В комментируемом письме фискалы обратили внимание на изменения в администрировании местных налогов и сборов, которые внес Закон о налоговой реформе от 28.12.14 г. № 71-VIII.
Итак, в 2015 году к местным налогам относятся единый налог (плательщики ФСН перекочевали в группу 4 ЕН) и налог на имущество. В состав последнего входят налог на недвижимость, плата за землю и транспортный налог. Кроме того, в местные бюджеты уплачивается акцизный налог с розничной реализации некоторых подакцизных товаров (пива, алкогольных напитков, сигарет, топлива). К слову, в части «розничного» акциза в комментируемом письме продублированы положения письма ГФСУ от 20.01.15 г. № 1519/7/99-99-19-03-03-17 (с. 7 прошлого номера нашей газеты).
В рамках изучения нововведений во взимании ЕН вы наверняка уже ознакомились с материалами в «БН», 2015, № 1-2, с. 16, № 4, с. 20. Также в число единоналожников переехали и плательщики ФСН. Тщательный анализ изменений для них вы найдете на с. 33-38 этого номера.
Немало новшеств принес 2015 год и для налога на недвижимость. Подробный материал об этом опубликован на с. 27 прошлого номера «БН».
Сейчас хотим сделать акцент на другой части налога на имущество — плате за землю. В комментируемом письме налоговики решили как минимум два спорных момента.
Момент 1. Какие ставки земельного налога использовать в 2015 году? Вопрос встал потому, что земналог из общегосударственного «понизили» до местного налога. А для местных налогов ставки определяют органы местного самоуправления, ориентируясь на пределы, установленные в НКУ. Причем Закон № 71 отвел местным властям время для утверждения ставок земналога до 25 декабря года, предшествующего отчетному (п. 284.1 НКУ). Но, как вы понимаете, в переходный период 2014 — 2015 гг. местные власти никак не могли этого сделать: в 2014 году земналог был еще общегосударственным, а в 2015 году — уже местным.
Потому в этой ситуации срабатывает норма из п.п. 12.3.5 НКУ: налог должен взиматься по ставкам, которые действовали до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю. К тому же органам местного самоуправления не разрешено определять ставки земельного налога в 2015 году задним числом, как это разрешено для других местных налогов (п. 4 гл. II Заключительных положений Закона № 71-VIII).
Итак, фискалы подтвердили: раз уж местные власти не утвердили новые ставки земналога на 2015 год в отведенные НКУ сроки, то в 2015 году земналог взимается по ставкам 2014 года.
Будьте осторожны! Нельзя исключать того, что органы местного самоуправления в скором времени все-таки утвердят ставки земналога и будут против применения прошлогодних ставок. Хотя, например, Харьковский горсовет своим решением от 21.01.15 г. № 1793/15 «приказал» ориентироваться на п.п. 12.3.5 НКУ, то есть земналог взимать по прошлогодним ставкам. Наш совет: перед расчетом земналога на 2015 год получите индивидуальную налоговую консультацию у «своего» налогового органа (все детали — на с. 27 номера).
Момент 2. Повлияет ли новая формула коэффициента индексации нормативной денежной оценки (НДО) земель на коэффициенты индексации прошлых лет?
Коэффициент индексации с 01.01.15 г. рассчитывается по обновленной формуле:
Кі = I : 100,
где I — индекс потребительских цен за предыдущий год. При этом налоговики отмечают, что коэффициент индексации НДО земель за 2014 год составляет 1,249.
Также фискалы доказали, что новая формула не побудит Госагентство земресурсов пересчитать прошлогодние коэффициенты индексации НДО, которые участвуют в расчете кумулятивного коэффициента. С учетом этого на 2015 год размер кумулятивного коэффициента индексации за период с 01.05.95 г. до 2015 года составляет 3,997.
Подробный материал о плате за землю читайте на с. 27 номера.