Темы статей
Выбрать темы

«Шинный» учет: все, что нужно знать бухгалтеру

Беляева Елена, налоговый эксперт
В настоящее время большинство субъектов хозяйствования используют в своей деятельности автотранспорт. Наиболее изнашивающимися комплектующими частями транспортных средств, пожалуй, являются шины. Необходимость в замене шин возникает не только в случае их износа или повреждения, но и при смене зимнего и летнего сезонов. В данной статье мы рассмотрим особенности эксплуатации шин, а также учета операций, связанных с поступлением, заменой и списанием автошин.

Общие сведения о шинах

Бухгалтеру предприятия в целях правильного учета важно знать общие сведения о пневматических шинах.

Всевозможные «шинные» определения вы можете найти в п. 5 разд. I Правил № 549.

Правила эксплуатации и списания шин регламентированы Нормами № 488. Их обязаны применять все предприятия, которые эксплуатируют, содержат КТС, специальные машины, выполненные на колесных шасси, передвигающиеся по улично-дорожной сети общего пользования и в особых условиях эксплуатации.

На некоторые виды КТС, указанные в разд. 1 Норм № 488, действие этих норм не распространяется. Это, в частности:

• гоночные и спортивные КТС;

• КТС, изготовленные более 30 лет назад и имеющие коллекционную ценность;

• КТС и спецмашины, выполненные на колесных шасси, которые выполняют только агротехнические, лесотехнические и другие технологические операции, не определенные Нормами № 488, и не передвигаются по улично-дорожной сети общего пользования;

• крупногабаритные и сверхкрупногабаритные шины;

• шины, применяемые в транспортных средствах не по прямому назначению или с нарушением требований правил эксплуатации или нормативных документов.

Внимание! На каждую шину, установленную на КТС, заводится карточка учета пробега (наработки) пневматической шины, форма которой приведена в приложении 5 к Нормам № 488 (далее — карточка учета). Это предписывает п. 2 разд. XII Правил № 549.

Карточка учета ведется до списания шины и хранится не менее 3 лет после такого списания.

В карточке обязательно указывают инвентарный номер шины. Его наносят в плечевой зоне (на боковой поверхности) шины устройством для клеймения ( п. 4 разд. XII Правил № 549).

Дату изготовления шины в карточку учета записывают так, как она замаркирована производителем на боковой поверхности шины в виде самых правых четырех цифр в цепочке (как правило, правее букв «DOT»): две первые из них — это номер недели, две последних — последние цифры года изготовления конкретной шины ( п. 18 разд. II приложения 4 к Правилам № 549).

В конце каждого месяца в карточку учета записывают фактический пробег (наработку) шины — объем работы шины, измеренный, в частности, в километрах пробега КТС ( абз. 18 п. 5 разд. I Правил № 549).

Учет фактического пробега шины ведут на основании путевых листов или других документов.

Запомните! Предприятие должно учитывать пробег (наработку) каждой шины, поставленной на баланс, с оглядкой на установленные нормы.

Базовые значения норм среднего ресурса для разных видов шин приведены в приложениях к Нормам № 488.

Обратите внимание! Средний ресурс шины — это условная величина, определяемая расчетным путем как математическое ожидание ресурса шины (абз. 25 п. 2.1 Норм № 488). Используется эта величина только для того, чтобы планировать и прогнозировать, когда истечет реальный ресурс шины, т. е. реальный пробег шины от начала ее эксплуатации до перехода в предельное состояние.

Показатели среднего ресурса для определенных видов и марок шин и для определенных марок транспортных средств сведены в несколько огромных таблиц ( приложения к Нормам № 488).

Учтите! Каждый показатель среднего ресурса правомерен строго для определенного вида шины, установленной на определенную марку транспортного средства (или версию марки с такими же максимальными мощностью двигателя и скоростью — п. 3.9 Норм № 488).

С учетом специфических условий эксплуатации шины величина среднего ресурса может быть дополнительно откорректирована по методике из разд. 6 Норм № 488 (п. 3.5 Норм № 488).

Если нужной строчки в таблицах Норм № 488 нет, то можно заказать конкретно для вашей уникальной шины (разумеется, за плату) временные нормы в порядке, установленном разд. 5 Норм № 488. Например, в ГП «ГосавтотрансНИИпроект» (см. по ссылке www.insat.org.ua/phpfiles/services/vdipzste_dtz/5/).

Срок действия временных норм устанавливается на период до 24 календарных месяцев и может быть затем бесплатно продлен, если подтверждено соответствие временных норм фактическим ресурсам шин и нет нужды в дополнительных исследованиях ( п. 5.2 Норм № 488).

Временные нормы среднего ресурса пневматических шин вводят в действие приказом руководителя предприятия на определенный разработчиком срок и применяют только для шин транспортных средств данного предприятия.

Если производитель пневматических шин установил (например, в договоре купли-продажи или в эксплуатационной документации) другие нормы среднего ресурса или соответствующие гарантии для конкретных конструкций пневматических шин и/или КТС в определенных условиях их эксплуатации, то Нормы № 488 не применяют, а ориентируются на нормы (гарантии) производителя ( п. 3.8 Норм № 488).

Основания для списания шин представим в табл. 1.

Таблица 1. Списание шин

Основание для списания шины

Пояснение

Величина фактического пробега шины достигла соответствующего среднего ресурса

Это не обязательное и не единственное условие для списания шины (п. 3.2 Норм № 488). Если шина сохранилась в нормальном состоянии, п. 7.2 Норм № 488 разрешает продолжить ее эксплуатацию вплоть до достижения остаточной высотой рисунка протектора минимального предельного значения или до истечения назначенного ресурса.

Таким образом, при достижении величиной фактического пробега шины показателя ее среднего ресурса необходимо провести ее осмотр и принять решение о возможности (или невозможности) продления ее эксплуатации

Истек назначенный ресурс шины

Назначенный ресурс шины (колеса) — это наработка шины (колеса), измеренная в календарных годах, в случае достижения которой она (оно) изымается из эксплуатации независимо от технического состояния (п. 5 разд. I Правил № 549). Назначенный ресурс для различных категорий шин установлен в п. 44 разд. V Правил № 549: для новых шин — 7, 8 или 10 лет, для восстановленных путем наварки протектора — соответственно 5, 6 и 7 лет с даты изготовления шины.

Согласно п. 45 разд. V Правил № 549 шины с исчерпанным назначенным ресурсом в КТС не применяют

Остаточная высота рисунка протектора достигла установленной предельной величины

Согласно п.п. «а» п.п. 31.4.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением КМУ от 10.10.01 г. № 1306, предельная (т. е. минимальная) остаточная высота рисунка протектора установлена для:

• легковых и грузовых авто массой до 3,5 т — 1,6 мм;

• грузовиков массой более 3,5 т — 1,0 мм;

• автобусов — 2,0 мм.

Обращаем внимание международных перевозчиков! За границей установлены свои минимальные значения остаточной высоты рисунка протектора (они приведены в приложении 6 к Нормам № 488).

Измерять остаточную высоту рисунка протектора нужно каждый раз при сезонной установке/снятии шины, а если шина приблизилась к предельному состоянию(1) — ежемесячно (п. 7.10 Норм № 488). Каждое такое измерение записывайте в карточку учета.

И еще один нюанс. Есть шины с так называемыми индикаторами износа. Как только начнет изнашиваться хотя бы один из таких индикаторов, шину выводят из эксплуатации (п. 25 разд. XI Правил № 549)

Во время эксплуатации шины возникли повреждения по эксплуатационным или производственным причинам, с которыми дальнейшая эксплуатация и ремонт невозможны

Составляют соответствующие акты списания в соответствии с требованиями правил эксплуатации шин. К актам списания поврежденных пневматических шин прилагают карточки учета пробега (наработки) пневматических шин (п. 7.5 Норм № 488)

(1) Предельное состояние шины — это состояние шины, при котором среднее значение высоты рисунка протектора не больше минимально допустимой высоты согласно законодательству или назначенный ресурс шины, определенный производителем шины или производителем КТС, или Правилами № 549, исчерпан (п. 5 разд. I Правил № 549).

«Шинные» отходы

Согласно абз. 2 ст. 1 Закона об отходах отработавшие шины — это отходы. Поэтому, чтобы не рисковать «попасть» на уплату эконалога за размещение отходов (п.п. 240.1.3 НКУ), предприятию следует заключить договор со специализированной организацией на утилизацию шин. Сдавать шины на утилизацию нужно не позже 6 месяцев с даты их списания (п. 6 разд. XVI Правил № 549).

Поскольку речь идет об образовании отходов, предприятию нужно рассчитать показатель общего образования отходов Пзув за прошлый календарный год по формуле из абз. 33 ст. 1 Закона об отходах. Шины традиционно относят к наименее опасному — IV классу отходов. Если отходов других классов у вас нет, то формула будет выглядеть так:

Пзув = 1 х М4,

где М4 — масса списанных шин в тоннах.

Если показатель общего образования отходов за год получился меньше 50 тонн, то получать разрешение на осуществление операций в сфере обращения с отходами не нужно. Декларация об отходах тоже не подается.

Если этот показатель превысил 50 тонн, но не добрался до 1000 тонн, ежегодно следует подавать декларацию об отходах.

Напомним также, что все предприятия и ФЛП обязаны вести первичный учет отходов по типовой форме № 1-ВТ, утвержденной приказом Минприроды от 07.07.08 г. № 342 (ср. ). За отсутствие такого учета к должностным лицам предприятия может быть применен админштраф по ст. 821 КоАП в размере от 51 до 85 грн.

Бухгалтерский учет

У некоторых бухгалтеров возникают затруднения с классификацией шины как объекта учета из-за ее длительного (гораздо больше года) срока полезного использования и высокой стоимости. Пусть вас это не смущает. Просто следуйте указаниям Инструкции № 291.

Исходя из характеристики субсчета 207 «Запасные части», приведенной в Инструкции № 291, шины учитывают так.

Шины, которые находятся на автомобиле при его покупке, в учете отдельно не отражают. То же касается и «запаски». Это связано с тем, что они входят в стоимость автомобиля и учитываются вместе с ним в составе объекта основных средств на субсчете 105 «Транспортные средства». Такие шины амортизируют в общем порядке в процессе эксплуатации автомобиля.

Операции по сезонной замене шин, приобретенных вместе с автомобилем, а также фактическое их списание показывают только в аналитическом учете.

А вот отдельно купленные шины в учете предприятия отражают. Для этого предназначен тот самый субсчет 207 «Запасные части». При этом возможны два варианта учета расходов на покупку шин.

Вариант 1. При передаче шин со склада для установки на автомобиль их стоимость списывают на расходы отчетного периода как расходы, связанные с поддержанием объекта основных средств (автомобиля) в рабочем состоянии (п. 15 П(С)БУ 7 «Основные средства»). Для этого делают следующую запись: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 207 (в соответствии с направлением использования автомобиля, на котором шина ходит).

В дальнейшем ведут аналитический учет шин по местам их хранения и в разрезе материально ответственных лиц.

Вариант 2. Стоимость шин относят в состав расходов в момент их списания ввиду непригодности, а не в момент установки на автомобиль. До этой поры их продолжают учитывать в составе запасов. Этот вариант следует из описания субсчета 207. Так, согласно Инструкции № 291 на нем ведут учет, в частности, автомобильных шин в запасе и обороте. Учитывая, что в настоящее время бухучет играет «первую скрипку» для расчета налога на прибыль, этот вариант является более безопасным.

Для учета шин в запасе (на складе) и в обороте (на автомобиле в эксплуатации) к субсчету 2071 «Автомобильные шины» открывают отдельные субсчета, например:

20711 «Шины на складе»;

20712 «Шины в эксплуатации».

При передаче шин в эксплуатацию делают проводку: Дт 20712 — Кт 20711, а при возврате на склад из-за сезонной замены — обратную: Дт 20711 — Кт 20712.

Если после вывода шины из эксплуатации вы планируете получить за нее компенсацию, делайте запись: Дт 209 «Прочие материалы» — Кт 20712. При выбытии шины за компенсацию отнесете ее стоимость с кредита субсчета 209 в дебет субсчета 943 «Себестоимость реализованных производственных запасов».

В случае, когда никакой экономической выгоды не предвидится (шина годится только на утилизацию), списывайте стоимость шины прямо в расходы: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 20712.

Какой вариант учета выбрать, предприятие решает самостоятельно и закрепляет его в приказе об учетной политике.

Замену шины (даже приобретенной в составе автомобиля на «отдельную») принято классифицировать как техобслуживание автомобиля ( п. 3.19 Положения о техобслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автотранспорта, утвержденного приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102). Поэтому расходы на такую замену учитывают в составе расходов отчетного периода в зависимости от направления использования авто.

То же касается и работ по ремонту (восстановлению) шин.

Наконец, расходы на утилизацию списанных шин согласно абз. 3 п. 2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.07 г. № 2, можно включать в прочие операционные расходы периода (субсчет 949).

Налог на прибыль

Высокодоходники и малодоходники, добровольно корректирующие бухгалтерский финрезультат на разницы из разд. III НКУ, должны обращать внимание на использование в хоздеятельности автомобиля, на котором «бегают» шины. Стоимость шин, оприходованных на субсчет 105 в составе стоимости автомобиля непроизводственного назначения, не подлежит амортизации в налоговом учете. Поэтому на сумму амортизации непроизводственного авто нужно будет увеличить финрезультат до налогообложения.

Что касается затрат, связанных с использованием (заменой) шин, приобретенных отдельно от автомобиля, то в бухучете они являются расходами отчетного периода. Все плательщики налога на прибыль (высоко- и малодоходные) учитывают такие расходы так же, как и в бухучете. Причем независимо от того, используется автомобиль в хоздеятельности предприятия или нет.

Каких-либо корректировок финрезультата в случае списания шин, не выработавших свой ресурс, НКУ не предусматривает.

НДС

Здесь никаких особенностей нет. При покупке шин предприятие отражает налоговый кредит (при наличии зарегистрированной налоговой накладной).

В случае списания шины по причине фатального повреждения, исключающего ремонт (восстановление), ранее срока, установленного Нормами № 488, может возникнуть вопрос о начислении «компенсирующих» НДС-обязательств по п.п. «г» п. 198.5 НКУ.

На наш взгляд, оснований для начисления налоговых обязательств нет, если автомобиль, на котором ходила шина, использовался в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности предприятия.

А вот при нехозяйственном (необъектном, льготном) использовании автомобиля начислить «компенсирующие» налоговые обязательства по НДС придется (п. 198.5 НКУ).

В завершение рассмотрим на условном числовом примере, как отразить в учете приобретение новых шин, замену и списание шин на утилизацию.

Пример. Чтобы подготовить автомобиль к зиме, предприятие купило комплект зимних шин стоимостью 3456,00 грн. (в том числе НДС — 576,00 грн.). Данный автомобиль использует администрация предприятия.

Для отражения в бухучете приобретенных шин предприятие применяет безопасный подход (вариант 2).

Для замены шин привлечена станция техобслуживания, которая не является плательщиком НДС. Стоимость ее услуг — 300,00 грн.

Летние шины решено списать, поскольку к этому моменту они выработали установленный ресурс и больше не пригодны для использования. Эти шины ранее предприятие приобрело отдельно. Их балансовая стоимость — 1540,00 грн.

Стоимость услуг спецорганизации по утилизации списанных шин — 180,00 грн. (в том числе НДС — 30,00 грн.).

В бухучете указанные операции отражают так, как показано в табл. 2 на с. 18.

Таблица 2. Учет операций по приобретению, замене и утилизации шин

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

дебет

кредит

1. Перечислена поставщику предоплата за комплект зимних шин

371

311

3456,00

2. Отражен «входной» НДС (до получения зарегистрированной налоговой накладной)

644/1

644

576,00

3. «Входной» НДС включен в налоговый кредит (получена зарегистрированная налоговая накладная)

641/НДС

644/1

576,00

4. Зимние шины оприходованы на склад

20711

631

2880,00

5. Списана сумма налогового кредита по НДС

644

631

576,00

6. Зачтена задолженность

631

371

3456,00

7. Отражена передача шин со склада в эксплуатацию

20712

20711

2880,00

8. Произведен шиномонтаж станцией техобслуживания (подписан акт)

92

631

300,00

9. Оплачены услуги шиномонтажа

631

311

300,00

10. Возвращены на склад летние шины

20711

20712

1540,00

11. Летние шины списаны с баланса и переданы на утилизацию специализированной организации (на основании акта приема-передачи)

92

20711

1540,00

12. Получены услуги по утилизации отработавших шин (на основании соответствующего акта)

949

631

150,00

13. Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии зарегистрированной налоговой накладной)

641/НДС

631

30,00

14. Оплачены услуги по утилизации отработавших шин

631

311

180,00

Выводы

  • Каждая шина должна быть идентифицирована и на каждую заводят карточку учета, которая является первичным документом для списания шины.
  • Шину выводят из эксплуатации и списывают, если остаточная высота рисунка протектора меньше минимально допустимой, истек назначенный ресурс шины или шина повреждена так, что ее восстановление (ремонт) невозможно.
  • Если за год предприятие списывает меньше 50 тонн шин, то ему не нужно ни подавать декларацию об отходах, ни получать разрешение на осуществление операций в сфере обращения с отходами.
  • Шины, приобретенные вместе с автомобилем, учитывают в составе его первоначальной стоимости на субсчете 105 «Транспортные средства».
  • Для бухучета отдельно приобретенных шин есть два варианта: 1) приходовать на субсчет 207 «Запасные части» и при передаче в эксплуатацию списывать на расходы периода; 2) завести отдельные субсчета к субсчету 2071 «Автомобильные шины» и списывать на расходы только в момент фактического списания шины ввиду ее непригодности для дальнейшей эксплуатации.
  • Если автомобиль, на котором будет «бегать» приобретенная с НДС шина, используется в нехозяйственных (необъектных, льготных) операциях, нужно начислить «компенсирующие» НДС-обязательства.

Документы и сокращения статьи

Закон об отходах — Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Нормы № 488 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 20.05.06 г. № 488.

Правила № 549 — Правила технической эксплуатации колес и пневматических шин колесных транспортных средств категорий L, M, N, O и специальных машин, выполненных на их шасси, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.13 г. № 549.

Инструкция № 291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.

КТС — колесные транспортные средства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше