Темы статей
Выбрать темы

Организация бухучета в заведениях образования

Вежичанина Светлана, эксперт по финансовым вопросам, Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Финансовая автономия заведений образования — звучит перспективно. Но для получения всех преиму ществ этой автономии прежде всего следует позаботиться о рациональной организации бухучета в этих заведениях. На что стоит обратить внимание в первую очередь и как избежать типичных ошибок, расскажем в этой статье. Кратко о главном.

Сразу отметим: на практике по большей части возникают вопросы по поводу правильности организации учетного процесса в заведениях ОСО1, учредителями которых являются ОМС. Ведь каждый учредитель решает этот вопрос на свое усмотрение. Но «сверху» не всегда заметны и понятны насущные проблемы и потребности таких заведений. Итак, далее поговорим о ключевых моментах организации бухучета именно в таких образовательных заведениях.

1 ОСО — общее среднее образование.

Финавтономия заведения образования: о чем это?

Прежде всего следует понимать: заведение образования является отдельным юридическим лицом. И это черным по белому прописано в п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона об образовании2. В свою очередь, как юрлицо заведение образования должно быть зарегистрировано в соответствии с законодательством (внесено в ЕГРПОУ) и взято на учет в налоговых органах и органах статистики.

2 Закон Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII.

Кстати, заведения образования, которые до сих пор не получили статус отдельного юрлица, еще имеют в запасе немного времени.

ВАЖНО!

Заведения образования должны привести свои учредительные документы в соответствие с действующим законодательством до 28 сентября 2022 года

Указание на это содержит п.п. 13 п. 3 разд. ХІІ «Заключительные и переходные положения» Закона об образовании. Со своей стороны, ОМС — учредители заведений образования должны содействовать своевременному завершению этого процесса.

При этом государство гарантирует заведениям образования академическую, организационную, финансовую и кадровую автономию (ч. 1 ст. 23 Закона об образовании).

Непосредственно толкование финансовой автономии заведений ОСО можно найти в абз. 2 ч. 1 ст. 59 Закона об ОСО3. В частности, такая автономия заведений в части использования бюджетных средств предусматривает самостоятельное осуществление расходов в пределах утвержденных сметами объемов, в том числе на:

3 Закон Украины «О полном общем среднем образовании» от 16.01.2020 г. № 463-IX.

• формирование структуры заведения ОСО и его штатного расписания;

• оплату труда работников, установление доплат, надбавок, вознаграждений, выплату материальной помощи и помощи на оздоровление, премирование работников;

• оплату текущих ремонтных работ помещений и сооружений заведений ОСО;

• оплату повышения квалификации педагогических и других работников;

• заключение в соответствии с законодательством договоров для обеспечения деятельности заведения образования.

Но чтобы воспользоваться возможностями финансовой автономии, заведение образования должно:

во-первых, быть распорядителем бюджетных средств;

во-вторых, иметь регистрационные счета в органах Казначейства;

в-третьих, самостоятельно составлять сметы.

Подчиненность заведений образования

Учредителем заведения образования может быть орган государственной власти от имени государства, соответствующий местный совет от имени территориальной громады (громад), физическое и/или юридическое лицо (п. 7 ст. 1 Закона об образовании).

Именно учредитель заведения образования утверждает смету и принимает финансовый отчет соответствующего заведения (ч. 2 ст. 25 Закона об образовании). Также он контролирует финансово-хозяйственную деятельность соответствующего заведения.

Аналогичные полномочия имеют главные распорядители бюджетных средств согласно ч. 5 ст. 22 БКУ относительно распорядителей низшего уровня. В то же время с целью более качественного управления образованием на уровне соответствующей территориальной громады ОМС, по большей части, создают обособленные исполнительные органы — органы управления образованием (далее — ОУО). Именно такие органы со статусом юрлица выполняют функции главного распорядителя для коммунальных заведений образования.

При этом заведения ОСО, учрежденные соответствующими ОМС, являются распорядителями бюджетных средств низшего уровня. Они используют бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой (абз. 6 ч. 2 ст. 59 Закона об ОСО).

Кстати, разрабатывать проект сметы и подавать его учредителю или уполномоченному им органу на утверждение должен руководитель заведения образования. Этого требует абз. 4 п. 4 ст. 38 Закона об ОСО.

Полномочия руководителей заведений образования

Руководитель заведения образования осуществляет непосредственное управление им и несет ответственность за его финансово-хозяйственную деятельность (абз. 1 ч. 1 ст. 26 Закона об образовании).

Среди основных полномочий руководителя заведения ОСО (ч. 3 ст. 26 Закона об образовании):

1) организация деятельности заведения образования;

2) решение вопросов финансово-хозяйственной деятельности заведения образования;

3) назначение на должность и увольнение с должности работников, определение их функциональных обязанностей.

При этом именно глава заведения имеет право:

подписывать документы по вопросам образовательной, финансово-хозяйственной и другой деятельности заведения (абз. 3 ч. 3 ст. 38 Закона об ОСО);

распоряжаться в установленном порядке имуществом заведения и его средствами (абз. 4 ч. 3 ст. 38 Закона об ОСО);

утверждать штатные расписания на основании типовых штатных нормативов заведений ОСО (ч. 1 ст. 60 Закона об ОСО).

ВАЖНО!

Руководитель заведения ОСО обязан организовывать документооборот, ведение бухгалтерского учета и подачу отчетности в соответствии с законодательством (абз. 26 ч. 4 ст. 38 Закона об ОСО)

Бухучет в заведениях ОСО

Заведение образования как юридическое лицо обязано вести бухгалтерский учет, подавать финансовую и бюджетную отчетность (ч. 1 ст. 2 Закона о бухучете4).

4 Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Для обеспечения ведения бухучета каждое заведение образования должно самостоятельно с соблюдением требований законодательства выбирать форму его организации (ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете). В частности, существуют такие три варианта организации бухучета в учреждении.

img 1Введение в штат заведения должности бухгалтера Это самый очевидный и, на первый взгляд, достаточно простой вариант. Но по карману он далеко не каждому заведению (а точнее, не каждой громаде). Так, придется найти средства не только на оплату труда бухгалтера, но и на закупку соответствующей оргтехники и программного обеспечения.

Также помните о необходимости соблюдения Типовых штатов5. Так, для заведений ОСО, которые ведут самостоятельный бухучет, предусмотрена одна штатная единица по должности бухгалтера.

5 Типовые штатные нормативы заведений общего среднего образования, утвержденные приказом МОН от 06.12.2010 г. № 1205.

img 2Ведение бухучета на договорных принципах централизованной бухгалтерией или предприятием, субъектом предпринимательской деятельности, самозанятым лицом, осуществляющими деятельность в сфере бухучета и/или аудиторской деятельности. Этот вариант достаточно «экономен» и удобен, но требует правильной реализации.

Типичная ошибка. Централизованную бухгалтерию преимущественно создают ОУО. Соответственно заведения образования не имеют собственных счетов в органах Казначейства. При этом руководители заведений фактически не принимают участия в составлении смет и планировании закупок товаров, работ и услуг. Следовательно, о финансовой автономии заведения образования нечего и говорить. К тому же применение такой модели организации бухучета влечет за собой нарушение требований Закона № 24646. Ведь работодателем для работников заведения образования является соответствующее заведение, а плательщиком ЕСВ — ОУО, при котором создана централизованная бухгалтерия.

6 Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

img 3Пользование услугами специалиста по бухучету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица. Это больше теоретический, чем практический вариант. Ведь, чтобы воспользоваться услугами частного предпринимателя, штатным расписанием бюджетного учреждения все равно должна быть предусмотрена должность бухгалтера. И, конечно, она должна быть вакантной.

Причем выбирать предоставителя таких услуг нужно обязательно на конкурсной основе и с соблюдением требований закупочного законодательства.

В любом случае расходы на оплату услуг специалиста по бухучету непременно должны быть предусмотрены сметой соответствующего заведения образования. Иначе ничего не получится.

Каждый из этих вариантов является полностью законным и правомерным. Впрочем, как видите, все они имеют ряд свои недостатков с точки зрения практического применения.

img 4создание отдельного юридического лица — коммунального учреждения (заведения) — Центра финансово-хозяйственного обслуживания заведений образования (далее — КУ). Главное — не превращать такое КУ в обычную централизованную бухгалтерию с новым названием.

Реализовать правильно такой подход к организации бухучета в заведениях образования поможет наша пошаговая инструкция (см. таблицу).

Алгоритм действий по организации бухучета в заведениях образования КУ

Последовательность действий

Исполнитель

Действия (мероприятия, которые нужно провести)

Шаг 1

ОУО

Включает заведения образования в свою сеть подчиненных учреждений. Передает эту сеть в орган Казначейства

Готовит информацию и вносит на рассмотрение ОМС вопрос о создании КУ для бухгалтерского обслуживания заведений образования соответствующей территориальной громады

Шаг 2

ОМС

Создает своим решением КУ. Этим же решением утверждает Положение* о КУ, его структуру и закрепляет имущество на праве оперативного управления

* Следует четко прописать, что руководитель КУ не представляет интересы заведений образования, обслуживание которых осуществляет КУ, и не имеет права первой подписи на документах по выполнению смет заведений образования. Руководитель КУ вместе с главным бухгалтером отвечают только за ведение бухучета и консолидацию финансовой отчетности распорядителей бюджетных средств низшего уровня.

Шаг 3

Заведение образования

(руководитель)

Заключает с КУ договор о ведении бухгалтерского учета

Шаг 4

КУ

(руководитель)

Готовит проект приказа о закреплении за каждым заведением образования ответственного за ведение бухучета лица

Подает проект приказа о закреплении ответственного за ведение бухучета лица на утверждение руководителю ОУО

Предоставляет извлечение из приказа о закреплении ответственного за ведение бухучета лица** (после утверждения руководителем ОУО) каждому руководителю заведения образования

** Бухгалтер, ответственный за ведение бухучета в заведении образования, исполняет обязанности бухгалтерской службы и имеет полномочия главного бухгалтера соответствующего бюджетного учреждения — заведения образования. Поэтому он одновременно подчиняется и руководителю такого заведения образования, и руководству КУ. Это следует из п. 9 Типового положения № 597.

Шаг 5

Заведение образования (руководитель)

На основании полученного извлечения оформляет приказ о предоставлении права второй подписи бухгалтеру, ответственному за ведение бухучета

Шаг 6

Бухгалтер КУ (ответственный за ведение бухучета)

Составляет смету для закрепленного за ним заведения образования

Предоставляет смету:

• руководителю заведения на подпись;

• руководителю ОУО на утверждение

Готовит пакет документов для открытия счетов в Казначействе на имя заведения образования и подписывает их

7 Типовое положение о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденное постановлением КМУ от 26.01.2011 г. № 59.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше