Темы статей
Выбрать темы

Трансфертное ценообразование: Отчет за 2014 год

Жиленко Екатерина, налоговый эксперт, e.lopatkina@id.factor.ua
Реформы 2015 года заглянули в каждый налоговый уголок. Не обделили поправками и трансфертное ценообразование. Закон № 72 переписал ст. 39 НКУ в духе принципа «вытянутой руки». Подробный материал о новациях вы можете найти в «БН», 2015, № 7, с. 38. Однако переломный момент в жизни ТЦО — именно 01.01.15 г. Потому законодатели четко закрепили, что «закрыть хвосты» 2014 года нужно по прошлогодним правилам. Это в первую очередь касается Отчета о контролируемых операциях за 2014 год, который нужно подать до 1 мая 2015 года. Освежить в памяти основные моменты подачи Отчета вам поможет наша статья.

Кто, когда и по каким правилам отчитывается

На сегодня действует форма Отчета, утвержденная приказом № 669. Именно ее и нужно использовать, отчитываясь за 2014 год. Отчет нужно подать до 1 мая 2015 года ( п. 2 разд. ІІ Закона № 72). Разумеется, в электронной форме средствами электронной связи с соблюдением требований закона об электронном документообороте и ЭЦП (ни на бумаге, ни почтой подать нельзя). То есть последний день для того, чтоб отправить налоговикам Отчет за 2014 год, — 30.04.15 г.

Самый важный момент! Заполняя Отчет, нужно руководствоваться прошлогодними правилами ТЦО, т. е. нормами ст. 39 НКУ, которые действовали до 01.01.15 г. Так что можно смело пользоваться ОНК № 699 // «БН», 2014, № 28, с. 6.

Напомним. До 01.01.15 г. операция считалась контролируемой, если одновременно выполнялись такие два критерия:

1) общая сумма операций за 2014 год с одним контрагентом равна или превышает 50 млн грн. без учета НДС (старая редакция п.п. 39.2.1.4 НКУ);

2) этот контрагент (старая редакция п.п. 39.2.1 НКУ):

• связанное лицо — нерезидент;

• связанное лицо — резидент, который: задекларировал убытки за предыдущий год; применял специальные режимы налогообложения (спецрежимный плательщик НДС, единоналожник, был плательщиком фиксированного сельхозналога); уплачивал налог на прибыль и/или НДС по льготным ставкам (не по базовой) либо не был плательщиком налога на прибыль на начало 2014 года;

• нерезидент (в том числе и не связанное лицо) уплачивает налог на прибыль по ставке 13 % или меньшей ставке.

На время заполнения Отчета забудьте о новом перечне КО и обновленном стоимостном критерии, дополнительных категориях связанных лиц и прочих нововведениях Закона № 72.

Как заполнить Отчет и приложения достаточно подробно расписано в  Порядке составления Отчета о контролируемых операциях.

Отчет состоит из заглавной части (данные о самом налогоплательщике) и основной части (общие сведения об операциях с контрагентами, осуществленных в течение отчетного года).

А вот уже в приложение (приложения) заносим данные о контрагентах (сторонах КО) и детализированные сведения о самих КО. Приложение нужно заполнить и подать по каждому контролируемому контрагенту (сколько контрагентов — столько приложений). Есть еще Информация к приложению. Ее заполняем на контрагента — связанное лицо.

Отчет и приложения «напичканы» разнообразными кодами (контролируемой операции, стороны и пр.). Все коды вы найдете в приложениях к Порядку.

 

Документация на запрос

Кроме Отчета вы можете иметь дело с документаций, которую нужно будет подать по запросу налоговиков.

Обратите внимание! На такую документацию не распространяется норма о прошлогодних правилах. На это обращают внимание налоговики в письме ГФСУ от 23.03.15 г. № 9853/7/99-99-22-01-02-17 (далее — письмо № 9853) со ссылкой на решение Конституционного суда Украины по делу № 1-рп/99 от 09.02.99 г: при направлении после 01.01.15 г. ГФСУ запросов налогоплательщикам о предоставлении документации по ТЦО относительно отдельных КО, проведенных в 2013 — 2014 гг., нужно применять нормы пп. 39.4.4 — 39.4.9 НКУ в редакции, действующей после 01.01.15 г., т. е. на момент направления запроса.

Напомним: по новым правилам все налогоплательщики (и мелкие и крупные) должны подавать одинаковый объем информации. Какой именно — прописано в  п.п. 39.4.6 НКУ (в частности, данные о связанных лицах и их функциях, описание операций и товаров). Направить запрос на получение такой документации налоговики могут не ранее 1 мая года, следующего за отчетным. То есть для получения документации за 2014 год — не ранее 01.05.15 г. Подать документацию нужно:

• в течение месяца со дня получения запроса;

• на государственном (украинском) языке. Если подаете документы на иностранном языке — приложите украинский перевод.

 

Крымский вопрос

С 27.09.14 г. (дня вступления в силу Закона № 1636) юридических и физических лиц, имеющих налоговый адрес (местонахождение/ место жительства) на территории СЭЗ «Крым», приравняли к нерезидентам. Потому для целей ТЦО операции с крымскими контрагентами являются контролируемыми. Об этом прямо сказано в  п. 5.2 Закона № 1636.

Благо дело, что налоговики все-таки разрешили воспользоваться законным 50-милионным критерием. ГФСУ в письме от 26.12.14 г. № 9825/6/99-99-19-02-02-15 (оно написано как раз под прошлогодние правила ТЦО) отметила, что под контроль попали операции с крымскими контрагентами при достижении стоимостного критерия (общая сумма операций с таким контрагентом равна или превышает 50 млн грн. (без НДС) за соответствующий отчетный календарный год, в нашем случае — 2014 год). А вот является крымчанин связанным лицом или нет, роли уже не играет.

Также фискалы отметили, что в  Отчет нужно включить операции с такими контрагентами, совершенные в период с 27.09.14 г. по 31.12.14 г. Согласны. А вот для определения стоимостного критерия КО с крымскими контрагентами нужно учитывать операции отдельно с каждым контрагентом в целом за календарный год, т. е. с 01.01.14 г. по 31.12.14 г. Такой подход не удивляет и очень схож с изначальным внедрением ТЦО. Тогда Закон о ТЦО начал действовать с 01.09.13 г., а подсчитывать стоимостный критерий налоговики требовали с самого начала 2013 года (ответ на вопрос 1 ОНК № 699). Аргумент у них один: отчетный период — календарный год.

 

Ответственность

За неподачу, в том числе несвое­временную подачу, Отчета грозит немалый штраф ( п. 120.3 НКУ). За время существования ТЦО штрафную норму дважды переписывали. На сегодня эта сумма составляет 100 размеров минзарплаты, установленной на 1 января отчетного года (121800 грн).

Накажут и за то, что вы скроете одну или несколько КО (не покажете их в  Отчете) — 5 % от незадекларированных КО. Если вы проигнорируете требование предоставить документы о КО, то рискуете уплатить штраф в размере 3 % от суммы КО, по которым не подали документацию, но не более 200 размеров минзарплаты за все незадекларированные КО.

Также помните: за ошибки, допущенные при расчете денежных обязательств в соответствии с нормами ст. 39 НКУ за период с 01.09.13 г. по 31.12.14 г., применяется «льготный» штраф в размере 1 гривни за каждое нарушение. К сожалению, этот «льготный» штраф не касается неподанного Отчета, скрытых КО и неподанных документов о КО.

В письме № 9853 налоговики разъяснили, какие штрафы применят в случае, если обнаружат нарушения в 2015 году.

Если в 2015 году налоговики установят, что по КО, проведенным за период с 01.09.13 г. по 31.12.13 г., не подан Отчет, то применят штраф в размере 100 размеров минзарплаты, установленной законом на 01.01.13 г. (114700 грн.). Штраф в размере 5 % суммы незадекларированных КО в этом случае не применяется.

Если же в 2015 году фискалы установят факт неподачи Отчета за 2014 год, то накажут штрафом в размере 100 размеров минзарплаты, установленной на 01.01.14 г. И на этот раз уже сработает 5-процентный штраф за невключение в  Отчет за 2014 год отдельных КО.

Ну и для полноты картины налоговики в том же письме № 9853 разъяснили, на каком основании (см. рисунок на с. 22) они придут с проверкой, целью которой является наложение того самого штрафа по  п. 120.3 НКУ.

 

img 1

Основания для проведения «трансфертных» проверок

 

Обратите внимание! Данная проверка не является проверкой КО в понимании п.п. 39.5.2 НКУ. Соответственно, на нее не распространяются все требования указанного подпункта (в частности, касательно длительности не более 18 месяцев), а действуют общие правила. Фискалы акцентируют внимание на том, что главная цель такой проверки — привлечь налогоплательщика к ответственности за нарушение требований п. 39.4 НКУ и наложить штрафы, установленные п. 120.3 НКУ.

А как же мораторий на проверки?

Помните! На проведение проверок действует мораторий. Подробнее об этом читайте в «БН», 2015, № 6, с. 14 и 38.

В частности, налоговики могут проверять налогоплательщиков, у которых объем дохода за прошлый год (в нашем случае 2014 год) не превышает 20 млн грн., только с разрешения Кабмина. В то же время факт применения правил ТЦО в 2014 году говорит о том, что у вас есть оборот как минимум в 50 млн грн. Здесь не путайте: в оборот по правилам ТЦО включаются и входящие, и исходящие денежные потоки. Поэтому «спрятаться» за мораторий на проверки есть шанс только у тех трансфертников, у которых доход (по данным декларации по налогу на прибыль за 2014 год) не превышает 20 млн грн.

 

Выводы

  • Отчет о контролируемых операциях за 2014 год нужно подать исключительно в электронном виде до 01.05.15 г., т. е. не позднее 30.04.15 г.

  • Заполнять и подавать Отчет нужно по прошлогодним правилам — согласно ст. 39 НКУ, действовавшей до 01.01.15 г.

  • После 01.01.15 г. налоговики могут потребовать предоставить документацию о КО. На нее не распространяется требование о прошлогодних правилах.

  • За неподачу Отчета и/или документации, а также декларирование не всех КО грозит штраф по  п. 120.3 НКУ. Наложить штраф могут после документальной внеплановой проверки.

Документы и сокращения статьи

Закон № 72 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования налогового контроля за трансфертным ценообразованием» от 28.12.14 г. № 72-VIII.

Приказ № 669  приказ Миндоходов «Об утверждении формы и Порядка составления Отчета о контролируемых операциях» от 11.11.13 г. № 669.

ОНК № 699 — Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства относительно трансфертного ценообразования, утвержденная приказом Миндоходов от 22.11.13 г. № 699, в редакции приказа Миндоходов от 01.07.14 г. № 368.

Закон № 1636 — Закон Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» от 12.08.14 г. № 1636-VII.

Закон о ТЦО — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» от 04.06.13 г. № 408-VII.

ТЦО — трансфертное ценообразование.

Отчет — Отчет о контролируемых операциях.

КО — контролируемые операции.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше