Темы статей
Выбрать темы

Последняя поломка: что делать, если офисное оборудование нет смысла ремонтировать

Карпова Влада, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
Недавно читатель попросил нас разобраться в такой ситуации: в ноутбуке сгорела материнская плата. Сейчас дешевле купить новый ноутбук, чем отремонтировать старый. В связи с этим возникли вопросы: как документально оформить списание ноутбука, когда нет специалиста по компьютерным технологиям? Как отразить в операции в учете и куда деть списанный ноутбук? Поскольку подобные ситуации встречаются часто, давайте вместе посмотрим, как лучше здесь поступить.

«Драгоценный» демонтаж

Особенность списания офисной техники состоит в том, что она, как правило, содержит драгметаллы. Напомним, что Закон о драгметаллах относит к таковым: золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, осмий, рутений) в любом виде и состоянии (сырье, сплавы, полуфабрикаты, промышленные продукты, химические соединения, изделия, отходы, лом и т. п.).

Сведения о содержании драгметаллов обычно указывают в техдокументации (паспорт, формуляр, руководство по эксплуатации и т. п.). Если же таковых нет, их нужно узнать из других источников. В частности, из информации разработчиков, изготовителей. Также комиссия субъекта хозяйствования может определить их на основании аналогов и расчетов.

Далее. Основные средства, содержащие драгметаллы, учитывают в особом порядке. В частности, запчасти из основных средств, в которых содержатся драгметаллы, относят к лому с содержанием драгметаллов. Таким ломом считают детали, узлы, изделия и материалы, которые стали непригодными или потеряли эксплуатационную ценность и содержат драгметаллы в любом виде (п. 1.3 Инструкции № 84).

Внимание: запрещено уничтожать, выбрасывать, сдавать в лом цветных и черных металлов технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, которые содержат драгметаллы, без предварительного извлечения из них электрорадиоэлементов, деталей, узлов, блоков и т. п., содержащих драгметаллы, с одновременным их оприходованием в соответствии с законодательством Украины (п. 7.5 Инструкции № 84).Непригодные для дальнейшего использования изделия подлежат:

демонтажу с извлечением из них деталей и узлов, содержащих драгметаллы, или

передаче их в неразобранном состоянии другим субъектам (п. 7.6 Инструкции № 84) для такого демонтажа.

Что касается самостоятельного демонтажа с извлечением, то сразу заметим, что без участия специалиста это практически невозможно. Для начала нужно знать состав драгметаллов. Также при разборке основного средства следует соблюдать требования безопасности труда, так как некоторые запчасти содержат вредные вещества.

После демонтажа — следующая проблема. «Добытый» лом, содержащий драгметаллы, нужно передать для переработки на перерабатывающее предприятие, которое имеет лицензию на сбор и первичную обработку отходов и лома драгоценных металлов и должно быть включено в Реестр субъектов хозяйствования, которые осуществляют операции с драгметаллами и драгкамнями.

Также списанные запчасти могут быть отнесены к опасным отходам. Согласно п. 2 Положения № 1120 опасными считаются отходы, включенные в раздел А Желтого перечня отходов, которые имеют одно или более опасных свойств, приведенных в перечне опасных свойств, и в Зеленый перечень, в случае, когда они содержат материалы, приведенные в приложении 2 к этому Положению, в таких количествах, которые могут проявлять опасные свойства, приведенные в перечне опасных свойств.

Важно. Такие отходы нужно сдавать специализированным предприятиям, имеющим лицензию на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами (ст. 32, 34 Закона об отходах).

Также запчасти, содержащие черные или цветные металлы или их сплавы, относят к промышленному металлолому (ст. 1 Закона о металлоломе). Такой металлолом подлежит обязательной сдаче специализированным предприятиям, которые оформляют акт приема с указанием наименования юридического лица, количества и источников происхождения металлолома (ст. 4 Закона о металлоломе). Лицензию для этого приобретать не нужно.

Как видим, «демонтажный» путь достаточно тернист. Если вы все же решитесь на такие действия, то о деталях отражения их в учете можете прочитать в «БН», 2014, № 29, с. 16.

Добавим лишь, что особенность демонтажа оргтехники состоит в том, что в Акте списания основных средств типовой формы № ОЗ-3 необходимо указать сведения о полученных в ходе разборки запчастях и содержание в них драгметаллов.

Важная деталь: если по договору с перерабатывающим предприятием право собственности на лом переходит к переработчику по дате оформления паспорта на партию (акта), до этого момента доходы у покупателя не возникают, а сам лом числится на отдельном субсчете, например, на субсчете 209/2 «Прочие материалы в пути».

Пример 1. Предприятие ликвидирует «сломанный» ноутбук, первоначальная стоимость которого — 5000 грн., сумма начисленной амортизации — 3000 грн., ликвидационная стоимость — 200 грн. В результате ликвидации получен лом, содержащий драгметаллы, оценочной стоимостью 100 грн. Лом отправлен на перерабатывающий завод. По паспорту на партию его стоимость составила за вычетом услуг по переработке 180 грн. с НДС.

 

Таблица 1. Учет операций по ликвидации «сломанного» основного средства

Хозяйственная операция

Корреспондирующие счета

Сумма,

грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1. Списана сумма начисленной амортизации

131

104

3000

2. Списана остаточная стоимость ноутбука

976

104

2000

1800(1)
(стр. 06.4.18 приложения ІВ)

3. Оприходованы запчасти с содержанием драгметаллов

209/1

746

100

100
(стр. 03.30 приложения ІД)

4. Отправлены запчасти на перерабатывающее предприятие

209/2

209/1

100

5. Оформлен паспорт на партию и отражен доход от реализации

377

712

180

150
(стр. 02 декларации)

6. Начислены налоговые обязательства по НДС

712

641

30

7. Списана себестоимость реализованного лома

943

209/2

100

100
(стр. 05.1 декларации)

8. Получена оплата от перерабатывающего предприятия

311

377

180

(1) На ликвидационную стоимость (200 грн.) расходы в налоговом учете не возникают (п. 146.16 НКУ).

 

Учтите: крайне нежелательно списывать оргтехнику и хранить ее затем на складе. Связано это с тем, что такой объект представляет собой отходы. А, по мнению налоговиков, в ситуации, когда нет договора на удаление и утилизацию отходов, в котором определяются сроки передачи отходов на утилизацию и захоронение, с таких отходов следует уплачивать экологический налог (см. разъяснение в категории 120.01 ЗІР ГФСУ, п. 1 письма ГНСУ от 27.12.12 г. № 12699/0/71-12/15-2117 // «БН», 2013, № 9, с. 8).

Мы же с учетом всех «но» предлагаем вам рассмотреть другие варианты действий с ненужной оргтехникой.

 

Вариант 1 — оргтехнику продаем

Часто ненужную оргтехнику продают. В частности, ноутбук может приобрести лицо, занимающееся ремонтом компьютеров. Не секрет, что «БУшные» запчасти по отдельности стоят намного дороже, чем ноутбук целиком, по- этому для «ремонтников» выгодно покупать «БУшные» компьютеры «за копейки».

Если стороннего покупателя найти не получится, можно продать его «родственному» лицу, т. е. любому физлицу, которое согласится с тем, что на него оформят необходимые документы, подтверждающие факт продажи.

При передаче оргтехники покупателю выписывают либо расходную накладную, либо товарно-транспортную накладную, а плательщики НДС оформляют еще и налоговую накладную.

Важная деталь: при продаже основного средства за наличный расчет налоговики разрешают не использовать РРО и оформлять такую операцию приходным кассовым ордером (см. консультацию в подкатегории 109.02 ЗІР ГФСУ // детали найдете в «БН», 2014, № 30, с. 27).

Заметим, что оргтехнику можно продать по любой, самой низкой цене. До 01.01.15 года на налого- обложение это не влияет*, поскольку обычные цены установлены только для контролируемых операций. И хотя этот термин используется применительно к исчислению налога на прибыль в операциях продажи основных средств, механизма определения обычной цены для неконтролируемых операций нет. В результате, поскольку снижение цены вызвано объективными факторами, операция будет подлежать обложению налогом на прибыль исходя из договорной цены. В таком же порядке начисляют и налоговые обязательства по НДС.

* С 01.01.15 г. вступят в силу изменения в п. 188.1 НКУ, согласно которым база обложения НДС будет определяться не ниже цены приобретения товаров/услуг, а база налогообложения операций по поставке необоротных активов — не ниже балансовой (остаточной) стоимости по данным бухгалтерского учета, которая сложилась по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции (в случае отсутствия учета необоротных активов — исходя из обычной цены) (детальнее — в «БН», 2014, № 32, с. 18).

Между тем необходимость продажи основного средства по сниженной цене следует документально обосновать. В частности, в приказе о выводе из эксплуатации основного средства можно указать, что оно подлежит реализации по сниженной цене в связи с моральным или физическим износом, повреждениями и т. п.

Согласно п. 146.13 НКУ сумма превышения доходов от продажи или другого отчуждения над балансовой стоимостью отдельных объектов основных средств включается в доходы, а сумма превышения балансовой стоимости над доходами от такой продажи или другого отчуждения — в расходы налогоплательщика.

Пример 2. Предприятие продает сломанный ноутбук, первоначальная стоимость которого — 5000 грн., сумма начисленной амортизации — 3000 грн., по цене 120 грн. с НДС. Операцию отразим в учете так, как показано в табл. 2.

 

Таблица 2. Учет операций по продаже сломанного основного средства

Хозяйственная операция

Корреспондирующие счета

Сумма,

грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1. Списана сумма начисленной амортизации ноутбука

131

104

3000

2. Переведен ноутбук в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи

286

104

2000

3. Передан ноутбук покупателю

361

712

120

1900(1)

(стр. 06.4.18 приложения ІВ)

4. Начислены налоговые обязательства по НДС

712

641

20

5. Отражены расходы по ноутбуку

943

286

2000

6. Получена оплата от покупателя за реализованный объект основных средств

301

361

120

7. Сформирован финансовый результат от реализации

712

791

100

791

943

2000

(1) Определяем как разницу между суммой полученной компенсации (без НДС) и балансовой (остаточной) стоимостью: -1900 = 100 - 2000.

 

Вариант 2 — продолжаем учитывать оргтехнику на балансе

В принципе, ничто не мешает продолжать учитывать «ненужную» технику на балансе. При этом возможны такие варианты.

1. Оргтехнику не выводят из эксплуатации и продолжают начислять на нее амортизацию. Но в этом случае придется подтвердить, что оргтехника продолжает использоваться в хоздеятельности предприятия. К примеру, применительно к сломанному ноутбуку из документов не должно просматриваться, что он стал неисправен.

Понятно, что этот вариант связан с повышенными рисками.

2. Оргтехнику выводят из эксплуатации и переводят в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи (зачисляют на субсчет 286 «Необоротные активы и группы выбытия, удерживаемые для продажи»).

В приказе при этом отмечают, что перевод объекта основного средства в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи, осуществляется в связи с тем, что:

• экономические выгоды ожидается получить от продажи основного средства, а не от его использования по назначению;

• объект основных средств готов к продаже в его нынешнем состоянии;

• продажа, как ожидается, будет завершена на протяжении года с даты признания основного средства таким, который содержится для продажи;

• условия продажи основного средства соответствуют обычным условиям продажи для подобных активов;

• продажа основного средства имеет высокую вероятность.

Обратите внимание: период завершения продажи может быть продолжен на срок больше одного года в случае, если это обусловлено обстоятельствами, которые находятся вне контроля предприятия, которое продолжает выполнять план продажи (п. 1 раздела ІІ П(С)БУ 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность»). То есть в общем случае учитывать активы на субсчете 286 можно в течение 1 года.

Итак, мы предложили разные варианты действий с «ненужной» оргтехникой, а выбирать — вам.

 

Выводы

  • Непригодные для дальнейшего использования изделия подлежат демонтажу с исключением из них деталей и узлов, содержащих драгметаллы, или передаче их в неразобранном состоянии другим субъектам.

  • Лом с содержанием драгметаллов передается на перерабатывающее предприятие, имеющее лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по сбору и первичной обработке отходов и лома драгоценных металлов.

  • Нежелательно списывать оргтехнику и хранить ее далее на складе, поскольку в этом случае есть риск начисления налоговиками экологического налога за такие отходы.

  • Ненужную оргтехнику можно продать, в том числе и по минимальной цене. Эта операция будет облагаться налогами исходя из договорной цены (только до 01.01.15 г.).

  • Оргтехнику можно продолжать учитывать на балансе. В зависимости от обстоятельств можно не оформлять вывод ее из эксплуатации и продолжать начислять на нее амортизацию. Или же можно вывести технику из эксплуатации и зачислить в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи. В этом статусе техника может числиться на балансе в общем случае в течение 1 года.

Документы статьи

Закон о металлоломе — Закон Украины «О металлоломе» от 05.05.99 г. № 619-XIV.

Закон об отходах Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Закон о драгметаллах — Закон Украины «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними» от 18.11.97 г. № 637/97-ВР.

Инструкция № 84 — Инструкция о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная приказом МФУ от 06.04.98 г. № 84 (в редакции приказа МФУ от 28.11.12 г. № 1230).

Положение № 1120 — Положение о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их утилизацией/удалением, утвержденное постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше