непосредственного местного совета или его исполкома. Поэтому объекты благоустройства вполне могут зачисляться на баланс ОМС.

Документирование

Специалисты Минфина в своем разъяснении напомнили о требованиях к оформлению оприходования необоротных активов (в том числе и объектов благоустройства). Так, при зачислении их на баланс ОМС следует обязательно открывать Инвентарную карточку учета ОС7 или Инвентарную карточку группового учета ОС. Основанием для заполнения последних является Акт ввода в эксплуатацию ОС, Акт приема-передачи ОС или другие сопроводительные документы.

7 ОС — основные средства.

Важно!

Земельные участки, здания, сооружения и другие объекты недвижимости следует оприходовать при наличии документов, подтверждающих право собственности на них учреждения.

Только при таких условиях зачисление на баланс соответствующих объектов будет правомерным.

Это следует из норм абз. 5 п. 1.3 разд. ІІІ Положения об инвентаризации8, а также из разъяснений, предоставленных Минфином в письме.

8 Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

Кстати, это требование имеет особое значение при оприходовании объектов бесхозяйного имущества. Учтите: зачисление их на баланс до завершения процедуры приобретения права собственности на бесхозяйное имущество фактически является незаконным. Разобраться с принятием в собственность таких объектов и оформлением этих операций вам помогут наши консультации:

«Бесхозное имущество: как принять в собственность» (2019, № 37);

«Как отражать излишки: официальный ответ Минфина» (2019, № 42).

Субсчета для учета

В вопросе выбора субсчетов для учета тех или иных объектов благоустройства для местных советов полная свобода действий. Хотя о соблюдении норм Порядка № 12199 также забывать не следует.

9 Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.01.2015 г. № 1219.

Таким образом, здания, сооружения, разнообразные объекты монументального искусства, декоративные фонтаны и бассейны целесообразно учитывать в составе ОС.

А конкретно, такие объекты следует зачислять на субсчет 1013 «Здания, сооружения и передаточные устройства» (в подгруппу 3).

Зато элементы благоустройства, относящиеся к малым архитектурным формам (согласно ч. 2 ст. 21 Закона о благоустройстве), стоит учитывать на субсчете 1118 «Прочие необоротные материальные активы». Соответственно на этот субсчет необходимо зачислять беседки, декоративные скульптуры, скамейки, ограждения и заборы, информационные стенды и вывески.

В то же время объекты, стоимость которых не дотягивает до законодательно установленного стоимостного критерия, можно учитывать в составе малоценных необоротных материальных активов на одноименном субсчете 1113. Так, на этом субсчете целесообразно учитывать разнообразные урны для мусора, уличные вазы и вазоны, скамейки и т. п. — все то, что имеет невысокую стоимость, но прослужит больше года.

Что касается учета зеленых насаждений как объектов благоустройства населенных пунктов, то здесь все просто. Все деревья и кусты независимо от вида учитываем на субсчете 1017 «Животные и многолетние насаждения». Но не забывайте об отделении в учете молодых насаждений от тех, которые достигли своего полного развития.

Другое дело, цветочная продукция для озеленения территории. Сначала ее, как и саженцы всех растений, оприходуем на субсчет 1517 «Сырье и материалы». А после высадки стоимость такого посадочного материала списываем на расходы соответствующего отчетного периода.

Обратите внимание на важный нюанс: рекомендуем все же отделить в бухучете ОМС объекты благоустройства от остальных активов. Самый простой вариант — в рамках каждого субсчета учета открыть аналитические счета в разрезе МОЛ10, за которым закреплены соответствующие объекты. Например, МОЛ за сохранение объектов благоустройства может быть назначен начальник отдела по вопросам благоустройства соответствующего местного совета.

10 МОЛ — материально ответственное лицо.

Бесспорно, вы можете выбрать другой подход к учету таких объектов. Это ваше законное право. Главное: зафиксируйте выбранный вами порядок учета объектов благоустройства в приказе об организации бухучета вашего местного совета (исполкома).

Финансирование

Теоретически расходы на содержание объектов благоустройства населенного пункта ОМС можно разделить с владельцами временных сооружений. В частности, речь идет о владельцах временных сооружений торгового, бытового, социально-культурного либо другого назначения, расположенных на территории объекта благоустройства. Это прежде всего владельцы киосков, летних площадок стационарных заведений питания.

Такие лица согласно ч. 4 ст. 16 Закона о благоустройстве обязаны обеспечить надлежащее содержание прилегающей территории. Вместе с тем они вправе принимать долевое участие в содержании соответствующего объекта благоустройства. Для этого владелец временного сооружения должен заключить договор с балансодержателем соответствующего объекта.

Типовой договор о долевом участии в содержании объекта благоустройства утвержден приказом Минрегиона от 12.11.2013 г. № 537 (ср. ).

Несмотря на это, основная часть расходов, связанных с ремонтом и обслуживанием объектов благоустройства, ложится на плечи их балансодержателей.

ТПКРКМБ

Каждый год местные советы утверждают мероприятия по содержанию и ремонту объектов благоустройства на следующий год и предусматривают средства на их выполнение.

При этом ответственность за выполнение утвержденных мероприятий в полном объеме возложена на ОМС и балансодержателей соответствующих объектов. Таким является предписание ч. 3 ст. 15 Закона о благоустройстве. Следовательно, если местный совет зачислил объекты благоустройства на баланс, то за их состояние целиком и полностью отвечает такой совет.

Средства для финансирования этих мероприятий необходимо предусмотреть бюджетной программой по коду ТПКРКМБ 6030 «Организация благоустройства населенных пунктов».

КЭКР

При планировании расходов на содержание объектов благоустройства в смете местного совета следует руководствоваться общими правилами применения КЭКР, продиктованными Инструкцией № 33311. То есть, как обычно, планируем и проводим расходы по КЭКР исходя из экономической сути операций. Так, например:

11 Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

• расходы на приобретение многолетних насаждений (плодово-ягодных деревьев, кустов и озеленительных и декоративных насаждений для обустройства территорий учреждений, дворов домов, улиц, площадей, садов) необходимо планировать по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования» (п. 20 п.п. 3.1.1 Инструкции № 333);

• расходы на капитальное строительство новых объектов благоустройства (сооружение памятников, установления фонтанов, обустройство тротуаров, пешеходных и велодорожек и т. п.) — по КЭКР 3122 «Капитальное строительство (приобретение) прочих объектов» (п.п. 3.1.2.2 Инструкции № 333);

• расходы на капитальный ремонт объектов благоустройства (в том числе на изготовление проектно-сметной документации, наем транспорта, приобретение оборудования и строительных материалов для капремонта) — по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт прочих объектов» (п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333);

• расходы на реконструкцию и реставрацию объектов благоустройства (кроме достопримечательностей культуры, истории и архитектуры) — по КЭКР 3142 «Реконструкция и реставрация прочих объектов» (п.п. 3.1.4.2 Инструкции № 333);

• расходы на оплату услуг по благоустройству населенных пунктов, содержание в надлежащем санитарно-техническом состоянии объектов благоустройства, зеленых насаждений — по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (п. 8 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333);

• расходы на приобретение материалов, строительных материалов, инвентаря, инструментов для благоустройства территории, а также приобретение цветочной продукции и саженцев для озеленения — по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (пп. 5, 11 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333).

И традиционно напоследок рассмотрим числовой пример.

Он поможет окончательно разобраться, как правильно отражать в бухгалтерском учете операции по содержанию объектов благоустройства.

Пример. Решением поселкового совета были выделены средства на обустройство пешеходных дорожек в парковой зоне (ранее такие дорожки отсутствовали). С этой целью заключен договор с подрядной организацией на сумму 2317632 грн. Согласно условиям договора в общую стоимость работ входит стоимость изготовления проектной документации, стоимость стройматериалов и инвентаря, а также непосредственно работ по укладке тротуарной плитки. Во исполнение условий договора поселковый совет перечислил подрядчику предоплату в сумме 695000 грн. После завершения всех работ были оформлены Акт выполненных работ (форма № КБ-2в) и Справка о стоимости выполненных работ (форма № КБ-3). Окончательный расчет произведен после подписания сторонами акта приема-передачи полностью завершенных работ.

Пешеходные дорожки оприходованы на баланс поселкового совета на основании Акта ввода в эксплуатацию объекта ОС, составленного по типовой форме. В то же время на созданный объект бухгалтерская служба открыла Инвентарную карточку учета объекта ОС.

Также из поселкового бюджета были выделены средства в сумме 199000 грн на озеленение территории (оформление клумб). Для выполнения работ по разработке дизайна цветников и их оформлению цветочной продукцией заключен договор с опытной станцией Института садоводства. Расчет с исполнителем произведен после выполнения работ и подписания сторонами Акта выполненных работ (предоставленных услуг).

Кроме того, в течение отчетного месяца от местного предпринимателя безвозмездно получена краска для окрашивания парковых скамеек. Согласно предоставленным благотворителем первичным документам общая стоимость переданных материалов составляет 15000 грн. Комиссия поселкового совета оформила принятие благотворительной помощи в натуральной форме Актом о приеме материалов (типовая форма № 3-1). После использования краски для ремонта парковых скамеек ее стоимость была списана на расходы отчетного периода на основании Акта списания (типовая форма № З-2).

В регистры бухучета были внесены такие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

Обустройство пешеходных дорожек

1

Получено целевое финансирование для обустройства пешеходных дорожек

2313

5411

2317632

2

2

Перечислен аванс подрядной организации

2113

2313

695000

2, 4

3

Отражены расходы на обустройство пешеходных дорожек

1311

6211

2317623

6

4

Уменьшена сумма задолженности перед подрядчиком на сумму перечисленного аванса

6211

2113

695000

4, 6

5

Проведены окончательные расчеты с подрядчиком после завершения работ (2317632 грн - 695000 грн)

6211

2313

1622632

2, 6

6

Зачислена на баланс пешеходная дорожка после введения в эксплуатацию

1013

1311

2317632

17

В то же время сделана вторая запись

5411

5111

2317632

17

Оформление клумб

1

Получены ассигнования на оформление цветников

2313

7011

199000

2

2

Выполнены работы по оформлению клумб и подписан акт выполненных работ

8013

6211

199000

6

3

Перечислены средства исполнителю работ

6211

2313

199000

2, 6

Поступление благотворительной помощи для ремонта парковых скамеек

1

Оприходована краска, полученная как благотворительная помощь

1513

2117

15000

4

Отражен доход на сумму безвозмездно полученных стройматериалов

2313

7511*

15000

3, 14

Отражены кассовые расходы

2117

2313

15000

3, 4

2

Списана краска, использованная для текущего ремонта парковых скамеек

8013

1513

15000

13

* На сумму безвозмездно полученных материалов поселковый совет предоставил в Госказначейскую службу Справку о поступлениях в натуральной форме по коду классификации доходов бюджета 25020100.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше