«Старые» налоговые накладные: будет ли у покупателя налоговый кредит

В избранном В избранное
Печать
Кравченко Дарья, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Март, 2017/№ 13
Ситуация, в которой оказались плательщики НДС в 2017 году, не простая. Для выполнения новых требований к оформлению налоговых накладных у них не было технической возможности. Повлияет ли это на возможность покупателя сформировать налоговый кредит по накладным, датированным с 01.01.17 г. по 15.03.17 г.? Давайте это выясним.

Истоки проблем

Как ни странно, но все началось с Закона № 1797, которым с 01.01.17 г. внесены коррективы в НКУ. В частности, п.п. «і» п. 201.1 НКУ обязал плательщиков НДС кодировать все без исключения товары/услуги в НН. Причем, как и прочие обязательные реквизиты, такие данные следовало указывать в отдельной строке.

Но! На тот момент:

• форма НН не позволяла выполнить данное требование (не было специального места);

• коды УКТ ВЭД для некоторых товаров вообще отсутствовали.

В такой ситуации в более-менее выигрышном положении оказывались поставщики, так как:

• даже если НН заполнена неправильно, они все равно обязаны начислить НО ( п. 201.10 НКУ) и отразить их в НДС-декларации;

• от начисления штрафов за ошибки, допущенные в кодах товаров согласно УКТ ВЭД и кодах услуг согласно ДК 016:2010 ( п. 1201.3 НКУ), их спасает новенький п. 351 подразд. 2 разд. ХХ НКУ.

А вот у покупателей НК оказывался под угрозой. Хотя ни в НКУ, ни в Порядке № 1307 прямо не сказано о том, что НН, содержащая ошибки в обязательных реквизитах, не дает права на НК покупателю, однако к такому выводу можно прийти исходя из последнего абзаца п. 201.10 НКУ.

Напомним: данная норма позволяет формировать НК на основании НН, содержащих ошибки в реквизитах (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД). Но! Только если такие неточности не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (товар/услугу, входящие в комплект), период, стороны и сумму НО.

Соответственно, при совершении других оплошностей НК покупателю не видать.

ГФСУ постаралась смягчить ситуацию. В своем письме от 20.01.17 г. № 1312/7/99-99-15-03-02-17 // «БН», 2017, № 5, с. 4 налоговики разрешили временно (!), до внесения соответствующих изменений в форму НН не указывать в ней коды услуг. И добавили: отсутствие кода услуги в НН, датированных периодом с 01.01.17 г. до даты вступления в силу соответствующих изменений в форму НН, не является ошибкой, допущенной при составлении такой НН.

Такое послабление и радовало, и настораживало одновременно, так как в самом п. 201.10 НКУ речь шла о формировании НК на основании НН с ошибками в ее реквизитах. А вот вообще не указывать коды в НН эта норма не разрешает.

Но на этом проблемы не закончились.

09.02.17 г. Минфин обнародовал проект новой формы НН. Но ознакомиться с данным документом можно было только на официальном сайте ГФСУ (http://sfs.gov.ua/).

Более того, на изучение документа и внесение предложений плательщикам НДС был дан целый месяц (!). То есть до 09.03.17 г.

Но! До того момента, когда истек указанный период, Минфин утверждает изменения в Порядок № 1307 с помощью приказа № 276 (23.02.17 г.) и публикует последний 28.02.17 г. в газете «Урядовий кур’єр». Утром 01.03.17 г. приказ вступил в силу («БН», 2017, № 10, с. 5).

К такому повороту не были готовы даже налоговики. Ну а у плательщиков НДС опять не было возможности выполнить требования по заполнению НН.

ГФСУ вновь пришлось исправлять ситуацию. В своем письме от 10.03.17 г. № 5953/7/99-99-15-03-02-17 контролеры взяли двухнедельную отсрочку, разрешив плательщикам НДС регистрировать НН в ЕРНН по «старой» форме. Делать было нечего — во избежание штрафов за задержку регистрации поставщики вынуждены были подчиниться.

Только с наступлением 16.03.17 г. новая электронная форма НН появилась в бухгалтерском ПО («БН», 2017, № 12, с. 9).

Что в итоге? Покупатели — плательщики НДС получили НН, которые не соответствуют требованиям НКУ, составленные:

1) в период с 01.01.17 г. до 01.03.17 г. — без кодов услуг ( п.п. «і» п. 201.1 НКУ);

2) в период с 01.03.17 г. по 15.03.17 г. — составлены и зарегистрированы в ЕРНН по форме, которая на тот момент уже утратила силу. И опять же без кодов услуг.

Вот тут и возникает вопрос: не обернутся ли для покупателей — плательщиков НДС неприятностями «разрешительные» действия, которыми ГФСУ старалась смягчить переход на «новые рельсы»? Сможет ли такой покупатель отстоять право на НК по таким НН?

Давайте разберемся.

А будет ли НК?

Конечно, можно долго говорить о том, что в порядке принятия нормативно-правовых актов, касающихся порядка заполнения НН, были допущены нарушения. Сюда можно отнести и Закон № 1797, который был утвержден в последние дни декабря 2016 года, что уже свидетельствует о нарушении принципа стабильности налогового законодательства, задекларированного в п.п. 4.1.9 НКУ, и, как следствие, приказ № 276.

Но! Усугубили ситуацию и действия самого Минфина.

Ведь формально у него было время для того, чтобы создать плательщикам НДС необходимые условия для выполнения требований НКУ (о кодировании товаров/услуг) ( п. 5 Закона № 1797 дал отсрочку в 3 месяца).

Но Минфин по какой-то причине решил поспешить, что и привело к ряду дополнительных нарушений:

1. Одного из принципов государственной регуляторной политики — принципа прозрачности и учета общественного мнения ( ст. 4 Закона № 1160).

Напомним: данный принцип предусматривает обязательное рассмотрение регуляторными органами инициатив, замечаний и предложений, предоставленных в установленном законом порядке физическими и юридическими лицами, их объединениями.

Самостоятельно сократив срок, отпущенный на рассмотрение проекта приказа № 276 (ср. 025069200), Минфин тем самым сознательно пошел на нарушение. К сожалению, ответственность за такие действия не предусмотрена.

2. Сроков вступления в силу нормативно-правовых актов, установленных Указом № 493/92.

Согласно п. 3 указанного документа нормативно-правовые акты вступают в силу через 10 дней после их регистрации, если в них не установлен более поздний срок введения их в действие.

Внимание! Раньше такого срока акт считается не вступившим в силу.

А это значит, что приказ № 276 мог вступить в силу только 10.03.17 г.

Несомненно, здесь можно сослаться на:

п. 5.4 Порядка № 34/5, согласно которому нормативно-правовые акты, которые занесены в Госреестр, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не установлено самими актами, но не ранее дня их официального опубликования;

п. 15 Порядка № 34/5, который гласит: нормативно-правовые акты подлежат исполнению, если такой акт прошел госрегистрацию и такой документ официально опубликован (а в нашем случае так и было).

Но! Ставить же в приоритет указанные нормы перед Указом № 493/92 будет неправильно. Так как этот порядок определяет процедуру подготовки и предоставления в Минюст нормативно-правовых актов, которые в соответствии с законодательством подлежат госрегистрации.

А значит, он не является актом, определяющим сроки вступления в силу таких нормативно-правовых актов. Такими полномочиями наделен только Президент Украины.

Заметьте: к таким выводам пришел ВАдСУ в постановлении от 28.10.15 г. № К/800/143/15, когда признал незаконным и противоречащим нормативно-правовому акту высшей силы постановление НБУ от 14.11.13 г. № 453, в части слов «вступает в силу с 20 ноября 2013 года».

А все потому, что указанное постановление было зарегистрировано 15.11.13 г. То есть всего лишь на 5 дней раньше его вступления в силу.

Но как бы то ни было, при решении вопросов, касающихся законодательства, прежде всего нужно руководствоваться нормами НКУ.

Что говорит НКУ? А НКУ говорит: на дату возникновения налоговых обязательств плательщик НДС обязан составить НН в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством ( п. 201.1 НКУ).

А это значит, что уже с 01.01.17 г. плательщики НДС обязаны были кодировать товары/услуги в НН!

Письма ГФСУ, «разрешающие» составлять НН без кодов услуг, не в счет, так как они:

• идут вразрез с требованиями НКУ;

• не имеют силы нормативно-правовых актов, а лишь разъясняют нормы законодательства,

• при судебном рассмотрении не принимаются во внимание.

Выходит, что НН без кодов услуг лишают покупателя НК?

На наш взгляд, нет. Право на НК можно отстоять.

Собираем аргументы «ЗА»

Есть несколько весомых аргументов.

1. Сам НКУ.

Так, в защиту покупателей — плательщиков НДС могут выступить:

п. 198.6 НКУ, который позволяет формировать НК на основании НН, зарегистрированной в ЕРНН.

Соответственно, если НН попали в ЕРНН, то основное условие формирования НК выполнено;

п. 201.10 НКУ, который разрешает формировать НК на основании НН, в которых допущены ошибки в обязательных реквизитах (за исключением кодов УКТ ВЭД). Но! Если такие неточности позволяют идентифицировать совершенную операцию.

Считаем, что отсутствие кода услуги в НН не сможет этому помешать.

Заметьте: «неправильная» форма НН не лишает покупателя права на НК.

С этим соглашались и сами налоговики. В своем письме от 09.08.16 г. № 17186/6/99-99-15-03-02-15 // «БН», 2016, № 38, с. 6 они заявляли: регистрация в ЕРНН НН по форме, которая на дату такой регистрации утратила силу (если в регистрации такой НН не отказано), не может быть единственным основанием для непризнания НК по такой НН.

2. Те же «разрешительные» письма ГФСУ.

Такие документы имеют одну особенность — они предназначены для внутреннего пользования (т. е. служат руководством к действию для самих контролеров). А это может сыграть на руку плательщикам НДС.

То есть при проверке налоговики могут учесть требования вышестоящих органов. Тем более, что вины плательщиков в создавшейся ситуации как таковой нет.

Но даже если вдруг такое случится, то можно обратиться в суд. Например:

• следует попытаться признать незаконным приказ № 276 (см. выше);

• или сослаться на п. 201.10 НКУ.

3. Судебная практика.

Мы уже не раз говорили о том, что судебные органы относятся лояльно к формированию НК покупателем на основании НН с мелкими недочетами. Главное, чтобы:

• такие оплошности не мешали идентифицировать совершенную операцию (постановления ВАдСУ от 04.09.12 г. по делу № К/9991/47476/1; определение ВАдСу от 08.02.12 г. № К-9189/082);

• другие обязательные реквизиты НН, позволяющие однозначно идентифицировать поставку услуги, были заполнены правильно;

• осуществленная операция по приобретению товаров (работ, услуг) была реальной, что подтверждали документы первичного учета, содержащие достоверные сведения об объеме и содержании хозяйственной операции (решение ВАдСУ от 27.01.14 г. № К/800/52007/13).

Кроме того, для некоторых судов достаточно знать, что:

• «недостатки» в заполнении НН не связаны с реальным нарушением законодательства (решение Львовского апелляционного админсуда от 15.09.15 г. по делу № 876/11205/13);

• при регистрации НН в ЕРНН не были получены квитанции о непринятии таких документов системой (постановление Одесского окружного админсуда от 18.08.16 г. по делу № 815/3374/15).

4. Принцип презумпции добросовестности плательщика.

Он означает, что предоставленные налогоплательщиком документы налоговой отчетности считаются действительными, если иное не будет доказано контролерами.

Документы и сокращения статьи

Закон № 1797 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» от 21.12.16 г. № 1797-VIII.

Закон № 1160Закон Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.03 г. № 1160-IV.

Порядок № 1307 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина от 31.12.15 г. № 1307.

Порядок № 34/5 — Порядок предоставления нормативно-правовых актов на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины и проведения их государственной регистрации, утвержденный приказом Минюста от 12.04.05 г. № 34/5.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

НК — налоговый кредит.

НН — налоговая накладная.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить