Темы статей
Выбрать темы

Туристическая деятельность и РРО: тандем 2015 года

Децюра Сергей, налоговый эксперт, s.detsyura@id.factor.ua
Туристические агенты и туристические операторы до 2015 года были бережно ограждены от использования регистраторов расчетных операций. Но с началом этого года все изменилось. Тучи в виде обязательного использования кассовых аппаратов сгустились над их головами. Почему так произошло и как производить расчеты теперь, читайте дальше.

Исторический экскурс

До 2015 года турагенты и тур­операторы при реализации туристических путевок могли не использовать РРО. Такое право имели:

1) юридические лица на основании п. 1 ст. 9 Закона об РРО. Им, как вы помните, предусматривалось, что РРО не используется при торговле продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью (при наличии) в установленном порядке (подробнее — в «БН», 2015, № 8, с. 43).

Внимание! Эта норма освобождала от использования РРО не только юрлиц, непосредственно предоставляющих собственные услуги, но и юрлиц-посредников, которые перепродают чужие услуги (не важно — от своего или от чужого имени).

И пусть вас не вводит в заблуждение фраза о «собственном производстве», поскольку она касается только продукции и не касается услуг. Это также подтверждают налоговики в консультациях в категории 109.03 ЗІР ГФСУ. В них они разрешают не применять РРО не только туроператорам, но и тур­агентам. Как всем известно, как одни (тур­агенты), так и другие (туроператоры) достаточно часто выступают посредниками — перепродавцами «чужих» туристических услуг.

То есть до начала этого года тур­операторы и турагенты, являющиеся юрлицами (ведь именно на юрлиц распространяется действие этого освобождения), реализуя туристические услуги (путевки) с оформлением расчетов через кассу с выпиской кассовых документов, имели право не использовать РРО;

2) физлица-предприниматели на основании п. 6 ст. 9 Закона об РРО. Положение этого пункта давало право всем физлицам-предпринимателям, выбравшим упрощенную систему налогообложения, то есть единый налог (независимо от выбранной группы), не использовать РРО.

Физлица-предприниматели, которые занимались туристическим бизнесом, обычно были плательщиками «старого» единого налога группы 3 или 5, а потому они автоматически освобождались от использования РРО при предоставлении таких услуг.

К сведению! Если физлицо-предприниматель, занимавшееся туристической деятельностью, находилось на общей системе налогообложения, то ему, к сожалению, приходилось использовать РРО в общем порядке. Дело в том, что такие лица не попали в состав РРО-льготников. Хотя, честно говоря, физлиц, которые бы предоставляли туристические услуги на общей системе, можно пересчитать по пальцам.

Таким образом, до начала этого года лица, которые занимались туристической деятельностью (кроме физлиц-предпринимателей, выбравших общую систему налогообложения), полностью освобождались от использования РРО.

Однако с 01.01.15 г., как вы помните, знаменитый Закон № 71 не только перевернул с ног на голову все налоговое законодательство, но и откорректировал правила использования РРО. Эти коррективы не обошли стороной и лиц, занимающихся туристической деятельностью. О них дальше.

 

Туруслугу предоставляет юрлицо

Первое изменение, на которое следует обратить внимание в свете туристической деятельности, — исключение с 01.01.15 г. из п. 1 ст. 9 Закона об РРО упоминания о предоставлении услуг.

Таким образом, юрлиц, занимающихся туристической деятельностью (туроператоры и турагенты), от использования РРО уже не спасает проведение расчетных операций по реализации туристических услуг (реализации туристических путевок) через собственные кассы.

То есть, если хотим на руки принимать именно наличность/платежные карточки, то должны проводить расчеты через РРО.

Хотя есть вариант избежать использования РРО. Он общеизвестен: клиент передает наличность не напрямую туроператору или тур­агенту, а поручает их работнику (но как обычному физлицу) занести их в кассу банка и зачислить на счет получателя. Для этого между физлицом (которое понесет деньги в кассу банка) и клиентом заключается договор поручения. Для его выполнения клиентом выдается обычная (не нотариальная) доверенность. Поскольку туроператор/турагент с наличностью не будет иметь дела, то РРО будет не нужен.

Заметим: лиц, предоставляющих услуги (в том числе и туристические), лишили льготы по использованию РРО с начала 2015 года. В то же время фактически перейти на использование РРО при реализации услуг они обязаны с 01.07.15 г.

Дело в том, что законодатели освободили эксРРО-льготников на полгода от ответственности за проведение расчетов за предоставленные услуги по старым правилам, т. е. через кассу предприятия, а не через РРО. Налоговики даже не вспоминают об административной ответственности (см. письмо ГФСУ от 10.02.15 г. № 4315/7/99-99-22-07-03-17 // «БН», 2015, № 8, с. 6).

Следовательно, у вас есть немного больше 4 месяцев, чтобы подготовиться к этому нововведению: приобрести РРО, провести его регистрацию и опломбирование и научить работников на нем работать.

 

Туристическая деятельность и физлица

Как и в случае с юридическими лицами, с начала нового года неприятные РРО-новости поджидали и физлиц — плательщиков ЕН, в том числе тех, которые занимаются туристической деятельностью. Дело в том, что в соответствии с нововведениями Закона № 71 из числа единоналожников право не использовать РРО получили только единоналожники, которые:

1) выбрали группу 1 ЕН;

2) осуществляют деятельность на рынках;

3) продают товары в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети.

Турагенты и туроператоры ни к одной из этих категорий единоналожников не относятся. Как помните, единоналожникам группы 1 запрещено заниматься туристической деятельностью (они могут осуществлять исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению). А такие услуги не предоставляют на рынке или через передвижную мелкорозничную сеть.

Следовательно, если туристической деятельностью занимается физлицо-предприниматель, являющееся плательщиком ЕН группы 2 или 3, то наличные расчеты проводить придется только через РРО.

Внимание! Для физлиц всеобъемлющее внедрение РРО тоже произошло не с начала этого года, а нагрянет в течение года. Так, физические лица — предприниматели группы 3 будут вынуждены использовать РРО с 01.07.15 г., а физические лица, выбравшие группу 2, — немного позже (с 01.01.16 г.).

Следовательно, у физлиц-единоналожников, предоставляющих туристические услуги с применением расчетов наличными/платежными карточками, есть время, чтобы обзавестись РРО.

Между тем, если вы не будете откладывать приобретение РРО до последнего момента, а выполните предписания закона раньше, то выиграете бонус в виде моратория на проверки. Так, если единоналожники групп 2 и 3 обзаведутся кассовым аппаратом (начнут его применять) в промежутке с 01.01.15 г. по 30.06.15 г., то их не будут проверять на соответствие порядку применения РРО, начиная с даты ввода в действие РРО и вплоть до 01.01.17 г. (п. 28 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Подробно о правилах приобретения и ввода в действие РРО читайте в «БН», 2014, № 23, с. 37.

 

Санкции

Если субъекты хозяйствования, занимающиеся туристической деятельностью, в отведенное для них время не начнут использовать РРО при проведении наличных расчетов, то их могут наказать за такую халатность гривней.

Штрафы к субъектам хозяйствования. Если налоговики в течение календарного года в ходе проверки выявят, что вы не использовали РРО при наличных/ карточных расчетах, то они будут расценивать это как непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы, а следовательно, вас накажут за нарушение (п. 1 ст. 17 Закона об РРО):

• совершенное впервые — 1  ривней;

• совершенное во второй раз — 100 % стоимости проданных с нарушениями, установленными этим пунктом, товаров (услуг);

• за каждое следующее совершенное нарушение — в 5-кратном размере стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг).

Обратите внимание! По нашему мнению, первое нарушение — это нарушение, выявленное впервые в течение календарного года в ходе проверки. Соответственно, совершенным во второй раз считается такое же нарушение, выявленное во второй раз в течение того же календарного года, и так далее. Следовательно, каждое нарушение должно быть выявлено в ходе отдельных проверок. Соглашаются с таким подходом и суды («БН», 2014, № 30, с. 27).

В то же время налоговики считают иначе. Так, в письме от 31.07.14 г. № 862/7/99-99-22-06-03-17/34 («БН», 2014, № 35, с. 4) они настаивают на том, что продажа товара без применения РРО не является длящимся нарушением, а невыдача кассового чека при каждой продаже товара признается отдельным нарушением. Поэтому каждое последующее неприменение РРО во время продажи товаров (предоставлении услуг) является отдельным нарушением. И значит, следующее неприменение РРО или невыдача чека будут считаться повторными.

Выходит, если в ходе одной проверки налоговики выявят неоднократные продажи товаров без РРО/ без выдачи чека, налогоплательщику сразу угрожают все штрафы. Мы думаем, что такие требования неправомерны, поскольку не считаем такие нарушения разовыми. Но поскольку налоговики будут настаивать на своем, то будьте готовы к спору, и, возможно, доказывать свою правоту вам придется в суде.

Админштрафы. Кроме того, к лицам, осуществляющим расчетные операции, и должностным лицам за нарушение проведения наличных расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг(!) может быть применен админ­штраф, предусмотренный ст. 1551 КУоАП. Размер его — от 2 до 5 ннмдг на лиц, осуществляющих расчеты, и от 5 до 10 ннмдг — на должностных лиц.

Заметим, что если речь идет об отсутствии РРО, то следует говорить только о штрафе, который могут наложить на должностное лицо юридического лица. А если речь идет о предпринимателе, то будет наказан именно он.

Но этот штраф не такой серьезный по сравнению со штрафом согласно ст. 16315 КУоАП. В соответствии с этой статьей должностные лица, виновные в нарушении порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), могут получить админштраф от 100 до 200 ннмдг (1700 — 3400 грн.). Впрочем, считаем, этот штраф (по ст16315 КУоАП) не касается РРО-нарушений.

 

Выводы 

  • Юридические лица, занимающиеся туристической деятельностью, с начала 2015 года обязаны проводить наличные расчеты за проданные туристические услуги через РРО или прибегать к «хитростям».

  • В то же время, поскольку штраф за неиспользование РРО в таком случае начнет действовать только с 01.07.15 г., то фактически старт использованию РРО будет дан с этой даты.

  • Физические лица — плательщики единого налога групп 2 и 3 начнут применять РРО с 01.01.16 г. и 01.07.15 г. соответственно.

Документы статьи

Закон № 71 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.14 г. № 71-VIII.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше