Нормы расхода ГСМ: рассчитываем правильно

В избранном В избранное
Печать
Беляева Елена, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Ноябрь, 2016/№ 48
Нормы расхода ГСМ — один из немногих документов, применяемых подавляющим большинством субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности, при условии использования ими хотя бы одного транспортного средства. Мы привели основную информацию, необходимую для правильного расчета этих норм.

Формулы

Начнем с формул расчета нормативного расхода ГСМ. Они приведены в разд. 4 Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43), и применяются в зависимости от типа автомобиля (легковой автомобиль, автобус, грузовой бортовой или специальный автомобиль и т. п.).

Таблица 1. Формулы для расчета нормативного расхода топлива

п/п

Нормативный расход топлива по типам автотранспорта

Порядок расчета

1

Нормативный расход топлива для легковых автомобилей и автобусов (п. 4.1 Норм № 43)

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х К),

где Qн — нормативный расход топлива, л (м3);

Hs — базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м3/100 км);

S — пробег автомобиля, км;

К — суммарный корректирующий коэффициент, %

Базовые линейные нормы расхода топлива (Hs) приведены в приложениях А и Б к Нормам № 43 в разрезе моделей (модификаций) автомобилей.

Пробег автомобиля (S) определяют по показаниям спидометра и отражают в путевом листе.

2

Нормативный расход топлива на работу обогревателя (п. 4.2 Норм № 43)

Qон = Hон х 0,01 х КT х tон,

где Qон максимально возможное значение нормативного расхода топлива на работу обогревателя, л;

Hон — базовая норма расхода топлива на работу автономного обогревателя, л/ч;

КT процент использования мощности обогревателя в зависимости от фактической температуры воздуха в холодное время года;

tон — обоснованная и должным образом задокументированная продолжительность работы автономного обогревателя, ч

При использовании в автомобилях (в том числе автобусах) автономных (независимых) обогревателей нормативный расход топлива на работу обогревателя добавляют к общему нормативному расходу топлива (п. 1 этой таблицы).

Базовая норма расхода топлива на работу независимого обогревателя (Hон) приведена в приложении Г к Нормам № 43.

Процент использования мощности обогревателя T) определяют согласно п. 1.8 Норм № 43.

Продолжительность работы автономного обогревателя и обоснование процента использования его мощности указывают в путевых листах и/или других отчетных документах.

3

Нормативный расход топлива при эксплуатации легковых автомобилей и автобусов с прицепами, выполняющих транспортную работу, учитываемую

в тонно-километрах

(п. 4.3 Норм № 43)

Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) х (1 + 0,01 х К),

где Hsan — линейная норма расхода топлива на пробег автопоезда, л/100 км (м3/100 км);

S — пробег автопоезда, км;

Hw — норма на выполнение транспортной работы, л/100 т·км

3/100 т·км);

W — объем транспортной работы, т·км;

К— суммарный корректирующий коэффициент, %

Нормативный расход топлива для бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей в составе автопоездов, автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах

(п. 4.4 Норм № 43)

Если транспортная работа для легковых автомобилей и автобусов с прицепами не учитывается, то к ним согласно п.п. 3.1.11 Норм № 43 применяется коэффициент повышения линейной нормы расхода топлива для автомобиля с прицепом, рассчитанной с учетом снаряженной массы прицепа.

Линейную норму расхода топлива на пробег автопоезда (Hsan) определяют так:

Hsan = Hs + Hg х Gnp,

где Hs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км (м3/100 км);

Hg — норма расхода топлива на одну тонну снаряженной массы прицепа или полуприцепа, л/100 т·км (м3/100 т·км);

Gnp — снаряженная масса прицепа или полуприцепа, т.

Объем транспортной работы (W) определяют следующим образом:

W = Gван х Sван,

где Gван — масса груза, т;

Sван — пробег с грузом, км.

4

Нормативный расход топлива для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов

(п. 4.5 Норм № 43)

Qн = 0,01 х Нsanc х S х (1 + 0,01 х K) + Hz х Z,

где Нsanc — линейная норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/100 км (м3/100 км);

S — пробег, км;

К— суммарный корректирующий коэффициент, %;

Hz — норма расхода топлива на ездку с грузом автомобиля-самосвала, л (м3);

Z — количество ездок с грузом

Линейную норму расхода топлива самосвального автопоезда sanc) определяют так:

Нsanc = Нs + Hw х (Gnp + 0,5 х g),

где Нs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля-самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км (м3/100 км);

Hw — норма расхода топлива на транспортную работу и снаряженную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т·км (м3/100 т·км);

Gnp — снаряженная масса прицепа или полуприцепа, т;

g — грузоподъемность прицепа, т.

В случае работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом использования грузоподъемности выше 0,5 допускается нормирование расхода топлива согласно п. 4.4 Норм № 43, т. е. по формуле из п. 3 этой таблицы. В этом случае за базовую линейную норму принимается базовая линейная норма для соответствующего базового бортового автомобиля, скорректированная на разницу снаряженных масс этих автомобилей.

5

Нормативный расход топлива для спецавтомобилей, выполняющих специальные работы во время стоянки (п.п. 4.6.1 Норм № 43)

Qн = 0,01 х Нs х S х (1 + 0,01 х К) + Hоб х Tоб х (1 + 0,01 х Кс),

где Нs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;

S — пробег спецавтомобиля, км;

К — суммарный корректирующий коэффициент к линейной норме, %;

Hоб — норма расхода топлива на работу спецоборудования, л/ч (или литр на выполненную операцию, например, заполнение цистерны и т. п.);

Tоб — время работы оборудования, ч (или количество выполненных операций);

Кс — суммарный корректирующий коэффициент к норме на работу специального оборудования, %

6

Нормативный расход топлива для спецавтомобилей, выполняющих транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах (п.п. 4.6.1 Норм № 43)

Qн = 0,01 х (Нs х S + Нw х W) х (1 + 0,01 х К) + Hоб х Tоб х (1 + 0,01 х Кс),

где Нs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;

S — пробег спецавтомобиля, км;

Hw — норма на выполнение транспортной работы, л/100 т·км;

W — объем транспортной работы, т·км;

К — суммарный корректирующий коэффициент к линейной норме, %;

Hоб — норма расхода топлива на работу спецоборудования, л/ч (или литр на выполненную операцию, например, заполнение цистерны и т. п.);

Tоб — время работы оборудования, ч (или количество выполненных операций);

Кс — суммарный корректирующий коэффициент к норме на работу специального оборудования, %

Если спецавтомобиль выполняет транспортную работу, которая не учитывается в тонно-километрах, нормативный расход топлива рассчитывается по формуле, приведенной в п. 5 этой таблицы с учетом в составе К корректирующего коэффициента из п.п. 3.1.11 Норм № 43.

7

Нормативный расход топлива для спецавтомобилей, выполняющих работу во время движения (п.п. 4.6.2 Норм № 43)

Qн = 0,01 х (Нs х S + Нsc х Sc) х (1 + 0,01 х К) + Hn х N,

где Нs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля (без выполнения специальной работы), л/100 км;

S — пробег спецавтомобиля без выполнения специальной работы, км;

Нsc — норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы, л/100 км;

Sc — пробег спецавтомобиля при выполнении специальной работы, км;

К — суммарный корректирующий коэффициент к линейной норме, %;

Hn — норма расхода топлива на разбрасывание одного кузова песка или смеси согласно табл. Б.2 приложения Б к Нормам № 43, л;

N количество кузовов разбросанного песка или смеси за смену

Как видите, для того чтобы рассчитать нормативный расход топлива, нужно знать норму расхода топлива и поправочные коэффициенты, которые помогают учесть дорожные, климатические и другие эксплуатационные факторы ( разд. 3 Норм № 43). Информацию о видах норм расхода топлива представим в табл. 2, а затем рассмотрим особенности применения корректирующих коэффициентов.

Таблица 2. Виды норм расхода топлива

№ п/п

Вид норм расхода ГСМ

Порядок применения нормы

Значение

1

Базовая линейная норма (Hs)

(п. 1.2 Норм № 43)

Устанавливают на 100 км пробега автомобиля

Приведены в таблицах приложений А и Б к Нормам № 43 в разрезе моделей (модификаций) автомобилей. Распространяются только на модели (модификации) автомобилей с указанными техническими данными и особенностями конструктивного исполнения

Базовые линейные нормы расхода топлива установлены в таких единицах измерения:

для бензиновых, дизельных автомобилей и автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, — в литрах на 100 км пробега (л/100 км);

для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, — в нормальных кубических метрах на 100 км (м3/100 км);

для газодизельных автомобилей: нормы расхода сжатого природного газа — в м3/100 км, а дизельного топлива — в л/100 км.

2

Норма на выполнение транспортной

работы (Hw)

(п. 1.3 Норм № 43)

Учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом. Устанавливают на 100 тонно-километров (т·км)

Предельно допустимые (максимальные) нормы на выполнение транспортной работы в зависимости от вида топлива составляют:

• бензин — 2,0 л/100 т·км;

• дизельное топливо — 1,3 л/100 т·км.

При работе за пределами города на дорогах с твердым покрытием (дорогах из асфальтобетона, цементобетона) в условиях, не подпадающих под применение корректирующих коэффициентов, указанных в пп. 3.1.1.2, 3.1.2, 3.1.3 — 3.1.8, 3.1.15 Норм № 43, предельно допустимые нормы на выполнение транспортной работы в зависимости от вида топлива составляют:

• бензин — 1,4 л/100 т·км;

• дизельное топливо — 0,9 л/100 т·км.

При питании двигателя другими видами топлива, в частности сжиженным нефтяным газом (СНГ), сжатым природным газом (СПГ), в том числе в случае газодизельного питания, к приведенным нормам применяют переводные коэффициенты в соответствии с п.п. 2.1.4 Норм № 43, а именно:

а) бензин — СПГ — 1:1;

б) бензин — СНГ — 1:1,25;

в) дизтопливо (дизель) — СПГ — 1:0,92.

При осуществлении магистральных перевозок современными грузовыми автомобилями рекомендуется применять норму на транспортную работу в пределах 0,55 — 0,7 л дизельного топлива на 100 т·км

Норма на выполнение транспортной работы применяется для:

бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей в составе автопоездов;

автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей, которые выполняют работу, учитываемую в тонно-километрах;

легковых автомобилей и автобусов с прицепами, которые выполняют транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах.

Фактический расход топлива на выполнение транспортной работы увеличивается в условиях эксплуатации, включающих осуществление большого количества остановок и фаз разгона-выбега-торможения на единицу пути, повышенное сопротивление качению (некачественное дорожное покрытие, дороги из щебня (гравия), грунтовые дороги

и т. п.), холмистый рельеф местности.

Увеличенные значения норм на выполнение транспортной работы, подпадающие под применение корректирующих коэффициентов, указанных в пп. 3.1.1.2, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.5 — 3.1.8, 3.1.15 Норм № 43, при работе за пределами города используются на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах).

Рекомендовано дифференцированное использование норм расхода топлива на выполнение транспортной работы в зависимости от условий осуществления перевозок и технологического уровня (топливной экономичности) подвижного состава и в соответствии с фактическими потребностями. При этом конкретные величины норм расхода топлива на выполнение транспортной работы в регламентированных пределах устанавливает руководитель предприятия и утверждает приказом (распоряжением) по предприятию.

3

Норма на одну тонну снаряженной

массы (Нg)

(п. 1.4 Норм № 43)

Учитывает дополнительный расход топлива при изменении снаряженной массы автомобиля, прицепа или полуприцепа

Применяют в случае изменения снаряженной массы автомобиля.

Нормы на одну тонну снаряженной массы в зависимости от вида топлива равны соответствующим нормам на выполнение транспортной работы согласно п. 1.3 Норм № 43 (см. п. 2 этой таблицы). Используют их так же, как и нормы на выполнение транспортной работы

4

Норма на маневрирование в местах загрузки и разгрузки и выполнение операции по разгрузке (Нz)

(п. 1.5 Норм № 43)

Учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в местах загрузки и разгрузки и выполнением операций по разгрузке — на одну ездку

Устанавливают на каждую ездку с грузом. Ее максимально возможное значение рассчитывают в зависимости от грузоподъемности автомобиля так:

Hz = 0,02 х Gв,

где Gв — грузоподъемность автомобиля, т.

При питании двигателя бензином эту норму увеличивают на 25 %.

При питании двигателя СПГ, СНГ и другими видами топлива (в том числе в случае газодизельного питания) применяют переводные коэффициенты в соответствии с п.п. 2.1.4 Норм № 43 (см. п. 2 этой таблицы)

Норму на маневрирование применяют для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами.

5

Норма на работу специального оборудования, установленного на автомобилях (Hоб)

(п. 1.6 Норм № 43)

Устанавливают в литрах на 1 час работы оборудования или в литрах на одну технологическую операцию

Приведены в табл. Б.1 приложения Б к Нормам № 43

Норму на работу специального оборудования применяют для специальных и специализированных автомобилей, выполняющих специальные работы во время стоянки (автокраны, компрессорные, буровые установки и т. п.).

6

Норма на пробег при выполнении специальной

работы (Hsc)

(п. 1.7 Норм № 43)

Устанавливают на 100 км пробега

Нормы на пробег по моделям спецавтомобилей приведены вместе с линейными нормами на пробег без выполнения специальной работы в табл. Б.2 приложения Б к Нормам № 43

Эту норму применяют для специальных и специализированных автомобилей, которые выполняют специальные работы во время движения (снегоочистители, поливомоечные и т. п.).

7

Норма расхода топлива на работу автономного (независимого) обогревателя (Hон)

(п. 1.8 Норм № 43)

Устанавливают на один час работы независимого обогревателя

Базовые нормы расхода топлива автономными обогревателями на один час работы обогревателя приведены в приложении Г к Нормам № 43.

В случае отсутствия в приложении Г нормы на работу автономного обогревателя применяют корректирующий коэффициент согласно п.п. 3.1.13 Норм № 43 или, при необходимости, согласно п. 2.2 этих Норм устанавливают соответствующую временную норму

Указанную норму применяют для автомобилей и другой техники на колесном шасси, оборудованных автономными обогревателями.

Нормативный расход топлива на работу автономного обогревателя устанавливается в процентах от базовой нормы расхода на один час работы обогревателя (соответствующей его номинальной мощности) в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды в холодное время года (процент использования мощности обогревателя):

ниже чем +15 °C и до +5 °C включительно — до 20 %;

ниже чем +5 °C и до -5 °C включительно — до 40 %;

ниже чем -5 °C и до -15 °C включительно — до 60 %;

ниже чем -15 °C и до -25 °C включительно — до 80 %;

ниже чем -25 °C — до 100 %.

Расход топлива на работу обогревателя учитывают в общем нормативном расходе топлива согласно п. 4.2 Норм № 43.

Корректирующие коэффициенты

Корректирующие коэффициенты приведены в форме процентов повышения или снижения базового значения нормы расхода топлива. Повышающие коэффициенты перечислены в п. 3.1, а понижающие — в п. 3.2 Норм № 43.

Важно! Максимальные значения коэффициентов, указанные в п. 3.1 Норм № 43, соответствуют предельно допустимым нормативам для самых сложных условий эксплуатации транспортных средств. Их нельзя устанавливать одновременно для всех автомобилей (оборудования) предприятия и на весь период эксплуатации.

По возможности, следует устанавливать индивидуальные значения коэффициентов корректировки для каждого транспортного средства в зависимости от особенностей его конструкции, технического состояния и условий эксплуатации (п.п. 3.5.3 Норм № 43).

Если при эксплуатации автомобиля учитывают сразу несколько коэффициентов, то для расчета нормативного расхода топлива понадобится сначала определить суммарный коэффициент корректировки (п. 3.3 Норм № 43):

K= K1 + K2 +… + Кn.

Учтите! Уменьшающие коэффициенты подставляют в формулу со знаком «минус».

Для корректировки линейных норм можно применять все корректирующие коэффициенты, но с учетом ограничений, приведенных в разд. 3 Норм № 43. Например, для корректировки норм на транспортную работу не применяют коэффициенты, указанные в пп. 3.1.11 и 3.2.3 Норм № 43. А для корректировки норм на работу спецоборудования можно применять только корректирующие коэффициенты, указанные в пп. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.9 и 3.1.10 Норм № 43. Корректирующие коэффициенты, указанные в пп. 3.1.6, 3.1.7 и 3.1.8 Норм № 43, применять одновременно запрещено.

Все числовые значения корректирующих коэффициентов (в том числе значения процентов установления норм на работу оборудования и значения норм расхода и т. п.), приведенные в Нормах № 43 с предлогом «до», следует считать такими, которые могут применяться включительно. При расчетах достаточно округлять значения до трех значимых цифр.

Конкретные величины коэффициентов в регламентированных пределах и сроки их действия устанавливает непосредственно руководитель предприятия и утверждает приказом (распоряжением).

Обратите внимание! Собственникам старых авто (производство которых прекращено 25 и более лет назад) при нормировании ГСМ разрешено применять корректирующие коэффициенты и формулы расчетов, приведенные в Нормах № 43, а базовые линейные нормы — приведенные в Нормах расхода топлива и смазочных материалов на автотранспорте, утвержденных приказом Минтранса от 03.05.95 г. № 179. Об этом сказано в п. 1.2 Норм № 43.

Нормы расхода смазочных материалов

Нормы № 43 требуют нормировать не только расход топлива, но и расход смазочных материалов. Так, согласно п. 1.10 Норм № 43 нормативы расхода смазочных материалов устанавливают на 100 литров (100 м3 сжатого природного газа (СПГ)) нормативного расхода топлива (Qн), рассчитанного для данного автомобиля:

• нормативы расхода масел — в л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

• нормативы расхода смазочных материалов — в кг/100 л (кг/100 м3 СПГ) Qн.

Указанные нормативы приведены в приложении В к Нормам № 43.

Фактический расход топлива

Традиционно сложилось, что фактическое количество топлива, израсходованного в течение смены (рейса), рассчитывают на основании данных путевых листов. В них помимо прочего фиксируют показания измерительных приборов автомобиля на момент начала и окончания смены (рейса), а также сведения об объемах заправок (дозаправок) автомобиля в течение смены (рейса). Тогда для определения искомой величины можно воспользоваться простой формулой:

Т = ОТн + ЗТ - Отк,

где Т — фактическое количество израсходованного автомобилем топлива (рассчитывается по каждому путевому листу);

ОТн остаток топлива в бензобаке (в баллоне, если это газ) автомобиля на начало смены (рейса) (графа путевого листа «остаток при выезде»);

ЗТ — количество топлива, залитого в бензобак (заправленного в баллон, если это газ) в течение смены (рейса) (графа путевого листа «выдано»);

Отк — остаток топлива в бензобаке (в баллоне) автомобиля на конец смены (рейса) (графа путевого листа «остаток при возвращении»).

Рассчитанное таким образом количество израсходованного автомобилем в течение смены (рейса) топлива приводится в графе путевого листа «расход топлива фактический, л».

Необходимо отметить, что в настоящее время нормативно установленных форм путевых листов не существует. Однако в учетной сфере обойтись без путевого листа, выполняющего роль первичного документа, по-прежнему невозможно.

Формы путевых листов грузового и легкового автомобилей предприятие может разработать самостоятельно. За основу можно взять старые, уже привычные формы (см. утратившие силу совместный приказ Минтранса и Минстата от 29.12.95 г. № 488/346, приказ Госкомстата от 17.02.98 г. № 74), убрать из них ненужные реквизиты и добавить новые. Главное помнить — в путевом листе должны быть все обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 Закона о бухучете. Разработанный предприятием бланк руководитель утверждает своим приказом (распоряжением).

Такой подход одобряют и контролеры (см. письмо Мининфраструктуры от 23.04.13 г. № 4492/25/10-13, письмо ГФСУ от 09.06.15 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15).

Таким образом, путевой лист — это документ, который:

1) удостоверяет величину пробега автомобиля;

2) является основанием для расчета фактического количества использованных автомобилем ГСМ исходя из пройденного километража;

3) подчеркивает (наряду с другой информацией) хозяйственную цель передвижения автомобиля, что имеет решающее значение для НДС-учета.

Говоря о работе автотранспорта, мы, конечно же, не можем оставить без внимания еще один важный «транспортный» документ — товарно-транспортную накладную (ТТН).

ТТН по-прежнему остается обязательным документом, который оформляют при перевозках грузов автотранспортом. Ее наличия требуют Правила перевозок грузов автотранспортом в Украине от 14.10.97 г. № 363 (далее — Правила № 363), ст. 48 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.01 г. № 2344-III (ср. 025069200). Упоминается она и в п. 1 Перечня документов, необходимых для осуществления перевозки груза автотранспортом во внутреннем сообщении, утвержденного постановлением КМУ от 25.02.09 г. № 207.

По большому счету, ТТН нужна только в ситуациях, когда груз перевозят с привлечением сторонней организации (перевозчика). Если вы доставляете груз собственным транспортом, то водителя достаточно обеспечить товарной накладной или другим документом, подтверждающим право собственности на груз. Хотя некоторые плательщики, которые не хотят конфликтовать с налоговиками, оформляют ТТН даже при перевозках грузов собственным автотранспортом. И все потому, что фискалы зачастую рассматривают ТТН как документ, который подтверждает не только факт и стоимость транспортных услуг, но и сам факт поставки в целом.

Что касается формы ТТН, то с 18.03.16 г. предприятия наряду с типовой формой № 1-ТН ( приложение 7 к Правилам № 363) могут применять ТТН произвольной формы, разработанную с учетом специфики деятельности конкретного предприятия. Главное, чтобы в такой произвольной ТТН были все обязательные реквизиты, перечисленные в абз. 2 п. 11.1 указанных Правил.

Самостоятельно разработанную форму ТТН нужно утвердить приказом руководителя или другим распорядительным документом по предприятию.

Внимание! Упрощение формы ТТН, введенное приказом Мининфраструктуры от 27.01.16 г. № 26, не касается тех хозсубъектов, которые оформляют специальные ТТН при перевозках:

• спирта этилового, высокооктановых кислородосодержащих добавок и алкогольных напитков — в этих случаях обязательно применяют формы № 1-ТН (спирт), № 1-ТН (вкд), № 1-ТН (алкогольные напитки), утвержденные приказом Минтранссвязи от 28.04.05 г. № 154;

• нефти и нефтепродуктов — оформляют ф. № 1-ТТН (нефтепродукт), утвержденную приказом Минтопливэнерго, Минэкономики, Минтранссвязи, Госпотребстандарта от 20.05.08 г. № 281/171/578/155;

• хлебобулочных изделий — оформляют ф. № 1-ТТН (хлеб), утвержденную приказом Минагрополитики от 06.06.01 г. № 153;

• молочного сырья — обязательна ф. № 1-ТН (МС), утвержденная приказом Минагрополитики от 01.12.15 г. № 457;

• древесины — обязательна ф. № ТТН-лес, утвержденная приказом Мининфраструктуры и Минагрополитики от от 29.11.13 г. № 961/707..

Литры, приведенные к 15 °C

Реализаторы ГСМ знают, что единицей учета объемов топлива в системе электронного администрирования реализации топлива являются литры, приведенные к температуре 15 °C. Эта единица учета должна использоваться в первичных бухгалтерских документах, акцизных накладных/расчетах корректировки к акцизным накладным ( п. 232.1 НКУ).

О том, что в товаросопроводительных документах объемы топлива должны отражаться в килограммах и литрах, приведенных к температуре 15 °C, сказано также в п. 2 постановления КМУ от 24.02.16 г. № 113.

К чести НКУ, в нем содержится норма, позволяющая обойтись без сложной процедуры приведения литров к указанной температуре в случае отпуска топлива через топливораздаточные колонки на автомобильных заправочных станциях (комплексах) и на автомобильных газовых заправочных станциях. Для целей разд. VI НКУ такие литры приравниваются к литрам, приведенным к температуре 15 °C ( абз. 3 п. 232.1 НКУ).

Как же быть в остальных случаях?

Некоторые продавцы скажут: «Зачем заморачиваться с переводом, если можно приравнять фактически полученные/реализованные литры топлива к литрам, приведенным к 15 °C?».

Подобная беспечность может быть чревата как минимум расхождениями в данных учета с фактическими данными, что влечет за собой необоснованные потери/излишки топлива.

Также это нарушение в ведении налогового учета. Хотя, чтобы его выявить, налоговикам придется доказать необоснованность подобных расчетов и самим проводить правильные (что, скажем прямо, задача не из легких).

Кроме того, пренебрежение переводом в 15-градусные литры может привести к необходимости пополнения своего электронного счета с целью последующей регистрации заявки на пополнение объемов топлива, так как может оказаться, что фактический объем реализованных ГСМ превышает «входящие» объемы.

Таким образом, перевод литража топлива к температуре 15 °C — процедура обязательная. Минфин предписывает руководствоваться для этого действующей нормативно-технической документацией ( п.п. 7 п. 2 разд. IV Порядка заполнения и подачи Акта инвентаризации объемов остатка топлива, утвержденного приказом Минфина от 25.02.16 г. № 219).

Пересчет (приведение) массы к объему при определенной температуре (в частности, 15 °C) на сегодня регламентирован ДСТУ ГОСТ 8.599:2016 (ГОСТ 8.599-2010, IDT) «Метрология. Плотность светлых нефтепродуктов. Таблицы пересчета плотности к 15 °C и 20 °C и к условиям измерения объема». Этот межгосударственный стандарт введен в действие в качестве национального стандарта Украины с 01.09.16 г. приказом ГП «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества» от 02.08.16 г. № 223.

На этот документ ссылаются в своих разъяснениях и налоговики (http://od.sfs.gov.ua/zahodi-dlya-platnikiv/241685.html).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить