Темы статей
Выбрать темы

Картон пришел в негодность: начислять ли НО по НДС при списании

Кравченко Дарья, налоговый эксперт, d.kravchenko@id.factor.ua
К нам в редакцию поступил вопрос от читателя: «Предприятие списывает картон по результатам инвентаризации (он пришел в негодность). Нужно ли в таком случае начислять НО по НДС? Как заполнить НН и нужно ли ее регистрировать в ЕРНН (картон импортный)?». Что ж, давайте разбираться!

Списываем испорченный картон

Скажем сразу, что сама операция по списанию испорченных ТМЦ под определение поставки не попадает (п.п. 14.1.191 НКУ). А значит, начислять НО по НДС по ней не нужно.

Однако предприятие вполне законно могло отнести в НК сумму НДС, уплаченную при покупке картона. Ведь право сформировать НК у покупателя возникает независимо от того, начал ли он такие товары использовать в налого­облагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности или нет (п. 198.3 НКУ). Главное, чтобы такая цель у предприятия была, а на руках имелась правильно оформленная НН.

Итак, вы сформировали НК. Но в дальнейшем картон стал непригодным для использования. И применить испорченные ТМЦ в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности предприятие уже не сможет.

В таком случае НК необходимо скорректировать.

Для этого при списании испорченных ТМЦ начислите НО по НДС (п.п. «г» п. 198.5 НКУ; категория 101.02 ЗІР ГФСУ). Причем в сумме, равной отраженному ранее НК при покупке таких ТМЦ.

Важно! При этом дополнительно корректировать НК не нужно.

Если же предприятие не отражало НК при покупке испорченных ТМЦ, корректировать НК не придется. Одним из примеров такого случая может служить списание испорченных ТМЦ, которые приобретались с целью использования в операциях, освобожденных от обложения НДС.

Теперь переходим к начислению НО. Сделать это предприятию необходимо на дату обнаружения испорченного ТМЦ или же лучше на дату их списания. Хотя не запрещено провести его и последним днем отчетного периода, в котором обнаружена порча и списаны ТМЦ с баланса (письмо ГНСУ от 11.04.12 г. № 5378/5/15-3416).

Базу обложения НДС для ТМЦ в этом случае определяем в соответствии с п. 189.1 НКУ ― исходя из стоимости приобретения картона.

Формально для импортированного картона стоимость приобретения — это цена инвойса. Однако логичнее за базу налогообложения взять ту величину, исходя из которой был уплачен НДС при ввозе и сформирован НК. То есть таможенную стоимость с учетом пошлины и акцизного налога (п. 190.1 НКУ).

 

Составляем НН, отражаем в отчетности

Для того, чтобы начислить НО в случае списания испорченных ТМЦ, необходимо:

во-первых, составить бухгалтерскую справку;

во-вторых, на дату начисления НО выписать НН.

Особенности заполнения заглавной части такой НН вы найдете в таблице (см. с. 14).

Что касается табличной части НН — заполняйте ее в общем порядке. В частности, поставьте код УКТ ВЭД в гр. 4 НН, поскольку картон импортный.

И не забудьте в день составления такой НН занести ее данные в раздел I Реестра выданных и полученных НН (п. 1 разд. ІІІ Порядка № 958). При этом укажите:

• в гр. 4 — вид документа — «ПНП13»;

• в гр. 5 — наименование своего предприятия (категория 101.21 ЗІР ГФСУ);

• в гр. 6 — «400000000000».

Напомним, что с 01.01.15 г. из п. 201.5 НКУ пропадут все упоминания о Реестре выданных и полученных НН. Вести его плательщики НДС должны будут на свое усмотрение в произвольном порядке (п. 5 Порядка № 1129).

 

Заполнение НН при начислении НО в случае списания испорченных ТМЦ

Поле

Порядок заполнения

«Усі примірники залишаються у продавця (тип причини)»

В верхней клеточке поля ставим отметку «Х».
В нижней — тип причины «13» (использование производственных или непроизводственных средств, других товаров/услуг не в хозяйственной деятельности) Внимание! В 2015 году данное поле в форме НН поменяет свое название на «Не видається покупцю (тип причини)». Но принцип его заполнения не изменится

«Дата складання податкової накладної»

Вносим дату списания испорченного картона (п. 198.5 НКУ)

«(індивідуальний податковий номер покупця)»

Пишем условный ИНН «400000000000» (п. 11 Порядка № 957, категория 101.19 ЗІР ГФСУ)

«Особа (платник податку) — покупець»

Указываем данные своего предприятия (п. 11 Порядка № 957; категория 101.19 ЗІР ГФСУ)

«Місцезнаходження (податкова адреса) покупця»

«Номер телефону»

«Вид цивільно-правового договору»

Не заполняем, так как факта поставки не было (категория 101.19 ЗІР ГФСУ)

«Форма проведених розрахунків»

 

Обратите внимание! В 2014 году НН, выписанную с целью начисления НО при списании испорченных ТМЦ, в ЕРНН не регистрируем (п. 4 Порядка № 1246).

Но с началом 2015 года все изменится — если «электронные» НДС-новации не будут заблокированы (см. с. 5). Регистрировать в ЕРНН нужно будет все НН, даже те из них, которые поставщик не направляет покупателю (п. 2 Порядка № 1129). А для того, чтобы зарегистрировать НН в ЕРНН, на НДС-счете предприятия должна быть для этого достаточная сумма средств (ее рассчитываем в соответствии с п. 2001.3 НКУ).

Обо всех подробностях заполнения и регистрации НН в ЕРНН в 2015 году читайте в «БН», 2014, № 47, с. 12, № 48, с. 13.

 

Прощай, картон, привет, макулатура

При списании испорченного картона вы получите «утешительный бонус» в виде макулатуры. Ее можно продать.

Напомним, что до 01.01.15 г. операции по поставке, импорту и экспорту бумаги и картона для утилизации (макулатуры и отходов) товарной позиции 4707 согласно УКТ ВЭД освобождены от обложения НДС (п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). То есть при продаже макулатуры в 2014 году НО не нужно начислять. Хотя НН все же придется составить на такую операцию с пометкой «Без ПДВ» (п. 13 Порядка № 957).

Более того, Кабмин в ходе подготовки проекта бюджета на 2015 год берет за основу проект закона, в котором предусмотрены некоторые изменения в НКУ. В частности, предполагается продлить действие «макулатурной» льготы до 01.01.17 г. А это значит, что с наступлением 2015 года в данной сфере, возможно, ничего не изменится.

Будьте внимательны! При наличии льготной поставки нужно учитывать положения ст. 199 НКУ. Она требует распределять «входной» НДС, уплаченный при приобретении товаров/услуг, которые одновременно используются в налогооблагаемых и освобожденных операциях.

Нужно четко определить перечень товаров/услуг двойного назначения. Распределять «входной» НДС нужно только по этим товарам/услугам.

Так, покупая картон для производственных нужд, плательщик НДС рассчитывает получить выгоду от продажи готовой продукции. Если часть картона ушла на нехозяйственные операции ― испорчена и списана в макулатуру (будет льготная поставка), то распределять «входной» НДС по всему приобретенному картону не нужно. Ведь можно по физическим параметрам (например, по весу) определить ту часть картона, которая использована (в виде макулатуры) в необлагаемой операции. НК, соответствующий такой части, будет компенсирован НО, начисленными согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ при списании испорченного картона.

Расходы на приобретение этого картона полностью переносятся на стоимость такой продукции. Доходы от продажи макулатуры — это «побочный эффект», получаемый предприятием.

Следуя требованиям ст. 199 НКУ, после продажи макулатуры нужно провести распределение «входного» НДС по товарам/услугам, которые были одновременно задействованы и в облагаемых, и в необлагаемых операциях. Например, для перевозки макулатуры предприятие воспользовалось услугами транспортной организации. При этом перевозилась не только макулатура, но и готовая продукция, облагаемая НДС.

Кроме товаров/услуг, непосредственно используемых при поставке макулатуры (например, транспортных услуг), не забудьте об административных расходах, которые опосредованно участвуют в льготной операции. К ним можно отнести аренду офисного помещения, оплату коммунальных услуг и т. п.

Для распределения «входного» НДС согласно ст. 199 НКУ используем показатель ЧВ*, соответствующий доле из облагаемых поставок в общем объеме поставок (облагаемых и не облагаемых).

* От укр. «частка використання» — доля использования товаров/услуг и/или необоротных активов в налогооблагаемых операциях.

Тем предприятиям, у которых до реализации макулатуры не было необлагаемых операций, для расчета показателя ЧВ нужно определить долю облагаемых операций за первый месяц применения льготы. Рассчитанный показатель будет использоваться (при необходимости) до конца текущего года для распределения НК по «двойным» товарам/услугам.

У тех же предприятий, которые помимо поставки макулатуры осуществляли другие необлагаемые операции, вопросов с распределением НК не должно возникнуть. Для распределения НК они используют уже известный «прошлогодний» показатель ЧВ.

После того, как показатель ЧВ определен, необходимо распределить НК. Но лишь по тем товарам/услугам, которые в периоде поставки макулатуры будут использованы как для осуществления облагаемых операций, так и для необлагаемых «макулатурных».

В декларации такие операции попадут либо в стр. 15 (приобретения текущего периода), либо в стр. 16.6 (приобретения прошлых периодов). Разумеется, вместе с декларацией за отчетный период следует подать приложение Д7.

Внимание! Если у вас в последующих периодах необлагаемых операций (например, поставок макулатуры) не будет, проводить распределение в таких периодах не нужно.

По итогам года (в декларации за декабрь или IV квартал) вам останется лишь перераспределить НК по товарам/услугам двойного назначения. Для этого вам необходимо определить новый показатель ЧВ исходя из фактических объемов проведенных в течение года облагаемых и необлагаемых операций (п. 199.4 НКУ).

 

Выводы

  • Если при приобретении картона вы включили «входной» НДС в НК, то при его списании начисляем НО. Для этого необходимо составить бухсправку и выписать НН.

  • До 01.01.15 г. такие НН в ЕРНН не регистрируем, а вот после указанной даты регистрации будут подлежать все НН, даже те, которые поставщик не отправляет покупателю. Конечно, если «электронные» НДС-новации не будут заблокированы.

  • При дальнейшей продаже макулатуры, полученной после списания картона, нужно применить НДС-льготу.

  • Нужно будет распределить НК по товарам/услугам, которые одновременно (прямо или опосредованно) использованы для осуществления облагаемых и необлагаемых операций.

  • По итогам года вам придется перераспределить НК по «двойным» товарам/услугам в декларации за декабрь (IV квартал).

Документы и сокращения статьи

Порядок № 957 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом МФУ от 22.09.14 г. № 957.

Порядок № 958 — Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом МФУ от 22.09.14 г. № 958.

Порядок № 1246 — Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.10 г. № 1246.

Порядок № 1129 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом МФУ от 22.09.14 г. № 957, в редакции приказа МФУ от 14.11.14 г. № 1129 (вступает в силу с 01.01.15 г.).

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

НН — налоговая накладная.

НО — налоговые обязательства.

НК — налоговый кредит.

ТМЦ — товарно-материальные ценности.

d.kravchenko@id.factor.ua

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше