«Железное» право на налоговый кредит: точка зрения Минфина

В избранном В избранное
Печать
Кравченко Дарья, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Декабрь, 2017/№ 50
С 01.07.17 г. в НКУ появилась норма, гарантирующая покупателю безоговорочное право на налоговый кредит по НН/РК, которые зарегистрированы в ЕРНН. Так называемое железное право на НК было неким компенсатором за введение системы блокировки НН. Логика законодателей была очевидна — раз уж документ прошел проверку на этапе регистрации в ЕРНН, то к НК покупателя не должно быть претензий. Но в это слабо верилось. Засомневались в этом и фискалы. Поэтому они обратились за разъяснениями к Минфину. Что из этого вышло, читайте в нашей статье.

Суть проблемы

Напомним, как сформулированы нормы НКУ, декларирующие «железное» право на налоговый кредит. Абзац третий п. 201.10 НКУ гласит: НН/РК, составленные и зарегистрированные после 01.07.17 г. в ЕРНН плательщиком НДС, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, являются для покупателя таких товаров/услуг достаточным основанием для начисления сумм НДС, относящихся к НК, и не требуют какого-либо другого дополнительного подтверждения.

Исходя из формального прочтения данной нормы можно сделать вывод: факт регистрации НН продавцом в ЕРНН является единственным основанием для формирования НК у покупателя.

Конечно, для того, чтобы так и было, налоговикам пришлось разработать усиленную систему контроля, дабы не пропустить в ЕРНН «подозрительные» НН. Так, появилась двухступенчатая система проверки:

1-й этаппроверка на наличие ошибок.

Здесь НН/РК проверяют на наличие ошибок, которые могли быть допущены во время заполнения НН (п. 12 Порядка № 1246):

• формат НН/РК;

• ЭЦП и право ее наложения плательщиком НДС;

• НДС-регистрацию поставщика/покупателя;

• соблюдение «корректировочных» требований, установленных пп. 192.1 и 201.10 НКУ;

• ошибки в обязательных реквизитах НН/РК (п. 201.1 НКУ) и т. д.

Если отправленные на регистрацию НН/РК сформированы с нарушением требований пп. 201.1 или 192.1 НКУ, то система откажет в приеме таких документов (п. 201.10 НКУ).

2-й этаппроверка на соответствие блокировочным критериям.

На данном этапе должен отлавливаться «фиктивный» НК. С этой целью используются блокировочные критерии. Их перечень можно найти в Критериях № 567*.

* О последних обновлениях блокировочных критериев читайте в консультации «Важно! Минфин обновил Критерии блокировки налоговых накладных» // «БН», 2017, № 48.

Если НН/РК, направленные на регистрацию в ЕРНН, не соответствуют указанным критериям, значит, операция считается реальной. НН/РК попадают в ЕРНН, а покупатель получает полное право на НК по операции.

Если же НН/РК соответствуют указанным критериям, их регистрацию приостановят. В таком случае поставщику придется подавать «разблокировочные» документы в Комиссию ГФСУ и подтверждать реальность проведенной операции.

В случае положительного решения НН/РК будут зарегистрированы в ЕРНН. А значит, покупатель сможет воспользоваться своим правом на НК. В случае отрицательного — нет. По крайней мере, пока такие НН/РК не попадут в ЕРНН**.

** Подробнее — в консультации «Жалуйтесь, господа, жалуйтесь!», или Как обжаловать отказ в регистрации НН» // «БН», 2017, № 30.

Предполагается, что НН/РК, пройдя такую проверку и в итоге добравшись в ЕРНН, должны «безапелляционно» подтверждать НК. Но, оказывается, не все так просто.

Недостатки системы мониторинга

Дело в том, что каждый из проверочных этапов имеет ряд серьезных недостатков.

Обязательные реквизиты. Из всех обязательных реквизитов НН/РК, предусмотренных п. 201.1 НКУ, система может проверить лишь ИНН поставщика/покупателя, сравнив его с данными Реестра плательщиков НДС.

А все остальные — нет, так как, к примеру*:

* Подробнее — в консультации «Железное» право на налоговый кредит с 1 июля 2017 года» // «БН», 2017, № 27-28.

• номенклатуру товаров/услуг и их цену можно определить, только заглянув в первичные документы;

• дата составления НН/РК зависит от даты «первого» события;

• а код товара по УКТ ВЭД / код услуги по ГКПУ нужно искать либо в первоисточниках, таких как таможенная декларация, либо в соответствующих классификаторах.

Поэтому НН/РК с ошибками в указанных реквизитах могут с легкостью попасть в ЕРНН.

Дают ли они право на НК?

Налоговики говорят — нет, так как такие НН/РК не дают возможности идентифицировать операцию (письмо ГФСУ от 18.08.17 г. № 1676/6/99-99-12-02-01-15/ІПК).

И здесь с контролерами спорить будет трудно. Ведь несмотря на то, что п. 201.10 НКУ дает покупателю «железное» право на НК, требования п. 201.1 НКУ о заполнении обязательных реквизитов никуда не исчезли.

Поэтому оспорить выводы фискалов будет проблематично (особенно если первичка по операции подтверждает ошибку, допущенную в НН/РК).

Действительно, как и прежде, основанием для формирования НК является не сама по себе НН, а операция по приобретению товаров/услуг, в ходе которой была уплачена (начислена) некая сумма НДС. Данные этой операции должны быть зафиксированы в НН/РК, учтены в ЕРНН (НН/РК должны пройти регистрацию), и только тогда этот документ будет формальным подтверждением такой операции и основанием для формирования НК.

На наш взгляд, «железное» право на НК может гарантировать индульгенцию только на случай, когда в самом документе (НН/РК) допущена ошибка. Но и то с поправкой на то, что эти ошибки несущественные и не искажают суть проведенной операции.

Блокировочные критерии. Со вторым этапом проверки тоже не все гладко. Ведь даже самые замечательные критерии блокировки НН/РК не гарантируют того, что документами, поданными на регистрацию, оформлена реальная операция. Например, в случаях, когда:

а) ЭЦП (личный ключ) поставщика неправомерно использовалась от его имени и без его ведома;

б) руководитель и/или учредитель продавца признан судом виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 205 Уголовного кодекса (в создании фиктивных предприятий);

в) поставщик имеет один или несколько признаков фиктивности (фиктивной деятельности), определенных в ст. 551 ХКУ. То есть когда:

• юрлицо зарегистрировано на недействительные (утраченные, утерянные) и поддельные документы;

• юрлицо не зарегистрировано в госорганах, если обязанность регистрации предусмотрена законодательством;

• юрлицо зарегистрировано в органах госрегистрации физлицами с последующей передачей во владение или управление подставным (несуществующим), умершим, без вести пропавшим лицам или таким лицам, которые не намеревались осуществлять финансово-хозяйственную деятельность или реализовывать полномочия;

• юрлицо зарегистрировано (перерегистрировано) и проводит финансово-хозяйственную деятельность без ведома и согласия его учредителей и назначенных в законном порядке руководителей;

г) НН составлена по нереальным операциям по приобретению товаров/услуг.

В связи с этим налоговики обратились в Минфин с просьбой разъяснить, как реагировать на факты определения сумм НК при вышеуказанных обстоятельствах (письмо ГФСУ от 10.10.17 г. № 3447/4/99-99-14-02-02-13).

В ответ на данное обращение Минфин в своем письме от 08.11.17 г. № 11310-09-10/30469 сделал следующие выводы:

1. Кроме п. 201.10 НКУ, другие нормы НКУ также устанавливают четкие правила отнесения сумм НДС в НК.

То есть, как и раньше:

• в НК относятся, в частности, суммы НДС, уплаченные/начисленные при приобретении товаров (необоротных активов) и услуг (п. 198.1 НКУ);

• не относятся к НК суммы НДС, уплаченного (начисленного) при приобретении товаров/услуг, не подтвержденные зарегистрированными в ЕРНН НН/РК или таможенными декларациями, а также другими документами, предусмотренными п. 201.11 НКУ;

• НН, полученные из ЕРНН, являются для получателя товаров/услуг основанием для начисления сумм НДС, относящихся к НК (п. 198.6 НКУ).

2. Блокировочный механизм позволяет автоматически анализировать НН на наличие рисков и приостанавливать ее регистрацию в ЕРНН еще на стадии регистрации.

Напомним! Недавно Минфин внес изменения в Критерии № 567, согласно которым при наличии компрометирующей налоговой информации (свидетельствующей о рисковости операции) комиссия ГФСУ будет иметь право принять решение о неучете информации, предоставленной плательщиком (имеется в виду Таблица данных плательщика). И даже если информация, предоставленная плательщиком, будет учтена автоматически, то комиссия ГФСУ может принять решение о неучете такой информации.

3. Минфин заметил, что НКУ не определяет понятие «реальности» проведения операции.

Поэтому для получения дополнительной налоговой информации контролеры имеют право проводить встречные сверки данных субъектов хозяйствования (п. 73.5 НКУ). То есть сопоставлять данные первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с налогоплательщиком, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете налогоплательщика.

Быть или не быть?

Письмо Минфина от 08.11.17 г. № 11310-09-10/30469 можно трактовать двояко.

1. Продолжают действовать общие правила формирования НК, прописанные в ст. 198 НКУ.

Так, с одной стороны, указанные нормы подтверждают, что НН, полученные из ЕРНН, являются для получателя товаров/услуг основанием для начисления сумм НДС, относящихся к НК (п. 198.6 НКУ).

С другой — нарушение норм, указанных в ст. 198 НКУ, может стать причиной отказа налоговиками покупателю в праве на НК по операции. Несмотря на то, что НН уже попала в ЕРНН.

К примеру, тот же п. 198.6 НКУ говорит о том, что если на момент налоговой проверки у плательщика НДС суммы НДС, предварительно включенные в состав НК, остаются не подтвержденными соответствующими документами, плательщик НДС несет ответственность.

2. Система блокировки приостанавливает регистрацию в ЕРНН «нереальных» НН/РК.

Да, это так. В то же время, если поставщик подаст Таблицу данных плательщика и Комиссия ГФСУ учтет ее данные, система не будет блокировать НН/РК по операциям, приведенным в Таблице (п.п. 4 п. 5 Критериев № 567). А значит, несколько «нереальных» НН/РК могут проскочить в ЕРНН.

Выходит, тот факт, что НН попала в ЕРНН, не может быть «железным» основанием для формирования НК. В любой момент может появиться информация о том, что какая-либо из операций является фиктивной. А значит, риски признания той или иной операции нереальной остаются.

Поэтому плательщикам НДС не стоит особо рассчитывать на то, что НН/РК зарегистрированы в ЕРНН и формально относятся к формированию НК. Это может обернуться для них серьезными последствиями.

Выводы

  • С 01.07.17 г. НН/РК, зарегистрированные в ЕРНН, должны «безапелляционно» подтверждать НК. Для обеспечения такой возможности специально разработана двухступенчатая система проверки НН/РК, направляемых в ЕРНН.
  • К сожалению, она не может гарантировать, что все НН/РК, прошедшие проверку, безукоризненны (все обязательные реквизиты заполнены без ошибок, а сама операция является реальной).
  • Минфин на этот факт реагирует уклончиво. Он соглашается с тем, что норма о «железном» праве на НК есть и она работает. Но при этом призывает покупателей очень внимательно относиться к формированию НК.

Документы и сокращения статьи

Критерии № 567 — Критерии оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, и Исчерпывающий перечень документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденные приказом Минфина от 13.06.17 г. № 567.

Порядок № 1246 — Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.10 г. № 1246.

НК — налоговый кредит.

НН — налоговая накладная.

НО — налоговые обязательства.

РК — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить